Образ Чацкого по произведению И.А. Гончарова "Мильон терзаний" - (реферат)
Образ Чацкого по произведению И.А. Гончарова "Мильон терзаний" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Образ Чацкого по произведению И. А. Гончарова “Мильон терзаний”.
Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом- это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или как рекомендует его горничная Лиза, он“чувствителен, и весел, и остер”. Он искренний и горячий деятель. Чацкий рвется к “свободной жизни” и требует “службы делу, а не лицам”. Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздроженнго какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком“сочувствия живого”, и уехать, увозя с собой только “мильон терзаний”. “Мильон терзаний” и “горе”! - вот что он пожал за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он чувствовал свою силу и говорил уверено. Но борьба его истомила. Чацкий, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе- и наносит удар всем, но не хватило у него мощи против соединенного врага. Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии. Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Александр Андреевич точно“ сам не свой”, начиная с монолога “о французике из Бордо”, - и таким остается до конца пьесы. Впереди пополняется только “мильон терзаний”. Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его“мильон терзаний”, он бы, конечно, сам сделал себе вопроc: “Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму? ” И, конечно, не нашел бы ответа. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную. Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Чацкий требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Его идеал“свободной жизни”определителен: это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода -“вперить в науки ум, алчущий познаний”… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. И кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела- будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике- на группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета“учиться, на старших глядя”, с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к “свободной жизни” вперед и вперед- с другой. Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состариться когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.
.
|