Жизнь и Творчество Л.Н.Толстого - (реферат)
Жизнь и Творчество Л.Н.Толстого - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910) Ему было близко всё человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию. Её душу понимал он, как никто, красоту её при роды изображал с совершенством непости жимым. В. Я. Брюсов
По рождению и воспитанию Лев Николаевич Толстой принадлежал к “высшей помещи чьей знати России”. Его отец, граф Н. И. Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года, мать – урождённая княгиня Волконская. Его предки были в родстве с Пушкиными, Трубецкими, Голицыными. Семейные предания, рассказы родных и близких о событиях 1812 и 1825 годов, жизнь в родовой усадьбе оказа ли на Толстого огромное влияние и оставили заметный след в его творчестве. “Без своей Ясной Поляны, - писал Толстой, -я трудно могу себе представить Россию и своё отношение к ней” Ясная Поляна была его колыбелью . Здесь проходила жизнь семьи, друзей и близ ких, здесь он видел, как живёт народ, здесь познакомился с народными песнями, сказками,
легендами, былинами.
Первым произведением Толстого, появившемся в печати, была повесть “Детство”, кото рую высоко оценил Н. Некрасов и напечатал в “Современнике”. За “Детством” последова ли повесть “Отрочество”. “Юность”, составившие трилогию. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, про текает в дворянской усадьбе. Он умён, наблюдателен, обладает необычайно живым вооб ражением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки лю дей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправит сомого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с её тщеславием, лице мерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным. Автор “Детства” и “Отрочества” проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мыс
ли и чувства человека.
В “Юности”показаны студенческие годы героя трилогии, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со студентами, вышедшими из среды, близкой к народу. Впоследствии Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 20 начальных школ в окрестных деревнях, написал статьи по вопросам педогогики, создал “Книги для чтения”, составил “Азбуку”. Писатель обижался, что эта огромная работа бы ла не замечена. “Меня, - писал он, - хвалили за всё, что я написал, но об одном, точно хоро шем и полезном, что я сделал, об Азбуке и этих книжках, не сказано в печати ни единого ругательного слова… Но пусть попробует кто-нибудь такие же рассказы, то увидит, как трудно даются эти достоинства, состоящие только в том, чтобы было просто, ясно, не бы ло бы ничего лишнего и фальшивого”. Многие из рассказов для детей Толстого состоят всего из нескольких строк. А он их переделывал десятки раз, добиваясь предельной прос тоты и ясности. В течение всей своей жизни ихзучал произведения усного народного творчества– песни, сказки, былины, легенды, был уверен, что в “песни, сказки, былины – всё простое – будут читать, пока будет русский язык”. Появление романов “Война и мир”, “Анна Каренина” и других произведений Л. Н. Толсто го вызвало многочисленное количество отзывов, книг, статей. Известный русский критик В. В. Стасов писал : “Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература…” Имя Толстого ещё при жизни писателя приобрело всемирную известность. В наше время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всей стран и народов по числу пе реводов его произведений на иностранные языки. Своей жизнью и творчеством Толстой связал и соединил “два века” русской литературы. М. Горький сказал : “ Не зная Толстого нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком”.
|