Место КНР в мировой экономике
Место КНР в мировой экономике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Хабаровская государственная академия экономики и права Факультет "Финансист" Кафедра мировой экономики и внешнеэкономических связей Контрольная работа ПО ДИСЦИПЛИНЕ "мировая экономика" ТЕМА "МЕСТО КНР В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ" Г. Хабаровск, 2010 ПЛАН 1. Оценка экономического потенциала КНР. Ее место в мировой экономике 2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация 3. Современная концепция развития КНР 4. ВЭС страны, динамика, структура, тенденции 5. Роль КНР в развитии интеграционных процессов в АТР 1. Оценка экономического потенциала КНР. Ее место в мировой экономике Китайская Народная Республика (КНР) - третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн. кв. м. Население - свыше 1300млн человек. Китайцы составляют 94% населения, всего проживает свыше 50 национальностей. Китай делится на 26 провинций и три города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь. Китай, хозяйство которого во многом опирается на общественную собственность и развивается по плану, является довольно крупным индустриальным государством. По общему объему промышленного производства он вышел на 4-е место, а по количеству предприятий - 1-е место в мире. Основу топливно-энергетического комплекса Китая составляет угольная промышленность (крупный угольный бассейн -- Датунс-кий расположен в северной части Китая). На нефтяное месторождение Дацин приходится 1/2 добычи нефти в стране, производство электроэнергии базируется на ТЭС, а главные каскады ГЭС расположены на реках Янцзы и Хуанхе. С 1980-х годов большое развитие получила химическая промышленность: производство минеральных удобрений (азотных), бытовой химии и фармацевтики. Главная отрасль легкой промышленности Китая -- текстильная промышленность. Большую роль в экономике Китая играет сельское хозяйство. Главные земледельческие районы расположены на востоке страны, где производят рис, пшеницу, кукурузу, чай. Экономика Китая развивается высокими темпами - 7-10% в год (рис 1). Однако это происходит за счет экстенсивных факторов и структурных сдвигов. Большое развитие получила обрабатывающая промышленность (легкая) и сфера услуг. К 2002г. доля новейших отраслей в общем объеме промышленного производства должна возрасти до 30 % . Китай насчитывает около 2100 заграничных фирм. Несмотря на высокие темпы экономического роста, повышение доли КНР в мировом промышленном производстве и ВВП, Производство ВВП на душу населения, и производительность труда остается значительно ниже показателей развитых стран. Но КНР располагает необходимым потенциалом для сохранения высоких темпов экономического развития, дальнейшей интеграции КНР в региональную и мировую экономику, превращения страны в державу, сопоставимую по размерам ВНП с Японией. Таблица 1. Основные показатели экономического развития КНР |
Показатели | Год | | | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | | Население, млрд. человек | 1,16 | 1,2 | 1,22 | 1,24 | 1,31 | | ВВП, млрд. долл. | 1765 | 2500 | 3110 | 3670 | 3752 | | Доля в мировом ВВП, % | 6,6 | 8,4 | 9,7 | 10,7 | 10,9 | | ВВП на душу населения, тыс. долл. | 1,5 | 2,1 | 2,55 | 2,95 | 3,2 | | Доля в мировой промышленной продукции, % | 8,0 | 11,1 | 14,1 | 15,3 | 15,7 | | Производительность труда в промышленности (среднемировой уровень = 1) | 0,3 | 0,36 | 0,42 | 0,42 | 0,43 | | |
Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности населения, занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета "Financial times" писала в 2004 году: "Мы все еще боимся Китая. Разумеется, он представляет уже не такую опасность, как раньше. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой". Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны. Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов. 2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация В 1978 г. сформулированна в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций": 1) Модернизация сельского хозяйства, 2) Промышленности, 3) Науки и техники, 4) Обороны. Взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран Зап. Европы. По уровню производства к 2015 г. обойти Японию и к 2025 г. обойти США по общ. объему производства. К 2050 г. стать страной №1 в мире по всем основным экономическим показателям. Поэтапность - основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая: 1. Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике. 2. Переход от аграрного к индустриальному обществу. 3. Переход от закрытого общества к открытому. 4. Переход от общества "моральных принципов" к правовому. Переход к товарному производству проходил, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 70-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом "плановая экономика -- главное, рыночное регулирование -- вспомогательное", когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда. В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. Центральное место занимала реформа ценообразования. Она предусматривала переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа проходила в три этапа: Первый - приближение государственных цен к уровню затрат, Второй - постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления, Третий - постепенная либерализация цен производственного и потребительского назначения. В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие "социалистической рыночной экономики". Важнейшей характеристикой "социалистической рыночной экономики", по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике. Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии. Переход от аграрного к индустриальному обществу характеризуется ликвидацией народных коммун в деревне и развитием свободного предпринимательства. В 1990-е годы количество деревенских предприятий выросло по сравнению с 1980-ми годами в 14 раз, превысив 21 млн., численность работающих возросла в 4 раза. Деревенские предприятия должны отчислять львиную долю доходов на поддержку сельскохозяйственного производства и социальные нужды (40% валовой прибыли). Доля налогов в валовой прибыли этих предприятий превышает 50%. На большинстве деревенских предприятий работают родственники, что создает систему отношений, характерную для доиндустриального общества. В Китае существует четкое разделение экономики на городскую и деревенскую. Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. По подсчетам, на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли (в России -- 0,9 га). В целом сельскохозяйственное производство сохраняет натуральный и полунатуральный характер. Это определяется значительным уровнем самообеспечения, низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%). Основной покупатель сельскохозяйственной продукции -- государство, которое широко использует ценовую регламентацию. Расчеты с производителями часто осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход -- 96%) и т. д. Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения. Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта. Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения. Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США. В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1985--1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая. В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту, импортное сырье, репатриировать прибыль. В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы. С 1992 г. в Китае проводились мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и создание предпосылок для вступления в ВТО. Поэтому для иностранных инвесторов постепенно были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, строительство дорог, инфраструктура аэропортов, развитие портов, розничная торговля, страхование, бухгалтерские услуги и природоохранные технологии. Совместные предприятия, занятые в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи. Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы. В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая. В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. При организации холдинга существует три условия: компания должна быть финансово здоровой, иметь длительный стаж деятельности в Китае и владеть активами не менее 400 млн. долл.; обладать консолидированным акционерным капиталом в сумме не менее 10 млн. долл.; иметь одобрение на проведение не менее трех инвестиционных проектов в Китае. Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала. Если объем инвестиций в регионе ниже определенного уровня по стране, то региональные власти могут без специальных разрешений вводить собственные стимулирующие механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Это способствует развитию местных региональных рынков, растет интенсивность внутригосударственного хозяйственного оборота. Тем не менее формирование единого рынка в КНР сдерживается отсталостью транспортной инфраструктуры. Социальная миграция населения также способствует открытости экономики. Более 50 млн. человек ежегодно перемещаются из региона в регион, из деревни в город. Однако государство ограничивает рост городского населения через концепцию "замены детьми", согласно которой предприятия и организации, отправляющие на пенсию работников, должны трудоустроить на фирме их детей. Это ведет к сохранению сословных отношений, снижает эффективность современных методов менеджмента. И хотя в начале 1980-х годов такой подход был отменен и провозглашена политика свободного конкурентного отбора, он все еще имеет место в трудовых отношениях. Остро стоит проблема образования, хотя ассигнования в эту сферу в 2 раза выше, чем в сельское хозяйство. Умственным трудом занимается примерно 8,5% активного населения. В КНР есть понятие "новые неграмотные" (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно более 4 млн. детей покидают начальную школу, 2 млн. -- неполную среднюю и более 2 млн. -- вообще не имеют возможности учиться, что, естественно, негативно отражается на ходе реформ. В последнее время в Китае практикуется обучение на английском языке. 3. Современная концепция развития КНР. На современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макроэкономическими процессами; продолжение политики "открытых дверей", способствующей притоку иностранного капитала. Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России. Отличительные особенности экономических преобразований Китая: 1) преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при значительной регулирующей роли государства. 2) экономические преобразования реализуются эволюционным путем, то есть без "шоковой терапии" и рыночного "блицкрига", с учетом национальной специфики. Плавный переход к рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками. 3) все внедряемые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распространение. 4) сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. 5) государственный, коллективный и частный сектора функционируют на основе паритетного взаимодействия. 6) государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. 7) проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в экономической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к социалистической рыночной экономике. 8) реформы в Китае направлены на развитие производительных сил, повышение эффективности производства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных товаропроизводителей, создание государственных финансовых структур холдингового типа и т.д. Экономические и социальные процессы, происходящие ныне в китайском обществе, дают основание говорить о диалектическом взаимодействии планомерности и рынка при ведущей роли планомерного регулирования, о способности планового воздействия на поворот рыночной конъюнктуры в нужном для общества направлении. 4. Внешнеэкономические связи Китая, динамика, структура, тенденции Внешнеэкономическая политика Китая строится на основе концепции многополюсности мира, которая сводится к признанию объективной закономерности развития нескольких "центров силы" и, следовательно, необходимости поддержания между ними мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Китай предполагает переход от политики, основанной на классической концепции баланса сил, к построению системы международных отношений, где бы учитывалась не столько реальная мощь того или иного государства, сколько его объективные национальные интересы. В основе нынешнего китайского курса лежит идея "комплексной государственной мощи". Ее суть в том, что в современных условиях сила государства и его влияние на международной арене определяются не только величиной производственного потенциала, но и уровнем экономического и научно-технического развития, а также взвешенным внешнеполитическим курсом. При этом доминирующим фактором является экономический потенциал страны. Наиболее развитая форма внешнеэкономических связей Китая -- внешняя торговля. Товарооборот КНР превышает 325 млрд. долл. (10-е место в мире). Доля экспорта за годы реформ возросла с 4 до 20%. Товарный экспорт дает стране до 75% валютных поступлений. По объему экспорта КНР находится на 13-м месте, а по объему импорта -- на 16-м месте в мире. Одна из важных задач внешней торговли КНР -- приобретение техники и технологий. За счет импорта наукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста промышленного производства, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции. Товарная структура представлена текстильными товарами (КНР занимает 1-е место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка), продукцией электроники и машиностроения. Доля готовой продукции составляет 2/3 китайского экспорта. Основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На них приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации. Япония поставляет примерно 50% машин и оборудования. США лидируют в поставках высокотехнологической продукции, самолетов, электронно-вычислительной техники. Иностранные инвестиции в КНР составляют свыше 200 млрд. долл. Более 70% приходится на кредиты и займы международных организаций и иностранных правительств. В приморских районах сосредоточено около 80% предприятий с. участием иностранного капитала. Здесь созданы специальные зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, отличающиеся степенью льготного режима для иностранных инвестиций. Официально принятой идеологией экономического развития остается концепция "опоры на собственные силы", которой должна соответствовать открытость экономики. В развитии связей с зарубежными странами правительство вынуждено решать вопрос: насколько процесс внешнеэкономического сотрудничества совместим с сохранением традиционных ценностей, государственного контроля над экономическими процессами? В течение многих лет важнейшим приоритетом политики китайского правительства остается подготовка мирного воссоединения страны -- возвращение в состав государства Гонконга (Сянгана), Макао (Аомыня) и Тайваня. Территорию Гонконга Китай в конце XIX в. был вынужден уступить Великобритании на правах долгосрочной аренды. 3 июля' 1997 г. Гонконг вернулся под юрисдикцию КНР. Воссоединение осуществилось по формуле "одно государство -- две системы". В течение последующих 50 лет в Гонконге должно быть сохранено нынешнее социально-экономическое устройство. Гонконгские фирмы вкладывают значительные средства в экономику КНР. На компании Гонконга приходится 2/3 объема иностранных инвестиций, 80% из них и 90% инвестиционных контрактов приходится на провинцию Гуандун. На Гонконг приходится 40% внешнеэкономического оборота КНР. Тайвань оказался отделенным от остальной территории Китая в конце 1940-х годов и находился долгие годы в оппозиции к КНР. В 1990-е годы отношения между странами значительно потеплели. Тайвань вышел на второе место после Гонконга по объему инвестиций в экономику КНР. В целом появление "Большого Китая", объединяющего ресурсы и внутренний рынок КНР, капиталы и технологии Тайваня, торговые сети Гонконга и Макао, будет означать возникновение новой экономической супердержавы. США установили дипломатические отношения с Китаем в 1979 г. Начиная с 1980-х годов резко возрос товарооборот между Китаем и США. В 1990-е годы ведущая роль в китайском импорте перешла к товарам, необходимым для технологической модернизации народно го хозяйства, прежде всего к продукции машиностроения и электроники (более 50%). В структуре китайского экспорта значительно уменьшилась доля первичного сырья и возрос удельный вес продукции отраслей промышленности. Сальдо торгового баланса КНР с США положительное и превышает 60 млрд. долл. Прогресс двусторонних экономических связей сдерживается препятствиями политического свойства. Если китайская сторона стремится форсировать экономическое сотрудничество, ограничивая по возможности его влияние на внутриполитическую ситуацию, то американская -- ставит развитие хозяйственных связей в зависимость от определенных политических условий. Нестабильность правового обеспечения двусторонней торговли усугубляется тем обстоятельством, что режим наибольшего благоприятствования в торговле с США предоставлен Китаю не на бессрочной основе, а подлежит ежегодному переутверждению. Таким образом, доступные масштабы экономического сотрудничества требуют от обеих сторон поддержания диалога в любых условиях независимо от идеологических пристрастий. Япония нормализовала свои внешнеэкономические связи с Китаем в 1972 г., а в 1979 г. заключила Договор о мире и дружбе. Японские фирмы активно проникают на китайский рынок. На долю Японии приходится 20% внешнеторгового оборота КНР. В японском экспорте доминирует продукция технологических отраслей, а в импорте более половины приходится на сырье и полуфабрикаты. Со стороны Японии Китаю предоставлены льготные кредиты. В целом отношения между этими странами развиваются по восходящей линии. В 1990-е годы активно развиваются отношения КНР с Южной Кореей. Первое совместное предприятие появилось в 1985 г., а в 1994 г. было реализовано свыше 50 проектов в области производства текстильной, электротехнической и кожевенной продукции. В августе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между этими странами, что сильно подтолкнуло сотрудничество в экономической сфере. Товарооборот превышает 20 млрд. долл. Россия и Китай не могут не реагировать на геополитические перемены после "холодной войны". Амбиции США, продвижение НАТО на Восток, расширение сферы действия американо-японского договора безопасности, планы создания региональной системы противоракетной обороны с участием США, Японии и Тайваня заставляют Москву и Пекин принимать соответствующие решения военно-технического сотрудничества. Слабым звеном российско-китайских отношений остаются торгово-экономические связи. На долю России приходится всего 2% внешнеторгового оборота Китая. В перспективе планируется довести объем российско-китайской торговли до 20 млрд. долл. Главные резервы сотрудничества: военно-технические связи и энергетика. Началось строительство Ляньюньганскрй атомной электростанции. Разрабатывается технико-экономическое обоснование совместного освоения газового месторождения в Ковыкте (Иркутская область). Новой тенденцией торгово-экономических отношений является развитие приграничной торговли, которая возросла в 1999 г. в 1,5 раза по сравнению с началом 1990-х годов. 5. Роль КНР в развитии интеграционных процессов в АТР Повышение всеобщего интереса к Азии связано в первую очередь с темпами экономического развития большинства стран региона и со стремительным ростом геополитического влияния Китая. В течение 10-15 лет Китай останется лидером экономического развития в регионе, за ним будут следовать Япония и Индия. КНР сохранит звание "мировой фабрики" и доминирующие позиции в обрабатывающей промышленности. Стабильный экономический рост большинства стран региона стимулирует поиск форм объединения. Однако существенное различие экономических, политических и военных потенциалов останется препятствием на пути азиатской интеграции. Консолидация в Азии может строиться только путем объединения "малышей" вокруг одного большого и сильного партнера, развитие "мягкой" интеграции вокруг крупного игрока как КНР, который завоевывает симпатии "маленьких друзей" из числа стран - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Пекин предоставляет соседям гранты и торговые преференции, снабжает их военной техникой по заниженным ценам ("стратегия добродетельного слона"). Вокруг Китая формируется каркас интеграционного объединения. Главным препятствием для политической и экономической консолидации является обостряющаяся борьба за лидерство между Пекином и Вашингтоном. Основным возмутителем спокойствия вольно или невольно выступает Китай, который все активнее теснит традиционных лидеров -- Соединенные Штаты и союзную им Японию. Остальные субъекты региона являются скорее объектами политики двух конкурирующих гигантов. Исключение составляет только Россия, за благосклонность которой борются пока КНР и Соединенные Штаты. В свою очередь внешнеполитические амбиции Китая все еще недостаточно четко декларированы. России, США, странам - членам НАТО и "Большой восьмерки" не всегда понятно, чего хочет Китай, когда говорит о развитии "стратегического диалога". Часто Пекин ведет себя противоречиво: с одной стороны, агрессивно пытается скупать ликвидные активы в Соединенных Штатах, с другой -- проявляет осторожность, если не сказать неуверенность, в реализации своих политических инициатив (например, связанных с активизацией роли в ШОС и расширением военно-политического присутствия в Центральной Азии) В ряду внешнеполитических приоритетов Китая Россия занимает второе -- третье место наряду с Японией. Упрочению двусторонних связей способствуют и новые совместные проекты в энергетической области. В долгосрочной перспективе российский курс Пекина будет дружественным и основанным на необходимости сохранить "спокойствие на Севере". Что касается китайско-американских отношений, то в основу политики реформ, проводящихся с конца 1970-х, была заложена цель если не сближения с США, то по меньшей мере отхода от конфронтации с ними. В настоящее время Китай проводит осторожную политику и старается не конфликтовать с Соединенными Штатами, даже невзирая на их временами недружественные шаги. Несхожесть политических систем в значительной степени компенсируется растущей экономической взаимозависимостью; правда, последний фактор имеет свои ограничения. Вашингтон проводит гораздо более наступательную политику, направленную на "сдерживание" Китая. С этой целью Соединенные Штаты используют весь набор средств, включая наращивание военного присутствия в Восточной Азии и угрозу развертывания системы противоракетной обороны (являющуюся по большей части блефом). Ухудшению отношений между Вашингтоном и Пекином способствуют сохранение и даже рост китайско-японских противоречий. Однако значительная экономическая взаимозависимость (Япония с 1993 года была крупнейшим внешнеторговым партнером Китая и только в 2004-м отошла на третье место после Европейского союза и США) заставляет Пекин и Токио искать варианты совместного развития. В то же время обостряется их соперничество за доступ к новым источникам энергоресурсов, за лидерство на пространстве АСЕАН, за место на международной арене. Китай активно противодействует приему Японии в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. В среднесрочной и долгосрочной перспективе (до 2020-2025 гг.) взаимоотношения США и Китая будут, скорее всего, дрейфовать в сторону ухудшения. Причем независимо от партийной принадлежности администрации Белого дома инициатором ухудшения двусторонних отношений будет Вашингтон. Отношения между Пекином и Дели постепенно улучшаются, хотя в них и сохраняются элементы напряженности. Окончательно не ушла в прошлое и пограничная проблема. Тем не менее происходит экономическое сближение, наметились признаки и политического диалога. Список использованной литературы1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 735с.2. Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов/ под ред. Проф. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.3. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2001.4. Мировая экономика: Краткий курс лекций/ В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина; Пол ред. В.П. Воронина. - М.: Юрайт-М,2001.5. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
|