Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита") - (реферат)

Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита") - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Духовно-религиозные искания М. А. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита”)

Наверное, любому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений, свойствен поиск некоего пристанища в этом безграничном пространстве, огромной частью которого является религия. Духовно-религиозные искания для людей творческих — это знак, которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг. Герои большинства произведений М. А. Булгакова реалистичны и современны автору. Фантастико-историческо-аллегорический роман“Мастер и Маргарита” дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора. Введение плана исторического (Пилат и Иешуа) позволяет писателю (и читателю) размышлять о проблемах выбора, ответственности и наказания и, главное, переосмысливает Евангельскую историю. Введение в реальную современность фантастико-метафизических героев (Воланд и его свита) дает толчок к поиску Истины Мастеру, Маргарите и Ивану Бездомному. Еще одна линия исканий связана с“вечной любовью” Мастера и Маргариты. Герои ищущие — это Пилат, Мастер, Маргарита и отчасти Иван Бездомный. Маргарита и Иван менее первых, ибо для Маргариты главное приобретается после встречи с Мастером, а Иван, идущий к истине не самостоятельно, а ведомый страшными чудесами и случайными встречами, не познает ее до конца. Нужно отметить, что между Пилатом и Мастером устанавливаются дополнительные отношения Творца и творения, поскольку для данного произведения Пилат является еще и героем романа Мастера. Поэтому наибольшая смысловая нагрузка именно на нем. Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показав тем самым, что за кровь Христа ответствен не он, а иудеи. Пилат булгаковский ответственности за смерть Иешуа снять со своей души не смог. Но дело здесь даже не в крови невинного. Пилат увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа—он ею не воспользовался и потому ответствен за свой выбор и наказан за него бессмертием.

Булгаков переосмысливает Библейский сюжет не только на примере Пилата. У него другой Христос, не Богочеловек, а всего лишь Тот, Кто знает и несет Истину. Его образ лишен чудесного, в отличие от Во ланд а, который является в романе не абсолютным Злом, но карающим мечом правосудия, прокладывающим дорогу к познанию Истины. Искания Мастера — это искания всякого писателя, равно как и любого творческого человека. Он проходит испытания главным в его жизни— романом и любовью, —не выдерживая, кажется, даже второго, потому что не выдерживает первого, сжигая рукопись. Но для Булгакова важно, что“рукописи не горят” и “вечная любовь” существует, потому что есть надземная, Высшая сила, которая спасает книгу и дарует Мастеру счастье с любимой женщиной, ибо, написав свой роман, Мастер заранее заплатил за все.

Перераспределяется у Булгакова соотношение Света и Тьмы на земле, в частности в России. В основной массе человеческая натура столь нелицеприятна, что сам Сатана становится пророком Истины. Царство бездуховности и лжи на земле — эта мысль проходит через весь роман. “Каждый получает то, что выстрадал”, — так можно трактовать финал романа. “Прощенный в ночь на воскресенье.... жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат” уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. “Кто-то” отпустил “на свободу Мастера”, даровав ему и Маргарите не Небесный, но его собственный и Маргариты рай — полное спокойствие. Иван Бездомный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, что он хочет знать, мучаясь и сомневаясь лишь в дни полнолуния. А для самого Булгакова “рукописи” по-прежнему “не горят”. Эта главная истина для писателя проверена временем на примере его произведений.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011