Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Основные мотивы в лирике Лермонтова - (реферат)

Основные мотивы в лирике Лермонтова - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Основные мотивы в лирике Лермонтова
    Где не погибло слово,
    там и дело еще не погибло.

Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет в стихотворении “Дума”. На мой взгляд, это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов: Печально и гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.

Поэта огорчает то, что многие его современники живут “ ошибками отцов и поздним их умом ”. Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.

Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений: Толпой угрюмою и скоро позабытой,

    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.

Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять. Мне представляется “ Дума ” как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению гражданской совести у своего поколения.

Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося человека ждут трудности и лишения. В стихотворении “ Смерть поэта ” и отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания. Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:

    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный смелый дар
    И для потехи раздували
    Чуть затаившийся пожар?

Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они - это придворная знать , продажные журналисты , идейные защитники самодержавия . Вначале Лермонтов только намекает на тех , кто был замешан в трагических событиях. Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили “ надменные потомки известной подлостью прославленных отцов”. В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати, оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе с декабристами. Именно они таятся “ под сенью закона”. Поэт громко и открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова , преемника традиций Пушкина. Стихотворению “Смерть поэта ” очень близко по теме и настроению другое - “Как часто пестрою толпою окружен” . Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов . Поэт чувствует себя одиноко среди них . Возвращаясь мыслями к детству , он как бы отдыхает душой . Стихотворение волнует нас не только потому , что в нем обличается высший свет . Нас пленит духовный мир самого поэта , его мысли и чувства .

Лермонтов очень любил свою родину , поэтому в его произведениях родина предмет любви , поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России . В Стихотворении “ Предсказание ” 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую гибель самодержавия : “ …царей корона упадет ” . Возникает резонный вопрос : что принесет падение царской власти ? По мнению Лермонтова , отнюдь не процветание и благоденствие . Прежде всего должен быть уничтожен закон :

    Когда детей , когда невинных жен
    Низвергнутый не защитит закон .

Россия представлялась поэту как “ страна рабов , страна господ ” . Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении “ Прощай , немытая Россия … ” Это , по - моему , одно из самых громких и ярких заявлений Лермонтова . В этом произведении прозвучало оскорбительно - дерзкое , и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение родной страны - “ немытая Россия ” . Такого русская литература еще не произносила ! Лермонтов , свободный и гордый человек , не может жить в “ стране рабов , стране господ ” , быть под постоянным надзором властей . И в то же время , он ненавидит Россию безропотную , покорную , где царят беззаконие и произвол . Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы . Однако , мне кажется что в лирике Лермонтова “ чистый ” пейзаж отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях и чувствах , которые вызывает у него природа . Доказательством этому служит стихотворение “ Родина ” . Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию . Это , своего рода , казенный патриотизм . Поэт признает его ложным . Уже в первой строфе автор называет свою любовь к родине странной . В чем же заключается эта странность ? Вероятно , в двойственном отношении к родине . Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта . Поэт любуется полным гумном , избами с резными ставнями на окнах . А вот так называемый официальный патриотизм его не трогает . Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным . Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу и счастье русского человека . И мне кажется , что его стихи согреты чувством великой любви к народу .

Все таки, я думаю, Лермонтов был очень одинок . Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики : одинокий парус , одинокая сосна , одинокая пальма, одинокий утес. Поэт безнадежно одинок . Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство - любовь. В его любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной любви. Она приносит не радость и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов грустит , причем искренне, о том, что в жизни все так ничтожно . Да и сама жизнь - пустая и глупая шутка . Как ни странно , ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни , не уводит его в мир мечтаний и грез . Полагаю, стихотворение “ Выхожу один я на дорогу ” принадлежит к лучшим его творениям. Вместе с автором мы видим величие ночи, очарование торжественной тишины и покоя . Это гимн красоте гармонии природы, которая не знает противоречий. Далее, от ночного пейзажа мысль переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевный тревоги . В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен на душевных переживаниях человека . Лермонтов - глубокий и тонкий психолог , который чутко раскрывает психологию своих героев , их мгновенные настроения и переживания . Лермонтов - поэт настоящего , но чтобы хорошо знать настоящее , надо иметь хорошее представление о прошедшем . Лермонтов не был историком , однако , в своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты . Как истинно русский человек , как гражданин - патриот , он не мог не любить своей истории . Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса , его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений.

В “Бородине” впервые в русской истории, историческое событие было увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и основным ее участником - русским солдатом, от имени которого говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского солдата:

    Забил заряд я в пушку туго
    И думал: угощу я друга!
    Постой-ка, брат, мусью!
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою.

“Бородино” - глубоко русское произведение. В нем автор воскресил великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном значении. Мы всегда останемся благодарны поэту за то, что в скорбные дни национальной трагедии, когда пол - России топтали сапоги немецких оккупантов, его строки будили в нас чувство долга. Тогда все войска оборонявшие Москву, повторяли крылатые строки: “Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…”

В литературном наследии Лермонтова немало произведений, посвященных русской истории. Поэма “ Последний сын вольности ” - это красочный рассказ о жизни новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность. В поэме “Боярин Орша”, поэт обращается к временам Ивана Грозного.

Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства, свойственные поколению старого времени. Именно о таких людях он говорит в песне про купца Калашникова. Автор уходит в глубину веков и создает жизненную правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя свершения подвига во имя чести и долга. Мне кажется, что обращение Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной гордости за дела своих предков, желанием пробудить у современников интерес к славным страницам русской истории, и тем самым поднять их гражданский дух в мрачные годы николаевской реакции. И я согласен со словами В. Г. Белинского, сказавшего, что он “ вопрошал и допрашивал прошедшее, чтобы оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем”.

М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях “К другу”, “Монолог”, “Молитва”, он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них - отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство внутреннего разлада с миром. В стихотворениях “Поэт”, “Кинжал”, “Журналист, читатель и писатель”, “Пророк”, он высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи с общественными условиями. В стихотворении “Журналист, читатель и писатель” ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы литературы того времени. Я считаю, что центральной фигурой этого стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель, требующий от поэта правды и силы. Читатель задает твердый и жесткий вопрос, обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же, Расставшись с сложной мишурой,

    Мысль обретет язык простой,
    И страсти голос благородный?

В стихотворении “Пророк”, Пушкин говорит о великом общественном значении поэзии - “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Такое различие позиций двух великих русских поэтов объясняется различием эпох, в которых они формировались. Пушкин - в период патриотического подъема Отечественной войны 1812 года; Лермонтов - в период беспросветной николаевской реакции. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять “веленье Божие”. Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я думаю, что это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

    С тех пор, как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.

Век Лермонтова - эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов, предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, о его обреченности на непонимание и презрение людьми, равнодушными к вольной проповеди свободы и правды. Я думаю, что Лермонтов определил судьбу поэта таким образом не только в России, но и в любом государстве, подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и насилие.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011