Тема "Революции" в Творчестве Блока - (реферат)
Тема "Революции" в Творчестве Блока - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Краткая биография.
Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по матери А. Н. Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета. Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета . Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д. И. Менделеева. Детские годы будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово (недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе и искуству . Бабушка, мать Блока и её сёстры занимались художественными и научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовала тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок закончил историко-философский факультет Петербургского университета , еще будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерный эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам картин В. Васнецова , он отнес В. П. Островскому-редактору демократического журнала “Мир божий ” . “Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии , Он сказал : “Как вам не стыдно , молодой человек , когда в университете бог знает что творится ! ” - и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда это было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейших
похвалах ” . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .
Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и усложняется . Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делают её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активными поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новое искуство , которое теперь мы называем искусством “серебрянного века” . Наивный и плоский “реализм” , прописные истины “позитивизма” перестают удовлетворять ; “гармонические” средства стиха XIX века в значительной мере стираются . Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате “ О причинах упадка и о новых течениях в современной руской литературе”. Это манифест нового направления в литературе. Это , так называемые “старшие символисты”. Десятилетием позже явились и “младшие”. Два молодых поэта, никому не Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально Всматривались, во все новое, что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и Связывались с мистическим ожиданием, предзнаменованием чего-то нового,
Необычного, глобально- значительного.
Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге, другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”, в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена, философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского, поэзии Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А. Белый теоретически Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только
художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.
Стихи юного А. Блока , еще нигде не печатались, и его мать пересылала их в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О. Соловьевой, в то время там бывал Андрей Белый, живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной Петербургской поэтессе, О. Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А. Белый) от стихов Петербургского новоявленного поэта А. Блока в восторге. В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно так, что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое значение . Через год в январе 1904 года, когда А. Блок приехал в Москву со своей
молодой женой состоялась их личная встреча.
Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка познокомившись со стихами А. Блока , приняли его к сердцу и посчитали своим. Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных
его приверженцев.
Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его Более увлекала карьера драматического артиста, он принял участие в нескольких любительских и полупрофессиональных спектаклях. Лирические стихотворения создавались попутно, как бы для себя, как средство самовыражения. Блок не торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник “Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не как начинающий , а как сложившийся поэт, которого стали сопостовлять с Фетом. Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским, Брюсовым, сближается с А. Белым и С. Соловьвым - становится заметной фигурой
молодого в то время течения – символизма.
Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего, что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и отличался единством темы и композиции, где каждое стихотворение развивало общую идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В. С. Соловьева: идея Вечной Женственности и связанных с нею знамений и “предчувствий”. Предчувствия связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только календарно, но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном (чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции. Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл. Соловьева. Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность, напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников. Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма, овладевая техникой символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов. Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о Таинственной, Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир. “Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических произведений Блока , которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника. Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в “Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать, что в ранних стихах поэта нет никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы. Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот фабричного труда и повседневной городской жизни. Эти мотивы усиливаются в книге второй (стихи 1904-1908 гг. ) . Революция 1905 года пробудила в поэте сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир делится на голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытая политическая лирика : “Сытые” , “Митинг” , “Вися над городом всемирным…” , однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет . В основу тома был положен сборник стихов –“Нечаянная радость” (1907) . Заглавие указывало на открытие поэтом “образа грядущего мира” , связанного с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном стихотворении та , что была прекрасной Дамой , “в поля отошла без возврата” . Сумятитца городской жизни вызвала появление “чердачных” стихов , изображающих город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его фабрично заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтического трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России . Другая тема – природы , “пузырей земли” – своей материальной плоскостью также разрушала стилистику “Стихов о Прекрасной Даме” . Блок рассорился со своими друзьями “соловьёвцами” – А. Белым и С. Соловьёвым , усмотревшим здесь
измену канонам символизма .
Центральное стихотворение сборника- “Незнакомка”(1906г) принесло Блоку громкую известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала, но в отличие от Прекрасной Дамы , образ земной, земной, реальный и притом ресторанный , хотя
и противопоставленный пошлости обыденной жизни.
Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое отчаяние алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен, соответствует мировосприятию и “бродяжнической жизни” поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника, отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он беззаветно любит. Написано стихотворение “Осенняя воля”, оно не случайно помечено не только датой , но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве
Блока огромная тема Родины.
Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии Блока, здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы прежнего “декаденства” , стихи отличаются совершенством формы, строгой простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история, выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну. Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к пошлости и бездуховности “страшного” мира – основные сквозные темы не только лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества. Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его
творческогонаследия во всех жанрах.
Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено, с надеждой на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе, он писал матери “ То, что происходит, происходит в духе моей тревогои”. Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии, раследовавшей деятельность бывших царских министров. Вся работа комиссии проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом работы в ней Блока стала его документальная книга “Последние дни императорской
власти (1921г).
К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно. В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность. В несколько дней были созданы поэма “Двенадцать”, большое стихотворение “Скифы”, посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с
Западом, и статья “Интеллигенция и революция”
Поэма “Двенадцать”, вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием предупреждал от этого в “Записке о “Двенадцати” (1920г); тема революции не означала для поэта политической , агитационной направленности поэмы. В “Двенадцать” изображалась не революция, а Россия в момент революции. Поэтическая идеализация большевистского переворота, если она в какой- то мере и присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из народных низов, выведенных без всяких прекрас. В этой двойственной неопределенной позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего. С 1905 года Блок вовлекся в революцию “как давно тайно хотевший гибели” (запись в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость восприятия революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа, появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости
революции.
Характерно, что не только писательская элитат в лице А. Ахматовой, Д. Мережсковского, З. Гиппиус, Ф. Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы Блока, но и сам революция, ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно, тем более, что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных органах левых эсеров, с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко
временному аресту и допросу в ЧК.
Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее “музыкальный напор” , услыхал “шум от падения старого мира” , -“страшного мира” неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают, состояние близкое к помешательству, могут служить материалом для психопатолога. Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять, какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в стихию
революции.
Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне всяких подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и других. Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной политике, повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести. Блок ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро выяснилось, что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление “человека артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись. Блок уповал на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением
нравов.
Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки. Все последующее время , до самой кончины – стало кресным путем для Блока. Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории, в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся. Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня 1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный отъезд в санаторий. М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о разрешении выезда поэта в Финляндию. После ряда недорозумений и проволочек 5 августа разрешение было получено , но затерялись анкеты, и нельзя было выписать заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал
А. Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”
|