Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

"Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…" - (реферат)

"Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    “Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…”
    ( “ Палата №6” А. П. Чехова. )
    План реферата
    Вступление ( биография писателя)
    Творчество Чехова.
    Язык и стиль писателя , мнения критиков.
    Повесть “ Палата №6”, знакомство с героями, основной сюжет.
    История написания повести
    Смысл фразы Лескова.

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге в купеческой семье... Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876 году его отец разорился и был вынужден бежать от кредиторов в Москву, оставив семью.

В 1879 году Чехов заканчивает городскую гимназию и, получив от купечества стипедию, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и оканчивает его в 1884 году. Будучи студентом, он начинает писать рассказы и посылает их в Петербург, в юмористические журналы, печатаясь под псевдонимами: “ Брат моего брата”, “Человек без селезенки”, “Антоша Чехонте”. Начинал писать Чехов с маленьких рассказов, а иногда даже карикатур, что и положило начало краткости его произведений.

Рождение Чехова почти совпало с реформой 1861 года ( отмена крепостного права), и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, ее состояние отразилось в рассказах писателя.

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые, служебно-бытовые отношения и общественные явления. ( “ Жизнь прекрасна”, “Смерть чиновника”, “ Руководство для желающих жениться” и др. )

    В 1883году – он написал 120 рассказов
    в 1885 году – 129 рассказов
    в 1886 году – 112 рассказов
    в 1887 году – 66 рассказов
    в 1888 году – 12 рассказов

Поздний Чехов 80х–90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя показывает его тусклую жизнь, показывает его невежественность, дикость, жестокость ( “ Человек в футляре”, “ Дом с мезанином”, “Дама с собачкой”, “ Палата №6”).

Тематика этого Чехова часто перекликается с тематикой других писателей: Достоевского, Тургенева, Островского, и иногда, как мне кажется, с гоголевской...

Сравнивая творчество Достоевского и Чехова можно отметить, что Достоевский рассматривает темы “ униженных и оскорбленных”, темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе и т. д. в одном романе, а Чехов в нескольких рассказах. Если Тургенева больше заботили проблемы крестьян, чем чиновничий мир, то у Чехова его герои–обыкновенные люди разных слоев общества. В своих рассказах писатели коротко, но очень емко показывают положение России во второй половине XIX века. Да, тематика перекликается, но все же Чехов глубоко индивидуален, его стиль и точка зрения не похожи на других писателей.

Язык Чехова доступен, понятен и красив. Но простота и открытость свидетельствуют о глубине жизненного опыта автора. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова: “.... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям–просторно. Он не говорит нового, но то, сто он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно.... ” 1

Ремизов, писатель серебряного века, так отозвался о нем: “ С первых книг я полюбил Чехова.... но это была любовь не та, с которой я читаю Достоевского или Толстого: Достоевский действовал на меня до содрогания, а Толстому мне хотелось подражать в письме и в жизни. Чехова я полюбил какой-то домашней любовью и рассказы его читал напоследок, не пропуская ни одной печатной строки.... ”. Я согласна с этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в желании научить, он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной ситуацией правильный путь.

Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, повестей –это “ Палата №6”, в которой рассказывается о провинциальной больнице и докторе, назначенном туда. Герои повести–Громов Дмитрий Иванович и Рагин Андрей Ефимович. Громов один из пациентов палаты №6 , “единственный умный человек”, вернее, сохранивший какой-то разум, человек,

    ____________________________________________________

1. М. Горький статья “ По поводу нового рассказа А. П. Чехова “В овраге””. /Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитурьентов. – Составление, коментарии Л. А. Сугай. –М: “Рипол Классик”, 1998. Стр 692 /

ощутивший на себе “прелести” палаты. Громов дико рвется на свободу, в отличие от остальных больных и мыслил он разумно, явно осознавая, что он говорит, но был болен манией преследования. Именно с ним случайно встретился доктор, из любопытста пошедший за сумашедшим– евреем –попрошайкой Моисейкой в маленький флигилек на задворках больницы. Они заводят с Громовым философские споры. Чехов сталкивает представителей обеих сторон, обоих классов.

Рагин живет мыслями древних философов, “ стремится к разумению жизни и полному презрению к глупой суете мира”, эти убеждения были сходны с философией Марка Аврелия, римского императора II века до н. э. , проповедавшего стоицизм. Но Громов, услышав это, разражается страстной речью о том, что “.... все это философия, самая подходящая для российского лежебоки.... Нет, сударь, это не философия, не мышленье, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страдание презираете, а небось прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все горло! ” В уста Громова Чехов вложил свое мнение о буржуазии, о ее лицемерности, готовности “ посочувствовать” бедным и угнетенным и тем самым уверовать в свое благородство. Об одном из романов Г. Сенкевича Чехов с убийственной иронией пишет: “ Цель романа: убаюкать буржуазию в ее золотых стенах. Буть верен жене, молись с ней по молитвенику, наживай деньги, люби спорт–и твоё дело в шляпе.... Буржуазия очень любит так называемые “ положительные” типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал наживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым. ” Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы времени тревожат читателя именно своей неразрешённостью. В конце произведения Чехов обычно показывает, что все осталось на своих местах и тем самым побуждают читателя к действию, к активному протесту. “Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось”1, –читаем мы в “Палате №6”, это, я думаю, и явилось основной целью творчества Чехова.

“ Доктор Андрей Ефимович Рагин –замечательный в своем роде человек”, приехал в городок, в котором разворачивается действия повести, молодым и полным сил. Это был неглупый, уравновешенный, вежливый человек. Он никогда не чувствовал призвания к медицине, но, по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в уездный городишко. Рагин сразу заметил, что в этом городе больница–“учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья”, там не лечили, там приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые 1. В. Г. Маранцман статья из учебника литературы/“ Сквозь даль времен.... ” Учебник по литературе второй половины XIXвека Для 10 класса, часть вторая, изд. “ Специальная литература”, С. -Пб 1997. /

порядки? Нет! “ Если физическую и нравственную нечистоту прогнать с одного места, то перейдет в другое; надо ждать, когда она сама выведется”, –считал молодой доктор. И проводя вечера за кружкой пива с другом, пришел к истине: “ при всякой обстановке мы сможем найти успокоение в самих себе”. Он обленился, редко появлялся в больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась похожей на бесконечно повторяющийся сон. Что ему до больных? И тут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно-философских рассуждений сонного и достаточного горожанина, такого, как доктор Рагин, предлагая лучший способ: встать на место людей, которых подобные господа иногда замечают и относятся с снисходительным презрением. По воле роковой случайности Рагин попадает в эту забытую богом и людьми палату№6, маленький флигелёк на задворках провинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки сторожа, отставного солдата Никиты, “принадлежащего к числу тех простодушных, положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок и поэтому убеждены, что ИХ надо бить”. Это “их” в повести относится, конечно, к душевнобольным пациентам, но этим “ их” Чехов имел ввиду большую часть бесправного, бедного населения России, над которыми стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с выражением лица, как у степной овчарки.

Рагин, попав в палату, понимает правду Громова, и правду угнетенных, социально незащищенных, бедных людей. Попав туда, понимает, как это жить без носков, папирос, записной книжки в боковом кармане, как это не надевать брюк, жилета, сапог, а ходить в коротких панталонах и слишком длинной рубахе, в халате, пропахшем рыбой. Рагин проводит в палате лишь одну ночь, но для него она стала кошмаром. Он увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не замечал или в лучшем случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна, тюрьма и больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с блестящими звездами на груди - как призрак, тень. Им овладевает отчаяние, он пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и все расставляет по местам. “ Вот она, действительность”, –подумал Андрей Ефимович. И понял он наконец, “ точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете тенями”. Ночью герою открылась вся правда, эта ночь пролила ясность на всю его жизнь и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконец проснулась, возникло– таки, наконец, чувство вины. Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на остров Сахалин–“ каторжный остров”, где делал перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал их надзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и розг.... ” и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы, описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую несправедливость. “Душа у меня кипит”, –писал он по возвращении с острова. Результатом поездки стала книга “Остров Сахалин”, а затем и серия повестей, среди них “ Палата№6”. Вот мнения писателя по поводу этих произведений: “ Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий халат”. На Сахалине Чехов чувствует необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу насилием и к либерально-народнической теории “ малых дел”. Но приходит к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого неуместна и отрицается самой жизнью, как в 1 “ Палате№6”. Доктор Рагин –человек незлой, умный, сострадательный, и он со своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а Громов его не может понять, потому что он знает разницу “между этой палатой и теплым кабинетом”. Большую часть населения России представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно пахнущими квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему люди не могут любить друг друга.

Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков писал об этой повести так: “ в “ Палате№6” в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду Палата№6. Это Россия.... Чехов сам не думал того, что написал ( он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его– это Русь! ”. “ Палата№6” казалась современникам целиком посвященной только критике “ толстовства”, “непротивления” . А здесь все то же: идеалы и действительность. Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов,

1. Кулешов В. И. “ Жизнь и творчество А. П. Чехова”, изд “Детская литература”, 1982.

могилой лучших мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре общество разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает философия Громова, философия действия, противостояния миру. “Палата№6” оказалась самым счастливым произведением Чехова по единодушнм похвалам, которыми было встречено, и признавалось современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика подчеркивала его художественные достоинства–правдивость психологического изображения, естественность, тонкость и изящество манеры, яызка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на стиле эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее общественно символический характер. Никто, кроме Чехова, пожалуй, не смог бы столь кратко рассказать о столь многом. И, пожалуй, Лесков был прав, давая России такое жесткое название, а Чехов понастоящему мастерски выбрал образ и сумел в него уложить и свое отношение к теории Толстого, нравы и положение общества, упадок провинции. В одной короткой повести отразилась вся Россия на момент 80х-90х годов XIX века.

    Список используемой литературы

В. Г. Маранцман. Сквозь даль времен.... , Учебник по литературе второй половины XIXвека Для 10 класса, часть вторая, изд. “Специальная литература”, С. -Пб 1997.

История всемирной литературы, том восьмой, изд. “ Наука”, Москва 1994. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова издательство “Детская литература”, Москва, 1982 год.

Л. А. Сугай , Хрестоматия по литературной критике для щкольников и абитуриентов, изд. Рипол Коассик, Москва, 1998

Русские писатели, Библиографический словарь, редакция П. А. Николаева, изд. “ Просвещение”, Москва 1990.

Словарь русской литературы, М. Г. Урминцева, изд. “ Просвещение”, Москва 1993. 7. Энциклопедия для детей, том№9, Русская литература, часть первая “ От событий и летописей до классики XIX века” издательство “Аванта +”, Москва 1998 год.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011