Европейский союз
Европейский союз
- 20 - Министерство высшего образования Российской Федерации Академия налоговой полиции ФСНП РФ Уфимский филиал Р е ф е р а тпо дисциплине: «Международные экономические отношения »на тему:«Европейский союз» Уфа - 2001Содержание: - Введение 3
- Современная социальная политика ЕС 4
- Функции институтов Европейского Союза 6
- Европейский Союз и Россия 12
- Список использованной литературы 21
ВведениеНа рубеже XXI в. Европейский союз вступает в новый, беспрецедентный этап своего рас-ширения. Число его членов за счет государств Центральной и Восточной Европы и Прибалти-ки намечается довести с 15 до 26. Учитывая сопутствующие гео-политические факторы, серь-езные наблюдатели сравнивают такое событие по зна-чимости с созданием самого Общего рынка сорок лет назад.Шагая на Восток, ЕС заметно наращивает свой ресурсный потенциал (тер-риторию - на 34%, население - на 29%), превращается в крупнейший в мире рынок с 500 млн. потребителей, сохраняет пространственную динамику интеграции. Полити-чески складывается гегемония Евросоюза на основной части территории Европы, что придает ему уже совершенно иной меж-дународный вес, статус и позиции. Архитекторы расширения не без оснований надеются, что в новом формате он будет гораздо активнее "востребован" при принятии глобальных решений, укрепит свои позиции в ВТО, МВФ, ОЭСР и НАТО, станет признанным лидером в том, что касается моделей интеграции и в развитии современного международного права. Не случайно председатель КЕС Ж. Сантер расценивает грядущее расширение не иначе как "великое собы-тие в европейской интеграции", "замечательный подарок, который мы этим преподносим са-мим себе, присоединяющимся странам, а также миру в целом".Современная социальная политика ЕСНа современном этапе развития ЕС про-изошло новое перераспределение со-циальных функций между его институтами и национальны-ми правительствами. Исходя из положений упо-мянутого Договора, Европейская комиссия под-готовила три програм-мных документа - Зеленую книгу "Альтернативы для Союза", посвященную европейс-кой социальной политике (ноябрь 1993 г.), Белую книгу "Европейская социальная полити-ка: путь для Союза" (июль 1994 г.) и "Среднесрочную программу социальных действий, 1995-1997" (ап-рель 1995 г.). В этот перечень непременно долж-на быть включена также Белая книга о росте, конкурентоспособности и занятости (декабрь 1993 г.), в которой сформулирован принципиаль-ный подход ЕС к взаимосвязи экономической и социаль-ной политики в целом, и в первую оче-редь - к определению оптимального баланса между содействием повышению конкурентоспо-собности и экономическому росту, с одной сторо-ны, и обеспечением высокого уровня занятости, гарантиями социальной защиты - с другой.Долгосрочная политика занятости названа приоритетом № 1 во всех важнейших документах EC, опубликованных в 1993-1997 гг. Этот курс направлен на достиже-ние двух взаимосвязанных целей - во-первых, эффективно использовать человечес-кие ресурсы, чтобы полностью реализо-вать выгоды крупнейшего в мире единого рынка, укрепив тем самым позиции ЕС в мировой эконо-мике, и, во-вторых, поднять уровень политичес-кой поддержки населением планов дальнейшего объединения Европы.Новый подход к проблеме занятости, пожалуй, наиболее четко сформулирован в Белой книге о социальной политике: "Слишком долго Европа концентрировала основные усилия на регулирова-нии безработицы, тогда как высшим приоритетом должно стать стимулирование создания новых рабочих мест". Решение такой зада-чи требует согласования целого ряда направлений экономи-ческой и социальной политики, поскольку необ-ходимо, с одной стороны, стимулировать эконо-мический рост и производственные инвестиции, создающие новые рабочие места, а с другой - уве-личить вложения в "человеческий капитал", то есть в подготовку рабочей силы нового качества. Этот подход нашел отражение в стратегии заня-тости, утвержденной на сессии Европейского со-вета в Брюсселе в декабре 1993 г. В ней было вы-делено семь основных направлений действий:- совершенствование системы образования и профессиональной подготовки;- более гибкая политика на уровне предприя-тий и на рынке труда в целом; - организационная перестройка работы на уровне отдельных предприятий;- целенаправленный курс на снижение косвен-ных затрат на рабочую силу;- более эффективное использование государ-ственных фондов, созданных для решения про-блем безработицы;- реализация специальных программ с целью профессиональной подготовки молодежи;- содействие росту занятости с учетом новых требований.Такая переориентация стратегии занятости неразрывно связана с решением задачи создания единого рынка рабочей силы в ЕС. Как отмечает-ся в Белой книге о социальной политике, "реаль-ный европейский рынок рабочей силы до сих пор не соз-дан". Решить эту задачу не просто, по-скольку мобильность рабочей силы намного ус-тупает мобильности капитала. Социальная про-грамма ЕС предусматривает при-нятие ряда мер, способствующих повышению мобильности рабо-чей силы, таких как обеспечение права на прожи-вание, признание профессиональных дипломов, урегули-рование пенсионных прав и порядка нало-гообложения граждан одного государства-члена, работающего в другом государстве-члене, и т.п. Предусмотрено также со-вершенствование ряда положений, касающихся прав трудящихся-мигран-тов из третьих стран, если те въехали, проживают и трудятся в странах ЕС на законных основаниях. (В середине 90-х годов мигранты из третьих стран составляли около 5% экономически активного населения Евросоюза.Функции институтов Европейского СоюзаФункции институтов ЕС очень важны и много-образны. В их числе: разработка стратегии, ра-мочных программ, общих ориентиров; проведе-ние исследований, содействие развитию диалога путем организации конференций и иных форм дискуссий; сбор и распространение информации, в том числе статистики; анализ ситуации и кон-троль за соблюдением согласованного курса и выполнением приня-тых решений в государствах-членах, а в случае необходимости выработка рекоменда-ций их правительствам; общая координа-ция действий государств-членов; разработка над-национальных нормативных документов и кон-троль за их имплементацией в национальные законодательства; наконец, разработка и осуще-ствление собственных программ, финансируе-мых из бюджета ЕС, за счет кредитов Европей-ского инвести-ционного банка (ЕИБ) или из иных источников. Организационно разработка и осуществление общей стратегии занятости обеспечива-ется функционированием как головных институ-тов ЕС - Европейского совета, Совета, Комиссии, Европарламента, Суда, а также Экономического и социального комитета и Комитета регионов, - так и специализированных учреждений, функци-онально связанных с социальной полити-кой в ши-роком смысле слова. Эту систему взаимодействия институтов ЕС и государств-членов, так же, как и организацион-ный механизм, с помощью которого осуществля-ется согласованная политика занятости, можно назвать типичной для нынешнего этапа развития ЕС. В частности, это относится к направлениям деятельности ЕС в социальной сфере. Их можно объединить в три группы: 1. содействие реше-нию специфических социальных проблем, усу-губляющих положение отдельных категорий тру-дящихся (женщины, молодежь, пожилые и пре-старелые, нетрудоспособные или ограниченно трудоспособные) или трудящихся, занятых в от-дельных отраслях экономики (сельское хозяйст-во, рыболовство, транспорт и т.д.); 2. содействие улучшению охраны труда и здоровья, повыше-нию качества жизни; 3. содействие постепенно-му сближению национальных социальных систем путем разработки общих социальных нормативов, включаемых в право ЕС. Что касается первой группы, то в функции институтов ЕС входят как правовое регулирование; и координация действий государств-членов, так и осуществление собственных программ ("инициатив") за счет выделяемых средств из бюджета. Bo-втором и в третьем случаях преобладающей, если не исключительной, формой действий на уровне ЕС является правовое регулирование, имеющее четкий предел. Как подчеркивается в Бе-лой книге, "нынешний подход имеет целью не; гармонизацию национальных систем социальной защиты, а эффективную координа-цию этих сис-тем в рамках Союза", и этот принцип еще раз под-тверждается в Средне-срочной программе соци-альных действий: "полная гармонизация нацио-нальных кур-сов социальной политики не стоит на повестке дня деятельности Комиссии и Союза". В то же время Европейская комиссия настаивает в Белой книге на том, что необходи-мо более ин-тенсивно переносить законодательство в нацио-нальную сферу и повы-сить степень его выполне-ния.В приведенных формулировках есть некото-рое противоречие, но оно отражает динамику ин-теграционных процессов, определяемую столк-новением двух начал - на-ционального и наднаци-онального. Общим итогом был, как правило, постепенный "перелив" функций из националь-но-государственной сферы в наднациональную (или транснациональную). Есть соблазн спрогнозировать дальнейшее развитие этой тенденции по экспоненте. Но здесь следовало бы проявить осто-рожность. К этому скло-няет и более глубокий ана-лиз взаимодействия двух уровней принятия реше-ний в про-цессе развития европейской интеграции.В самом деле, ни ее теоретики, ни политики, разрабатывавшие интеграцион-ную стратегию Сообщества, а потом Союза, никогда не рассмат-ривали наднациональ-ные инструменты ее осуще-ствления как единственные. Дискуссии по поводу соотно-шения двух уровней принятия решений за-тронули все направления регулирования эконо-мики и социальной сферы. Но обвинения в адрес противников расширения ком-петенции наднацио-нальных институтов, пожалуй, нигде не звучали так остро и не имели столь откровенного идеоло-гического характера, как в отношении социаль-ной политики. Это в большой мере было связано с деятельностью левых сил, особенно коммунис-тических партий и находившихся под их влиянием профсоюзов. Между тем вопрос о соотношении национальной и наднациональной социальной по-литики не сводится к столкновению "новаторов" и "ретроградов" или к "антагонизму" интере-сов труда и капитала. Вопрос этот заслуживает анализа в рамках функционального подхода. Начнем с того, что политика, осуществляемая институтами Сообщества, с самого начала и на протяжении всей истории европейской интеграции, была над-стройкой над политикой, проводимой национальными правительствами. Эти два уровня принятия решений и их выполнения отличаются друг от друга функционально. Базовым был и остается национальный уровень - даже там, где к органам Сооб-щества (а ныне - Союза) перешло исключительное право принятия решений (например, таможенная политика, заключение торговых соглашений с третьими стра-нами, валютная политика), поскольку передача государством-членом какой-то части своих суверенных прав не означает его отказа от них. Как правило же, эти два уровня соотносятся как взаимодополняющие. Именно этот вариант реализован сфере социальной политики.Основной функцией социальной политики государства в западноевропейских странах является перераспределение общественного продукта в елях обеспечения кол-лективных социальных потребностей (здравоохранение и охрана труда, щита окру-жающей среды, образование и про-фессиональное обучение) и социального обеспе-чения тех групп населения, которые нуждаются в поддержке государства (пенсионеры, лица с нулевой или ограниченной трудоспособностью, безработные, многодетные семьи и т.п.). Именно эта новая функция, эти новые направления государственного ре-гулирования нашли отражение в теории и практике "государства благосостояния".Основная функция наднациональной социальной политики состоит в координации социальной политики, осуществляемой государствами-членами, и лишь во-вторых - в использовании и перераспределении ограниченных финансовых ресурсов для осуществ-ления социальных программ, представляющих общий интерес для государств-членов и содействующих развитию интеграции в целом. Соотношение национального и над-национального уровней социальной политики, как и различия между их функциями, пожалуй, наиболее наглядно проявляются при сравнении финансовых ресурсов, которые используются на социальные цели ЕС.Социальные расходы включают в себя не только затраты на социальные цели, произведенные из государственного бюджета. Последние - примерно вдвое мень-ше. Но и средства из структурных фондов расходуются, строго говоря, не только на социальные цели. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что на протя-жении ближайших 10-15 лет никаких порядковых изменений в этом соотношении не произойдет.Стремление государств-членов противодействовать тенденции к чрезмерной централизации функций управления в ЕС нашло отражение статье 5 Договора, учредившего Европейское ( общество (консолидированная версия), согласно кото-рой компетенции институтов разного уровня: от местного до наднационального - рас-пределяются на основе принципа субсидиарности. Суть принципа состоит в том, что на более высок уровне принимаются только те решения, которые не могут при-няты на более низком уровне. Страны ЕС по - прежнему находятся на разных уровнях экономи-ческого развития, поэтому социальные расходы в расчете на душу населе-ния, выраженные в абсо-лютных показателях, различаются в несколько раз. Так, в 1994 г. тройку стран с наивысшими по-казателями составляли Дания (8 020 экю), Люк-сембург (7 279) и Германия (6 520), а тройку с са-мыми низкими показателями - Греция (1 236 экю), Португалия (1 435) и Испания (2 451) . И хотя в ЕС осущест-вляется определенное перераспреде-ление произведенного валового продукта (в том числе через специально созданный для этого Фонд сплочения), масштабы его весь-ма скромны. Ожидать их увеличения не приходится, так как это было бы сопряжено с понижением социаль-ных стандартов и реального уровня жизни в "бо-гатых" стра-нах. Во всяком случае национальные системы социального обеспечения и особенно их финансы наверняка останутся в ведении госу-дарств-членов. Несколько иначе обстоит дело с гармонизаци-ей социальных систем и социаль-ной политики. Постмаастрихтская программа действий в соци-альной области пре-дусматривает дальнейшее продвижение в этом направлении, хотя сейчас за-дача пол-ной гармонизации не ставится. Тем не менее, эта тенденция будет развиваться. Чем даль-ше заходит процесс формирования единого эконо-мического пространства, тем сильнее действуют импульсы к формированию единого социального пространства. Применительно к экономическому пространству иногда говорят также о его одно-родности. В действительности, если такая одно-родность и есть, то она относительна даже в ны-нешнем ЕС, а после вступления в него стран Цен-тральной и Восточной Европы о ней придется просто забыть.Это относится и к формированию единого со-циального пространства в ЕС. Оно не является однородным, если иметь в виду фактическую со-циальную ситуа-цию в отдельных государствах-членах и их регионах. В большей мере именно по-это-му такое пространство складывается медлен-но. Но оно постепенно формируется как единое в правовом отношении. Шаг за шагом ЕС продви-гается по пути разработки и принятия общих пра-вовых норм, регулирующих свободное движение лиц, их трудо-вую и профессиональную деятель-ность, безопасность труда и охрану здоровья, за-щиту окружающей среды и прав потребителей и т.д. и т.п. Ключевую роль в этом продвижении сыграли базовые документы - договоры, учре-дившие три Европейс-ких сообщества (особенно Римский договор, учредивший ЕЭС), Единый ев-ропейский акт, Маастрихтский и Амстердамский договоры. Каждый из них устанавливал об-щие рамки и основные направления развития коммунитарного права, определяя пра-вовое поле, в ко-тором могут действовать главные институты Союза, принимающие нормативные решения. Именно таким способом шло расшире-ние правового регулиро-вания в социальной сфере. накопление массива соответствующих норматив-ных доку-ментов, развитие права ЕС, которое признано приоритетным по от-ношению к нацио-нальному законодательству и подлежит включению в последнее. В постмаастрихтс-кий период масштабы и интенсивность дей-ствий ЕС в этом направлении значительно возросла и, по всей вероятности, будет возрастать и впредь. Как писал сотрудник Европейского уни-верситетского института во Флоренции Дж. Маджоне в 1993 г., "Будущая "социальная Европа" возникнет не как наднациональное государство благосостояния, а как все более богатое прост-ранство политики и институтов социального ре-гулирования. Отчеты о действиях ЕС в соци-альной области, которые являются составной частью ежегодных "Общих докладов о деятель-ности Европейского союза", свидетельствуют о том, что в период 1992-1998 г. насыщен-ность пространства социального регулирования замет-но возросла. Однако есть сомнения в том, что и в дальней-шем это продвижение будет столь же динамично.Во-первых, нет ясности в том, как будет ме-няться мирохозяйственная конъюнктура, влия-ние которой на все без исключения страны и ре-гионы в эпоху глобализации существенно увели-чилось. Во-вторых, переход ЕС к единой валюте со-пряжен с определенными трудностями, которые могут сказаться и в социальной сфере. В-третьих, экономическое соревнование с Со-единенными Штатами и Японией складывалось в 90-е годы не в пользу ЕС. По темпам роста он от-ставал от США, а в области научно-технического прогресса - от обоих конкурентов. Главная цель пере-хода к ЭВС и евро заключается в том, чтобы преодолеть отрицательную динамику со-перниче-ства, но шансы Союза на успех скорее всего не выше, чем вероятность неудачи. В-четвертых, все более существенным нега-тивным фактором социального развития в боль-шинстве стран Союза, особенно в самых крупных странах - Германии, Франции, Великобритании и Италии, становятся неблагоприятные демогра-фические процессы. Это прежде всего крайне низкая рождаемость и как следствие - стагна-ция численности коренного населения и его прогрессирующее старение. Помимо от-носительного или даже абсолютного сокращения ресурсов рабочей силы, экономи-чески активному населению при-дется нести все большее налоговое бремя, чтобы обес-печивать приемлемый уровень жизни пенси-онерам. Вряд ли можно рассматривать как благо-приятную тенденцию и дальнейший рост иммиг-рации из неевропейских стран. Согласно расче-там, в ближайшие 25 лет 75% прироста населения в странах Западной Европы произойдет за счет международной миграции и более высокой рож-даемости в семьях мигрантов. Процесс социаль-ной и тем более культурной интеграции мигран-тов неевропейского происхождения протекает крайне медленно. Наконец, в первое десяти-летие XXI в. предсто-ит новое расширение Союза. У его порога стоят в ожидании 13 стран с общей численностью населе-ния в 170 млн. человек и производством ВВП на душу населения в пределах 25-70% от среднего уровня в ЕС. Пока никто из ответст-венных лиц не разъяснил, на какие затраты готов пойти Союз во имя расширения "единой Европы", но даже при скромной смете расходов экономическая и со-циальная цена принятия хотя бы части этих стран не может не быть весьма значи-тельной. Учитывая все это, перспективы дальнейшего раз-вития социальной полити-ки Союза можно было бы оценить как весьма неопределенные, а в луч-шем случае - умеренно оптимистические.Европейский Союз и РоссияОдин из важнейших вопросов европейской внешней по-литики -- это вопрос о том, что Европейский союз и Российская Федерация вправе ожи-дать друг от друга и как можно развивать стратегическое партнерство, кото-рое представляет интерес для обеих сторон.Не удивительно, что многим в России и других странах трудно понять, что такое Европейский союз и каким он хочет быть. В конце концов, ЕС -- это сложный и уникальный "зверь", и его природа меняется. У Европейского союза нет характеристик, средств или устремлений, присущих националь-ному государству. Нельзя рассматривать отно-шения ЕС с Россией с точки зрения борьбы за политическое или идеологическое влияние. ЕС не являет-ся агрессивным образова-нием. Он не нуждается в геополитических "зонах влияния". В действительности он являет собой результат общего видения и общей воли, выраженных в ряде четких правил, изложенных в междуна-родных договорах. За этими правилами, однако, лежат основополагающие принципы, которых придерживаются все страны-члены. Договоры предпо-лагают открытое общество, осно-ванное на демократическом контроле и ба-лансе и рыночной эко-номике. Таким образом, закон поощряет свободный потребитель-ский выбор и содействует инновациям. Правопорядок, свобода прессы, уважение человеческих свобод и институты, способные терпеливо примирять имеющиеся мнения, -- вот основа не толь-ко успеха Союза как такового, но и стиля жизни, который мы стремимся создать. Это и есть ключ относительного про-цветания ЕС.Не удивительно, что Евросоюз хотел бы спроецировать те же прин-ципы и ценности за своими пределами. Они изложены в международных согла-шениях, включая Соглашение о партнер-стве и сотрудничестве с Россией. Безусловно, они поднимают ряд серьезных вопросов. Правильно ли, что ЕС настаивает на пози-ции, что это универсальные ценности и что у нас могут быть при-вилегированные отношения с теми, кто разделяет их? Не слиш-ком ли требователен ЕС к своим партнерам, включая и Россию? Не должен ли он признать, что необходимо проявить больше понимания к российскому правительству в то время, когда оно решает громадную задачу сделать Россию более управляемой, создать новый политический и экономический порядок и по-вернуть вспять беспрецедентное падение жизненного уровня? А если так, что спорить об абстрактных принципах? Может быть, невозможно совместить несовместимое и подружить кита со слоном?Очевидно, что у граждан ЕС много аналогичных желаний и опасений. В наших общих интересах, чтобы Россия быстро прошла переходный период и стала близким и надежным партне-ром в международных делах. Евросоюз хочет построить партнерство, в котором сможет развивать и углублять общие интересы и находить пути решения тех вопросов, по которым нет согласия. ЕС уже явля-ется серьезным торговым партнером, и европейские компа-нии заинтересованы инвестировать в Россию при условии на-личия надлежащей правовой базы. ЕС и Россия являются, по сути дела, двумя крупными игроками на нашем континенте, И ЕС предлагает работать вместе над всеми важными вопросами, ка-сающимися Европы, начиная с реконструкции на Балканах и за-канчивая разработкой новых концепций сотрудничества в об-ласти безопасности.ЕС достижения России за десять лет с момента соз-дания современного государства, отчетливо понимает мас-штаб социальных, политических и экономических перемен в России. Поэтому ЕС всегда был готов работать со всеми составами рос-сийского правительства; поэтому с 1991 года ЕС безвоз-мездно предоставил более 2 млрд. евро в форме технического содейст-вия через программу ТАСИС и на поддержку ядерной безопасности. Более того, важность и масштаб повестки дня на-шего сотрудничества отражены в нашем двусто-роннем Согла-шении о партнерстве и сотрудничестве и в многосторонних ини-циативах, таких, как "Северное измерение", направленное на координацию политики Евросоюза и ресурсов для решения некото-рых важных проблем, стоя-щих перед странами Балтийского моря и Северной Европы.Нужно исходить из того, что, если Россия и ЕС объединят свои силы для решения задач нового столетия, они смогут добиться громадных изменений. А это в основном новые задачи. За исклю-чением экономических отношений, десять лет назад ни одна из этих задач никогда реально не была предметом наших дискуссий. Среди многих вопросов, обсуждаемых с российскими партнерами, можно выделить четыре ключевые области, являющиеся основополагающими для общего будущего.На ЕС приходится около 40 процентов всего экспор-та России, он является крупнейшим рынком России частично потому, что ни один другой крупный ры-нок не предлагает лучшего доступа для российского экспорта. В результате в 1999 году Россия имела положительный торговый баланс не ме-нее 11 млрд. евро, и подсчеты говорят, что в прошлом году эта цифра увеличилась до 25 млрд. евро. Россия является для рынка ЕС основным поставщиком энергии, осо-бенно природно-го газа. Несмотря на некоторые торговые споры, за последние 10 лет наши коммерческие отношения значительно укрепились. Они, безус-ловно, будут развиваться и дальше, если Россия будет предпри-нимать шаги для вступ-ления во Всемирную торговую организацию. Процесс вступления подра-зумевает как принятие ясных основных правил -- прозрачности и правовой определенности, так и классический доступ к рынку; а это как раз то, что нужно для стимулирования и расширения торговли.В то же время отношения ЕС и России будут еще сильнее зависеть от инвестиций. Большой ошибкой в понимании механизма действия рыночной экономики было бы считать, что государственная власть может указывать западным инвесторам. Они действуют исключительно исходя из своих собственных интересов и интере-сов своих акционеров. Единственное, что можно сделать, так это ра-ботать, чтобы помочь правительствам создать нужные условия для привлечения инвестиций и, когда они появятся, ука-зать на-шим инвесторам на достигнутый прогресс и потенциальные пре-иму-щества, имеющиеся для них.Инвесторы -- среди наиболее важных импортеров технологий и навы-ков управления, которые нужны России. Более того, если Россия хочет построить стабильную и осуществимую систему для деловой активности и применять принципы национального ре-жима, содержащиеся в Соглашении ЕС о партнерстве и со-трудничестве, а именно чтобы к инвесторам на рынке было такое же отношение, как и к любой другой российской компании, тогда инвесторы ЕС займут свое место среди наиболее серьезных рабо-тодателей, налогоплательщиков и экспортеров России. Недавние успехи в стабилизации экономики и реформировании налоговой и таможенной систем идут, безусловно, в нужном на-правлении. Успех экономической программы правительства будет зависеть от дальнейших шагов в судебной и административной реформе. Нужно верить, что правопорядок и экономи-ческое развитие идут рука об руку. А в инвестиционной политике это спра-ведливо как нигде. Говоря просто, если инвестор не может защитить свои договорные права и права по соглашению, он не придет в Россию. Если он не может положиться на закон, чтобы защитить себя, свою семью и своих рабочих, то он повезет свои деньги и ноу-хау куда-нибудь еще. И будет очень жаль, если так произойдет.Россия явно нуждается в инвестициях в энергетический сек-тор, где сконцентрирована большая часть ее экспорта в ЕС, но в равной мере это важно и для других секторов, чтобы она могла расширить свою экспортную базу. Действительно, только нефть и газ составили 45 процентов экспорта России в ЕС в 1999 году, а в 2000 -- возможно, и значи-тельно больше. Нефть и газ, продаваемые Россией Европейскому союзу, могут составить 20 % все-го экспорта России всему миру. Более того, зависимость ЕС от импорта угле-водород-ного сырья, судя по всему, возрастет. Таким образом, как об-суждалось на нашем саммите в октябре прошлого года в Париже, диалог в области энергетики будет ключевым элементом в экономических отношениях с Россией на долгое время. Это не только тор-говый вопрос. Это по большей части, если не более, инвестицион-ный вопрос, и здесь примени-мы те же доводы: как Россия может быть надежным энергетическим постав-щиком для ЕС на дли-тельное время без технологий и капитала для гарантированного увеличения добычи? И как это может быть гарантиро-вано без правильного правового климата? Это первая задача, которую надо решить.Во-вторых, такие вопросы, как здоровье человека и окру-жающая среда, затрагивают всех. Россия столкнулась с та-кими новыми и тревожными проб-лемами, как распространение ВИЧ. В то же время неблагоприятные пос-ледствия прежней со-ветской политики являются предметом всеобщей озабо-ченно-сти. Промышленное загрязнение повлияло на здоровье части российс-кого населения. Утечки нефти и газа привели к пораже-нию целых регионов. Имеется широкий круг вопросов по ядерной безопасности, которыми необхо-димо заниматься. Но нет ничего более насущного, чем ядерная безопасность и подводные лодки. В морях и на побережье Кольского полуострова находит-ся около 300 ядерных реакторов -- примерно 20 % имею-щихся в мире -- и тысячи элементов отработанного ядерного то-плива. Отсутствие соответст-вующего хранения или установок по утилизации отработанного топлива и радиоактивных отходов реакторов ядерных лодок -- это дамоклов меч, висящий над на-шим будущим.Поэтому ЕС так заин-тересован в скорейшем прогрессе международных усилий в ре-шении этого вопроса. Многосторонняя экологическая программа сотрудничества в области утилизации отходов ядерной энерге-тики в Рос-сийской Федерации была создана, чтобы объединить усилия России и между-народного сообщества в решении вопроса относительно этого печального наследства; продолжаются пе-реговоры с Россией по правовой базе. Необходимо мобилизо-вать ядерную промышленность ЕС для выполнения работы по очистке этого радиоактивного материала, и они будут участвовать в этом, только если будут соответственно защищены их инте-ресы. Да, сущест-вуют проблемы суверенитета, а также финансо-вые и юридические вопросы. Но нужно двигаться вперед и делать это быстро. Нет сомнений,, что ядерная безопасность останется ключевым элементом взаимоотношений ЕС и России. Третья задача - организованная преступ-ность и незаконная торговля. Эта проблема становится все серь-езнее во всех странах, а развал советских структур и трудности в обеспечении правопорядка в стране в целом привели к угрожаю-щему темпу роста преступности в России. Необходимо совме-стно работать над массой проблем -- незаконное отмывание де-нег, торговля наркотиками и краденными товарами, особенно автомобилями, незаконная миграция и -- наиболее острая из всех -- торговля людьми, особенно моло-дыми женщинами. Только увидев фотографии этих людей, понимаешь всю глубину стра-даний и деградации, которая порождает этот вид преступно-сти. Это оскорбление не только национальной гордости России и гордости стран-членов ЕС, но и чувства человечности всех нас. Россия настроена реши-тельно бороться с этим; и уже согласовала направления сотрудничества между су-дебными и правоохранительными органами России и ЕС. Новый орган ЕС по сотрудничеству правоохранительных органов -- Европол также получил мандат на ведение переговоров с Россией по соглаше-нию о сотруд-ничестве в этой области. Необходимо срочно создать эффективные структуры для борьбы с незакон-ной иммиграцией.И наконец, хотелось бы обратиться к более общей и более де-ликатной теме -- вопросу о месте России в мире и в новом ев-ропейском порядке. Здесь есть ряд взаимосвязанных вопросов. С одной стороны, как должна Россия реагировать на расширение ЕС, на развитие европейской позиции в области безопасности и на деятельность Европейского союза на Балканах, в регионах Балтийского и Черного морей? И наоборот, как должен ЕС реа-гировать на способы разрешения Россией конфликта в Чечне? ЕС был удовлетворен позитивным заявлением Президента Пу-тина на последнем саммите ЕС - Россия, что Россия приветствует расширение ЕС. Хотя Россия не может быть непосредственно во-влечена в решения, принимаемые сов-местно со странами -- кандидатами на вступление в ЕС, совершенно понятно, что она хотела бы знать о последствиях расширения и о том, какие зада-чи, требующие серьезного отношения, могут возникнуть в этой связи. Эти вопросы уже подробно обсуждаются в органах, соз-данных в рамках Соглашения о парт-нерстве и сотрудничестве. В этом контексте часто поднимается вопрос о Калининграде. Комиссия только что представила документ для обсуждения, в котором изучается влияние расширения на Калининград, а также рассматриваются и другие вопросы, представляющие взаимный интерес, как, например, совместная работа по защите окружаю-щей среды в регионе Балтийского моря. Цель документа -- пре-доставить анализ и идеи для обсуждения с Россией, а также с Польшей и Литвой и гарантировать, что Калининград выиграет от громадной экономической экспансии, ожидаемой в результате расширения. Документ охватывает некото-рые весьма практиче-ские вопросы, такие, как визы и пограничные формаль-ности для поездок между Калининградом и остальной Россией, для ведения тор-говли и осуществления других экономических связей. Что касается роли России в ближнем зарубежье, то это крайне тонкий воп-рос. Следует ли ЕС ожидать, что Россия долж-на играть роль в обеспечении мира и стабильности за ее преде-лами? Бесспорно. Но как Россия будет играть эту роль? Искренне ли хочет Россия работать вместе со своими партнерами по меж-дународному сообществу на основе общих норм и ценностей, со-гласованных, например, в Организации по безопасности и со-трудничеству в Европе и в Совете Европы? То, как Рос-сия отнеслась к этим вопросам на недавней встрече ОБСЕ на уровне министров, и то, как в отношениях с Грузией она при-меняет визовый режим и пользуется своей монополией на по-ставки газа, -- все это не может не вызывать полемики и опреде-ленной тревоги в Европейском союзе. Способствовало ли это улучшению международного имиджа России? Укрепило или нанесло ущерб ее усилиям играть роль честного брокера? ЕС гото-в поддер-жать суверенитет и целостность всех государств регио-на, включая саму Россию. Это вне сомнений. Любая страна, яв-ляющаяся членом ООН, ОБСЕ и Совета Европы, имеет право на международную поддержку, и если Россия должна взять на себя ту международную роль, она долж-на играть, то она должна исхо-дить из правил и критериев, под которыми мы все поставили свои подписи. Спо-ры, как, например, с Грузией, должны решаться путем переговоров, либо двусто-рон-них, либо через ОБСЕ. Я уверен, что международное сообщество и, безу-словно, Европейский союз будут позитивно и с решимо-стью работать с Россией, чтобы положить конец конфликтам на Кавказе.Если определить одну тему, единую для всех этих четырех об-ластей -- поощрение торговли и инвестиций, ядерная безопас-ность и окружающая среда, борьба с преступностью и междуна-родная роль России, -- то это необходимость соблюдения разде-ляемых ценностей как внутри страны, так и за ее пределами. Достижение прогресса в любой из этих областей зависит от объ-ективного применения национальных и международных законов. Это является основой долгосрочного стратегического партнерства, которое ЕС хочет создать с Россией. Россия -- великая страна с богатой историей и бесценными культурными достижениями. Любому более или менее образован-ному европейцу известно об огромном вкладе России в литерату-ру, художественное и музыкальное наследие европейской циви-лизации. Весь мир хочет, чтобы Россия играла полновесную роль в международном сообществе. Поэтому ее приоритетом должно стать при-нятие новых международных обязательств, включая правила Всемирной торговой организации, Договора к Европей-ской энергетической хартии и Многосторонней экологической программы сотрудничества в области утилизации отходов ядерной энергетики для России. Однако Россия также должна отдать при-оритет осу-ществлению и соблюдению тех обязательств, которые она приняла на себя в го-ды, последовавшие после создания госу-дарства, на всех уровнях в российском правительстве и обществе. Уважение международных обязательств является, в конце кон-цов, основополагающей частью правопорядка. Они включают основ-ные гарантии свободы выражения мнений, включая мне-ния, выражаемые средствами информации, свободы совести как в отношении политических, так и религиозных вопросов, а также другие индивидуальные права человека, которые страны ЕС и Россия, будучи членами ОБСЕ и Совета Европы, обяза-лись соблюдать. Европейский союз заинтересован работать с Россией, и рабо-тать над всеми задачами, о которых было сказано выше, в духе партнерст-ва. В сегодняшнем правительстве у ЕС есть надеж-ные партнеры, с которыми он может вести серьезный диалог как по краткосрочным, так и по долгосрочным вопросам. Этот диалог по политическим, экономическим и экологическим вопросам мо-жет достичь позитивных результатов. ЕС также готов сосредото-чить свое финансовое содействие на поддержке новой про-граммы реформ и целях, в част-ности в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.Хочется надеяться, что Европейский союз и Россия действительно по-хожи на тех слона и кита, которые никогда не встретятся из-за несовместимости своих сред обитания. ЕС и Россия договорились об общих ценностях и прин-ципах и изложили их в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Мы под-твердили приверженность этим ценностям, будучи членами соответствующих международ-ных органов. Как бы ни были отличны точки отсчета, мы жи-вем, объединенные географическими, политическими, коммерче-скими, экологи-ческими и культурными факторами.Список использованной литературы1. МЭ и МО, № 8 - 2000 2. МЭ и МО, № 3 - 2001 3. «Европа» (журнал Европейского Союза), №3 - 2001 4. «Регион: экономика и социология», №3, 1999
|