Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Международная миграция капитала

Международная миграция капитала

План

Введение

1.Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития

1.1 Экономическое содержание миграции капитала: этапы и формы развития

1.2 Факторы развития международной миграции капитала. Причины международной миграции капитала

1.3 Показатели участия страны в процессе миграции капитала

2.Влияние миграции капитала на воспроизводственные процессы в экономике России

2.1 Предпосылки возникновения бегства капитала из России

2.2 Влияние внешней миграции капитала на эффективность осуществления воспроизводственного процесса

3.Тенденции международной миграции на рубеже 20 и 21 веков и статус России в этом процессе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Целью моей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала на всех его стадиях.

Массовый вывоз капитала из страны продолжается и уже несколько лет привлекает внимание экономистов. Опираясь на основы экономической теории и здравый смысл, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала.

Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

Среди главных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Плохо то, что вывоз капитала влечет за собой утрату производительного потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами - все это неблагоприятно влияет на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть средством противозаконной деятельности. Об этом говорят газеты и телевидение, указывая на то, что часть средств, предоставляемых международными финансовыми учреждениями, переправляется за пределы страны и остается на индивидуальных счетах в зарубежных банках.

Также международное перемещение капиталов имеет большое значение для развития мирового хозяйства, так как ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран, увеличивает их внешнеторговый оборот, ускоряет экономическое развитие и способствует росту объемов производства, превышает конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке, повышает технический потенциал стран-импортеров, увеличивает занятость в стране.

Моя работа посвящена изучению проблем утечки государственного капитала и его отражению в развитии экономики страны в целом. Предметом исследования служит вывоз капитала, его масштабы и его динамика.

Целью работы является изучение основных тенденций вывоза государственного капитала, их причин, особенностей и последствий.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «вывоз капитала» в масштабе мировой экономики;

2. Изучить основные факторы и причины оттока капитала

3. Проанализировать утечку капитала из России: масштабы, тенденции и влияние на экономику;

4. Рассмотреть перспективы развития вывоза капитала из России.

Рассматриваемая тема актуальна, так как анализ "бегства" капитала в сложной экономической ситуации, позволяют выявить новые экономические закономерности и дать подробный анализ причин сложившейся ситуации. Кроме того, данная тема представляет интерес ввиду зависимости социально-политических явлений от курса экономических реформ и преобразований.

1.Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития

1.1 Экономическое содержание миграции капитала: этапы и формы развития

Капитал как фактор производства представляет собой, прежде всего, запас материальных благ длительного пользования, необходимых для производства других товаров. Капитал, так же как и труд, способен перемещаться между странами. Причем ему присуща гораздо более высокая степень международной стабильности по сравнению с рабочей силой. Объясняется это тем, что международное движение капитала представляет собой финансовую операцию, а не физическое перемещение людей из страны в страну, как это происходит в случае миграции трудовых ресурсов.

Движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в различных странах, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом, образует международное движение капитала. Миграция капитала обычно не предполагает физическое перемещение из страны в страну производственных зданий и сооружений, машин, оборудования и других инвестиционных товаров. Когда бизнесмен приобретает за рубежом технику или любой другой инвестиционный товар, то подобная сделка, как правило, относится к внешней торговле, а не к международному перемещению капитала. Однако если машины и оборудование перевозятся в другую страну в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или приобретаемой там фирмы, то в этом случае сделка будет рассматриваться как вывоз капитала.

На современном этапе развития мирового хозяйства одним из основных факторов развития международных экономических отношений считается вывоз капитала, его международные перемещения. Такие формы международных экономических отношений, как международная торговля товарами, услугами, технологиями затрагивают валютно-финансовые аспекты: при осуществлении экспортно-импортных операций проводятся международные расчеты, или требуются международные кредиты, при международной миграции рабочей силы переводятся трансферты заработной платы. Таким образом, международные валютно-кредитные и финансовые отношения являются предпосылкой развития международных экономических отношений, и его следствием.

Современные темпы роста экспорта капитала во всех его формах опережают темпы роста товарного экспорта и темпы роста ВВП в промышленно развитых странах. Наибольший объем инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г., был направлен из Нидерландов, Люксембурга и Германии, на которые пришлось 35,9% всех иностранных вложений в российскую экономику. Объем иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2009 г. в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 12,0 млрд долл., что на 30,3% ниже показателя за I квартал 2008 г. В I квартале 2009 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, было изъято из российской экономики 12,07 млрд долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя 2008 г. В то же время, если в I квартале 2008 г. было изъято 82,6% объема поступивших за этот период иностранных инвестиций, в текущем году данный показатель составил 100,3%. Кроме этого, впервые за последнее три года инвестиции из России за рубеж превысили объемы иностранных вложений в российскую экономику (превышение оценивается в 63,7%).

Иностранные инвестиции в РФ и инвестиции из РФ за рубеж в I квартале 1999-2009г.

Становление и развитие миграции капитала началось значительно позже таких форм международных экономических отношений, как международная торговля товарами, международная трудовая миграция. Для возникновения только возможности экспорта капитала требовались значительные накопления его в стране.

Такая возможность появляется на первом этапе эволюции международной миграции капитала, который начинается после завершения процессов первоначального накопления капиталов и с развитием капиталистических производственных отношений - на рубеже ХVII - XVIII вв. и продлился до конца XIX в. Этот этап называют «этапом зарождения вывоза капиталов». Капитал мигрировал исключительно в одном направлении (из метрополий в колонии) и носил ограниченный и случайный характер.

Второй этап эволюции международной миграции капитала начинается с конца XIX - начала XX в. и до середины ХХ в., то есть по мере утверждения и распространения в мировом хозяйстве капиталистических производственных отношений. Процесс вывоза капитала осуществляется как между промышленными странами, так и между промышленными и развивающимися странами. На этом этапе вывоз капитала стал типичным, повторяющимся и характерным явлением.

Таким образом, вывоз капитала - это процесс изъятия части капитала из национального оборота данной страны и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны с целью извлечения более высоких прибылей. Но на современном уровне развития мирового хозяйства уже недостаточно говорить только о вывозе капитала.

С середины 50-х-60-х годов ХХ в. наступает третий этап эволюции международных перемещений капиталов, продолжающийся до настоящего времени, на котором происходящие процессы более объективно отражает термин «международная миграция капитала». Причин этому несколько:

1. Вывоз капитала осуществляют не только промышленно развитые страны, но и многие развивающиеся страны и бывшие социалистические страны. Так в 2009 г. иностранные инвестиции в группу развивающихся стран составили 152 млрд.долл., а они в свою очередь экспортировали капитал на сумму 74 млрд.долл.

2. Страны одновременно становятся и экспортерами и импортерами капитала. Так капиталовложения из стран ЕС в США за 2009г. составили 279 млрд.долл., и одновременно из США в страны ЕС было вывезено капитала на сумму 263 млрд.долл.

3. Экспорт капиталов вызывает значительные по объемам обратные движения капиталов в виде процентов на кредиты, предпринимательской прибыли, дивидендов по акциям. Например, в 2009г. платежи США по процентам за иностранные кредиты составили около 87 млрд.долл.

Исходя из вышесказанного, международная миграция капиталов - это процессы встречного движения капиталов между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящие дополнительные доходы их собственникам.

Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.

Прежде всего, различают миграцию ссудного и предпринимательского капитала. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита, а предпринимательского - путем осуществления зарубежных инвестиций.

По целевому назначению различают прямые и портфельные инвестиции. Прямые зарубежные инвестиции имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. В отличие от них портфельные инвестиции представляют собой сугубо финансовую операцию по приобретению зарубежных ценных бумаг на иностранную валюту. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования.

По принадлежности выделяют частный и государственный капитал. Частный капитал представлен активами частных фирм, коммерческих банков и прочих негосударственных организаций, которые перемещаются между странами по решению руководящих органов этих организаций. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства частной фирмы, предоставление межбанковского кредита, экспортного кредита и т.д. Государственный капитал представляет собой средства государственного бюджета, перемещаемые за рубеж по решению правительства. Он совершает движение в виде займов, ссуд, иностранной помощи и т.д.

Специфической разновидностью государственного капитала является капитал международных экономических организаций (МВФ, Всемирный банк, ООН и т.д.). Он формируется из взносов стран-членов этих организаций, а используется не просто по желанию той или иной страны, а по решению органов международных организаций.

И, наконец, по срокам вложения выделяют краткосрочный и долгосрочный капитал. Краткосрочным считается капитал, предоставляемый на период до одного года. Обычно это торговые кредиты в целях стимулирования экспорта или импорта. Долгосрочный капитал, представляемый на срок более года, выступает чаще всего в виде прямых и портфельных инвестиций, государственных займов. Конкретные формы движения капитала регулируются национальным законодательством отдельных стран и уставами международных организаций.

Большую часть международного движения капитала составляют портфельные инвестиции, причем основные потоки как прямых, так и портфельных инвестиций идут между развитыми странами. Это объясняется, прежде всего, структурными сдвигами в мировой экономике под влиянием НТР, внедрением наукоемких и капиталоемких технологий, растущими требованиями к квалификации рабочей силы, усилением международной специализации и кооперации производства.

Каждая из указанных ниже форм может характеризовать один и тот же мигрирующий капитал по определенному признаку. Так, например, в международной практике государственный капитал чаще вывозится в ссудной форме, а частный и долгосрочный капитал - в предпринимательской форме.

Формы международной миграции капитала

Классификационный признак

Формы ММК

По форме собственности мигрирующего капитала

- частный,

- государственный,

- международных (региональных), валютно-кредитных и финансовых организаций,

- смешанный

По срокам миграции капитала

- сверхкраткосрочный (до 3-х месяцев),

- краткосрочный ( до 1-1,5 лет),

- среднесрочный (от 1 года до 5-7 лет),

- долгосрочный (свыше 5-7 лет и до 40-45 лет)

По форме предоставления капитала

- товарный,

- денежный,

- смешанный

По цели и характеру использования мигрирующего капитала

- предпринимательский,

- ссудный.

В 2009 году более 53,2% мигрирующего капитала в мировом хозяйстве принадлежит частным субъектам - это корпорации, транснациональные корпорации, банки, паевые, страховые, инвестиционные и пенсионные фонды и др. В последние десятилетия в международной миграции капитала отмечается тенденция сокращения доли банков с 50% до 25% и одновременный рост доли капиталов транснациональных корпораций. Практически 75 % мигрирующего капитала - это частный капитал, и его объемы растут. Доля государственного капитала среди мигрирующего в 2009 году в мировом хозяйстве капитала оценивается в 34%. Среди общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90% является государственным капиталом, а в страны Восточной Европы и СНГ - около 30% (при этом в виде льготных кредитов - 35 %, беспроцентных кредитов - 65%). По данным МВФ, в 2009 г. в мире на официальную помощь развитию отставшим в индустриальном плане странам было выделено 128 млрд.долл. Лидерами в оказании такой помощи являются Япония и США. Основными получателями официальной помощи являются Израиль и Египет.

Доля международных валютно-кредитных и финансовых организаций в международной миграции капиталов в 2002 году составляет 17%, и именно она имеет наиболее высокие темпы роста. Остальная доля мигрирующего капитала приходятся на смешанные субъекты.

Основными формами международной миграции капитала являются ввоз и вывоз предпринимательского и ссудного капитала

1.2 Факторы развития международной миграции капитала. Причины международной миграции капитала

На развитие процесса международной миграции капитала влияют две группы факторов:

факторы экономического характера:

- развитие производства и поддержание темпов экономического роста;

- глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран (особенно с воздействием научно-технической революции и развитием мирового рынка услуг);

- углубление международных специализаций кооперации производства;

- рост транснационализации мировой экономики (объемы производства продукции зарубежными филиалами транснациональных корпораций США в 4 раза превышают объем экспорта из самих США);

- рост интернационализации производства и интеграционных процессов;

- активное развитие всех форм МЭО;

факторы политического характера:

- либерализация экспорта, импорта капитала;

- политика индустриализма в странах «третьего мира»;

- проведение экономических реформ (приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого бизнеса);

- политика поддержки уровня занятости.

Все эти факторы предопределяют международную миграцию капитала на макроэкономическом уровне. Наряду с этим имеет место экономическая целесообразность, непосредственно стимулирующая субъекты к экспорту и импорту капитала. При осуществлении экспорта капитала субъекты руководствуются экономической целесообразностью, состоящей в следующем:

- получении дополнительных прибылей;

- установлении контроля над другими субъектами;

- обходе протекционистских барьеров, выдвигаемых на пути движения товарных потоков;

- приближении производства к новым рынкам сбыта (например, на территории СНГ должно быть создано около 200 совместных предприятий с итальянским капиталом по производству макаронных изделий);

- получении доступа к новейшим технологиям (например, посредством приобретения контрольного пакета акций);

- сохранении производственных секретов путем создания зарубежных филиалов. (Например, японский автомобильный концерн «Тойота», проникнув на американский рынок, вместо того, чтобы объединиться с «Дженерал Моторзс», решил организовать собственный филиал, хотя объединение было бы более прибыльным);

- экономии на налоговых платежах, особенно при создании или регистрации предприятий в офшорных зонах и свободных экономических зонах;

- снижении расходов на охрану окружающей среды.

Экономическая целесообразность импорта капитала состоит в:

- возможности развития определенных новых и старых производств;

- привлечении дополнительных валютных ресурсов;

- расширении научно-технического потенциала;

- создании дополнительных рабочих мест.

Отличительными чертами современной миграции капиталов являются:

1. Повышение роли государства в вывозе капитала (оно не только содействует вывозу, но и выступает экспортером). Вывоз государственных капиталов осуществляется преимущественно в развивающиеся и бывшие социалистические страны, в основном в форме кредитов. Государственные средства поступают в эти страны не только на двухсторонней, но и на многосторонней основе: через международные и региональные финансовые организации.

2. Усиление миграции частного капитала между развитыми странами.

3. Увеличение доли прямых иностранных инвестиций.

Основными причинами вывоза капитала являются:

1. Прибыль.

У богатейших стран мира образуется «избыток» капитала, который не находит прибыльного приложения внутри страны и ищет выгоду за ее пределами. То есть, если внутренний рынок насыщен товарами и услугами, то вкладывать капитал в дальнейшее расширение производства этих товаров и услуг внутри страны бессмысленно, он не приносит желаемой прибыли. Поэтому капитал вывозится за границу, где есть дешевое сырье, дешевая рабочая сила, выгодные условия сбыта продукции, а значит норма прибыли значительно выше, чем в собственной стране.

2. Международное разделение труда.

В условиях современной научно-технической революции международное разделение труда приобретает характер технологической и подетальной специализации. Это значит, что узлы и детали для технически сложной продукции выгоднее производить в тех странах, которые имеют сравнительные преимущества перед другими государствами. Более того, в условиях современного производства изготовление некоторых видов наукоемкой и технически сложной продукции заранее рассчитано не на узкие национальные или региональные рамки, а на мировое экономическое пространство. (Например, производство легковых автомобилей, компьютеров и т.д.)

3. Таможенные барьеры.

В условиях, когда многие государства ограничивают импорт товаров путем установления высоких таможенных пошлин на ввозимые товары, экспорт капитала является одним из способов обойти эти барьеры. Строительство предприятий за границей и продажа там производимой продукции дает экспортерам капитала такую возможность.

4. Экология.

Многие развитые страны сегодня, уделяя большое внимание собственной экологической безопасности, строят за границей экологически вредные предприятия, ввозя в собственную страну готовую продукцию, изготовленную на этих предприятиях (медпрепараты, химическая промышленность и др.).

5. Политика.

Вывоз капитала в виде государственных займов часто преследует не экономические, а политически цели. Поэтому государственный капитал может вывозиться и в страны с высокой степенью инвестиционного риска. Кроме того, изменение политической ситуации в стране может сильно влиять и на ввоз капитала, так как иностранный инвестор очень чутко реагирует на изменения политической ситуации в стране приложения капитала.

1.3 Показатели участия страны в процессе миграции капитала

Участие страны в процессе международной миграции капитала отражается в целом ряде показателей. Выделяют абсолютные показатели, например, объем экспорта капитала, объем импорта капитала, сальдо экспорта-импорта капитала, число предприятий с иностранным капиталом в стране, количество занятых на них и др. Исходя из сальдо, страны мирового хозяйства классифицируют как страны преимущественно экспортеры капитала (Япония, Швейцария), страны преимущественно импортеры (США, Великобритания) и страны с приблизительным равновесием (Германия, Франция).

Другая группа показателей - относительные, которые более реально отражают сложившуюся в международной миграции капитала расстановку сил и зависимость страны от экспорта-импорта капитала. Среди них:

1. Коэффициент импорта капитала (Кик), отражающий долю иностранного капитала (ИК) в ВВП страны:

(среди европейских стран наивысший уровень в Бельгии и Люксембурге, в Республике Беларусь он составляет 0,04)

2. Коэффициент экспорта капитала (Кэк), отражающий долю экспортируемого капитала (ЭК) по отношению к ВВП страны (либо к ВНП) :

(среди европейских стран максимальный уровень в Нидерландах, в Республике Беларусь - 0,05);

3. Коэффициент, отражающий долю иностранного капитала ко внутренним потребностям в капиталовложениях в стране:

где Кп - коэффициент потребности, ИК - иностранный капитал, D(К) - спрос на капитал в стране. (Например, в США около 33% всех внутренних потребностей удовлетворяется за счет иностранного капитала, в Республике Беларусь - 54%.);

4. Другие относительные показатели - доля иностранных или смешенных компаний в национальном производстве, темпы роста экспорта, импорта капитала по отношению к предыдущему периоду, сумма иностранных инвестиций на душу населения страны.

Анализ характеристик и показателей инвестиционного положения отдельных стран с учетом современных тенденций международного движения капитала позволил определить основные показатели, характеризующие участие страны в МДК, которые представлены на схеме

Основные модели участия стран в МДК - американо-европейская, азиатская, китайская, российская (восточно-европейская) - различаются по следующим показателям: соотношением сальдо счета текущих операций и операций, связанных с движением капитала, структурой инвестиций, долей на международном рынке капиталов, инвестиционной политикой, институциональной средой. Анализ этих моделей, с учетом положительных результатов экономического развития ряда стран, позволил выявить признаки или индикаторы эффективного участия страны в МДК.

Степень эффективности характеризуется следующими группами показателей: экономической эффективности, структурной (качественной) эффективности, институциональной эффективности, степень рисков и диспропорций в движении капитала.

Для определения экономической эффективности участия конкретной страны в международном движении капитала предлагается выделить ряд оценочных критериев (индикаторов), показывающих, насколько тот или иной аспект участия страны в международном движении капитала отвечает национальным интересам страны и частного инвестора. Критерии формируются на основе данных платежного баланса: сальдо счета операций с движением капитала (ISK), сальдо операций по инвестициям (ISI), сальдо операций по прямым инвестициям (ISPI), сальдо операций по портфельным инвестициям (ISPRI), сальдо операций по прочим инвестициям (ISPOI), сальдо операций по кредитам и займам (ISK), соотношения доходов по инвестициям (ISD), индикатор сравнительной ставки доходности от инвестиций (ISR), индикатор бегства капитала (IKF), индикатор внешнего долга (IED). Для оценки экономической эффективности участия страны на мировом рынке капитала фактические значения показателей приведенных индикаторов сравниваются с базовыми или «идеальными» значениями. Например, для сальдо операций, связанных с движением капитала, сальдо операций по всем видам инвестиций, доходов по инвестициям, базой является положительное значение соответствующих показателей.

Структурный или качественный анализ эффективности участия страны на мировом рынке включает в себя анализ структуры движения капитала в страну и из нее по видам инвестиций, отраслям экономики, по странам, секторам экономики. Структурный анализ инвестиционных и доходных потоков по видам инвестиций и доходов от соответствующих инвестиций (прямых, портфельных и прочих) позволяет определить набор соответствующих индикаторов эффективной структуры международных инвестиционных потоков. Немаловажное значение имеет также отраслевая структура входящих и исходящих инвестиций. Ее анализ позволяет определить набор индикаторов структурной (отраслевой) эффективности инвестиционных потоков.

По мнению авторов междисциплинарного подхода к анализу вывоза капитала из России, выделяются следующие основные группы стран происхождения зарубежных инвестиций: соседние динамично развивающиеся страны, оффшорные зоны и развитые западные страны с высоким уровнем жизни, которые определяют основные интересы инвесторов. [9, с. 23]

Можно предположить, что вывоз капитала осуществляется:

- в оффшорные зоны - для минимизации налогов;

- в соседние страны с динамично развивающейся экономикой - для развития бизнеса;

- в страны с высоким уровнем жизни - для сбережений на случай кризиса/преследования [9, с. 24].

Индикаторы структурной страновой эффективности отражают степень приближения фактической страновой структуры международных инвестиционных потоков к оптимальному с точки зрения национальных интересов соотношению инвестиций, поступающих из оффшорных зон, соседних динамично развивающихся и развитых стран и вывозимых в аналогичные группы стран.

При анализе структурной эффективности участия страны в МДК в разрезе секторов экономики (государственного, частного, банковского) оценивается баланс инвестиционных доходов и расходов по операциям каждого сектора, с учетом степени приближения соотношения долей каждого сектора в МДК к его оптимальной структуре.

Институциональная эффективность участия страны в МДК отражает эффективность взаимодействия национальных государственных институтов с частными инвесторами и международными институтами. Роль государства в повышении эффективности МДК заключается не только в создании благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций, но и в развитии эффективных инвестиций национального капитала за рубеж. К индикаторам институциональной эффективности участия страны в МДК относятся следующие: показатель взаимодействия с международными финансовыми и инвестиционными институтами, степень поддержки экспорта национального капитала, инвестиционный климат, эффективность работы национальных экспортных агентств, системы страхования экспортных рисков, информационной поддержки национальных и зарубежных инвесторов, степень либерализации системы валютного регулирования. Немаловажным показателем эффективного участия страны в МДК является степень рисков и диспропорций, характерных для капиталопотоков, поступающих в страну и направляемых за ее пределы.

Считается, что слишком большой дефицит или профицит текущего, либо капитального счета страны, как в целом, так и относительно отдельных регионов, является индикатором слабой защищенности страны от влияния международного финансового кризиса, либо даже его возможным источником. Страны, имеющие дисбалансы, составляют и представляют на рассмотрение МВФ программу снижения дисбалансов, а МВФ, в свою очередь, дает соответствующие консультации по представленным программам.

Согласно ряду исследований причин и индикаторов валютных кризисов, к индикаторам таких кризисов также относится фиксированный, либо управляемый валютный курс, слабая национальная валюта, слишком быстрая либерализация либо, наоборот, слишком большое количество ограничений по операциям, связанным с движением капитала, слишком высокая доля экспорта в ВВП, большой внешний долг.

К изложенным диспропорциям можно добавить неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионам и отраслям экономики, долю краткосрочных обязательств перед иностранными инвесторами или объем спекулятивных потоков капитала, долю бегства капитала в общем объеме капитала, вывозимого из страны.

На основании изложенных экономических, структурных и институциональных критериев и индикаторов риска можно построить модель комплексной оценки эффективности участия страны в МДК, которая сводится к следующей формуле:

где EK -показатель комплексной эффективности участия страны в МДК, EM - индикатор экономической эффективности участия страны в МДК, ES- индикатор структурной эффективности участия страны в МДК, EI- индикатор институциональной эффективности участия страны в МДК, ER -индикатор уровня рисков и диспропорций потоков капитала.

Методические особенности оценки участия страны в международном движении капитала базируются, во-первых, на составных частях этого процесса, главным образом, его многокритериальности, а во-вторых - на возможности оценить такую эффективность на различных уровнях: эффективность участия страны в международном движении капитала относительно всего остального мира, относительно союза стран, и, наконец, относительно отдельно взятой страны. Оценка эффективности международного движения капитала на различных уровнях позволит выявить слабые места, определить и предпринять конкретные шаги и меры по ее повышению на соответствующих уровнях (мировом, межстрановом).

В качестве перспектив разработки данной проблемы, можно определить антикризисный потенциал набора приведенных экономических и структурных индикаторов, которые при определенных значениях, в совокупности с другими показателями, характеризующими состояние национальной экономики, могут служить сигналами приближающегося финансового кризиса.

2.Влияние миграции капитала на воспроизводственные процессы в экономике России

2.1 Предпосылки возникновения бегства капитала из России

Если проанализировать большинство рассуждений на эту тему, то получится, что капитал бежит от плохого инвестиционного климата к хорошему. Действительно, в период перманентной политической и макроэкономической нестабильности, высокого налогообложения, недостаточной развитости банковской системы и финансовых рынков граждане и предприятия вынуждены для сохранения капиталов, а иногда и просто для выживания приобретать валюту.

Многие владельцы крупных состояний в России неуверенны в легальном его происхождении, единственный для себя выход они видят в вывозе заработанного за рубеж. Другие не стремятся или неспособны зарабатывать деньги легально, распоряжаться капиталом эффективно - это сложнее, чем получать не облагаемую налогами прибыль через оффшоры. И такие граждане и предприятия будут заниматься неофициальным вывозом капитала при любом инвестиционном климате. Социально-психологический ряд предпосылок усиленного оттока капитала из России следует дополнить и чрезвычайно короткой “кредитной историей” обновленной России. Тем более что в этой истории имел место дефолт. Исправить этот недостаток, к сожалению, сможет лишь время.

Однако самые тяжелые по весомости и для понимания факторы, определяющие динамику движения капиталов, лежат совершенно в другой плоскости - это факторы капиталообразования: сбережение и накопление (или инвестиции).

Сбережение - часть личного или предпринимательского дохода, не расходуемая на текущее потребление.

На основе валовых национальных сбережений, то есть сбережений всех субъектов экономики происходит накопление капитала, а затем и его использование, в том числе для вывоза за границу.

Все дело в том, что масштабы вывоза капитала зависят не только от условий для его использования, имеющиеся в России, но прежде всего от динамики и соотношения первых двух факторов - сбережения и накопления. Рост экспорта капитала может происходить от избыточного сбережения. Странно, но именно это и наблюдается последние годы в далеко не богатой России. Объем сбережений превышает возможности инвестирования в стране, поэтому излишки образующегося капитала утекают за рубеж. Об этом свидетельствуют фантастически высокие значения сальдо внешнеторгового баланса России в 1999 году - 42 млрд. долл., в 2009 году - 82,9 млрд. долл.

Да и в целом для России положительное сальдо было всегда характерно, минимальное его значение - “плюс” 1 млрд. долл. получено в самый неудачный из последних лет - 1998 год. В США торговое сальдо в 2000 году составляло около “минус” 250 млрд. долларов. Именно на такую сумму американцы купили товаров больше, чем продали. Подобная ситуация длится там уже не один год, и некоторые эксперты на основании впечатляющих цифр отрицательного торгового баланса предрекают крах финансовой системе США и девальвацию доллара. На деле же пока все движется в совершенно противоположном направлении. Штаты являются нетто-импортером капитала благодаря имеющимся у них огромным возможностям для инвестиций, поэтому приток капитала из-за рубежа только усиливается.

Да и в целом в развитых странах (кроме Японии) инвестиции превышают сбережения, у развивающихся стран и России - сбережения превышают инвестиции. Поэтому благоприятная экономическая конъюнктура последних двух лет приводит к значительному росту экспорта капитала из России и незначительному росту инвестиций внутри самой России.

Еще одна серьезная причина усиления оттока капитала - внешние займы правительства России. Платежи по обслуживанию кредитов тоже можно включить в сумму неэффективно экспортируемого капитала.

Подвести итог можно следующим образом: у России предостаточно собственных сбережений, чтобы не занимать у международного валютного фонда, Всемирного банка и т.д. Вместо составления всяческих всевозможных программ, которые сочиняются для МВФ, правительство должно всерьез заняться созданием инвестиционных и финансовых инструментов, которые бы позволили сбережениям оставаться в стране.

Проблему бегства капиталов в одночасье не решить - ни предлагаемой многими амнистией тех, кто вывез капитал незаконно, ни либерализацией валютного законодательства. Слишком непростая и комплексная это проблема. Поэтому можно точно сказать, что в ближайшие годы отток капиталов продолжится.

2.2 Влияние внешней миграции капитала на эффективность осуществления воспроизводственного процесса

При помощи мировых воспроизводственных процессов поддерживается жизнедеятельность населения планеты. Из рассмотрения воспроизводственного цикла известно, что в нем выделяется стадия производства, связанная с распределением, обменом, потреблением, накоплением.

Потребности людей обладают свойством непрерывного возрастания и качественного изменения. Люди все время хотят иметь больше и лучше. Но чтобы иметь, надо производить, а по мере потребления вновь и вновь воспроизводить в большем и лучшем виде продукцию, товары, услуги. То есть, потребление стимулирует производство и превращает простое воспроизводство в расширенное, меняя качественный и количественный облик самого производства. Однако не только потребление влияет на производство, но и производство воздействует на потребление. Развитие науки, техники, технологии порождает принципиально новые возможности производства, создания товаров и услуг. Каждые двадцать лет в мире удваивается количество видов производимых товаров. Возникающие новые виды товаров порождены совершенствованием, развитием самого производства. Кроме того, вместе с конечным потреблением продукции, товаров, услуг населением, существует и внутреннее, производственное потребление. Производство использует сырье, материалы, энергию, машины, технологическое оборудование, которые вместе с продукцией конечного потребления надо непрерывно производить вновь, то есть воспроизводить. Поэтому производство средств производства (предметы и средства труда) - основа общественного производства. Расширение воспроизводства средств производства - это обязательное условие социально-экономического прогресса. Производство средств производства сосредоточено в отраслях, которые в своей совокупности составляют так называемую тяжелую промышленность. Расширенное воспроизводство средств производства - обязательное условие человеческого прогресса.

Средства производства

Предметы труда Средства труда

Все то, что в процессе производства подвергается обработке.То, на что направлен труд человека

Материальные средства, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда

Отраслевая структура

тяжелой промышленности

- отрасли машиностроительного комплекса

- отрасли топливно-энергетического комплекса

- черная и цветная металлургия

- химическая и нефтехимическая промышленность

- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

- промышленность строительных материалов

Материальной основой любого продукта является сырье, непосредственно добываемое из окружающей природы (нефть, руды, уголь, лес и т.д.), и обработанные полуфабрикаты, являющиеся сырьем для производства готовой продукции (металлы, древесина и т.д.).

Все многообразные виды сырья, потребляемые современной промышленностью, обычно подразделяют на две большие группы:

- промышленное сырье;

- сельскохозяйственное сырье.

В свою очередь промышленное сырье делится на:

1. Сырье минерального происхождения (руды, уголь, нефть);

2. Сырье, полученное искусственным путем (синтетический каучук, пластмассы, искусственное волокно и т.п.).

Нужно отметить, что в балансе потребляемых в современных условиях природных ресурсов, доля топливно-сырьевых товаров минерального происхождения оценивается почти в 80 %. Значение сырья и топлива для народного хозяйства любого государства исключительно велико, их удельный вес составляет от 10-15 % в продукции машиностроения, до 80-90 % в химической продукции. Динамика производства и потребления отдельных видов минерального сырья показывает, что наиболее быстрыми темпами осуществляется прирост производства и потребления, так называемых новых видов сырья и топлива.

Средства труда и прежде всего машины и оборудование имеют тенденцию к более высоким темпам роста их международной торговли по сравнению с производством. Лидером в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония, Германия, на долю которых приходится более 60% всего производства машин и оборудования промышленно развитых стран.

С позиций общественного производства человек - не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без личного потребления любое производство бессмысленно. Удовлетворение потребностей, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства, независимо от его социально-экономической формы. А это ведет к необходимости расширенного воспроизводства предметов и услуг личного потребления.

Отрасли, связанные с производством

предметов и услуг личного потребления

Продукты питания

Одежда, обувь

Жилище,

мебель,

посуда

Транспортные средства

Бытовые

услуги

Коммуна-льные

услуги

Отрасли, связанные с

производством предметов

и услуг личного потребления

- легкая промышленность;

- пищевая промышленность;

- сельское и лесное хозяйство;

- транспорт и связь;

- бытовое обслуживание населения;

- коммунальное обслуживание населения

Центральной проблемой современной экономики является определение потребности национальных экономик в средствах производства, предметов потребления и в услугах.

Если указанные потребности в странах с рыночной экономикой определяются путем согласования спроса и предложения, то в странах с централизованной экономикой путем разработки материальных балансов. Так как в мире в чистом виде нет ни рыночной, не централизованной экономики, то методология определения потребностей в средствах производства и предметах потребления органически сочетают и те и другие методы. Для стран с переходной экономикой характерным является то, что потребность в важнейших видах средств производства определяется путем разработки материальных балансов с использованием прогрессивных технико-экономических норм. Разработка программных и прогнозных документов по социально-экономическому развитию начинается с расчета потребности в главнейших видах средств производства. При этом определяется круг потребителей данной продукции и потребности каждого из них.

Схема материального баланса средств производства (вид продукции)

Потребность (распределение ресурсов)

Ресурсы

1.Производственно-эксплуатационные нужды

1. Остатки на начало периода

2. Капитальное строительство

2. Производство

3. Рыночный фонд

3. Импорт

4. Экспорт

4. Прочие поступления

5. Государственные резервы

6. Текущий резерв

7. Остатки на конец планируемого периода

При существующей практике потребность в средствах производства определяется различными методами, которые зависят от вида продукции, ее назначения и ряда факторов.

Рыночный фонд включает изделия, предназначенные для продажи через государственную и кооперативную торговую сеть. В балансе средств производства рыночный фонд составляет незначительную величину. Потребность в нем определяется по заявкам торгующих организаций или исходя из объемов продажи в прошедшие периоды.

Экспорт - это продукция, предназначенная для продажи зарубежным странам. Потребность в продукции для экспорта определяется в соответствии с внешнеторговыми соглашениями.

Государственный резерв предназначен на случай различного рода неожиданностей (стихийное бедствие, война и т.п.). Потребность для государственного резерва складывается из двух частей:

1. Из увеличения государственных резервов, эта часть зависит от многих факторов, среди которых международная обстановка и т. д.;

2. Из обновления резервов, так как срок хранения продукции имеет предел: через определенный период заложенные ранее в резерв средства производства надо заменить на вновь произведенную продукцию.

Размер обменного фонда зависит от закладки продукции в предыдущие годы и срока их хранения. Текущий резерв предназначен для предупреждения и ликвидации диспропорций в социально-экономическом развитии. Он расходуется по распоряжению правительства в том же году, в котором создается. Размеры этих запасов определяются исходя из опыта прошлых лет. Остатки у поставщиков на конец прогнозируемого периода образуются из продукции, которая изготовлена в последние дни календарного периода и не отправлена потребителю. Величина остатков у поставщиков определяется исходя из данных прошлого периода с корректировкой на изменение объема производства продукции и сроков отправки продукции. Общая потребность народного хозяйства в средствах производства устанавливается путем суммирования всех статей баланса. Удовлетворение потребностей является конечным назначением общественного производства не зависимо от его социально-экономической формы. Это ведет к необходимости расширенного воспроизводства продуктов питания, жилья, мебели, услуг науки, медицины и т.д. В настоящее время доля промышленно развитых стран в мировом экспорте продовольственных товаров имеет тенденцию к росту: по молочным она превышает - 95%, по зерновым - 80%, по овощам - 60%. Экспорт продовольствия в развивающихся странах превышает 90% (сахара свыше 50%, рыбы, фруктов - 35%, зерна, мяса - 25%).

Балансы предметов потребления составляют по важнейшим видам продовольственных и непродовольственных товаров (балансы муки, мяса, сахара, тканей, обуви, мебели и т.д.). Важнейшей задачей при разработке балансов предметов потребления является наиболее полное удовлетворение потребностей населения с учетом научно-обоснованных норм питания и рациональных норм потребления непродовольственных товаров.

В балансах предметов потребления основной статьей потребностей является рыночный фонд. Потребность в отдельных предметах потребления для продажи через торговую сеть определяется в настоящее время по разным товарам различными методами. Основным является метод определения на основе научно-обоснованных норм потребления и численности населения, покупающего данный товар в торговой сети.

В фонде промышленной переработки учитываются товары, которые являются основным сырьем для различных отраслей промышленности. В результате промышленной переработки получают другой предмет потребления. Например, к фонду промышленной переработки относятся мука, сахар для кондитерской промышленности, ткани для швейной промышленности и т.д. Потребность в товарах для промышленной переработки определяется методом прямого счета.

К внерыночному фонду относятся товары, которые поступают в потребление, минуя торговую сеть. Он включает: а) фонд промышленного потребления, в котором учитываются товары, являющиеся для отраслей промышленности вспомогательными материалами (например, ткани, которые используются в автомобильной, мебельной, обувной и других отраслях промышленности). Потребность в товарах для промышленного потребления определяют исходя из планируемого объема производства продукции и норм расхода на единицу прямым счетом; б) фонд спецодежды, выделяемый для снабжения специальными видами одежды и обуви работников отдельных отраслей народного хозяйства, пользующихся правом на получение ее бесплатно по установленным нормам. Потребность в спецодежде по отраслям промышленности определяется исходя из численности работающих, сроков носки и действующих норм выдачи, которые установлены отдельно для разных профессий с учетом условий их работы; в) фонд госбюджетных организаций, включающий товары для лечебно-оздоровительных, детских и других учреждений. Потребность в непродовольственных товарах (белье, посуда, мебель и т.п.) по фонду госбюджетных организаций определяется примерно так же, как и фонд спецодежды. Снабжение госбюджетных организаций продовольственными товарами происходит за счет рыночного фонда.

Одновременно с расчетами потребности в материальных балансах определяются размер и источники поступления ресурсов в прогнозируемом периоде. Они включают:

- остатки продукции на начало прогнозируемого периода, которые определяются как ожидаемые на основе данных о возможной производственной программе;

- производство продукции - основная статья, составляющая 90-95% всех ресурсов; требуемый объем производства следует рассчитать;

- импорт, который определяется исходя из внешнеторговых долгосрочных соглашений;

- прочие поступления, образующиеся за счет повторного использования металла, топлива, лесных материалов и т.п.

Суммарная потребность в продукции служит основой для определения необходимого объема ее производства в прогнозируемом периоде.

3.Тенденции международной миграции на рубеже 20 и 21 веков и статус России в этом процессе

В числе новых тенденций в процессе международной миграции капитала можно выделить следующие:

1. Экспорт частного капитала растет более быстрыми темпами по сравнению с ростом вывоза государственного капитала.

2. Крупными импортерами капитала стали США. Примерно 5 млн. американцев работают сейчас на предприятиях, принадлежащих иностранным инвесторам.

3. Четко прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран.

На долю промышленно развитых стран в целом приходится более 70% всех иностранных инвестиций. Такое положение объясняется тем, что прогрессирующими отраслями являются автомобилестроение, электронная и электротехническая промышленность, телекоммуникации и связь, информационные технологии, для развития которых требуется квалифицированная рабочая сила и высокая платежеспособность населения.

4. В качестве экспортеров капитала выступает ряд развивающихся стран (Сингапур, Сянган (Гонконг), Республика Корея, Саудовская Аравия, Бразилия и ряд других стран). Нельзя не заметить, что ведущие страны ОПЕК в основном экспортируют ссудный капитал (преимущественно в США). Причем объемы экспорта ссудного капитала из этих стран зависят от мировых цен на нефть и

нефтепродукты.

5. Все больше в процесс миграции капитала вовлекаются бывшие социалистические страны, особенно Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. Включились в этот процесс Россия и другие страны СНГ.

Активное участие стран с переходной экономикой в международном инвестиционном процессе должно способствовать повышению эффективности функционирования их экономик.

Не стоит в стороне от процессов международной миграции капиталов и Россия. Странно, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным "Круглого стола бизнеса России" в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом экспорт капитала, начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.

За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, но большая часть - в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.

Большинство Российских зарубежных предпринимательских инвестиций находятся на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.

Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму "бегства капитала".

Законный путь вывоза капитала основан на постановлении Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом". В связи с этим к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого "бегства капитала". Оно началось в 1989 г., когда правительство СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 2009 г. составил 29,3 млрд. долл.

В настоящее время утечка капитала стала принимать изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:

Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1999 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 2009 г. Эта цифра составила 2 млрд. долл. Наибольшие недодачи в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.

Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках;

Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.

В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно "утекает" около 1 млрд. долл.

Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.

В понятие "утечка капиталов" некоторыми экономистами предлагается включать также упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также иностранную валюту во внутреннем обороте российской экономики.

Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.

"Убегая" из России, частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим причинам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его в более стабильной экономике. Одновременно, вспоминая о криминале в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж является одним из способов их "отмывания". Этот процесс характерен не только для России, но и для многих стран, где имеются значительные криминальные структуры.

Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.

Контроль над движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.

Нужно иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых дыр для утечки капитала.

В рамках создания комплексной системы по предотвращению или значительному сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.

Ограничение процесса "бегства капитала" может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:

1. Единого таможенно-валютного контроля над репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг;

2. Особого контроля над бартерными операциями;

3. Лицензирования вывоза капитала;

4. Инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.

Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению "бегства капитала" за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

Заключение

В ходе работы были изучены процессы международной миграции капитала на всех его стадиях, в результате чего можно сделать выводы:

1. Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

2. Сравнивая ситуацию в России и других странах, в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течение последних нескольких лет очевидна. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы.

3. Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в принципе, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Конечно же, первые и действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, чем инвестиции в любых других странах мирового сообщества.

4. Основными причинами оттока капитала являются:

а) неустойчивая политическая ситуация, макроэкономическая нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадлежащее обеспечение прав собственности. Еще плохо то, что когда вывозят капитал, утрачивается производительный потенциал, налоговая база и контроль над денежными средствами - все это неблагоприятно влияет на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть средством противозаконной деятельности - часть средств, предоставляемых международными финансовыми учреждениями, переправляется за пределы страны и остается на индивидуальных счетах в зарубежных банках.

б) непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, так как приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.

Список использованной литературы

1. Иохин В.Я. Экономическая теория : Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 861 с.

2. Гурова И.П. Мировая экономика : Учебник / И. П. Гурова. - М. : Омега-Л, 2008. - 394 с.

3. Международные экономические отношения : Учебник / ред. В. Е. Рыбалкин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 591 с.

4. Международные экономические отношения : Учебник / ред. Б. М. Смитиенко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 512 с

5. Мировая экономика : Учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Экономистъ, 2007, Гл. 27.

6. Зубченко Л. Международное движение капитала в современных условиях // Экономист. - 2001. - №6.

7. Хесторец Б. Влияние вывоза капитала на экономику. // Экономист.- 2008.- №6.

8. Кузнецова О. Мировой и российский опыт региональной и экономической политики. - МЭ и МО, 2003 №10.

9. Гвоздева Е. Каштуров А., Олейник А., Патрушев С. Междисциплинарный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопр. экономики. - 2000. - №2.

10. Данные Росстат www.gks.ru

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011