Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Глобализация и борьба России за свое национальное развитие

Глобализация и борьба России за свое национальное развитие

Глобализация и борьба России за свое национальное развитие

Беды любого народа -- не от ошибочных экономических решений. Решения редко могут быть иными, когда отсутствует национально ориентированная экономическая стратегия. Определиться с направлением социального и экономического развития -- это и значит выбрать для своей страны будущее.

Как утверждал А.Ю. Мельвиль: Вот уже почти десятилетия и в зарубежном, и российском политическом дискурсе господствует представление о том, что глобализация - не просто доминантное, но и взаимодополняющее и взаимоподкрепляющие тенденции развития современного мира.*

Проблемы, стоящие перед Россией в XXI в., можно осознать только при четком представлении, что такое глобализация. Глобализация включает в себя целый ряд аспектов.

В экономике она проявляется в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, в быстром размещении мощностей по выпуску стандартизированной и унифицированной продукции, в формировании мировых финансовых рынков и т. д. В технологическом плане глобализация углубляет территориальное разделение труда и кооперацию производства. В сентябре 2001 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Саммит тысячелетия» Генеральный секретарь ООН К. Аннан заявил, что глобализация -- это «в сущности, взаимодействие групп и отдельных индивидуумов напрямую друг с другом через границы, без обязательного, как это было в прошлом, участия в этом процессе государства». На самом деле современные теории глобализации понимают под этим термином интернационализацию и интеграцию экономической и всей общественной жизни с акцентом на признание универсальности западного общества и его пригодности в качестве образца для всех народов. В конечном счете под глобализацией подразумевается не что иное, как установление нового миропорядка. При этом дискуссии по проблемам глобализации сопровождались и сопровождаются тезисами о становлении общечеловеческих ценностей, о строительстве общеевропейского дома и т. п. Глобализация сегодня -- это не некое объективно существующее явление, а политическая доктрина, охватывающая процессы современного развития мира, предполагающая его определенную модель, заключающуюся в унификации человечества по северно-американским стандартам. Как утверждал Н.Е.Покровский: Между зарубежными социальными науками уже не менее 10-12 лет идет интенсивнейшая дискуссия о глобализации, породившая сотни книг и статей.

Приведем несколько цитат, касающихся проблем глобализации. «Глобальная экономика с сетевой структурой будет управляться быстрым и в значительной степени неограниченным обменом информацией, идеями, культурными ценностями, капиталом, товарами, услугами и людьми: это и есть глобализация».

Н.Е. Покровский считал: в рамках существующих на сегодняшний день теорий выделяются следующие ключевые тенденции, возникающие при вступлении в эпоху глобализации: (1) всеохватность и комплексность изменений, трансформация всех параметров социальных структур; (2) доминирование глобальных ценностей и ориентиров над локальными; (3) гибридизация культуры; (4) ослабление национально-государственного фактора, превращение гражданского общества в единственную форму упорядочения глобального социума; (5) раскрепощение "глубинных" (примордиальных) феноменов; (6) переход от "современного" к "постсовременному" типу рациональности с его акцентом на мозаичность и внутреннюю несвязанность восприятия и конструирования социальной реальности.

Попытки интегрировать человечество в единое целое наблюдались в истории и раньше. Примером недавнего прошлого может служить созданная огнем и мечом и рухнувшая во второй половине XX в. колониальная система, которая была призвана обеспечить сырьем, рынками сбыта и дешевой рабочей силой страны-метрополии так называемой «цивилизованной Европы». Нечто похожее происходит и сейчас под лозунгом глобализации. В дискуссиях о глобализации как о новом миропорядке звучит тезис о том, что такой миропорядок должен быть более гуманным, справедливым и безопасным. На самом деле, глобализация ведет современную цивилизацию к острым и неразрешимым социальным проблемам. Под вопрос ставится и само существование многих государств, в том числе России. С полным основанием на совместной с президентом РФ В. В. Путиным пресс-конференции в Гаване в 2002 г. Ф. Кастро подчеркнул что глобализация, ведущая к неуправляемости общества и конфликтам, дает «повод для беспокойства не только Кубы, но и таких стран, как Россия, Китай».

Формы интеграции в глобальное пространство в известной мере оказываются проблемой выбора, постоянной оценки издержек и прибыли. - утверждение И.С. Семененко.

Нет недостатка в декларациях, объявляющих глобализацию жестко детерминированным процессом. Однако есть и противники такого понимания хода истории. Так, С. Хантингтон аргументировано отвергает возможность мирового единства культуры, предвещая столкновение цивилизаций. Да и Дж. Сорос, один из крупнейших мировых финансовых спекулянтов, предсказывает в книге «Кризис мирового капитализма» гибель складывающейся сейчас экономической системы. По его оценкам, кризис будет носить политический характер, а местные политические движения будут стремиться экспроприировать многонациональные компании и вернуть национальные богатства. В результате усилится процесс дестабилизации и разрушения на финансовых рынках. Не менее значимо и то, что западное общество, по признанию того же Дж. Сороса, «Пребывает в растерянности, ему никак не удается разобраться со своими ценностями и понять, как соотносятся между собой рыночные и общественные ценности». Сорос сетует, что на Западе произошла замена человеческих отношений сделками, а в мире, основанном на сделках, общественные ценности размываются и моральные ограничения становятся все менее жесткими. Именно поэтому борьба против глобализации, как подчеркивает Ф. Кастро, «должна быть в основном политической и этической, в интересах и при поддержке всех народов мира».

Центрального внимания в эпоху глобализации заслуживает разработка оптимальных путей создания солидарного и справедливого общества. Глобализация не представляет собой завершенного процесса, а ее результаты отнюдь не предопределены. Глобализация не является безальтернативной и для России, которая все еще имеет достаточный потенциал, позволяющий определять события.

Глобализация - довольно жесткий процесс, несущий с собой не только новую дифференциацию и новые экономические проблемы, но и углубление и так катастрофического неравенства стран и народов.

Хотелось бы подчеркнуть следующее. Частный капитал не считает обязанным учитывать интересы беднейших стран. Оказание помощи беднейшим странам считается в лучшем случае моральным долгом, а не правовой нормой. К чему это приводит, мы видим на примере деятельности Организации экономического сотрудничества и развития, страны-члены которой обязались много лет назад выделять 0,7% своих ВВП для оказания помощи беднейшим государствам для их развития. Лишь немногие из них сдержали свое слово. За период 1990--1998 гг. доля ВВП стран с развитой экономикой, выделенная для бедных стран, сократилась с 0,33 до 0,23%. В этих условиях Россия должна определиться, на чьей стороне было бы выгодно ей выступать с точки зрения ее национальных интересов: на стороне США или стран, противодействующих американской гегемонии в мире.

Дестабилизация, конфликты, социально - экономическая поляризация - такие же последствия глобализации, как и единые финансовые рынки, транснациональные потоки капитала и информации, конвергенция ценностей и стилей жизни.

Развитие процессов глобализации под контролем не мирового общественного мнения, а международного капитала несет в себе непосредственную угрозу многим странам, в том числе России. Россия привлекает к себе особое внимание американских глобалистов по той простой причине, что она, имея 3% мирового населения, обладает 13% мировой территории и 41% природных ресурсов. По оценкам американских ученых и политологов, в ближайшие 15--20 лет возникнет более 100 новых государств в результате территориального передела мира. В геостратегических планах американских глобалистов доминирует идея разрушения «больших пространств» Евразии, в том числе посредством дестабилизации российского историко-культурного региона, включающего в себя территории России, Белоруссии и Украины. Архитекторами глобализации планируется отторгнуть от России Кавказ, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, северо-западные регионы; от Белоруссии -- «литвино-польское католическое меньшинство» ее западных районов; от Украины -- Крым, Галицию, Новороссию. Одним из главных приоритетов политики западных стран становится при такой геостратегии всяческое противодействие консолидации бывших советских республик.

Таким образом, глобализация остро ставит вопрос о судьбе русской цивилизации и российского государства, поскольку России отводится в планах Запада роль источника сырья и могильника отходов стран атлантической цивилизации. При этом некоторые влиятельные политики на Западе не скрывают, что иве трети населения России окажутся излишними в процессе глобализации и должны исчезнуть.

Вместе с тем такой исследователь процессов глобализации, как У. Альтерматт, констатирует: чем больше выравниваются различные европейские страны в техническом и экономическом отношении, тем сильнее многие люди ощущают угрозу своей культурной идентичности и испытывают потребность в том, чтобы каким-либо образом отличаться друг от друга. В то время как европейцы становятся все больше похожи друг на друга при потреблении и ведении хозяйства, на уровне культуры они поднимают мятеж против глобализации.

Глобализация ведет к расслоению и увеличению степеней неравенства на планете, закрепляет за безнадежно отставшей «мировой периферией» роль ресурсного придатка постиндустриального авангарда, сводит на нет перспективы «догоняющего развития»- утверждение А.Ю.Мельвиль.

Отделяя глобализацию от иных процессов человеческого развития, можно и нужно сформулировать альтернативный принцип развития мира -- мультикультурный цивилизационный прогресс, позволяющий сохранять многообразие реальности, прежде всего в культуре, образе жизни, политических и правовых институтах. Именно здесь выступает на передний план международная кооперация и межгосударственная интеграция. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве наиболее значимы в противостоянии человечества глобализации. Собирание исторической России, прежде всего объединение в одно государство Российской Федерации и Республики Беларусь, а затем и Украины, Казахстана -- вот первоочередной для нас шаг по противодействию американизации мира.

Раскол современного мира под воздействием глобализации приобретает не только социально - экономический, но и политический и культурно - цивилизационный характер. Уже один только нынешний мощный всплеск исламского фундаментализма полностью разрушает идиллический образ симбиоза глобализации и демократизации.

На какую идеологию может и должен опираться при этом процесс антиглобализма в России? Прежде всего, на сбережете социальных завоеваний периода СССР, экономическую модернизацию, гармоничное соединение социальной справедливости и национального возрождения. Парадокс современной российской жизни заключается в необходимости совместить противоположности: охранительный консерватизм с политическим кредо.

Как считал Г.А.БЕЛОВ. Процессы глобализации и модернизации имеют много точек пересечения и порождают немало сходных проблем. Это объясняется тем, что глобализация, как и модернизация, предполагает обновление социумов, а с ними -- и всего мира. Однако последствия обновлений всегда неоднозначны, неоднозначна и реакция на них. Будучи для одних источником оптимизма и надежд на улучшение жизни, у других они вызывают фрустрацию и отторжение. И это вполне понятно -- ведь для многих людей обновление оборачивается не только нарушением привычных условий существования, но и маргинализацией. Сказанное полностью справедливо по отношению к глобализации, углубление которой неизбежно будет сопровождаться ростом протестного потенциала и социальной напряженности.

Противоречивые последствия глобализации непосредственно отражаются и на государстве. Под влиянием развивающихся в последние годы процессов государство оказалось в тяжелом (и нарастающем) системном кризисе. В чем же он выражается?

Похоже, что с глобализацией меняется само место государства во внутринациональных и мировых процессах, что связано, прежде всего, с увеличением числа экономических, социальных и политических актеров. Наряду с партиями и ассоциациями с государством сейчас взаимодействуют экономические корпорации и масс-медиа, элиты малых народов, различного рода правозащитные и экологические организации и т.д. Растет число заявок новых актеров на мировую активность. Усиление влияния неправительственных организаций, в первую очередь транснациональных корпораций, отчетливо обнаруживает неадекватность государство-центричной модели мировой политики.

В современном консерватизме (в том числе и русском) следует отметить преодоление социально-классовой ограниченности, возрождение национального и сохранение реформаторского начал общественной жизни. Не случайно Л. А. Тихомиров определял Отечество как организованную нацию. Современно и точно звучит сегодня утверждение этого глубокого консервативного мыслителя, а ранее -- одного из основателей «Народной воли» XIX в., что «мы можем быть националистами лишь постольку, поскольку проникнуты знанием и духом своего исторического бытия, знанием и духом своего народа в его прошлом и настоящем, знанием и духом своих вековых учреждений и всего, что нашей нацией вырабатывалось».

Это перекликается с принципами великого кубинского и латиноамериканского мыслителя Хосе Марти, который, подчеркивая специфичность латиноамериканской действительности, указывал на неспособность и бессилие тех, кто пытается управлять своеобразными людьми особого и взрывного характера с помощью законов, унаследованных от четырех столетий их свободного применения в Соединенных Штатах, от девятнадцати веков монархии во Франции. По образному выражению X. Марти, никаким декретом Гамильтона не остановить степного жеребца; никакой фразой Сайеса не разбавить сгустившуюся кровь индейской расы.

Русская цивилизация имела и имеет нравственный характер, базирующийся на феномене духовной всемирной отзывчивости, под которой еще со времен А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского подразумевается способность к глобальному душевному сопереживанию. Да и вселенское значение православия, преодолевающего рамки национальной замкнутости и изолированности, предполагает обретение им духовной силы, действующей в мире. Отсюда солидарность и стремление помочь то находящимся под турками болгарам или сербам, то испанским республиканцам, то далекий от Советского Союза революционной Кубе.

При разработке моделей устойчивого развития и роста благосостояния все еще делается упор на оптимизацию производства - путь, по которому шли и продолжают идти западные страны. Роль интегратора глобализирующегося мира по-прежнему отводится рыночным институтам.

К числу движущих сил развития обычно относят распространение в обществе демократических ценностей и их институциональное воплощение.

В современном русском консерватизме следует выделить три исходных принципа. Во-первых, только национальное возрождение, только сохранение русской цивилизации и русского мировосприятия могут обеспечить сохранение и развитие всего многонационального народа России. Во-вторых, только собранная в кулак народная воля может санкционировать общественные формы, развитие народа, когда она идет самостоятельно и свободно, когда каждая идея, имеющая возможность воплотиться в жизнь, проходит предварительно через сознание и волю народа. Народное благо и народная воля -- два наших священных принципа, неразрывно связанных между собой. В-третьих, признание прогрессивного значения демократии и демократических принципов организации общественной жизни, но с национальными приоритетами и формами народовластия в России. Нельзя принимать в качестве единственного образца западную демократию, у которой наряду с несомненными достижениями имеются и принципиальные недостатки: навязывание своего образа жизни другим народам; военно-политическая экспансия в страны, идущие по собственному пути; недооценка социальных последствий развития общества.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011