Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Жизнь и творчество Марины Цветаевой - (реферат)

Жизнь и творчество Марины Цветаевой - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Начало нашего века прошло вихрем, яркой вспышкой, огненным всплеском (революции, войны, новые открытия). Литература тоже кипела и пенилась новыми именами, новыми формами. За 20 лет на страницах сменилось множество назва-ний течений и стилей. Появились стихи и Марины Цветаевой, с бунтарской ду-шой, глубоко индивидуальной. Она не приняла революции. Цветаева так опреде-лила поэта: “Равенство дара душе и глагола – вот поэт”. В ней самой счастливо со-четались эти два качества – дар души (о себе она сказала: “душа родилась крыла-той”) и дар слова. Краткость, лаконичность дают ей возможность передать и выра-зить общечеловеческие мысли и чувства, раскрыть своё Я.

    М

арина Ивановна Цветаева (1892-1941) - драматург и прозаик, одна из самых известных русских поэтесс, трагическая полная взлетов и падений судьба которой не перестает волновать сознание читателей и исследователей ее творчества. 26 сентября (8 октября) 1892 в Москве, в семье Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина, а спустя два года - Анастасия. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции.

Мать, высокоодаренная, грустная и романтическая, с “измученной душой”, умерла от чахотки, когда Марине и Анастасии было четырнадцать и двенадцать лет.

Отец –ученый и обществен-ный деятель, профессор Московс-кого университета, основатель му-зея изящных искусств им. Алек-сандра II в Москве (теперь это музей изобразительных искусств им. Пушкина). Погруженный в работу, он любил детей, но не за-мечал, что они взрослеют. Поэтому Марина росла вне реальности: в мире культу-ры, книг, музыки, мечтаний.

Одиночество, в котором она оказалась, усугубило трагический склад на-туры. Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: “Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту”. Жизнью Марины Цветаевой с детства и до конца жизни правило воображе-ние. Воображение, которое пробудили книги и их герои, вымышленные и реаль-ные. Прекрасное знание с детства французского и немецкого расширяло границы проникновения в неведомые эпохи и характеры.

К восемнадцати годам Марина прочитала огромное количество книг: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой; немецкие и французские романти-ки; Гюго, Гёте, Ламартин, Ницце, Жан-Поль Рихтер…

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою“работу”. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, “сделать это сама”. Только в данном случае “это”было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.

Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. С 1902 года, когда М. А. Мейн заболела неизлечимой чахоткой, семья вынуждена была жить заграницей: в Италии, Швейцарии, Германии. В 1905 году семья Марины Цветаевой приехала в Крым. Летом 1906 года Мария Александровна скончалась в Тарусе. Марина Цветаева переменила несколько гимназий, не задержавшись ни в одной. Писала стихи, собирала книгу.

В 1905 году в Ялте Марина вторично (первый раз – в 1902 году, в Италии) “переболела”… революцией –первой русской революцией, которая воплотилась для неё в новых знакомствах, в непривычных и романтически звучащих словах“арест”, “обыск”, “манифестация” и прочее. Здесь она создала несколько риторических стихотворений о “юном поколении”. Марину мучило одиночество, она пишет о том –что жизнь однообразна, что хочется уйти из неё и единствен-ное, что удерживает, ради чего стоит жить, –это революция. Это было все то же воображение, которое никогда не позволяло Цветаевой подчиняться реальности…

В декабре 1909 года она отказала человеку, сделавшему ей предложение: Владимиру Оттоновичу Нилендеру, который был старше её на девять лет, поэту, близкому к московскому кружку символистов.

В чувствах к Нилендеру юная Марина, по-видимому, не разобралась, а отказав ему, начала страдать. Свои переживания она облекла в лирическое стихотворение о несостоявшейся любви двоих, о невозвратности минувшего и о верности любящей: Ты все мне поведал - так рано!

    Я все разглядела - так поздно!
    В сердцах наших вечная рана,
    В глазах молчаливый вопрос ....
    Темнеет.... Захлопнули ставни,
    Над всем приближение ночи....
    Люблю тебя призрачно-давний,
    Тебя одного - и на век!
    (“На прощанье”, 4 – 9 января 1910г. )

В стихах появляется лирическая героиня – тоскующая молодая девушка, которая мечтает о любви. В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой “Вечерний альбом”, получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала первую критическую статью: “Волшебство в стихах Брюсова”. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию“повседневность”, “непосредственные черты жизни”, предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в “домашность” и разменять свои темы на “ненужные, хотя бы и изящные безделушки”. Она жадно любили жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто - непомерные. В стихотворении“Молитва” скрытое обещание жить и творить: “Я жажду всех дорог! ”. Они появятся во множестве - разнообразные дороги цветаевского творчества. В стихах“Вечернего альбома”рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудреную оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки. В“Вечернем альбоме”Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между“землей” и “небом”, между страстью и идеальной любовью, между стоминутным и вечным. 5 мая 1911 года Цветаева приехала к М. Волошину в Коктебель. С этого дня жизнь её обрела смысл.

Встреча с семнадцатилетним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из Гельсингфорсского пансиона. Любовь с первого же дня– и на всю жизнь. Чувства, связавшие двух юных людей, сильны и прочны. Здесь и нежность и дружба, и единомыслие. В привязанности Цветаевой– что-то материнское, опекающее. В начале июля Марина Цветаева и Сергей Эфрон уезжают из Коктебеля: Сергею нужно лечиться кумысом.

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Февраль. Выходит в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой “Волшебный фонарь”. 29 февраля это же года новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия, Франция, Германия.

Пятого сентября у М. Цветаевой родилась дочь. “Я назвала её Ариадной, – вопреки Сереже, который любит русские имена…друзьям, которые находят, что это “салонно””, – говорила Цветаева. Девочка! – царица бала!

    Или схимница, – Бог весть!
    Сколько времени? – Светало.
    Кто-то мне ответил: - Шесть.
    Чтобы тихая в печали,
    Чтобы нежная росла, –
    Девочку мою встречали
    Ранние колокола.

В феврале 1913 года в печати выходит третий сборник М. Цветаевой — “Из двух книг” и в то же время Марина Цветаева работает над новой книгой “Юношеские стихи” 1912 — 1915 гг. , которая не была издана. Юношеская лирика Цветаевой –дневник её души. В стихах она запечатлевает всех, кого любит, кем захвачена; её лирическая героиня тождественна с ней.

В это время Цветаева – “великолепная и победоносная”- жила уже очень напряженной душевной жизнью. Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи все это было поверхностью, под которой уже зашевелился“хаос”настоящей, не детской поэзии. К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту (уже в 1914г. она записывает в своем дневнике: “В своих стихах я уверена непоколебимо”), но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу. ” Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.

Апрель —август 1913 года Марина Цветаева с семьей живут в коктебельс-ком доме М. Волошина, но 30 августа в Москве скончался И. В. Цветаев.

Период с сентября по декабрь семья Цветаевой живет в Крыму: Ялта, Феодосия, где выступает на литературных вечерах.

Осенью Цветаева нашла наконец “волшебный дом”в Борисоглебском переулке. Переезд и хлопоты, с ним связанные, естественно, отвлекали Цветаеву от творчества. К стихам она вернулась во второй половине 1914 года, вдохновленная новой встречей с поэтессой Софьей Яковлевной Парнок. В цветаевских стихах она– непостижима и таинственна, это – “грустная трагическая леди”, которую “никто не спас”, она “язвительна и жгуча”, несёт в себе “вдохновенные соблазны” и “темный рок”. Роман Парнок и Цветаевой был очень коротким, но насыщенным по силе и известным всей литературной Москве.

11 февраля 1915 года Цветаевой было написано первое стихотворение, обращенное к Анне Ахматовой

    Узкий, нерусский стан –
    Над фолиантами.
    Шаль из турецких стран
    Пала, как мантия.
    Вас передашь одной
    Ломаной четкой линией.
    Холод – в веселье, зной –
    В вашем унынии.
    …………………………
    В утренний сонный час,
    Кажется, четверть пятого, –
    Я полюбила Вас,
    Анна Ахматова.

Так в поэтическом воображении Марины Цветаевой родился образ Анны Ахматовой–и существовал долгие годы, вплоть до их знакомства в 1941, когда Цветаева почувствовала главное: их с Ахматовой противоположность. Именно природа у них была разная.

В марте этого года Сергей Эфрон начинает ездить на фронт с санитарным поездом, весну и лето Марина проводит с С. Парнок в Коктебеле и Малороссии, где происходит встреча с Осипом Мандельштамом, что оказало определенное влияние на творчество Марины Цветаевой.

В августе 1915 Цветаева возвращается в Москву, но в декабре снова уезжает с С. Парнок в Петроград, где и встречает Новый год. Здесь происходит встреча на вечере с Михаилом Кузминым и уже вторая встреча с О. Мандельштамом, сделавшая обоих небезразличными друг к другу.

После поездки в Петроград укрепится связь Цветаевой с “Северными записками”; она будет печататься почти в каждом номере журнала за 1916 год. Двадцатого Марина Цветаева снова в Москве и выступает на вечере поэтесс в Политехническом музее. Отзывы очень одобрительные: “Её интеллектуализм женственен, тонок и самобытен. Она не раба книги и модных течений, не задавлена кружковыми темами и вопросами, не тянется на буксире“очередных” вопросов и тем… Её будущее чрезвычайно интересно”. В Москве, судя по стихам тех дней, ощущает себя какой-то иной, обновленной. Летом 1916 года была предпринята поездка М. Цветаевой в г. Александров Владимирской губернии, где был написан цикл стихов к А. Ахматовой. Во второй половине года М. Цветаева пишет много романтических стихотворений; многие стихи 1916 года составят впоследствии книгу“Версты 1”.

В январе – марте 1917 года было написано несколько лирических стихотворений, в том числе — на Февральскую революцию: “Пал без славы Орел двуглавый. — Царь! — Вы были неправы”. В первые дни 1917 года в тетради Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини. В наиболее удавшихся стихах, написанных в середине января - начале февраля, воспевается радость земного бытия и любви:

    Мировое началось во мне кочевье:
    Это бродят по ночной земле - деревья,
    Это бродят золотым вином - грозди,
    Это странствуют из дома в дом - звезды,
    Это реки начинают путь - вспять!
    И мне хочется к тебе на грудь - спать.

13 апреля 1917 года у Цветаевой родилась дочь Ирина (которую она сначала хотела назвать Анной в честь Ахматовой), и сентябрь—октябрь М. Цветаева живет в Феодосии. После Октябрьского переворота, воспринятого поэтессой как непоправимая катастрофа, она приезжает в Москву и чудом застает там мужа, появляются ее трагические стихи о конце, гибели, муках. Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. С нею произошло по истине роковое происшествие. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была, по меньшей мере, ощутить ее как могучую и безграничную стихию.

Марина Цветаева все больше и больше становится поэтом осмысленного чувства или, что то же, – проникнутого страстью смысла. Созвучие смыслов (“Стихи: созвучие смыслов”, – скажет она) – к этому высшему достижению она придет в зрелой лирике 20-х годов. К лучшим стихам семнадцатого года относятся такие, в которых лирическая героиня выявляет свою драматическую суть, как, например, в стихотворении из цикла“Князь тьмы”: Да будет день! – и тусклый день туманный

    Как саван пал над мертвою водой.
    Взглянув на мир с полуулыбкой странной:
    Да будет ночь! – тогда сказал другой.
    И, отвернув задумчивые очи,
    Он продолжал заоблачный свой путь.
    Тебя пою, родоначальник ночи,
    Моим ночам и мне сказавший: будь.

Ночь и день, тьма и свет, лучи, лунный и солнечный; предпочтение первых – вторым… Тема, пришедшая ещё из детских стихов (“Связь через сны”, “Оба луча”), приобретает философский оттенок. В январе 1918 года Сергей Эфрон тайно появился на несколько дней в Москве, а затем уехал в Ростов, где формировалась Добровольческая армия, 18 ян-варя М. Цветаева видела его в последний раз перед более чем четырехлетней раз-лукой. Весной и летом ею было написано множество лирических, а также гражданских стихотворений, которые войдут впоследствии в книгу“Лебединый Стан” (при жизни М. Цветаевой издана не была). В январе – феврале 1919 Марина завершила пьесу “Приключение” и написала пьесу “Фортуна”. В период с апрель по октябрь – недолгая “служба”М. Цветаевой в должности регистратора статистическо-справочного отдела по учету русских военнопленных. Между работой она написала две пьесы: (июнь— июль) пьеса “Каменный ангел” и (июль — август) пьеса “Феникс”. В то время в стране царил голод, холод и разруха. Свой пещерный разоренный, нищий быт поздней осенью 1919 года она описывает так: “Живу с Алей и Ириной в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столов 12 фунтов картофеля, остаток от пуда, “одолженного” соседями – весь запас! …Живу даровыми обедами (детскими)…”. Не имея возможности прокормить обеих девочек, младшую Ирину она отдала в приют, где девочка умерла от голода. 27 ноября 1919 М. Цветаева по чьему-то совету отправила Алю и Ирину в Кунцевский приют, где детей не кормили, а обворовывали. В январе 1920 тяжелобольную Алю М. Цветаева забрала из приюта и поселилась у знакомых, а 15 февраля в приюте умерла Ирина.

    Старшую у тьмы выхватывая,
    Младшую не уберегла…

В стихах появляются ноты безысходности: “О души бессмертный дар! Слезный след жемчужный! Бедный, бедный мой товар, Никому не нужный! …”; и совсем беспросветно: “Я не хочу ни есть, ни пить, ни жить. А так: руки скрестить, тихонько плыть Глазами по пустому небосклону…”

В апреле 1920 М. Цветаева пишет большой лирический цикл. 9 мая того же года М. Цветаева впервые увидела А. Блока на его выступлении в Политехническом, но подойти познакомиться не решилась. 27 мая она присутствовала во Дворце Искусств на юбилейном вечере К. Бальмонта. С 14 июля по 17 сентября ей была написана поэма-сказка“Царь-девица”, после чего 11 декабря М. Цветаева выступала в Политехническом музее на вечере поэтесс.

7 августа 1921года умер Александр Блок, на что М. Цветаева откликнулась несколькими стихотворениями. А 25 августа был расстрелян Николай Гумилев, в связи с чем М. Цветаева пишет большое письмо Анне Ахматовой. Осенью 1921 года она пишет стихи и собирается ехать к мужу. В конце ноября М. Цветаева завершает стихотворный реквием А. Блоку. И в 1921 году, после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве“Костры” вышла небольшая книжка М. Цветаевой “Версты” — всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 г. по декабрь 1920г. В январе-мае 1922 М. Цветаева продолжает писать прощальные стихи. Написала поэму“Переулочки” — прощание с Москвой. А 3 —10 мая. М. Цветаева получила необходимые документы для выезда с дочерью за границу и 11 мая отъезжает.

    ___________________________________________________________

В литературном мире она по-прежнему держалась особняком. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. Поначалу белая эми-грация приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего, для Цветаевой наступило жесто-кое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных“фракций” и “партий”, сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эми-грацией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведе-ния годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора.

Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не придавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

    Берегитесь могил:
    Голодней блудниц!
    Мертвый был и сенил:
    Берегитесь гробниц!
    От вчерашних правд
    В доме смрад и хлам.
    Даже самый прах
    Подари ветрам!

Она была одинока. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадо-ваться. В таких лишениях, в такой изоляции она героически работала как поэт, работала, не покладая рук. Вот что замечательно: не поняв и не приняв револю-ции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов. Самое ценное, самое несомненное в зре-лом творчестве Цветаевой– её неугасимая ненависть к “бархатной сытости” и всякой пошлости. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. “Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть Россию–может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью”.

Родина видится Цветаевой “Россией масс”, страной “без нас”, которая “нас не позовет”. Для неё новое название СССР никак не вяжется с Русью, Россией: Русь – прадедам, Россия – нам

    Вам – просветителям пещер –
    Призывное – СССР.

В стихотворении “Родина” (1932) воспевает красоту России и выражает свою любовь к ней. С течением времени понятие “Родина”для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции (“лавина из лавин”), она начинает чутко прислушиваться к “новому звучанию воздуха”. Тоска по России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как“Рассвет на рельсах”, “Лучина”, “Русской ржи от меня поклон”, “О, неподатли-вый язык.... ”, сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, – о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии. 1 февраля 1925 у Цветаевой родился сын Георгий.

С 1922 по 1928 гг. в печати появляются “Версты” 1916 года и сборник “Версты”, “Царь-девица”, “Ариадна”, трагедия “Тезей”, книги стихов “Разлука”, “Стихи к Блоку”, “Ремесло” и “Психея”, в которые входит далеко не все написан-ное. В Праге в 1924 году издана поэма “Молодец”, в Париже в 1928 году – книга стихов “После России”… _____________________________________________________________

Время шло. … В марте 1937 года дочь Цветаевой Ариадна, исполненная радостных надежд, уехала в Москву. Все лето Цветаева напряженно работала: писала очерк“Пушкин и Пугачев” и “Повесть о Сонечке”. А осенью судьба всей семьи круто повернулась. Сергею Эфрону, продолжавшему свою деятельность в Союзе возвращения в СССР, пришлось, в связи с участием в одном политическом детективе, спешно и тайно уехать в Москву. Нападение гитлеровцев на Чехословакию в 1937 году вызвало в её сердце гнев и негодование, – и хлынула лавины антифашистских “Стихов к Чехии”. Верила: “Россия Чехию сожрать не даст” –и с горячей любовью воспевала не отдельного человека и любовь к нему, а героический страдающий народ и прекрасную страну, в которой некогда нашла приют.

    Летом 1939 – подготовка к отъезду.
    12 июня 1939 года Марина Цветаева уехала в СССР.

В Москву Цветаева с сыном Муром приехала 18 июня. Её семья наконец воссоединилась; все вместе жили в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре–мужа. Она с сыном скиталась по чужим углам: снимала комнату в Голицыне, перемени-ла три жилья в Москве. Ездила с передачами Але и Сергею Яковлевичу; тряслась над хрупким здоровьем Мура; вызволяла прибывший из Франции багаж, который задерживали целый год. … И занималась переводами–с французского, немецкого, грузинского, английского, болгарского, польского и других языков. Она совершала истинно подвижнический труд, работая с тем же самоотречением, как если бы это были её оригинальные стихи. “Тайный жар”не угасал в ней. Свидетельство тому - несколько прекрасных лирических стихотворений, затерянных в переводческих тетрадях.

“Деньги? Да плевать мне на них. Я их чувствую только тогда, когда их – нет…”. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник цветаевских стихов; Марина Цветаева, старательно и волнуясь, составляла его… Сборник был отвергнут К. Зелинским… Человек, в лицо ей хваливший её стихи, объявил их“формалистическими”. Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсия Лорки. Работа была прервана; события привели поэта в состояние паники, безумного страха за сына, полной безысходности. Тогда-то, вероятно, и начала слабеть её воля к жизни… Восьмого августа Марина Цветаева с Муром уехала пароходом из Москвы в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вм6есте с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работы…её не принимали даже судомойкой…

А 31-го, в воскресенье, когда все ушли из дому, повесилась… Оставила три записки: Асеевым в Чистополь, чтоб взяли к себе Мура, людям, которых просила помочь ему уехать, и сыну: “Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але– если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик”. У последней черты чувства Цветаевой достигли своего абсолюта. Тоска полнейшего одиночества и заброшенности, ощущение собственной ненужности; роковое убеждение, что она ничего не умеет; паралич воли; страх за сына, которого она невольно втягивала в лабиринт отчаяния и безнадежности. … Через три года Муру суждено будет погибнуть на войне.

Похоронили Марину Ивановну 2 сентября на Елабужском кладбище. Моги-ла не найдена…

    ЛИТЕРАТУРА
    Анна Саакянц
    “Марина Цветаева жизнь и творчество”
    Москва, “Эллис Лак”, 1999г.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011