Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на закате" - (реферат)
Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на закате" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Анализ стихотворения А. Блока “Мы встречались с тобой на закате”
“Мы встречались с тобой на закате” Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны вечерние встречи. Впереди – на песчаной косе Загорались вечерние свечи Кто-то думал о бледной красе. Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло, отошло… Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Фонетические средства: аллитерация – [ж/г] – 3я строфа {КОНТРАСТ} [ш] – 3я + четвертая [ч], [р], [л] – общий фон ассонанс + аллитерация = [лижений/ний], [ашло]
Морфемные средства: при-ближений, с-ближений + с-гораний по-меркло + про-шло, ото-шло Лексические: специальные – нет Неологизмы – нет Устаревшие – панихида Сравнения: развернутое – нет Прямое –нет Отрицательное – нет Существительное в тв. п. –нет Олицетворения: лазурная тишь
Метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды
Гипербола: нет Литота: нет нет искажения \ a la истина Оксюморон: нет Перифраз: нет (см. выше)
ЭпитетА) метафорический: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан. Б) изобразительный: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло В) лирический: нет
Метонимия: нет НЕ – ИСКАЖЕНИЕ Синекдоха: нет Поэтический синтаксис: А) градация: Б) повторы: анафора: нет Эпифора: нет В) эллипсис: Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Г) инверсия: Были странны вечерние встречи (и др) Рит. приемы: А)восклицание: нет Б) вопрос: нет В) умолчание: Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло, отошло… Размер: 3х-стопный анапест
Рифма: перекрестная авав; жен. \муж. \жен. \муж. \, в основном – полная (+J: сгораний-тумане, закате-платье) стихотворение из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в 1902г. Лирический герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютно реальной: Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Но уже во 2ой строфе он (герой) признает неестественность этих “странных” встреч на фоне чьих-то дум о “бледной”, призрачной “красе” мечтаний; реальность странна среди “вечерних свеч”. И герой признает свою принадлежность именно к миру мечты, несмотря на предполагаемую “телесность”, реальность любви: встречи происходят “в вечернем тумане, где у берега рябь и камыш”, где нежность вечера сглаживает, смягчает огонь страсти. Жизнь “приближений, сближений, сгораний” гасится, тонет в неясных сумеречных очертаниях, среди камышей, а звук [ж], ее олицетворяющий, резко ворвавшийся в общий звукоряд стихотворения, исчезает под тихими волнами [т], [ш], всплесками [л] и [л’], под рябью мечты. В последней строфе стихотворения аллитерация [ж] заменяется органичным для сонной действительности лирического героя повтором [ш] в словах “прошло, отошло”. Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность–“приближений, сближений, сгораний” - в 4ой строфе отражается приглушенно, нечетко, гармонично сочетаясь с “лазурной тишью мечты”: “Все померкло, прошло, отошло”, и эта замена яркого [ж] на [ш], группы [г], [р], [н] на [к], [р], [л] является микроотражением основной темы стихотворения–возвращения героя в свою нереальную действительность из недействительного для него мира реальности. Образы, сопутсвующие героине– лишь подтверждение этой темы. Вспомните, если в первой строфе: Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив,
то в последней строфе все эти образы появляются снова, но уже чистые, мягкие, органично вплетающиеся в собственный мир героя. “Закат” отражается “голосами панихиды”, “платье”– воплощение земного существования – становится легким очерком тела –“станом, а рассекающее залив весло” видится теперь не как разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без движения– “золотым”. {есть смысл закопаться глубже по поводу “белого платья” на основе античных мировоззрений–белый как цвет смерти, по поводу весел и лодок можно нырнуть в скандинавскую мифологию–куда и на чем плывут умершие, но собственно идея насчет кольцевой композиции должна сохраниться, только мотив Судьбы усилится (от себя не уйдешь) и появится, возможно, мотив предугадания}. Таким образом, стихотворение имеет кольцевое построение –автор возвращается к образам1ой строфы в последней, снимая с них точные контуры реальности, окончательно растворяя их в фантазийно-призрачном мире своего лирического героя. Статичность, недвижимость мечты чувствуется не только в звукописи , она создается и за счет певучей одинаковости размера всех строф: трехстопный дактиль с клаузулой в 1ой и 3ей строках и постоянной перекрестной рифмойавав. Стихотворение благодаря четкости построения звучитбудто независимо от того, что в нем описано, и даже не вникая в смысл слов, читатель слышит плеск рассекаемой волны, шорохи песка перешептывания камыша, чувствует легкую сырость тумана, видит размытые очертания бледных пятен огня и вместе с автором сплетает из вечерних приглушенных теней сияющее золото мечты с тем, чтобы унести его в свой собственный мир…
|