Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - (реферат)

Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Трагедия Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно высказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма — идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемого романа — Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов. Родион Раскольников — главный герой романа, живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ивановны. Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага, преступление “по совести”: можно убить “глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку”, взять ее деньги и загладить это “крохотное преступленьице”тысячами добрых дел. Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, “тварей дрожащих”и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступлением, как, например. Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

“Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель.... Так доселе велось и так всегда будет! ” Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он — “тварь дрожащая” или “властелин судьбы”? Но, убив старуху-процентщицу. Раскольников убедился, что он вовсе не “существо высшего порядка”, так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук совести. И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести. Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль“властелина”, он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: “Я себя убил, а не старушонку”. После убийства Раскольников переживает состояние отрешенности от мира, его душа объята “мертвым холодом”. Это ужасное ощущение становится расплатой за совершенное преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь— безусловная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека. Трагизм Раскольникова — в ложности теории “наполеонизма”. Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

В плену этой же ложной теории находится и Аркадий Иванович Свидригайлов, уже давно освободившийся от угрызений совести (этим он отличается от Раскольникова). Он совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в этом никакой трагедии. Ему удивительны беспокойные метания и вопросы Родиона, ему кажется, что все это лишне и просто глупо: “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за свое дело браться”. Свидригайлов по-своему грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову, — “не переступил он, на этой стороне остался”, а все потому, что “гражданин и человек”. А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него равнодушный цинизм, а главное — точность, с которой он формулирует самую суть раскольниковской идеи. Он освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, от вопросов, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось у Свидригайлова —безграничное сладострастие. Но однажды натолкнувшись на препятствие, столь привязанный к жизни Аркадий Иванович, так боявшийся смерти, кончает жизнь самоубийством. Окончательное опустошение, смерть — вот результат освобождения от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”, таков результат идеи, в достоверности которой хотел убедиться Раскольников. Но, в отличие от Свидригайлова, Родион остается жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучительное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи “сверхчеловека”; это, к счастью, происходит, и появляется надежда на нравственное и моральное очищение, на восстановление“погибшего” человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011