Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина - (реферат)

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА.

А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди десятых— двадцатых годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы, а за образец брали славу прошлую— увековеченную в книгах по древнегреческой и древнеримской истории — их настольных книгах. Примеряя тоги замечательных людей прошлого, это поколение мечтало о преобразовании России и томилось от вынужденного бездействия. Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

    А здесь он — офицер гусарский, —

писал Пушкин о Чаадаеве, сравнивая его со знаменитыми афинским демократом и римским республиканцем. Такими сравнениями те, кого потом назовут декабристами, задавали своим делам и словам исторический масштаб.

При этом особые надежды возлагались на Пушкина — как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей. Талант его мыслился “средством” политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными. “Любовь ли петь, где брызжет кровь”, — обращался к нему В. Ф. Раевский из заключения. Великий дар должен быть достоин великой цели, ради этой цели должно отказаться от “легкой” поэзии, от “частных” тем— любви, “разгульной дружбы” и меланхолического уединения. Оправдывает ли поэт эти надежды? И да, и нет.

Да, потому что никто лучше Пушкина не выразил аскетического идеала декабристов, никто с такой силой не призвал к отказу от “малого” ради “великого”. Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817—1820) по сути стали программой и манифестом декабристской этики. Нет, потому что “муза” Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли “Протеем” (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.

На первом этапе своего творчества Пушкин присягает на верность общественному идеалу—жертвенного служения. В оде “Вольность” (1817) он отказывается от любви (Афродиты— “Цитеры слабой царицы ”)и посвященных ей “венка” с “изнеженной лирой”: Беги, сокройся от очей,

    Цитеры слабая царица!
    Где ты, где ты, гроза царей,
    Свободы смелая певица? —
    Приди, сорви с меня венок,
    Разбей изнеженную лиру....
    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.

В стихотворении “Деревня” (1819), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:

    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.

Поэтический “жар”, обращенный на красоты природы и уединенные “размышления”, назван “бесплодным”: О, если б голос мой умел сердца тревожить!

    Почто в груди моей горит бесплодный жар,
    И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В послании “К Чаадаеву” (1818) — все тот же “отказ” — на этот раз от всего круга “частных” поэтических тем, от всего “личного” и “тихого”: Любви, надежды, тихой славы

    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман....

Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское: Мы ждем с томленьем упованья

    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуту первого свиданья.

В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824 года — теряет былую силу. Кризис выразился в стихотворении “Свободы сеятель пустынный”: Паситесь, мирные народы!

    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.

Если “чести клич” не может “разбудить” народы, тогда к чему он? Надежда поэта “на тронах поразить порок” не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы— надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года— через шесть лет, в стихотворении “Чаадаеву”:

    Чаадаев, помнишь ли былое?
    Давно ль с восторгом молодым
    Я мыслил имя роковое
    Придать развалинам иным?
    Но в сердце, бурями смиренном,
    Теперь и лень, и тишина.
    И в умиленьи вдохновенном,
    На камне, дружбой освященном,
    Пишу я наши имена.

После перелома 1823—1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики уходит в стихотворения о поэте и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен — и от “властей”, и от “народа”: Иная, лучшая потребна мне свобода:

    Зависеть от властей, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться тут и там,
    Дивясь божественным природы красотам,
    И пред созданьями искусств и вдохновенья
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    Вот счастье! Вот права....
    (“Из Пиндемонти”, 1836)

Поэт —“царь” и должен “жить один”, он “сам свой высший суд” (“Поэт! не дорожи любовию народной”, 1830). Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон— загадка: Зачем крутится ветр в овраге,

    Подъемлет лист и пыль несет,
    Когда корабль в недвижной влаге
    Его дыханья жадно ждет?
    Зачем от гор и мирных башен
    Летит орел, тяжел и страшен,
    На черный пень? Спроси его.
    Зачем арапа своего Младая любит Дездемона,
    Как месяц любит ночи мглу?
    Затем, что ветру и орлу,
    И сердцу девы нет закона.
    Гордись: таков и ты, поэт, И для тебя условий нет.
    (“Езерский”)

Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и исторической необходимости, о роли частного человека и простых человеческих чувств в истории, но от чего далека, так это от вольнолюбивых мечтаний. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное—остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю I), и к его жертвам (декабристам —политическим узникам), взывает к простым человеческим добродетелям, призывая: властителя— к милосердию (“милость к падшим призывал”), жертв — к “гордому терпенью”. Сам же поднимается над схваткой: у истории — свой суд, а какой — трудно сказать.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011