Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина - (реферат)

Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    РОССИЯ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в последнее десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е годы 19-го века — время “затихания” реформаторских настроений дворянства, торжества консерватизма. В этих условиях радикальное крыло оппозиционных правительству сил с особенной остротой воспринимает“неподвижность”российской жизни. Кажется, что страна катастрофически теряет способность к переменам, и в поисках выхода радикалы все чаще обращаются к мысли о необходимости “толчка снизу”. Именно такие настроения и отразил, по сути, в своих сказках Салтыков-Щедрин. Обращение писателя к жанру сказки не случайно. Как жанр демократический, знакомый и понятный народу, сказка открывала путь к широкой читательской аудитории. А в условиях суровой цензуры 80-х годов, когда говорить открыто о положении в стране было сложно, сказочная фантастика служила отличным средством маскировки острых идейно-политических взглядов писателя. “Сказки” —это своеобразная хрестоматия, рассказ о всех сословиях русского общества. Тема жизни народа, волновавшая Салтыкова-Щедрина на протяжении всего творческого пути, нашла свое отражение в этом цикле ярко и полно. Основой нации, по мнению писателя, является крестьянство. Причем Салтыков-Щедрин рисует обобщенный“портрет” крестьянина, не прибегая к идеализации, не скрывая существующих противоречий. Крестьянин в России сметлив и находчив, умен и трудолюбив — он на все руки мастер. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”крестьянин и огонь добывает, и корабль строит, и даже в пригоршне варит. Мужик-поилец и кормилец, благодаря его труду живет все общество. Не случайно с исчезновением мужика из поместий князя Урус-Кильдибаева в сказке“Дикий помещик”пустеет государственная казна, исчезают на рынке мясо и масло, наступает голод, а затем—полное одичание. Так, например, сам помещик, оставшись без своих крестьян, превращается в дикого зверя.

Народ талантлив, трудолюбив, могуч. И в то же время в сказке о крестьянине и двух генералах мужик сам вьет веревку, которой генералы его и привязывают. А крестьяне в сказке “Дикий помещик” безропотно терпят притеснения помещика, который, не перенося “холопьего” запаха, изгоняет их со своих земель. С чувством сострадания и грустной иронии видит писатель противоречие между большими потенциальными возможностями крестьянства и безропотной его подчиненностью. Но поистине трагедийное звучание размышления о России приобретают в сказке“Коняга”. Образ измученной клячонки с выпяченными ребрами, обожженными плечами и разбитыми ногами, которая “день-деньской” из “хомута не выходит”, вырастает до поэтического символа всего подневольного русского крестьянства, судьбы России. В духе радикальных настроений своего времени Салтыков-Щедрин не видит другого выхода, кроме вооруженного сопротивления насилию. Истребляют мужики ненавистных воевод Топтыгиных в сказке“Медведь на воеводстве”. В сказке “Путем-дорогою”показан народ, пробуждающийся от сна рабства и покорности. Взгляд писателя на настоящее и будущее России нетерпелив и резок. Как можно быстрее и решительнее исправить несправедливость— вот “кредо” Салтыкова-Щедрина. Никаких сожалений о нравственной “оплате” такой справедливости у него нет. Перед нами при этом вполне русские, национальные, сказки, в том смысле, что, к сожалению, такой подход к решению проблемы справедливости действительно “коренился” в “толще”национальной жизни. Россия дорого заплатила за нетерпение, так дорого, как в самой страшной из своих сказок не мог бы сказать Салтыков-Щедрин.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011