Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем - (реферат)
Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем Я дал себе слово всегда говорить правду… М. Зощенко Я пишу только за то, что глаза мои Мои собственноручно видели И. Бабель.
Цели урока: - Дать понятие “возвращенной литературы”; обсудить полученные по теме знания;
проверить уровень осмысления материала; развивать монологическую речь; развивать коммутативные способности; формировать гражданскую позицию. Тип урока: урок-семинар Форма работы: групповая Оборудование: 1. портреты писателей и поэтов 2. тексты произведений 3. листы для групповой работы. 4. фломастеры. Ход урока. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока вытекает из уроков, на которых мы с вами видели как взаимодействует время и личность в романе А. Толстого “Петр I”; заглянули в будущее с героями Замятина, стояли в очереди к тюремному окну с А. Ахматовой, задумались над судьбой лирического героя А. Твордовского, ужаснулись правде Шаламова, прожили один день в лагере с Иваном Денисовичем Шуховым, побывали у Черных камней с поэтом Жигулиным. “ Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем” Нам предстоит обобщить полученные знания, познакомиться с новым понятием “возвращенная литература”, попробовать извлечь уроки из художественных произведений для того, что страшное прошлое не вернулось.
I. Этап урока.
Посмотрите на портреты писателей и поэтов. Вы их узнали. Что общего в их судьбах? Какие произведения из вы знаете? Какие проблемы поднимали они в своих произведениях? Оформите ответ в виде схемы. Ответьте на вопрос. Почему эти авторы и их произведения вошли в разряд“возвращенной литературы”.
Учитель: А. Солженицын. Поэты русские! Я с болью одинокой, В тоске затравленной перебираю вас. Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий Час истребления, уничтожения нас. Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых, Когда со слов спадет горячность туман. Два наших первенца застрелены в дуэлях, Растерзан третий в реве мусульман. Нас всех, нас всех пред пушкинской гранью Многоголовно гибель стерегла: Безумием, гниением, зеленым умираньем, Мгновенным ли пыланием чела. Повешен тот, а этот сослан в рудник. Иных подбил догадливый черкес… Санкт-петербургские нахмуренные будни Да желть бензинная … небес. Чума на вас, российские поэты! Текучим воском вылиты каким? – Один в петлю, другой – из пистолета, К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.
Возвращается к нам литература ранее внесенная в, “черные списки”, произведения долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одним– ярко выраженной антитоталитарной направленностью. А что значит тоталитаризм? Тоталитарное государство, тоталитарный режим? – 6 мин. II этап. Выступление историков. III этап. На ХХ съезде КПСС прозвучало “культ личности” Так назвали время правления Сталина. Но ведь был Гитлер, Франко, Пол-Пот. Какова была их цель? На листе №2 напишите как вы понимаете слово. ВЛАСТЬ.
10 мин IV. Учитель.
Объективно жизнь в тоталитарном государстве тяжела и опасна. Осознать мир тоталитарной системы таким, какое он есть на самом деле– это навсегда потерять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Несмотря на глобальную ложь пропаганды наиболее интеллигентные и внутренне не зависимые люди сохраняют свою точку зрения.
Как сказал О. Мендельштам: “ Я не смолчу, не заглушу боли, Но начерчу то, что чертить волен. ”
Какой путь в жизни, в творчестве выбрали писатели и поэты, с творчеством которых мы познакомились?
Ученики – художники защищают все свое видение пути Ученики – филологи – свои -20 I ур.
V. Поэта, писателя можно убить, изгнать из родного дома. Но нельзя этого делать, просто не получится это по отношению к героя произведений.
Какой способ жизни выбирают герои этих авторов? Путь героя Твардовского III гр. Путь Ив. Денисовича III гр. Путь Жигулина II гр. Путь Замятина I гр. Путь мир героини Ахматовой. I гр. 10 мин. VI. Заполнить карту процесса (3)
Задания: Проследить взаимосвязь и последовательность развитию проблемы личности в тоталитарном государстве в изученных произведениях.
Изобразить это развитие графически.
Ключевые слова: Замятин, Жигулин, Шамамов, Твардовский, Ахматова, Солженицын. Предупреждения, осуждения, осмысления, покаяние, память, испытание на прочность.
5 мин.
VIIКакие уроки жизни вы извлекли из уроков литературы. Опираясь на известные вам худ. Произведения, дайте свои пути преодоления тоталитаризма.
VIII Письмо. Признание в любви. Письмо – благодарность. IX Оценки. X Дом. задание. Подготовка к контрольной работе.
|