Эволюция чувства свободы (по произведениям Пушкина) - (реферат)
Эволюция чувства свободы (по произведениям Пушкина) - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Эволюция чувства свободы. (по произведениям Пушкина).
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года. Через 12 лет он поступил в Царскосельский лицей, где пробыл 6 долгих лет. Для Пушкина это был не только источник дорогих воспоминаний, но и место, где определились его убеждения и миропонимание. Одной из задач преподавателей было воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Там же друзьями Александра Сергеевича стали будущие декабристы и известные поэты. Отечественная война 1812 года и победа в ней пробудили в людях гордость за страну и надежду на её возрождение. Однако в судьбе народа ничего не изменилось в хорошую сторону, для крестьян начались ещё более трудные послевоенные годы. Видя это, русская интеллигенция активно создаёт политические кружки, начинает действовать во имя спасения Отечества. Пушкин с радостью принимает участие в тайных собраниях и пишет свободолюбивые стихотворения. Пером поэта руководит любовь к своей стране и народу. Одним из первых таких произведений было обращение “К Чаадаеву”, написанное совсем юным ещё Пушкиным в 1818 году. Идеей стихотворения стали мысли о вольности, чести, рабстве и его безнравственности. Здесь хорошо видно влияние поэзии XVIII века, это ещё“предпушкин”, он пользуется речевыми штампами : “звезда пленительно счастья”, “сон”, “утренний туман”, “под гнётом власти роковой”. В начале стихотворения говорится о забавах юности и мечтах, которые присущи всем в 19 лет:
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман…
Пушкин молод, полон сил и энергии. Об этом говорит и рваная строка, придающая стихотворению динамичность. На это указывают и такие строчки: Но в нас горит ещё желанье…
… … … … … … … … … … … … … … Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждём с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждёт любовник молодой Минуты первого свиданья.
Автор пользуется одной из самых мощных структур в стихотворении: периодом: Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы, Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы.
Поэт оптимистичен и вкладывает свою веру в сердца читателей: Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Правительство видит в Пушкине опасного врага, молодого, энергичного и мужественного человека. Выход один: отправить поэта в ссылку. Но Александр Сергеевич не сдаётся, продолжает творить, и одним из вольнолюбивых стихотворений, написанных в ссылке, становится“Узник”. Здесь автор отразил свои мысли о свободе. Он понимает её как биологическое, врождённое чувство, ведь не случайно героем стихотворения выбран орёл- сильная и вольная птица. В “Узнике”Пушкин говорит не только о своей ссылке и о желании быть свободным, но и призывает к жизни на воле и борьбе за это счастье:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер…да я! После подавления восстания декабристов Пушкин не отказывается от своих взглядов, а наоборот, позиция его становится более критичной. Но поэт потрясён казнью пятерых декабристов, рисунок виселицы с тех пор стал часто появляться в его черновиках. В 1827 году он создаёт стихотворение “Арион”, где иносказательно изображает события на Сенатской площади. Все занимались своим делом: “Иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёсла”. О себе Пушкин говорит так: А я- беспечной веры полн,
Пловцам я пел…
Мне кажется, поэт понял, что его мечтания слишком легкомысленны и изменить всё будет очень трудно. Однако желание борьбы за свободу Пушкин не утратил: Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.
Здесь, как и в предыдущих произведения, присутствует рваная строка, придающая стихотворению динамичность. Проанализировав основные свободолюбивые стихотворения Пушкина, мы можем сделать вывод, что поэт всегда мечтал о счастье людей, о спокойной и вольной жизни, боролся за это счастье, но мечтаньям его н7е суждено было сбыться. На мой взгляд, полной свободы у людей нет и по сей день.
“5/5”
Комментарии учителя: Почему? Что можно сделать твоему поколению? Можно ещё написать о том, что его дело продолжили другие поэты: Лермонтов, Некрасов…
|