Контрольная: Преступность несовершеннолетних
Контрольная: Преступность несовершеннолетних
Содержание
Преступность несовершеннолетних. 2
Причины и предупреждение данного вида преступности. 5
Список литературы.. 13
Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению преступности несовершеннолетних
как объекта криминологического исследования необходимо дать понятие
несовершеннолетней преступности. Очевидно, что в понятии несовершеннолетней
преступности скрыто два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-
вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. Определений преступности
бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов
авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже
религиозных. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения
людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но
такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют
отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для
общества. Кроме того, преступность - социально-правовое явление, ибо сама
цифра преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в
данный период времени преступлений. Однако преступность есть не простая сумма
совершенных преступлений, а явление имеющее свои закономерности
существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными
явлениями, часто ими определяющееся.
Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и
части, общего и единичного. Преступность - это совокупность преступлений. Не
будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически
социально-правового. Не будет столь же специфических форм и методов борьбы с
ней, должно будет “исчезнуть” уголовное (и не только уголовное)
законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как
общественно-опасного явления.
Наиболее точно, по моему мнению, само понятие преступности сформулировано в
учебнике “Криминология”, под редакцией академика Кудрявцева. В данной работе
преступность представлена как: отрицательное социально-правовое явление,
существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности,
количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества
и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных
мер контроля за ней.[1]
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является
достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и
может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент
совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время
за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон
устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.
Объективно возникает вопрос: из чего исходил законодатель, устанавливая в
законе такой возраст привлечения к уголовной ответственности?
Несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет достигают такой степени умственного и
волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В
этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в
состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества
к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними
противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к
уголовной ответственности.
Можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних представляет собой
ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а
именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не
достигшими 16 - летнего возраста.
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования
преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья
подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики
по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного
направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых
несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и
жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности,
интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций,
ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-
групповых и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и
структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью
подростков.
Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности общей,
требует учета той конкретной ситуации – политической и социально-
экономической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные
процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время
политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное
воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду.
Устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы
населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту
психо-эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В
свою очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской
безнадзорности как социального явления. В этих условиях особую тревогу
вызывает отсутствие единой федеральной программы поддержки семьи и
устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке семьи, которые в
нашем государстве все же осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию
влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи
продолжающийся идейно-нравственный кризис. В молодежной, в том числе и
подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают
все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется
эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего,
неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с
получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое
отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков
толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших
перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный
(постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных ценностей
складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка,
правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше
всех страдают самые чуткие - дети и молодежь.
Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической науки.
Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом направлении
является проблема контроля государства и общества над преступным поведением
подростка. В основе научного обоснования решения этой проблемы должна лежать
концепция государственной политики предупреждения преступности
несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка предложить основы
такой концепции.
Политика предупреждения преступности не имеет вполне сложившегося толкования с
точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено многообразие
употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами и работниками
системы правоохранительных органов терминов, наиболее распространенный из
которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную, психологическую,
экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причин и мотивации
совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин не «борьба», а
«предупреждение».[2]
Так, государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних
– это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и
негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач,
принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности
несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от
преступных посягательств.
Государственная политика предупреждения преступности не автономна. Она
является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и
правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы жизнедеятельности
и оказывает на них существенное влияние, постольку политика предупреждения
преступности воздействует на все основные сферы государственной политики.
Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем
криминологической этиологии. Эта особенность придает специфику целям
политики предупреждения преступности несовершеннолетних. С одной стороны, ее
цель – защита прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – защита
общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних.
Такая конструкция цели политики предупреждения преступности
несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы криминологической и
правовой практики.
С позиции формулирования цели не вызывает сомнения решения одной из важнейших
задач при разработке концепции ювенальной юстиции – обоснование комплексного
характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная модель суда,
занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой судебной юрисдикции,
в котором решаются в комплексе вопросы как судебной защиты прав
несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как
цель политики), так и юридической их отвественности за совершенные проступки и
правонарушения ( одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных
посягательств несовершеннолетних как цель политики).
[3]
Игнорирование двойного содержания цели политики предупреждения преступности
несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению
жизненного пространства несовершеннолетних, на которых распространяются
интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана
преступным поведением подростка.[4]
Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения
преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества
от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и
процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика
предупреждения преступности формируется с учетом:
- Социально-экономического состояния общества, его позитивных и
негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью
несовершеннолетних;
- Социально-психологического состояния общества, его позитивных и
негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью
несовершеннолетних;
- Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов,
влияющих на прогнозные оценки;
- Социального контроля (формального и неформального, внутреннего и
внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на
дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;
- Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и
возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее реформирования и
развития.[5]
В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:
Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и
общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования
политики предупреждения преступности;
Второй – деятельность государственных и негосударственных институтов
(средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации
политики.
Третий – последствия. Это показатель эффективности политики предупреждения
преступности.
Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А,
следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках
предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:
- разработка критериев определения профилактического потенциала права;
- расширение правового обеспечения предупреждения преступности за
счет более широкого включения в него норм гражданского, административного,
трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости
населения РФ».
- Увеличение числа профилактических норм в УПК РФ;
- Разработка видов и механизмов назначения наказания
несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;
- Разработка правового регулирования осуществления процедуры
собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей
встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения
вероятности повторного его возникновения.
Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности
несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные
институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения
преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».
[6]
Цель системы правоохранения – обеспечение безопасности в обществе (защита
человека, общества и государства от преступных посягательств) путем
реализации закона и других норм права.
Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут
выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран,
где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних
берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского
общества, слабости политических партий и общественных организаций,
государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.
Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный,
региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования
и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная
реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы
жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее
субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности
несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:
1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения,
которая нуждается в повышенной защите.
- Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
- Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы
социальной и правовой защиты;
- Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
- Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные
полномочия.
2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:
- решение всех задач, связанных с предупреждением преступности
несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как
инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень
безопасности общества.
- последовательное применение в отношении несовершеннолетних
принципа протекционизма.
- Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение
реализации основных прав несовершеннолетних.
- Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных
на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.
3. Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения
принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних:
- Усиление профилактического потенциала права.
- Принятие специальных законов и специальных процедур для
несовершеннолетних.
- Поэтапное создание комплексной системы правосудия для
несовершеннолетних.
- Специализация следователей, прокуроров, судей.
- Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.
1. Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.
- Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости
от характера и тяжести деяния.
- Приоритетность социально-психологической, педагогической
реабилитации.
- Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа,
согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны
применяться в качестве крайней меры.
2. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
- Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности
несовершеннолетних.
- Создание системы координации предупредительной деятельности в
соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого
подхода.
- Создание единого пространства профилактики.
- Образование системы мониторинга деятельности по формированию и
реализации политики.
3. Подход к проблеме с учетом региональных условий.
- Оценка криминогенной ситуации.
- Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры
реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного
наказания.
- Максимальное использование для предупреждения преступности
несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.
- Принятие законов и иных подзаконных актов.
- Согласование программ предупреждения преступности на региональном
уровне с программами потребностями на местном уровне.
[7]
1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 2000.
2. Домова А.И. «Социально-психологические аспекты преступности
несовершеннолетних». М. Юридическая литература, 2000.
3. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М, 2000.
4. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев.
2001.
5. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М,
2001,
6. “Криминология”, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.2001 г.,
7. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М, 2002.
[1] “Криминология”, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.1997 г., С.22
[2] Криминологические и уголовно-правовые
идеи борьбы с преступностью. М, 2001, с. 19.
[3] Криминологические и уголовно-правовые
идеи борьбы с преступностью. М, 2001, с. 39.
[4] Астемиров З.А. Уголовное наказание и
ответственность несовершеннолетних. М, 2002, с. 87.
[5] Криминологические проблемы профилактики
правонарушений молодежи. Киев 2001, с. 113.
[6] Криминологические проблемы профилактики
правонарушений молодежи. Киев 2001, с. 124.
[7] Криминологические проблемы профилактики
правонарушений молодежи. Киев 2001, с. 153. |