Международная торговля услугами динамика, факторы
Международная торговля услугами динамика, факторы
3 Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Новосибирский государственный Технический университет Бердский Филиал Контрольная работа По предмету "Международные экономические отношения" Тема: Международная торговля услугами: динамика, факторы и перспективы роста Выполнил: Студент 2 курса Романов С.Л. Группы: 649 Шифр: 500245123 Проверил: Ивасенко А.Г. Бердск 2008 Содержание - Введение
- 1. Понятие международных услуг
- 2. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами
- 3. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста
- Список использованных источников
ВведениеНаряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.Международная торговля услугами происходила с древнейших времен. Первыми крупными экспортерами услуг были древние финикийцы, которые еще 3,5 тыс. лет назад перевозили товары для торговцев из других стран. Зачинателями международного туризма были древние греки: Пифагор и историк Геродот 2,5 тыс. лет назад путешествовали по другим странам с познавательной целью.В конце XX в.35-40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами.1. Понятие международных услугНесмотря на то, что услугами давно торгуют на международном уровне, тем не менее торговля ими существенно отличается от традиционной торговли товарами. Во-первых, материальный товар можно произвести в одном месте, а потребить в отдаленной точке земного шара [6, с.81].Международная торговля услугами требует заметного присутствия их производителей за рубежом или же присутствия их потребителей в той стране, где производятся услуги. Во-вторых, обычный товар можно хранить в течение длительного времени, а услуга вообще не подлежит хранению. В-третьих, международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и существенно воздействует на нее. Без оказания услуг невозможно обеспечить бесперебойное движение капиталов и трансграничное перемещение физических лиц. В-четвертых, не все виды услуг годятся для вовлечения в международный товарооборот. В-пятых, сфера услуг обычно больше подвергается регулированию со стороны государства, чем это наблюдается в отношении традиционной торговли. А все дело в том, что здесь задействованы такие сферы, как финансовые операции, здравоохранение, обслуживание военной техники, передача на хранение отходов атомных электростанций, т.е. отрасли прямо затрагивающие вопросы национальной безопасности [7, с.217].2. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугамиВ настоящее время насчитывается более 600 видов услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе:производство;международная торговля;международное движение капиталов;транспорт и связь;перемещение людей через границы.Рассмотрим более внимательно предоставление услуг в названных сферах экономической деятельности.Развитие производства в таких подразделениях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство практически невозможно без так называемых производственных услуг. Оказание подобного рода услуг необходимо на различных этапах производства.Широко распространенным видом производственных услуг являются инженерно-технические услуги, получившие обобщенное название инжиниринг. Инжиниринг в целом представляет собой комплекс инженерно-технических услуг по подготовке и обеспечению на коммерческой основе процесса производства, обслуживания строительства, эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.К числу производственных услуг относятся международные услуги типа арендных отношений. Международная аренда - это сдача в наем машин и оборудования иностранному контрагенту. Международные арендные отношения - взаимовыгодное дело.На практике в экономической литературе различают следующие виды арендных отношений:рейтинг - краткосрочная аренда до 1 года;хайринг - от 1 года до 3-5 лет;лизинг - на 3-5 лет и более.Следует отметить, что лизинг - это сложная внешнеэкономическая операция. Для ее осуществления нужно располагать средствами для предоставления кредитов, а также техническими базами для хранения машин и оборудования [6, с.83-84].Важной сферой применения международных услуг является внешняя торговля. Прежде всего, она сама по себе является услугой, функция которой состоит в перемещении произведенных товаров от поставщика к потребителю. Кроме того, в рамках внешней торговли применяются много разных услуг, обеспечивающих ускоренную реализацию и использование разного рода предметов, в том числе машин и оборудования. Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др.В последнее время в международной торговле обрел всеобщее признание так называемый франчайзинг, или франшиза. Франчайзинг представляет собой специфическое соглашение между крупными иностранными компаниями и местными мелкими предпринимателями. Суть этой сделки состоит в том, что крупная компания (франчайзер) берет на себя обязательство снабжать местных мелких предпринимателей своими товарами, технологиями бизнеса и обеспечить рекламную деятельность. В то же время туземная сторона (франчайзи) в соответствии с соглашением должна оказывать франчайзеру услуги в области менеджмента или маркетинга, используя для этого указание региональных условий. При этом франчайзи должны выплачивать франчайзеру определенную сумму с оборота, которая, к примеру, в США достигает от 5 до 12%. Следует отметить, что в настоящее время франчайзинг популярен во многих странах мира и в его развитии участвуют такие известные фирмы, как Макдоналдс, Кока-Кола, Пепси и многие другие [7, с.222-223].Расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения капиталов и рабочей силы неразрывно связаны с рынком транспортных услуг. Мировой рынок транспортных услуг состоит из таких систем, как железнодорожный рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др. О структуре мировой транспортной сети дают наглядное представление следующие данные табл.1.Таблица 1. Мировая транспортная система, тыс. км|
Виды транспорта | 1950 | 1970 | 1980 | 1992 | | Железные дороги, | 1320 | 1340 | 1248 | 1200 | | в том числе электрифицированные | 60 | 123 | 164 | 198 | | Автодороги, | 15540 | 19700 | 22300 | 24000 | | в том числе с твердым покрытием | 7645 | 12150 | 16000 | 21000 | | Судоходные реки и каналы | 560 | 525 | 540 | 544 | | Нефтепроводы | 175 | 395 | 520 | 620 | | Магистральные газопроводы | 186 | 545 | 760 | 910 | | Воздушные пути | 3330 | 5510 | 6900 | 7900 | | |
Важной составляющей частью международных услуг является связь. Динамичным инструментом международной связи является глобальная сеть Интернет. Ее функционирование привело к образованию высококонкурентного рынка международных информационных услуг. Мировой рынок информационных услуг Интернет растет очень быстро, если в 1996 г. Его объем достигал 2,5 млрд долл., то в 2007 г. - 10 млрд долл. Ведущую роль в формировании международной сферы услуг играет финансовая деятельность разных субъектов МЭО. В результате их функционирования складывается мировой рынок финансовых услуг, который включает банковские, страховые сделки, а также операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 5 трлн долл. Одним из распространенных видов международных услуг является туризм. В международной практике существуют самые разнообразные виды туристических услуг [8, с.112] размещение в гостиницах и мотелях; удовлетворение культурных потребностей; удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в симпозиумах, конференциях; услуги по выбору или в комплексе, которые предоставляются по определенной программе. Доля доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в Испании составляет 35%, Греции - 36, на Кипре - 52%. В Индии, Египте, Перу, Парагвае, Коста-Рике приходится 10-15% доходов суммарного экспорта товаров и услуг. В других развивающихся странах этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке - 30, Панаме - 55, на Гаити-72% [2, с.164-163]. В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП. 3. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его ростаБыстрый рост сферы услуг во второй половине XX в. Происходит прежде всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. И как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос растет прежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг [9, с.227].Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост производства традиционных услуг способствует увеличению специализирующихся в этой отрасли компаний и организаций [5, с.108].Сейчас и в перспективе доминирующее положение в мировой торговле услугами занимали и будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности, т.е. обусловленные процессом воспроизводства [10, с.18].Общий объем мировой торговли услугами, за последние 20 лет увеличился почти в пять раз. Так, если в 1980 г. он составлял 367 млрд. долл., то, к концу XX в., он приблизился к 1,8 трлн. долл.В мировой торговле услугами, естественно, лидируют развитые страны. При этом они же и потребляют большую часть услуг. Например, на долю США приходится около 19% экспорта и около 13% мирового импорта услуг. В целом же около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% - развивающимися и переходными и 1% - международными организациями.Россия в последнее десятилетие, значительно больше импортирует услуг (почти в два раза). Например, в 1994 г. Россия экспортировала услуг на 8,2 млрд. долл., а импортировала - на 16 млрд. долл. В последующие годы ситуация практически не изменилась (к лучшему). Традиционно дефицитными в торговле услугами, для России в этот период являлись транспортные услуги, услуги по строительству и туризм. В то же время только доходы от туризма позволяют Франции финансировать затраты на энергетику. В целом доля России в мировой торговле услугами в последнее десятилетие не превышала 1% [9, с.233].Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами [3, с.246]:многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на государственном уровне;активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков.Для роста мирового рынка услуг необходимо [4, с.318]:расширять связи между отдельными государствами и группами стран;увеличивать число деловых контрактов;улучшать культурный обмен странами и народами, желающими лучше понять друг друга;повышать жизненный уровень народов отдельных стран;совершенствовать транспортную сеть и туристические системы.ЗаключениеСтатистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпе роста "видимой" торговли. Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.Заметный динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.Тем не менее, международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами.Список использованных источников1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 1996. - 368 с. 2. Зубченко Л.А. Проблемы включения России в глобальную систему мирового хозяйства // Экономические и социальные проблемы России, 2004, №2 (158). - С.158-178. 3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с. 4. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с. 5. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с. 6. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Гардарики, 1999. - 336 с. 7. Семенов К.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с. 8. Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с. 9. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2003. - 528 с. 10. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.
|