Революция в творчестве Александра Блока - (реферат)
Революция в творчестве Александра Блока - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю Все равно: принимаю тебя ! (Александр Блок)
У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам только снится”, который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению А. М. Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, ска
завший: “ О Русь моя ! Жена моя ! ”.
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фаб рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.
Согнуть измученные спины. Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот
началась революция, слышен “красный смех.... знамен, и Так - негодует все, что сыто, Тоскует сырость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев ! ”
Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправ
дание.
Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:
Утек, подлец ! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой ! И это не пустые угрозы: Помнишь, Катя, офицера. Не ушел он от ножа ....
Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови Господи, благослови !
Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте этажи, Нынче будут грабежи !
Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то роман тически: “Кругом - огни, огни, огни.... Оплечь - ружейные ремни.... “, то натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника). Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окра шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей. Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так
долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произ ведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков! ), мы согласимся с А. М. Горьким, что это “человек бес страшной искренности”, и поймем слова К. Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта гово рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А. Блок”.
|