Лучшие люди из дворян в романе "Война и мир" - (реферат)
Лучшие люди из дворян в романе "Война и мир" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Лучшие люди из дворян в романе "Война и мир"
Положительным героем в литературном произведении является передовой человек той эпохи, о которой идет речь в данном произведении. Л. Н. Толстой создавал свой роман в то время, когда ведущей фигурой русской действительности был революционный демократ, разночинец. Не смотря на то, что Толстой был далек от революционной демократии, борьба передовых общественных сил России не прошла для него бесследно и нашла отражение в его творчестве. Центральными персонажами ранних произведений Толстого были люди из дворянской среды, желающие слиться с народом, облегчить его участь, служить ему. Но роман “Война и мир” создавался, когда были известны статьи Добролюбова и Чернышевского. Главные герои эпопеи - Болконский и Пьер Безухов, которые проходят наиболее сложный путь развития, характеризуются глубиной и богатством идейно- психологического содержания. Но Толстой не идеализирует Безухова и Болконского. Облик каждого из них в какой-то мере омрачен пороками, привитыми средой и воспитанием. Так он раскрывает слабоволие, лень Пьера; честолюбие, стремление к личной славе Андрея. Но главное то, что Андрей и Пьер прежде всего русские люди, в которых проявляются черты русского национального характера. Основное качество, роднящее их с народом - патриотизм. События 1812 года явились наиболее знаменитой эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита Родины становится высочайшей целью его жизни. Уйдя из штаба, сблизившись с людьми своего полка, он выражает требования возмездия виновникам войны, которое пробудилось в сердце каждого русского человека. Андрей уже не стремиться попасть в высшие сферы, где как он думал раньше решаются судьбы Родины. Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их сблизить свою жизнь с их жизнью - вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея. В разговоре в Пьером накануне Бородинской битвы особенно отчетливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Он выступает ни как представитель узкого круга Болконских и Ростовых, а как представитель армии, как один из тех, в ком во время этой войны формируется самосознание мужества и патриотизма. “Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям, и также думает .... вся армия. ” Небо Аустерлица открыло Болконскому истинного Наполеона мелочного Наполеона, “с этим мелким тщеславием и радостью победы”. “Завтра, чтобы то ни было, мы выиграем сражение! ” Теперь Андрей Болконский убежден, что успех сражения зависит ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа, а “от того чувства, которое есть в каждом солдате”, Это и есть преодоление наполеонизма. Андрей Болконский - истинный герой Бородинского сражения. Погибает он от ранения, находясь на воинском посту, показывая солдатам пример мужества и героизма. Из всех положительных персонажей романа, именно А. Б. осознает народный характер войны 1812года. Отсюда сказанные им слова: ”Нет, я учен Аустерлицем, Турцией, Бородиным. Успех наш - успех солдат, успех мужика, народа.... ” Но не только Андрей находит пути сближения с народом. Пути духовных исканий Пьера - пути к народу. С простыми людьми Пьера роднит прежде всего исключительно русское чувство презрения ко всему “условному, искусственному. ” В гостиной Пьер отличается от всех благодаря своему “умному и естественному взгляду”. Он привлекает к себе внимание рассуждениями о Наполеоне, о военных событиях того времени. Началом сближения Пьера с народом была Бородинская битва. Сблизившись с солдатской массой, Пьер начинает видеть людей и вещи, как они есть, анализировать окружающую его жизнь, в нем растет склонность к активному протесту, а в эпилоге мы видим его одним из деятелей одного тайного общества. Толстой показывает, что не сразу Пьеру и Андрею удалось сблизиться с народом. В жизни каждого из героев происходит ряд переломов, в результате которых их облик меняется на протяжении всего романа. Напряженная, беспокойная мысль о судьбе народа, о неправильном устройстве общества проходит через все искания Пьера. Увлекаясь массонством, он решает посвятить все свои силы благоустройству жизни крестьян. Пьер думает об учреждении в селах больниц, школ, приютов, считает необходимым отпустить своих крепостных крестьян на свободу. Но Пьер Безухов часто заблуждается, его часто постигают неудачи, а это объясняется тем, что “всякая область труда в его глазах соединялись со злом и обманом.... зло и ложь отталкивали его и завораживали ему все пути деятельности”. И именно это отвращение ко злу и обману в тоже время чувство ответственности перед судьбой народа приводят Пьера к идеям декабризма. Андрею Болконскому не в меньшей мере присущи презрение ко всему искусственному, критическое отношение к окружающей его действительности, искание смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение. Андрею присуще глубокое тяготение к народу, поэтому он навсегда уходит из штаба и, получив в командование полк, еще больше сближается с народом. Конечно, Пьер прав, думая об умершем Андрее как о своем единомышленнике. Люди, подобные Пьеру и Андрею, незаурядны по своим идейным и душевным качествам, не часто встречались в дворянской среде. Но благодаря тому, что Толстой заостряет те черты своих героев, которые делают их непохожими на большинство людей их класса, Пьер и Андрей становятся глубоко типичными фигурами. В лице их воплощены лучшие русские люди, из которых в последствии формировалось поколение первых русских дворян-революционеров. Роман Толстого является как бы гимном во славу русского человека, во славу жизни. Глубокое приобщение к народной крестьянской психологии, позволившее Толстому увидеть мир без привычных масок, вскрыть ложь, пронизывающую все русское буржуазное общество, одновременно привело писателя к идеям “непротивления злу насилием” и нравственного самоусовершенствования. Лучше других видя всю несправедливость общественного строя, он был не в силах найти действительные пути его переустройства. Однако как бы не относиться к учению Толстого, его мысль о человеке как высшей духовной ценности близка нам. Мы принимаем его гневное отрицание уродливых сторон старого мира, призыв к иной разумной жизни. С особенной силой в романе писатель выступал против “завоевательской мании” правительств за всеобщий мир. Толстой дорог нам как гениальный художник, оставивший непревзойденное произведение. “Война и мир” произведение, в котором Толстой воспевает народную жизнь народных героев, их мужество и бессмертие, их любовь к родине и то самопожертвование, которые они совершают во имя жизни, во имя Отчизны.
|