Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Тема "Революции" в Творчестве Блока - (реферат)

Тема "Революции" в Творчестве Блока - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по

матери А. Н. Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.

Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета .

Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д. И. Менделеева. Детские годы

будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово

(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе

и искуству . Бабушка, мать Блока и её сёстры занимались художественными и

научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовала

тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок

закончил историко-философский факультет Петербургского университета , еще

будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерный

эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам картин

В. Васнецова , он отнес В. П. Островскому-редактору демократического журнала

“Мир божий ” . “Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии ,

Он сказал : “Как вам не стыдно , молодой человек , когда в университете бог

знает что творится ! ” - и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда это

было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейших

    похвалах ” . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .

Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и усложняется .

Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делают

её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активными

поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новое

искуство , которое теперь мы называем искусством “серебрянного века” . Наивный и

плоский “реализм” , прописные истины “позитивизма” перестают удовлетворять ;

“гармонические” средства стиха XIX века в значительной мере стираются .

Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий

Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате “ О причинах упадка

и о новых течениях в современной руской литературе”. Это манифест нового

направления в литературе. Это , так называемые “старшие символисты”.

Десятилетием позже явились и “младшие”. Два молодых поэта, никому не

Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально

Всматривались, во все новое, что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и

Связывались с мистическим ожиданием, предзнаменованием чего-то нового,

    Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского, поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А. Белый теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только

    художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А. Блока , еще нигде не печатались, и его мать пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О. Соловьевой, в то время там бывал

Андрей Белый, живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной

Петербургской поэтессе, О. Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А. Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А. Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно

так, что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое

значение . Через год в январе 1904 года, когда А. Блок приехал в Москву со своей

    молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А. Блока , приняли его к сердцу и посчитали своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных

    его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста, он принял участие в нескольких

любительских и полупрофессиональных спектаклях. Лирические стихотворения

создавались попутно, как бы для себя, как средство самовыражения. Блок не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не

как начинающий , а как сложившийся поэт, которого стали сопостовлять с Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А. Белым и С. Соловьвым - становится заметной фигурой

    молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и

отличался единством темы и композиции, где каждое стихотворение развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В. С. Соловьева: идея

Вечной Женственности и связанных с нею знамений и “предчувствий”. Предчувствия

связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только

календарно, но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном

(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на

рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт

сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним

поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками

с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл. Соловьева.

Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные

мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.

Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма, овладевая техникой

символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на

завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о Таинственной,

Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока , которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята

традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в

“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать, что в ранних стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием

неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот

фабричного труда и повседневной городской жизни. Эти мотивы усиливаются

в книге второй (стихи 1904-1908 гг. ) . Революция 1905 года пробудила в поэте

сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир делится на

голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытая

политическая лирика : “Сытые” , “Митинг” , “Вися над городом всемирным…” ,

однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно

как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .

В основу тома был положен сборник стихов –“Нечаянная радость” (1907) .

Заглавие указывало на открытие поэтом “образа грядущего мира” , связанного

с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном

стихотворении та , что была прекрасной Дамой , “в поля отошла без возврата” .

Сумятитца городской жизни вызвала появление “чердачных” стихов , изображающих

город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его фабрично

заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтического

трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .

Другая тема – природы , “пузырей земли” – своей материальной плоскостью

также разрушала стилистику “Стихов о Прекрасной Даме” . Блок рассорился со

своими друзьями “соловьёвцами” – А. Белым и С. Соловьёвым , усмотревшим здесь

    измену канонам символизма .

Центральное стихотворение сборника- “Незнакомка”(1906г) принесло Блоку

громкую известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала, но в отличие

от Прекрасной Дамы , образ земной, земной, реальный и притом ресторанный , хотя

    и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии

психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое отчаяние

алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен, соответствует мировосприятию и

“бродяжнической жизни” поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося

в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он беззаветно

любит. Написано стихотворение “Осенняя воля”, оно не случайно помечено не только

датой , но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве

    Блока огромная тема Родины.

Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии

Блока, здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы

прежнего “декаденства” , стихи отличаются совершенством формы, строгой

простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история,

выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.

Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе

и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к

пошлости и бездуховности “страшного” мира – основные сквозные темы не только

лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.

Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его

    творческогонаследия во всех жанрах.

Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено, с надеждой

на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе, он

писал матери “ То, что происходит, происходит в духе моей тревогои”.

Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть

одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,

раследовавшей деятельность бывших царских министров. Вся работа комиссии

проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом

работы в ней Блока стала его документальная книга “Последние дни императорской

    власти (1921г).

К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.

В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение

дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.

В несколько дней были созданы поэма “Двенадцать”, большое стихотворение

“Скифы”, посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с

    Западом, и статья “Интеллигенция и революция”

Поэма “Двенадцать”, вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее

толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием

предупреждал от этого в “Записке о “Двенадцати” (1920г); тема революции

не означала для поэта политической , агитационной направленности поэмы.

В “Двенадцать” изображалась не революция, а Россия в момент революции.

Поэтическая идеализация большевистского переворота, если она в какой- то мере и

присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим

изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из

народных низов, выведенных без всяких прекрас. В этой двойственной неопределенной

позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но

в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в

произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.

С 1905 года Блок вовлекся в революцию “как давно тайно хотевший гибели” (запись

в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость восприятия

революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,

появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости

    революции.

Характерно, что не только писательская элитат в лице А. Ахматовой,

Д. Мережсковского, З. Гиппиус, Ф. Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы

Блока, но и сам революция, ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,

тем более, что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных

органах левых эсеров, с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии

имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко

    временному аресту и допросу в ЧК.

Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее

“музыкальный напор” , услыхал “шум от падения старого мира” , -“страшного мира”

неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес

интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,

состояние близкое к помешательству, могут служить материалом для психопатолога. Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять,

какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в стихию

    революции.

Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю

в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне всяких

подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и других.

Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной политике,

повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести. Блок

ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро выяснилось,

что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление “человека

артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись. Блок уповал

на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым

бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением

    нравов.

Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.

Все последующее время , до самой кончины – стало кресным путем для Блока.

Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,

в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся. Мне трудно

дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня

1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный

отъезд в санаторий. М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о

разрешении выезда поэта в Финляндию. После ряда недорозумений и проволочек

5 августа разрешение было получено , но затерялись анкеты, и нельзя было выписать

заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал

    А. Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011