Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Международное научно-техническое сотрудничество в области стандартизации

Международное научно-техническое сотрудничество в области стандартизации

План

Введение

Международные организации по стандартизации

Соглашение по техническим барьерам в торговле

Главный объект международной стандартизации и основные задачи России в международном сотрудничестве в области стандартизации

Приоритеты и практика международной стандартизации

Региональные организации по стандартизации

Заключение

Список литературы

Введение

Неуклонное расширение международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, т.к. различия на одну и туже продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста международной торговли в 3-4 раза превышают темпы развития национальных экономик.

Например, из-за различия между стандартами США и большинства других стран на телевизоры в 60 г.г. США вынуждены были отказаться от экспорта своих телевизоров в целый ряд стран. Голландской фирме «Филипс» пришлось выполнять один и тот же радиоприемник в 12 вариантах (по напряжению, частоте, силе тока и др.), чтобы удовлетворить требования стран-импортеров. В ряде случаев фирме приходилось даже менять конструктивную схему и использовать большее количество дополнительных деталей, контрольно-измерительных приборов, что конечно, приводило к большим потерям времени и средств.

До принятия единой Системы мер - метрической системы экспорт нашей страны леса в Англию был связан с большими трудностями, т.к. в этой стране применялась дюймовая система мер. Поэтому ряду предприятий при распиловке приходилось специализироваться на работе по дюймовой системе. И только когда Англия приняла метрическую систему мер, эти трудности были преодолены. В решении проблем международной торговли четко проявляется коммуникативная функция стандартизации. Международная стандартизация содействует перемещению людей, товаров, энергии и информации. Не случайно международные стандарты сравниваются с ключом, который открывает рынки. По данным 2000 г. 84 % компаний и фирм Германии продвигают свои товары на мировой рынок, используя международные и европейские стандарты.

История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года и в 2005 году отмечает свой 80-летний юбилей. На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала исключительно интересы самого государства и финансировалась исключительно государством. Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись, в первую очередь, и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей. Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требуют развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по cтандартизации.

Международные организации по стандартизации

ИСО (ISO) -- Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. и имеет неправительственный статус, главная цель которой -- содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню.

Членами ISO являются национальные организации по стандартизации (не более одной от каждой страны).

Неизменными структурными подразделениями ISO являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы (их более 2500), занимающиеся разработкой международных стандартов.

Деятельность ИСО распространяется на все области промышленности, кроме электротехники и электроники, находящихся в компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран. Россию представляет Госстандарт. Всего в составе ИСО более 80 членов в качестве комитетов. Представительство в ISO может иметь статус член-корреспондент, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств.

Генеральная ассамблея -- это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных членами -- комитетами, каждый из которых имеет право представить не более трех человек, но их могут сопровождать наблюдатели. Член-корреспонденты и член-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Он имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутст­вующих на заседании членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов:

* ПЛАКС -- техническое бюро;

* СТАКО -- комитет по изучению научных принципов стандартизации;

* КАСКО -- комитет по оценке соответствия;

* ИНФКО -- комитет по научно-технической информации;

* ДЕВКО -- комитет по оказанию помощи развивающимся странам;

* КОПОЛКО -- комитет по защите интересов потребителей;

* РЕМКО -- комитет по стандартным образцам,

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработок международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации, организация семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации ее технических сторон. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучает практику этой деятельности и анализирует информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. КАСКО также занимается вопросами оценки качества работы аккредитующих органов и др.

ИНФКО занимается вопросами информационного обеспечения работ по стандартизации.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию, обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах.

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).

В работе ИСО участвуют свыше 30 тыс. экспертов разных стран. ИСО пользуется мировым признанием как честная и беспристрастная организация, имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций.

В области международной стандартизации работают:

Международная организации по стандартизации ИСО.

Международная электротехническая компания (МЭК).

Международный союз электросвязи (МСЭ).

Помимо ИСО. МЭК, МСЭ ( как организаций, специализирующихся на работах по стандартизации), в работах по международной стандартизации участвуют другие организации:

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Правила ЕЭК ООН имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей.

Международная торговая палата (МТП). Широко известна работами по унификации торговой документации.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЕ)

Наиболее крупные организации ИСО и МЭК.

Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1946 году, функционирует с 1947 г.

Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК.

По состоянию на 1 января 2001 г. в работе ИСО участвуют 138 стран. СССР был один из основателей ИСО. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат, высший орган ИСО - Генеральная ассамблея.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации.

Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

К началу 2000 года действовало примерно 13 тыс. международных стандартов ИСО, 75% стандартов ИСО - основополагающие или стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится или используется разработка стандарта в среднем занимает 4-5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки международных стандартов. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов международных стандартов в рамках телеконференций.

Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, требует перехода стран на единые стандарты. Пока средний показатель использования странами-членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных - 22%, в странах с более высоким уровнем развития - 40%. Как идеал выдвинут принцип единого стандарта; единых испытаний, сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ИСО, предложенном в 2001 г. как «Мечта 1\1\1» (1/1/1 “ Dream ”). Смысл проекта - в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах подтверждения. Имеются примеры воплощения «Мечты»: на мировом рынке такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.

Международные организации по стандартизации:

(International Organization for Standardization)

European Committee for Standardization

European Telecommunications Standards Institute

International Organization of Legal Metrology

Organization of European national legal metrology services

European Organization for Quality

UN/ECE: United Nations Economic Commission for Europe

European Accreditation of Certification

International Laboratory Accreditation Cooperation

Pan American Standards Commission

World Trade Organization

Национальные организации по стандартизации:

Standards Australia (SAA)

Osterreichisches Normungsinstitut (ON)

Department for Standardization, Metrology and Certification (SARM)

Committee for Standardization, Metrology and Certification (BELST)

Institut Belge de Normalisation (IBN)

Associaзao Brasileira de Normas Tecnicas (ABNT)

British Standards Institution (BSI)

Deutsches Institut fur Normung (DIN)

Dansk Standard (DS)

Standards Institution of Israel (SII)

Bureau of Indian Standards (BIS)

National Standards Authority of Ireland (NSAI)

Icelandic Council for Standardization (STRI)

Asociaciуn Espaсola de Normalizaciуn y Certificaciуn (AENOR)

Ente Nazionale Italiano di Unificazione (UNI)

Committee for Standardization, Metrology and Certification (KAZMEMST)

Standards Council of Canada (SCC)

China State Bureau of Quality and Technical Supervision (CSBTS)

Oficina Nacional de Normalizaciуn (NC)

Latvian Standard (LVS)

Литва:

Service de l≈Energie de l≈Etat (SEE)

Nederlands Normalisatie Instituut (NNI)

Новая Зеландия:

(Standards New Zealand (SNZ))

Norges Standardiseringsforbund (NSF)

Polish Committee for Standardization (PKN)

Instituto Portugues da Qualidade (IPQ)

Саудовская Аравия:

(Saudi Arabian Standards Organization (SASO))

American National Standards Institute (ANSI)

National Institute of Standards and Technology (NIST)

Turkish Standards Institution (TSE)

Finnish Standards Association (SFS)

Association francaise de normalisation (AFNOR)

Swiss Association for Standardization (SNV)

Standardiseringen i Sverige (SIS)

National Standards Board of Estonia (EVS)

Южная Корея:

Agency for Technology and Standards (ATS)

Japanese Industrial Standards Committee (JISC)

Соглашение по техническим барьерам в торговле

Соглашение по техническим барьерам в торговле один из 56 документов ВТО, посвященный правилам деятельности членов ВТО в рамках международной стандартизации.

Вот некоторые правила из этого соглашения.

1. Гармонизация. При наличии международных стандартов, регламентов или правил по оценке соответствия член ВТО не должен разрабатывать национальную документацию, отличающуюся от них.

2. Национальный режим и не дискриминация. Условия для оценки качества импортной продукции должны быть не менее благоприятными, чем для отечественной. Иначе говоря, к импортной продукции не должны предъявляться более жесткие требования, чем к течественной.

3. Нотификация (уведомление) и транспорентность (прозрачность). Если какая-либо страна намерена принять нормативный документ, отличающийся от международного, она обязана направить в Секретариат ВТО сообщение с обоснованием причин подобного шага и кратким изложением проекта документа.

4. Информация о стандартизации. Членство в ВТО предусматривает информирование обо всех изменениях в системе стандартизации, которые могут привести к созданию скрытых препятствий (Нетарифных барьеров) в торговых отношениях партнеров по организации. Поэтому каждый член ВТО открывает один или несколько информационных пунктов, где можно без лишних затруднений получить информацию о действующих и разрабатываемых в стране стандартах. Во исполнение этого правила в России создан национальный Информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле.

Главный объект международной стандартизации и основные задачи России в международном сотрудничестве в области стандартизации

Главным объектом международной стандартизации является качество товарной продукции, работ и услуг, менеджмент качества, системы обеспечения и правила признания технической компетентности и профессиональной ответственности товаропроизводителей, безопасность и эффективность промышленного производства, выполнения работ, оказания услуг, утилизации, качество жизни и защита прав потребителей.

Госстандарт России может и, как правило, представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации. При этом основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

1. гармонизация ГСС с международными, региональными и национальными системами стандартизации других стран;

2. совершенствование фонда отечественных нормативных документов по стандартизации на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса;

3. гармонизации стандартов с международными, региональными стандартами и национальными стандартами других стран;

4. повышения качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

5. разработка международных и региональных стандартов на основе отечественных стандартов на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двухстороннего и многостороннего сотрудничества;

6. нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;

7. обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов;

8. обеспечение единства измерений с другими странами.

Международное сотрудничество по стандартизации осуществляется путем взаимодействия и сотрудничества с международными, региональными и национальными других стран организациями по стандартизации на государственном или корпоративном уровне, на основе двухсторонних и многосторонних соглашений, договоров, протоколов о сотрудничестве, а также обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации.

Сотрудничество Российской Федерации с международными организациями по стандартизации включает в себя непосредственное участие в деятельности этих организаций, в первую очередь в разработке международных и региональных стандартов, правил ЕЭК ООН и других международных организаций, а также обеспечение их применения в Российской Федерации и договорно-правовых отношениях со странами партнерами.

Двухстороннее или многостороннее сотрудничество по стандартизации включает работы по гармонизации отечественных стандартов с национальными стандартами стран-партнеров, совместную разработку стандартов, проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, профессиональную подготовку и др.

Организация и проведение работ по международному сотрудничеству в области стандартизации и менеджмента качества осуществляется с учетом (на основе) методических документов ИСО, МЭК, ГАТТ и других международных, региональных организаций по стандартизации, а также на основе правил проведения работ по двухстороннему научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации со странами-партнерами.

Приоритеты и практика международной стандартизации

Приоритетные направления в области международной стандартизации определяет Рабочая группа (РГ) по вопросам политики в области стандартизации, которая образована в 1990 г. Она заменила существовавшее с 1970 г. Совещание правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации.

На ежегодных совещаниях Рабочей группы обсуждаются:

* направления развития международной, региональной и национальной стандартизации;

* заслушиваются сообщения различных организаций по стандартизации о работах, проводимых по вопросам признания результатов испытаний, аккредитации испытательных лабораторий и сертификации;

* определяются задачи и пути их решения;

* принимаются программы работ на текущий год.

Программы работ направлены на устранение или постепенное сокращение технических барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Рабочая труппа поддерживает тесные деловые контакты с международными и региональными организациями по стандартизации и сертификации.

Важнейший документ, принятый Рабочей группой, является комплекс Рекомендаций правительствам о политике в области стандартизации, где содержится свод принципов, который обобщает деятельность должностных лиц стран европейского региона, ИСО и МЭК при участии других организаций по стандартизации за весь период с 1970 г.

В области гармонизации стандартов и технических требований разработаны Рекомендации «Международная гармонизация стандартов и технических предписаний» и «Перечень объектов, подлежащих международной стандартизации».

Все документы (правила, стандарты, рекомендации) носят добровольный характер и каждая страна устанавливает порядок их применения исходя из своих интересов и возможностей.

Региональные организации по стандартизации

Европейская организация по стандартизации (СЕН). Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК.)

СЕН (CEN) -- Европейская организация по стандартизации основана в 1961 г.

СЕНЭЛЕК (CENELEK) -- Европейская организация по стандартизации в электронике основана в 1971 г. Обе организации объединяют национальные организации экономических группировок стран Европы и определяют:

· порядок и формы использования национальных и между народных стандартов;

· применимость национальных и международных стандартов без их переработки в европейские и контроль за соблюдением.

Документы по гармонизации являются наиболее удобной формой устранения технических барьеров в торговле. Они отличаются от европейских стандартов тем, что отражают суть административных и правовых норм, которые могут мешать развитию торговых отношений.

Работа СЕН связана с разработкой стандартов по оборудованию газонефтепроизводств, сварке, металлопрокату, судостроению и т. п.

Членами СЕН являются национальные организации стандартизации 17 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Процесс стандартизации на европейском уровне включает планирование, разработку и принятие стандарта на основе согласия всех заинтересованных сторон. При планировании работ по стандартизации учитываются предложения, поступающие от национальных организаций, европейских организаций, ассоциативных органов, европейских торговых ассоциаций.

Основная цель СЕН -- содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах межправительственные организации, обеспечивая сотрудничество со всеми организациями, занимающимися стандартизацией.

Один из принципов работы СЕН -- обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм. Выбор приоритетного направления определяется экономической необходимостью.

Программные комитеты составляют программу стандартизации, принимают стандарты ИСО и МЭК в качестве европейских стандартов, разрабатывают европейские стандарты.

Кроме европейских норм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направленные на устранение технических барьеров в торговле и на ускорение внедрения прогрессивных технических требований в производство новых товаров.

Принятый СЕН европейский стандарт издается в двух вариантах:

* как европейская норма;

* как национальный стандарт в странах-членах СЕН (может содержать рекомендации и пояснения).

Кроме разработки стандартов на продукцию, услуги, процессы. СЕН занимается стандартизацией систем обеспечения качества продукции, методов испытаний и аккредитации испытательных лабораторий.

Работа СЕНЕЛЕК базируется на международных стандартах.

Члены СЕНЭЛЕК -- 17 стран Европы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция. Эти страны (кроме Люксембурга) представлены национальными электротехническими комитетами и являются членами МЭК.

Цель СЕНЭЛЕК -- разработка стандартов на электротехническую продукцию. Стандарты СЕНЭЛЕК направлены на создание единого европейского рынка.

Задача СЕНЭЛЕК -- устранение любых технических различий между национальными стандартами, процедурами сертификации и торговли товарами электротехнических отраслей и промышленности.

Региональные стандарты, принятые СЕНЭЛЕК, могут иметь три формы:

* европейский стандарт (EN);

* документ по гармонизации (HD);

* предварительный стандарт (ENV).

Европейский стандарт СЕНЭЛЕК -- это стандарт с согласованным техническим текстом, принимаемый в Европе странами-членами как национальный нормативный документ. Запрещается вносить какие-либо изменения в текст стандарта.

В области информационных технологий и электросвязи СЕНЭЛЕК тесно сотрудничает с Европейским институтом по стандартизации в области электросвязи (ЕТСИ), роль которого в ЕС за последние годы значительно возросла.

Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Международная Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 1994 г. создала Консультативный Комитет по стандартизации и качеству. В состав этой региональной организации входят национальные организации по стандартизации и сертификации стран-членов АСЕАН: Малайзии, Таиланда, Индонезии, Сингапура, Филиппин, Вьетнама.

В Малайзии национальная организация по стандартизации -- Малайзийский институт стандартов и промышленных исследований (СИРИМ) -- существует с 1975 г. По своему статусу СИРИМ ассоциация на правах акционерного общества, но основным держателем акций является малайзийское правительство. Под руководством СИРИМ в Малайзии создана национальная система стандартизации и сертификации.

Основные задачи СИРИМ:

* развитие и совершенствование стандартизации для содействия торговле и промышленности;

* обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей;

* консультирование промышленных предприятий по внедрению стандартов;

* проведение научных исследований в области новейших технологий;

* обеспечение промышленных кругов информацией о международных стандартах ИСО и МЭК и содействие их принятию в качестве национальных.

По оценкам ГАТТ/ВТО в 90-е годы Малайзия стала одной из 25 стран-лидеров мировой торговли. В немалой степени этому способствовало создание систем аккредитации испытательных лабораторий, сертификации экспортируемых товаров.

Национальный орган по стандартизации и сертификации Таиланда -- Таиландский институт промышленных стандартов (ТИСИ) -- отличается особой организацией. Он ведет всю работу по стандартизации (от планирования до принятия). ТИСИ является структурным подразделением министерства промышленности, которое и утверждает стандарты.

Проект стандарта принимается только после полного согласия заинтересованных сторон как по содержанию, так и по техническим требованиям. Правительство Таиланда оказывает поддержку национальной стандартизации, осуществляя закупи продукции разных отраслей только при ее полном соответствии требованиям национальных стандартов.

В Индонезии национальная организация по стандартизации -- Национальный Совет по стандартизации Индонезии (ИСС) -- создана в 1984 г. декретом Президента.

Задачи Совета:

* координация деятельности различных организаций по стандартизации и сертификации, а также программ по стандартизации;

* разработка национальной политики в области стандартизации и метрологии.

ИСС представляет Индонезию в международных организациях по стандартизации, но вопросы аккредитации испытательных лабораторий и сертификатов в ее компетенцию не входят.

Практически все национальные стандарты стран АСЕАН носят добровольный характер (в Малайзии -- 100 %, Индонезии, Таиланде -- 97 %, Филиппинах -- 95 %, Сингапуре -- 91 %). Стандарты приобретают статус обязательных при условии действия прямого технического закона.

Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА).

Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА) создана в 1952 г. Ее члены -- Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, входящие своими национальными организациями по стандартизации, а также десять других организаций, занимающихся вопросами стандартизации в этих странах.

Главная особенность деятельности ИНСТА, отличающая ее от других подобных организаций, состоит в том, что она не разрабатывает региональных общескандинавских стандартов. Во многом это связано со значительной долей внешней торговли в экономике стран. Например, Дания еще в начале 70-х годов полностью отказалась от разработки национальных стандартов и перешла на международные и региональные нормативные документы.

Основные задачи ИНСТА:

* содействие созданию согласованных национальных стандартов скандинавских государств;

* единообразие технических требований национальных нормативных документов;

* организация обмена информацией о работах по стандартизации;

* распространение опыта по созданию стандартов.

За основу разрабатываемых нормативных документов, принимаются международные стандарты ИСО, МЭК, европейские стандарты СЕН и СЕНЭЛЕК, стандарты других организаций. Разработанные нормативные документы принимаются странами-членами в качестве национальных после того, как их проекты одобряются всеми странами -- членами ИНСТА.

Главной целью своей деятельности организация считает достижение взаимопонимания между скандинавскими странами. Для этого проводятся регулярные ежегодные встречи, на которых обсуждаются все спорные вопросы. Так же, как и любая региональная организация, ИНСТА направляет свои усилия на устранение технических барьеров в торговле. Основные пути для решения данной проблемы -- гармонизация стандартов, взаимное признание результатов испытаний, создание единой системы сертификации соответствия продукции.

Приоритетными направлениями в гармонизации национальных стандартов признаны: машино- и станкостроение, безопасность рабочих мест, эксплуатационная надежность и безопасность противопожарных средств.

Европейский институт по стандартизации в области электросвязи (ЕТСИ)

Создание ЕТСИ (1988 г.) было вызвано необходимостью ускорения процесса гармонизации стандартов в области электросвязи, что особенно актуально для развития электросетей, промышленности и новейших технологий.

На сегодняшний день в ЕТСИ участвуют 24 государства в качестве полноправных членов, а также ряд ассоциированных членов (например Австралия и Израиль), не имеющих права решающего голоса.

Основная задача ЕТСИ -- поиск общих стандартов, на основе которых можно создать общую структуру электросвязи. Эта структура должна обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям.

По своему статусу ЕТСИ некоммерческая ассоциация, деятельность которой регулируется французским законодательством (по местонахождению института).

За подготовку проектов стандартов отвечают технические комитеты, а разработкой проекта занимается определенная группа специалистов.

В оргструктуре института имеется Совместная группа при президентах (СПГ), в задачу которой входит координация работы всех трех европейских организаций по стандартизации в пограничных областях (информационные технологии, электронные компоненты, системы электросвязи, обеспечивающие совместимость компьютеров).

Помощь в работе СПГ оказывают Руководящий комитет по информационным технологиям и Совместная координационная группа.

Стандартизация в СНГ

Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляются в соответствии с соглашением «О проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии сертификации», которое является межправительственным и действует с 1992 г.

Создан Межгосударственный совет (МГС) стран-участниц СНГ, в котором представлены все национальные организации по стандартизации. МГС принимает межгосударственные стандарты. Работа по стандартизации ведется в соответствии с программами, которые МГС составляет на основе обобщения предложений, поступающих от национальных органов по стандартизации.

В 1988 г. был подписан важный документ, касающийся такой актуальной области, как аккредитация. Протокол о многостороннем сотрудничестве в области аккредитации подписали все государства СНГ, кроме Украины.

Появились признаки признания международным сообществом Межгосударственного совета региональной организацией по стандартизации: подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о сотрудничестве направлен в ИСО.

Наиболее сложной проблемой в работе МГС считается разработка региональной системы подтверждения соответствия. На сегодняшний день каждая страна действует по правилам национальных систем сертификации со своими знаками соответствия. Переход на единые правила и единый знак соответствия оказался болезненным и, как ожидается, будет долгим, хотя все представители стран заявили о необходимости этого. Особое мнение высказывает Украина, считая создание региональной системы нецелесообразным.

Первоочередные перспективные задачи МГС:

* развитие сотрудничества с ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и региональными организациями по стандартизации, сертификации и метрологии;

* создание в рамках МГС Евро-Азиатской региональной организации по аккредитации испытательных лабораторий;

* решение проблем единообразия учебных дисциплин, для специалистов по стандартизации, метрологии, сертификации.

Рассматривается также вопрос о возможности участия в работе МГС национальных организаций по стандартизации стран, не являющихся членами СНГ.

Заключение

С усилением роли сферы услуг как совокупности товаропроизводящих отраслей в мировой торговле за рубежом наметилась устойчивая тенденция расширения деятельности по стандартизации в данной области. Стандартизация в условиях глобализации торговли услугами преследует цель дать однозначное толкование распространенных понятий, провести регламентацию требований к услугам, прежде всего в приоритетных секторах сферы услуг (туризм, гостиничное дело, перевозки, страхование, банковские услуги и др.). Большое значение приобретают фирменные стандарты и спецификации. Сертификация на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 с ее регламентированными правилами и процедурами достаточно широко распространяется на фирмы, производящие услуги. Это объясняется отсутствием в настоящее время в России широкомасштабной деятельности по стандартизации конкретных видов услуг. В то же время за рубежом в условиях жесткой конкуренции традиционно уделяется повышенное внимание качеству услуг, самооценке качества, аттестации фирм отраслевыми союзами и ассоциациями, потребительскими организациями, рейтинговым оценкам уровня обслуживания и т.д. Либерализация торговли в сфере услуг, ставшая реальностью после вступления в силу GATS (Генеральное соглашение по торговле и услугам, вступило в силу в 1995 г.), имеет большое значение для экономического развития России, а также способствует повышению стабильности и возможности прогнозирования национальной политики в вопросе привлечения потока прямых иностранных инвестиций.

Список литературы

1. Проект Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации

2. "Стандартизация и управление качеством продукции", учебник для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.

3. "Метрология, стандартизация и технические средства измерений", Тартовский Д.Ф., Ястребов А.С., - М.: Высш. Шк., 2001.

4. "Товароведение продовольственных товаров", Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В., - Ростов н/Д: издательский центр "Март", 1999.

5. Алексеев Ю. Г. Управление качеством на современном предприятии. -- Орел. 1994.

6. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы систем в управлении качеством. М.: 1998.

7. Ляшецкий А. П., Краинюков А. Н. Управление качеством продукции. -- Саратов: 1998.

8. Мазур И. И., Шапиро В. Д. и др., Реструктуризация предприятия и компаний: Справочное пособие. -- М.: Высшая школа, 2000.

9. Мазур И. И., Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005

10. Кречетов Н. Продукты для интеллектуального анализа данных//Рынок программных средств. №14-15- 1997, с.32-39.

11. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинижиниринг бизнеса: Реинижиниринг организаций и информационные технологии. -- М.: Финансы и статистика, 1997.

12. Пшенников В. Конкурентоспособность через ТРМ. -- ИКД «Носорог», 2001.

13. Робсон М., УллахФ., Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов/Пер. с англ, под ред. Н. Д. Эриашвили. -- М.: Аудит, 1997.

14. Тренев А. А., Ириков В. А. и др. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт. -- М. 1998.

15. Фаянс О. А. Проблема и методы обеспечения качества. -- Новгород, 1997.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011