Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Позиция автора в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" - (реферат)

Позиция автора в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Позиция автора в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” создавался во время подготовки крестьянской реформы Александра II и вышел в свет в 1862 году. Это время отмечено усилением в общественной жизни страны роли демократической интеллигенции. И основной темой своего произведения Тургенев избрал конфликт между разночинной и дворянской идеологиями. Действие “Отцов и детей”происходит на фоне социально-экономических преобразований того времени, но для автора важнее показать изменения в общественном и индивидуальном сознании. Проблематика романа соответствует и его названию, которое не следует понимать в буквальном смысле. Ведь конфликт “отцов” и “детей” у Тургенева — это столкновение мировоззренческих позиций людей, занимающихся активной деятельностью и чутко реагирующих на какие-либо изменения в обществе. Такими людьми в романе изображаются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Ярчайшие представители своих поколений, они являются и носителями идеологий этих поколений. Основным выразителем взглядов“отцовского” поколения стал Павел Петрович Кирсанов — типичный поместный дворянин. В молодости он сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к княгине Р. —пустой, легкомысленной женщине. Павлу Петровичу присущи лучшие черты русского дворянства: безукоризненная честность, порядочность, высокая культура, благородство нравственных принципов. Все эти качества высоко ценил в своем герое Тургенев, так же как и его способность поэтически воспринимать действительность, сильно и глубоко чувствовать и переживать. Но недаром многие критики того времени называли роман антидворянским. Автор, не выступая против этого сословия вообще, хотел показать его неспособность “играть прогрессивную роль в общественном развитии”. Тургенев не мог не замечать такие его черты, как бездеятельность, созерцательность и несостоятельность в различных практических, жизненных ситуациях. Он симпатизирует Павлу Петровичу как человеку, но осуждает его консерватизм, неумение осмыслить происходящее.

Но не идеален, по мнению Тургенева, и Евгений Базаров, потому что он лишен таких качеств, важнейших для человека любого поколения, как поэтическое отношение к действительности, глубокое понимание искусства, высокая культура чувств. Конечно же, герой-разночинец способен к практическому действию, он приучен к труду, даже ощущает потребность в нем. Ему присущи решительность характера, внутренняя уверенность в себе и психологическая устойчивость. Базаров не созерцатель, а “делатель”, однако на страницах романа автор как бы спрашивает нас: во имя чего вся эта деятельность? Ведь философия практической пользы, считает Тургенев, обедняет личность, не оставляя места романтике, способности самоотверженно любить. Чувствовать красоту в жизни, природе, искусстве — этих качеств лишен главный герой романа. Поэтому многие читатели увидели в Базарове карикатуру на передовую молодежь. Тургенев же назвал это“бессмысленными упреками”. Он писал: “Базаров —это мое любимое детище, на которое я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски.... ” К тому же автор, по его собственным словам, разделял почти все убеждения своего героя, исключая его взгляды на искусство. Тургенев ясно видел будущее России за такими людьми, как Базаров, поэтому в идейном конфликте романа Базаров побеждает. Но в борьбе с такими человеческими качествами, как любовь к женщине, к природе, к жизни он терпит поражение. И в этом отношении глубоко символично то, что писатель заканчивает свое произведение смертью главного героя — человека, уже сомневающегося в собственных убеждениях. А для Базарова потеря этих убеждений, сформировавшихся на основе тяжелого жизненного опыта, равносильна моральной смерти. Недаром Тургенев выступал против того, чтобы гибель его героя воспринималась как случайность. По мнению автора, она — единственное логическое завершение образа Базарова. Гораздо менее трагична потеря убеждений у таких людей, как Аркадий Кирсанов. Яростный приверженец нигилистических взглядов в начале романа, в конце он как бы переходит в лагерь“отцов”, оставляя своего друга (по словам Аркадия) в одиночестве. Аркадий —человек обыкновенный, которого гораздо больше волнуют личные проблемы, чем вопросы общественной жизни. И Тургенев вовсе не считает, что это плохая черта. Ведь таких людей большинство, на них держится общество, но двигать это общество вперед призваны не они. Недаром писатель сказал однажды: “Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других”, подчеркнув, что такие люди, как Базаров, редки. И Павел Петрович, и Николай Петрович, и Аркадий, по словам Тургенева, симпатичные люди, “хорошие представители дворянства”. Именно потому и выбраны они автором, чтобы объективно “доказать несостоятельность” дворянства. Однако, изображая новых людей, писатель не скрывал их недостатков. Подтверждение тому— образы Ситникова и Кукшиной, типичных “спутников” каждой новой идеи. Писатель иронизирует над тем, что самые передовые мысли звучат в их устах нелепо и смешно. Создание образов Ситникова и Кукшиной — это не стремление автора оскорбить молодое поколение. Эти персонажи реальны, правдивы, автор предупреждал, что этот тип людей, их“деятельность” ничего, кроме вреда, не принесет обществу. На все упреки и похвалы в адрес романа Тургенев отвечал: “Это жизнь так складывалась”. И тут же добавлял: “Опять говорил мне опыт, может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный. Личные мои наклонности тут ничего не значат.... ” Тургенев показал, таким образом, широкую и правдивую картину борьбы “старого” и “нового”, вопреки собственным симпатиям и антипатиям, но следуя жизненной правде. В этой борьбе он отдал идейную победу“новому” герою. В этом величайшая заслуга Тургенева-реалиста.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011