Настоящая жизнь в романе Толстого "Война и мир" - (реферат)
Настоящая жизнь в романе Толстого "Война и мир" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”
Настоящая жизнь — понятие неопределенное, для каждого человека разное. У всех людей есть свои ценности, свои идеалы. Каждый человек индивидуален. В соответствии со своими взглядами, наклонностями своей души он избирает для себя настоящую жизнь и путь к ней. Но часто, представленная издалека и расплывчато очерченная, при ее достижении оказывается совсем иной, не соответствующей мечтам, совсем не настоящей. Долгий путь в постижении, что же такое эта настоящая жизнь, прошли и герои романа “Война и мир”. Князь Андрей Болконский, например, разуверился в людях, в семейной жизни, в высшем свете, так и не познав той самой “настоящести” во всем, что окружает человека, пока он вершит свой земной путь. Как ни странно, война даже на свой лад возродила в нем надежду на обретение истины, смысла в своем существовании. Он в приподнятом настроении, в боевом духе отправился на военную службу. Увы.... .... Опять не то! Суровые военные события способствовали его разочарованию в военном счастье. Ожесточенные схватки, озлобленные лица испуганных людей, крики, кровь, смерть. И все геройство, все успехи в войне показались ему ничтожными и не дающими счастья. Как же выбраться из этой страшной, головокружительной обстановки? Но здесь князю приходит на помощь само небо. Его ранили, что повлекло за собой возвращение домой, в чем князь Андрей вновь видит счастье — во встрече с родными, с женой, в радостной предстоящей жизни. Но дома его ждет страшный поворот судьбы, новое разочарование в жизни —смерть жены. Князь Андрей был так потрясен смертью жены, что в ее последнем, оставшемся на лице навсегда взгляде уловил только упрек и страдание. После смерти жены князь замыкается в себе, теряет радостное восприятие жизни. Однако строит в сознании планы действительно, как он считал в тот момент, настоящей жизни— полностью отдаться занятию со своим имением, жить для себя и близких, в тихом замкнутом мире семьи, не интересоваться проблемами общества. Молодой Болконский заживо хоронит себя в деревне, даже недавно родившийся сын приходится ему в тягость. Именно в этот период разочарований в жизни князь Андрей встречается со своим старым другом Петром Кирилловичем Безуховым. До недавнего времени Пьер, разочарованный во всем, намучившийся исканиями настоящей жизни, донимавший себя вопросами “кто он? ”, “зачем он? ” и от ненахождения ответов на них пил, пил, пил и ел. Но он нашел свое спасение в масонстве. В Пьере загорелось желание делать добро окружающим, стать деятельной натурой — в этом он увидел настоящую жизнь. При встрече с князем Андреем Пьер заметил душевную пустоту своего друга. Первым желанием графа Безухова было помочь преодолеть его пассивное состояние, но это было не так-то легко. За два года разлуки друзья стали совершенно разными. Каждый много пережил, перестрадал и передумал за этот короткий срок жизни. Для Пьера настоящая жизнь сформировалась в понятие “не причинять зло другому человеку”. На что князь Андрей холодно ответил: “Я знаю в жизни только два действительных несчастия: угрызения совести и болезнь. И счастье есть отсутствие этих двух зол”. Этого Пьер не мог понять. Как же так? И это все, что нужно для счастья? А как же любовь к ближнему, а самопожертвования”? Такие вопросы задавал пораженный духовным состоянием друга Пьер. Пьер не мог понять, что можно жить счастливо, только не делая никому зла и не раскаиваясь, для него этого было мало. Зато у князя Андрея были другие воззрения: “Я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь”. В этом изречении князя прорывается его горечь, сожаление и недовольство прожитой жизнью. Где же она? Где настоящая жизнь? Живет ею каждый или она избирает лишь определенных? Какая она? Но, видимо, князь Андрей не совсем потерял надежду обрести настоящую жизнь. Об этом свидетельствует его оживление и заинтересованность рассказом Пьера о масонстве. Князь Андрей поверил в свое возрождение. Слова Пьера “Надо жить, надо любить, надо верить” глубоко запали в душу Болконского. Он увидел возможность вновь приносить пользу, быть счастливым, любить. А Пьер через несколько лет вновь впал в уныние. И не могло его теперь расшевелить никакое масонство. Вновь начинаются определения самого себя, поиски настоящей жизни. Он долго не мог примириться с той мыслью, что он есть тот самый камергер, тип, которого он так глубоко презирал семь лет тому назад. Не зная, как вылечить себя, Пьер, подобно князю Андрею, пробует себя в военном деле. Не покидает Пьера идея о настоящей жизни и в плену. Именно там Пьер какой-то маленькой частичкой своей души начинает чувствовать ее приближение. Таким образом, лучшими героями романа “Война и мир” играет судьба, постоянно бросает их от одного открытия к разочарованию. Путь к познанию настоящей жизни нес много радостей находок и печали потерь. И казалось, вот она, настоящая жизнь, любовь и радость, близость любимой женщины (Наташи Ростовой), ее любовь. Но опять не то; князь Андрей не выдержал ее. Все не то! Мне кажется, настоящую жизнь он обрел лишь после смерти. По сути, он никогда не умирал, а просто перешел из одного мира в другой, потому что о земной жизни “он слишком много знал”. Пьер же нашел свое счастье с той же Наташей Ростовой. У него были все, что он искал на протяжении всей жизни, — настоящая жизнь. Его душа не ныла и не искала еще чего-то. “Живой человек тот, — писал Толстой, —который идет вперед, туда, где освещено.... впереди его двигающимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, а освещенное место идет впереди него. И это жизнь. И другой нет”. Человек должен искать и не найти покоя, должен стремиться к достижению своей цели. Счастливый тот человек, который всю жизнь добивается задуманного, всю свою жизнь посвятив чему-либо. Но все-таки настоящая жизнь — это общая жизнь людей, “приводящая личный интерес в гармоническое согласие с общими интересами всех людей”. Настоящая жизнь — это мир. Войны же противоречат человеческой сущности, войны — это зло, порожденное самими людьми. Ожегов писал, что жизнь — деятельность человека и общества, то есть взаимосвязанная деятельность того целого и его частичек, о которых писал в романе Л. Н. Толстой.
Надо жить, надо любить, надо верить.
|