Экономическая политика и современные кризисы в Польше
Экономическая политика и современные кризисы в Польше
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ КРИЗИСЫ В ПОЛЬШЕ Содержание Введение 1. Допущения, лежащие в основе экономической политики 2. Прогноз до 2011 г. 3. Нерешенные проблемы Источники Приложения Введение Год назад польские политики оценивали экономическую ситуацию в стране как мягкое замедление темпов после пика делового цикла в 2007 г., и такая оценка соответствовала макроэкономическим ожиданиям. В 2008 г. годовые темпы прироста ВВП снизились с 6 до 4%, что в основном было результатом плавного спада внутренней деловой активности. Темпы прироста конечного внутреннего спроса снизились с 8 до 5,5%. Импорт отреагировал снижением темпов роста, но экспорт начал снижаться значительно быстрее в ответ на мировое замедление темпов, что привело к серьезному ухудшению показателя чистого экспорта. В последнем квартале 2008 г. и в первой половине 2009 г. происходило резкое падение темпов конечного внутреннего спроса. Высокие темпы роста внутреннего спроса в прошлом были по преимуществу результатом динамичной инвестиционной деятельности, которая в 2007 г. возросла примерно на 20% и достигла своего пика впервые с прошлого бума в середине 90-х годов. Такая динамика оказалась временной. Так, темпы прироста инвестиций в 2008 г. уменьшились до 17%, причем в IV квартале - до 8%, в первой половине 2009 г. - до 2%. Преобладавшие в прошлом оптимистичные ожидания инвесторов улетучились. Подъем в строительстве, частично связанный с увеличением объемов жилищного строительства, прекратился к концу 2008 г. Ответ монетарной политики сначала был контрпродуктивным. Под влиянием ошибочных инфляционных ожиданий руководящие монетарные учреждения систематически повышали процентные ставки, что препятствовало продолжению инвестиционного бума. Ожидания рецессии сделали их политику диаметрально противоположной -- на протяжении нескольких прошлых кварталов процентные ставки постоянно снижались. Указанные тенденции сопровождались быстрым приростом частного потребления, темпы которого в 2007 г. превышали 5%. Благодаря подъему, связанному со снижением безработицы, номинальные зарплаты начали стремительно расти (10%). В 2008 г. занятость продолжала повышаться. Несмотря на ускорение темпов инфляции, которая в 2008 г. превысила 4%, реальные доходы все равно возросли на 5%, чему способствовал динамичный спрос на потребительский кредит. Началось снижение занятости, связанное с повышением уровня безработицы. После этого, вопреки мерам фискальной политики (уменьшение ставки подоходного налога и платежей в страховые фонды), последовало снижение темпов роста реальных доходов. Темпы прироста экспорта снизились в 2007 г. до 9%, в 2008 г. - до 8%, что стало следствием как ослабления мирового спроса, так и укрепления польского злотого по отношению к доллару и евро. Эта тенденция сохранялась в первой половине 2008 г. Однако в середине 2008 г. произошло неожиданное снижение курса польского злотого (оно закончилось через несколько месяцев без интервенций центрального банка). Это сделало условия экспорта более благоприятными. Влияние на импорт было отрицательным, но его смягчило падение мировых цен на нефть и на сырье. Импорт последовал за тенденцией высоких темпов роста внутренней экономической активности, а также дополнительно возрос благодаря усилению злотого -- в целом на 14% в 2007 г. В результате ослабления злотого и экономической активности в 2008 г. темпы роста импорта снизились. С последнего квартала 2008 г. темпы снижения стали значительными. Поэтому внешнеторговый баланс ухудшился, так же как и сальдо текущего счета. Недавно эта тенденция изменилась. В ответ на большой спрос на отечественную продукцию темпы роста обрабатывающей промышленности были высокими. Общий объем реализации промышленной продукции в 2007 г. возрос на 10%, однако в 2008 г. -- только на 6%. Тенденция к снижению продолжилась и в 2009 г. Параллельно в 2007--2008 гг. происходило динамичное повышение темпов роста в строительной индустрии, которое закончилось в 2009 г. Динамика сельскохозяйственного производства находилась на среднем уровне. В секторе услуг господствовала долговременная тенденция вялого роста. Темпы роста производственного потенциала составляли примерно 4% благодаря высокой инвестиционной активности в прошлом. Сейчас эта тенденция прекратилась, что связано с умеренным повышением производительности труда. В 2008 г. количество занятых начало увеличиваться с темпом 2%, главным образом, в секторе предприятий. Это, вместе с ростом эмиграции, привело к снижению численности безработных (менее 1,7 млн. чел. к концу 2007 г.), уровень безработицы упал (менее 11% в 2007 г., 9,5% -- в конце 2008 г., что было намного ниже ожидаемого). Однако значительное ослабление экономической активности в 2009 г. превратило эти тенденции в рецессионные. Количество занятых начало снижаться, а показатель безработицы - снова постепенно повышаться, несмотря на многочисленные "политические" вмешательства с целью спасти фирмы. Темпы инфляции начали повышаться - до 3,5% в конце 2007 г. и до 4% в 2008 г. Дефлятор ВВП демонстрировал более низкие темпы роста. Однако базовая инфляция осталась низкой. Упомянутое повышение темпов роста ИПЦ вызвали главным образом внешние факторы -- повышение цен на импортируемые товары (нефть и продукты питания). Давление на цены со стороны зарплат начало ощущаться к концу 2007 г., оно продолжалось в течение 2008 г. и смягчилось в начале 2009 г. Как упоминалось выше, в ответ на инфляционные ожидания, которые оказались преувеличенными, монетарные власти на протяжении 2007 г. и трех кварталов 2008 г. повышали основные процентные ставки. На реальные процентные ставки эти изменения большого влияния не оказали. Политика резко изменилась в конце 2008 г., когда центральный банк, наоборот, начал систематически снижать основные процентные ставки, чтобы предотвратить дальнейшее замедление экономической активности. Устойчивый рост экономической активности в прошлые годы сопровождался значительным повышением валовых прибылей сектора предприятий и налоговых доходов центрального бюджета, несмотря на снижение социальных налогов. Фактическое снижение бюджетного дефицита оказалось большим, чем планировалось. Ситуация резко ухудшилась в 2009 г., когда вследствие замедления экономической деятельности доходы центрального бюджета сократились по сравнению с 2008 г. и было предпринято существенное сокращение расходов. 1. Допущения, лежащие в основе экономической политики Допущения, на которые опиралась макроэкономическая политика в 2009 г., были сформулированы в середине 2008 г., скорректированы правительством в сторону понижения и одобрены парламентом. Сначала прогноз предусматривал высокие темпы роста. Однако неожиданная мировая рецессия вместе с последовавшим за ней серьезным замедлением экономической активности заставили значительно снизить показатели ожидаемых темпов роста. К середине 2009 г. правительство подготовило скорректированный вариант центрального бюджета, в котором были заложены снижение темпов прироста ВВП почти до нуля и повышение бюджетного дефицита. По этому варианту расходы бюджета соответствовали снизившимся поступлениям, и было объявлено о возможном повышении косвенных налогов в 2010 г. План национального развития был обновлен на среднесрочную перспективу (до 2013 г.) и представлен в ЕС, одновременно шла разработка Сценария развития польской экономики на период до 2020 г. Оба документа рисуют оптимистичную картину устойчивого роста. Темпы прироста ВВП в 2009-2010 гг. должны колебаться между 0,3 и 0,5%, а по окончании мирового кризиса -- достигнуть 5%. При этом на протяжении нескольких ближайших лет будет расти безработица, несмотря на многочисленные меры по поддержке занятости. Ее восстановление ожидается только в 2011 г. Финансовые реформы намечено продолжать с некоторыми лагами. Бюджетные расходы предстоит серьезно сократить (опять-таки без четких приоритетов в сторону расходов на развитие). Эти меры должны привести к временному увеличению бюджетного дефицита. А его снижение может произойти в 2011--2012 гг. для выполнения Маастрихтских критериев, что откроет путь к переговорам о вступлении Польши в Европейский валютный союз в 2012-2014 гг. Монетарная политика играет важную роль в предотвращении рецессии. Систематическое снижение основных процентных ставок продолжается. С этой же целью был снижен объем обязательных банковских резервов. Финансовая позиция коммерческих банков выглядит удовлетворительно, и после начальных ограничений кредитные линии сейчас открыты как для инвесторов, так и для потребителей. Оценка внешних условий в ближайшие годы пессимистична. Тревожные сигналы пришли сначала из Соединенных Штатов, где финансовые проблемы привели к замедлению темпов роста; в некоторых странах наступила рецессия. Поэтому прогнозы международных организаций, особенно Проекта ЛИНК, были скорректированы в сторону снижения. Темпы прироста для стран ЕС в прогнозе -- отрицательные (примерно на 1-2 процентных пункта), но для Китая и Индии они, видимо, останутся в 2009--2010 гг. на уровне от 6 до 9%. Темпы роста международной торговли снизятся из-за уменьшения объема американского импорта, влияющего на всю мировую торговлю. Дальнейшее ухудшение обменного курса американского доллара может ускорить этот процесс, но, с другой стороны, - увеличить американский экспорт. Похоже, что темпы роста мировых цен, особенно на сырье и нефть, уже достигли максимального уровня, и поэтому их дальнейшее повышение будет достаточно мягким; ожидается временное снижение цен на нефть. 2. Прогноз до 2011 г. Изложенные выше допущения по экономической политике, поддержанные нашими оценками тенденций, которые наблюдались в течение последних кварталов, дали нам основания серьезно пересмотреть прогноз до 2011 г. Из-за мирового кризиса прогноз был существенно скорректирован в сторону понижения. Начиная с 2007 г., который считается пиком делового цикла, темпы прироста ВВП постепенно снижаются -- с 6,6% в 2007 г. до примерно 5,5% в 2008 г.; ожидаемое их снижение в 2009 г. -- до 4,6%, однако в нашем последнем прогнозе мы уточнили цифру - до 1%. В 2010 г. может начаться подъем, чему соответствует темп прироста около 3%. Полноценный подъем ожидается в 2011-2012 гг., когда темпы прироста ВВП могут превысить 6%. Благоприятно сказался бы на этом процессе приток средств из бюджета ЕС. В ближайшие годы мы ожидаем снижения инвестиционной деятельности в связи с мировым кризисом: до --10% в 2009 г. и --5% в 2010 г. В 2011 г. может начаться подъем с сопутствующим повышением динамики инвестиций примерно до 20%. При этом приток прямых иностранных инвестиций, скорее всего, будет незначительным, а средств из бюджета ЕС, наоборот, -- большим. Они будут израсходованы главным образом на улучшение инфраструктуры. Мы ожидаем также дополнительного импульса для инвестиций в связи с организацией Чемпионата Европы по футболу в 2012 г. Темпы прироста частного потребления в 2008 г. превысили 5% (по прогнозу, в 2009 г. они должны снизиться до 3%). Этот рост вызван повышением реальных зарплат, а также доходов от частной экономической деятельности. В 2011--2012 п: потребительские кредиты снова сыграют большую роль в финансировании жилищного строительства и приобретении предметов долговременного пользования. Темпы прироста государственного потребления после снижения до 1% в 2008 г. могут достичь умеренных значений. В целом темпы прироста конечного внутреннего спроса снизятся с 5,5% в 2008 г. до 1% в 2010 г., а в 2011 г., в период подъема, повысятся до 7,5%. Прогнозируется, что в 2009 г. темпы прироста экспорта значительно снизятся из-за спада мирового импорта и неблагоприятных внешних условий, несмотря на ослабление злотого, - до -11%. Увеличение данного показателя до 7--8% ожидается только к концу прогнозного периода. Динамика импорта будет зависеть от динамики внутренней деловой активности, а также в некоторой степени -- от темпов дальнейшего ослабления злотого. Этот показатель снизится с 12% в 2008 г. до --14% в 2009 г. и повысится до 1% в 2010 г. В последующие годы общий подъем снова поднимет показатель роста импорта -- до 12%. Таким образом, отрицательный баланс внешней торговли будет все время повышаться, кроме 2011 г. Также будет увеличиваться дефицит текущего счета платежного баланса, хотя в 2010--2011 гг. эту тенденцию смягчит положительное влияние денежных переводов от польских эмигрантов. Указанные изменения оправдывают прогноз очень низкого темпа прироста ВВП: он снизится с 5,5% в 2008 г. до 3% в 2010 г., с возможными колебаниями в последующие годы амплитудой около 6%. Учитывая начальное снижение и последующее повышение темпов роста потенциального ВВП, мы прогнозируем, что коэффициент использования производственных мощностей сначала увеличится, а затем стабилизируется. Важным будет также влияние технологического прогресса. Темпы роста совокупной факторной производительности (total factor productivity, TFP) будут значительно колебаться, в основном из-за изменений в импорте иностранных НИОКР и в ПИИ, но при повышении количества человеческого капитала на душу населения. Таким образом, мы полагаем, что производительность труда в 2010 г. снизится, но после 2011 г. будет повышаться с годовым темпом 4%. Снижение занятости, значительное в 2009 г., связано с повышением безработицы. На последний показатель отрицательное влияние окажет общее замедление темпов экономического роста, положительное - продолжающаяся эмиграция, и опять-таки отрицательное - иммиграция с Востока, ожидаемая в последние годы прогнозного периода. По оценкам, средний уровень безработицы повысится с 9,8% в 2008 г. до 11% в 2010 г. и затем снизится к концу прогнозного периода до 9,5%. Ожидается, что темп инфляции, повысившись в 2008 г. до 4,2%, будет медленно снижаться: до 3% или менее в 2009 г., а затем до 2,7% в конце прогнозного периода. Повышение данного показателя объясняется по преимуществу инфляционным давлением затрат на рабочую силу, но также частично внешним повышением цен на сырье и продовольствие; в некоторой степени оно будет смягчено вследствие укрепления злотого. Что касается ослабления злотого в конце 2008 г., то оно повлияло на ИПЦ в противоположном направлении. Ожидается временное увеличение разницы между текущим обменным курсом и ППС, что имеет важное значение при переговорах, предшествующих вступлению в Европейский валютный союз. Мы также прогнозируем на ближайшие годы, что прекратится дальнейшее снижение номинальных процентных ставок и постепенно снизятся реальные процентные ставки до уровня, совместимого с другими странами ЕС, особенно в контексте поддержки инвестиций. За периодом с высоким уровнем экономической деятельности последовал значительный рост поступлений в государственный бюджет (в 2007 г.). В 2009 г. этот показатель заметно уменьшился. Его повышение в последующие годы может обусловить весомое повышение расходов, особенно связанных с НИОКР, что будет способствовать выполнению Лиссабонских требований. В ближайшие годы мы ожидаем, что бюджетный дефицит составит чуть меньше 2% от ВВП. 3. Нерешенные проблемы Основной краткосрочной проблемой остаются противодействие замедлению экономической активности и недопущение открытой рецессии. Фактическая слабость экономической политики, с помощью которой должны приниматься меры по контролю над замедлением деловой активности и по стабилизации темпов прироста в следующем году на уровне 5%, делает прогноз пессимистичным. Похоже, что временно прекращены реформы государственного финансового сектора, которые должны продолжаться для повышения эффективности фискальной системы. Социальная политика может повысить государственные расходы, что ограничит возможности сокращения бюджетного дефицита. В то же время некоторые предложения в фискальной сфере, такие как повышение косвенных налогов, могут еще больше угрожать перспективам подъема. Такие неожиданные опасности возникли из-за финансового кризиса в США и общего замедления экономического роста. Все это уже затронуло польский экспорт и в ближайшие годы приведет к его дальнейшему снижению. Наряду с этим мировые цены на нефть и продовольствие могут увеличить "импорт" инфляционного давления. А их смягчение под действием снижения обменных курсов злотого к доллару и к евро, похоже, прекратится уже в ближайшем будущем. Опасности, которые могут возникнуть в среднесрочном периоде в результате отказа от антикризисной политики, делятся на две группы. С одной стороны, возможен возврат к жесткой монетарной политике (высокие процентные ставки) и к консервативной фискальной политике в интересах богатых семей за счет бедных (введение линейного подоходного налога). Такая политика опять-таки весьма ограничивает внутренний потребительский и инвестиционный спрос и ухудшает распределение доходов. Как следствие, темпы роста еще больше снизятся, и решение проблемы сокращения разрыва в уровне жизни между Польшей и развитыми странами ЕС будет отложено. С другой стороны, существует также опасность последовать курсом популистской экономической и социальной политики. Бесконтрольное повышение зарплат и пенсий может вызвать резкое повышение внутреннего спроса, что значительно усилит инфляционное давление и нарушит рыночное равновесие. Точно так же неограниченное увеличение потребительского кредита может активизировать эти тенденции и привести к финансовым проблемам. А они, в свою очередь, могут повысить бюджетный дефицит и государственный долг, что чревато финансовым кризисом. Источники 1. Economic Polska № 4,2010 s/21-43 2. И. Королевский Экономика Польши - пример для подражания - Зеркало Недели, апрель, 2010 Приложения Таблица 1 Темпы прироста экономики Польши в 2008-2011 гг. (в постоянных ценах 1995 г.) |
Категория | Годы | | | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | | Внутренний конечный спрос (XFD) | 5,85 | -0,49 | 1,16 | 7,52 | | Частное потребление (С) | 5,40 | 2,81 | 3,22 | 4,20 | | Государственное потребление (G) | -0,99 | 2,30 | 2,54 | 2,43 | | Валовые инвестиции (JA) | 8,31 | -10,16 | -4,98 | 20,95 | | Валовые инвестиции (% к ВВП) (JAXP) | 25,27 | 22,53 | 20,89 | 23,83 | | Экспорт (Е) | 6,51 | -10,93 | 5,23 | 7,49 | | Импорт (М) | 9,02 | -14,04 | 0,91 | 11,61 | | Экспорт (% к ВВП) (ЕХРР) | 37,41 | 42,22 | 42,53 | 42,53 | | ВВП (Я) | 4,73 | 1,02 | 2,90 | 5,92 | | Потенциальный ВВП (ХКМГ) | 3,78 | 0,97 | 3,51 | 5,92 | | Коэффициент использования производственных | | | | | | мощностей (IVKM) | 75,91 | 75,95 | 75,50 | 75,50 | | Основные активы (машины и оборудование) (КМ) | 5,05 | 5,35 | 5,55 | 5,21 | | Работающее население (Л*) | 2,44 | -2,49 | 1,08 | 1,50 | | Общая факторная производительность (TFP) | 1,90 | -0,08 | 2,86 | 0,12 | | Производительность труда (WXNM) | 2Д4 | 3,61 | 1,80 | 4,35 | | Человеческий капитал на одного занятого (HKLZ) | 0,44 | 0,43 | 0,41 | 0,42 | | Процент безработицы, в среднем за год (UNR) | 9,88 | 11,33 | 10,64 | 9,66 | | Средняя реальная зарплата (W) | 4,88 | 0,96 | 3,19 | 4,13 | | Реальные располагаемые доходы (Y) | 5,12 | 3,10 | 4,57 | 4,14 | | Дефлятор ВВП (РХ) | 3,22 | 3,00 | 2,66 | 2,42 | | Дефлятор частного потребления (PC) | 3,69 | 3,30 | 2,79 | 2,73 | | Обменный курс дол./злотый {WILD) | 0,78 | 28,08 | -2,98 | -3,19 | | Сальдо текущих счетов (млрд. дол.); конец года | -16,0 | ^3,2 | -37,0 | -22,0 | | Сальдо госбюджета (% к ВВП); конец года | -1,98 | -1,95 | -1,87 | -1,89 | | |
Таблица 2 Государственный бюджет (в текущих ценах) |
| 2008 г. | 2009 г. | 2011 г. | | Общие поступления (млн. злотых) | 254157,0 | 264481,0 | 291189,0 | | Изменения к предыдущему году (%) | 7,63 | 4,06 | 4,91 | | Общие расходы (млн. злотых) | 278741,0 | 289673,0 | 319220,0 | | Изменения к предыдущему году (%) | 10,20 | 3,92 | 5,31 | | Сальдо бюджета (млн. злотых) | -24584,0 | -25192,0 | -28031,0 | | Изменения к предыдущему году (%) | 46,29 | 2,47 | 9,64 | | Сальдо бюджета | -1,98 | -1,95 | -1,89 | | ВВП(%) | 35,32 | -1,52 | 1,07 | | |
Таблица 3 Структура экономики Польши (в текущих ценах) |
LIFEA: W. & A. WELFE FORECAST: APRIL 2009 | | | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | | Потребление (млн. злотых) | 63,36 | 64,67 | 64,96 | 64,10 | | ВВП (%) | 1,10 | 2,07 | 0,44 | -1,33 | | Государственное потребление (млн. злотых) | 13,34 | 13,50 | 13,44 | 12,99 | | ВВП(%) | -5,58 | U4 | -0,48 | -3,31 | | Инвестиции (млн. злотых) | 25Д7 | 22,53 | 20,89 | 23,83 | | ВВП (У.) | 2,62 | -10,84 | -7,32 | 14,12 | | Экспорт (млн. злотых) | 37,41 | 42,22 | 42,53 | 42,53 | | ВВП(%) | 1,95 | 12,85 | 0,74 | -0,02 | | Импорт (млн. злотых) | 40,36 | 43,84 | 42,26 | 43,78 | | ВВП(%) | 4,35 | 8,63 | -3,60 | 3,59 | | Чистый экспорт (млн. злотых) | -2,94 | -1,62 | 0,27 | -1,25 | | ВВП(%) | 49,03 | ^15,04 | -116,86 | -559,40 | | |
Таблица 4 Структура внешней торговли Польши (по группам SITC, %) |
LIFEA: W. & A. WELFE FORECAST: APRIL 2009 | | | 2008 r. | 2009 r. | 2010 r. | 2011 r. | | Импорт, всего | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | | SITC 0-1 | 3,81 | 3,66 | 3.58 | 3,32 | | SITC 3 | 6,89 | 6,96 | 6,64 | 6,26 | | SITC 24 | 2,55 | 2,57 | 2,60 | 2,43 | | SITC 7 | 45,74 | 42,41 | 43,10 | 43,99 | | SITC - 5.6.8.9 | 41.01 | 44,40 | 44,08 | 44,00 | | Общий экспорт | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | | SITC 0-1 | 8,25 | 7,23 | 7,30 | 7,33 | | SITC 3 | 4,60 | 3,96 | 3,80 | 3,63 | | SITC 24 | 2,50 | 2,33 | 2,31 | 2,27 | | SITC - 5-9 | 84,64 | 86,48 | 86,59 | 86,77 | | в том числе SITC 7 | 49,50 | 48,48 | 51,19 | 53,96 | | |
|