Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова) - (реферат)
Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова) - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова) Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует сторонников искусства для народа. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема не только поэзии XIX века, она пронизывает все творчество и современных поэтов, для которых судьба родины и народа — их судьба. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов как представители передовых кругов русского общества XIX века возглавили дальнейшее движение литературы вперед, определили ее последующее развитие. Русская действительность, духовная близость Пушкина к декабристам, Некрасова — к революционерам-демократам были той школой, в которой сложились их взгляды на сущность искусства, на место и роль поэта и поэзии в жизни общества. Учитывая то обстоятельство, что великие русские поэты творили в разное время, можно говорить о своеобразном представлении каждого из них о своей поэтической музе. Так, А. С. Пушкину она иногда казалась “подругой ветреной”, “вакханочкой”, “барышней уездной, с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках”, а чаще всего музой, призванной “глаголом жечь сердца людей”. М. Ю. Лермонтов создал свой поэтический образ музы, резко отличающийся от пушкинской. Сначала она полна печали и разочарования, а затем— страстно желающая найти себя и свое место в жизни, исполненная веры и надежд. Образ некрасовской музы оставался неизменным на протяжении всего творчества поэта. Он был верен своей музе, борьбой и страданиями кровно связанной с народом. Однако такое индивидуальное представление о поэтической музе не умаляет основного— истинного назначения поэта и поэзии, назначения, которое поэты видели в служении своему народу, отечеству. Во всем, о чем бы ни писали поэты, сказывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности. Так, стихотворения А. С. Пушкина “Вольность”, “Деревня”, “Кинжал” были своего рода стихотворениями-прокламациями, развивали свободолюбивые идеи, передовое общественное сознание. В стихотворении “Кинжал” Пушкин осуждает массовый террор якобинцев и одновременно славит “карающий кинжал” в качестве “тайного стража” свободы, “последнего судии позора и обиды”. Многими декабристами это стихотворение было воспринято как призыв к свержению самодержавия. После разгрома восстания декабристов в лирике Пушкина начинают все сильнее звучать философские мотивы —раздумья о смысле и цели жизни, о поэте и его назначении, об отношении между поэтом и обществом, он продолжал живо интересоваться общественной жизнью, политикой. В это время Пушкин пишет послание декабристам “В Сибирь” (1827 г. ), “Арион” (1827 г. ) и др. Поэт не только пытается найти выход из последекабристского “тупика”, но и в известной степени указывает такой выход. В послании в Сибирь, вдохновленный подвигом жен декабристов, Пушкин стремится вдохнуть “бодрость и веселье” в сердца своих братьев, друзей не только надеждой на то, что “темницы рухнут”, но и утверждением великого значения их дела: Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
В стихотворении “Арион”, написанном в связи с годовщиной казни декабристов, Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником— певцом декабристов (“Пловцам я пел”), но и подчеркивает свою верность общим с ними чаяниям и идеалам (“Я гимны прежние пою”). Поэт понимает, что его время наполнено великими событиями, и поэтому видит истинное назначение поэзии в служении народу:
Восстань, пророк, и вяждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни.
* * *
По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов. “Нет двух поэтов столь существенно различных, — писал В. Г. Белинский, — как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах человеческой личности”. Благородная и светлая поэзия Пушкина развивалась на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека. И напряжение народных сил в Отечественной войне 1812 года, и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру. На смену светлому и непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и “тоски по жизни”. На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декабристов. И в поэзии Лермонтова с первых же строк звучит тема одиночества. Противоположность двух поэтических миров отчетливо видна при сравнении “Пророка” Пушкина и “Пророка” Лермонтова. Лермонтов подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:
.... обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе — печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни (“в пустыне”), куда его изгоняют “они”, — те, кому пророк пытался проповедовать “любви и правды чистые ученья”. Эти “они”, исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, “жадною толпой стоящие у трона”, — палачи “Свободы, Гения и Славы”. “Они” — пестрая толпа “приличьем стянутых масок”, это рабы и господа, населяющие “немытую Россию”, это и “наше поколенье”, постыдно равнодушное к добру и злу. Ощущение потерянности, одиночества знакомо людям 30-х годов XIX века. Журнальные статьи тех лет полны размышлений о ничтожестве и бесплодности молодого поколения, ничего не приобретшего и преждевременно одряхлевшего. Но никто в то время в искусстве с такой силой и полнотой, с такой болью и страстью, как Лермонтов, не раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Однако это одиночество не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое место в нем. “Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня”, — в этих словах стихотворения “Узник” звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.
* * *
Муза Н. А. Некрасова — муза “мести и печали”, “сестра народа” — так называл ее поэт. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и его предшественники, Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил и творил в иное время, тогда, когда освободительное движение набирает новый виток. Н. А. Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения революционеров-демократов 50—70-х годов XIX века. Он вновь и вновь возвращается к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе. В стихотворении “Поэт и гражданин”(1856 г. ) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа:
Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. И далее он пишет: Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви.
Устами Гражданина Некрасов призывает Поэта отдать Родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:
Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь.... Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь.
Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли отклик в сердцах передовой молодежи России. Мыслям, высказанным в стихотворении “Поэт и гражданин”, Некрасов оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного поэта, по мнению Некрасова, должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает и в стихотворении “Элегия” (1874 г. ), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написанных в последние годы: Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — “страдания народа” И что поэзия забыть ее должна — Не верьте, юноши! Не стареет она.
Некрасов выступает против тех, кто из “моды”проявлял сочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества. Таким образом, у каждого из поэтов по-разному сложилась творческая и жизненная судьба, но их поэзия питалась одной и той же идеей— служить народу, защищать угнетенный народ. В разных внешне образах музы Пушкина, Лермонтова и Некрасова мы находим и близкие настроения и схожие художественные искания, ибо все они были сынами своего отечества, тонко чувствовали и понимали все противоречия общественной жизни.
|