Платежный баланс страны (на примере Казахстана)
Платежный баланс страны (на примере Казахстана)
Платежный баланс страны (на примере Казахстана) Содержание Введение 1 Платежный баланс страны, его роль и значение 1.1 Сущность и структура платежного баланса 1.2 Факторы платежного баланса 1.3 Роль и значение платежного баланса в формировании денежно-кредитной политики 2 Правовая основа платежного баланса республики Казахстан 2.1 Основные правила предоставления информации в Платежном балансе Республики Казахстан 2.2 Соблюдение стандартов и кодексов при составлении Платежного баланса 2.3 Дополнения к 5 изданию Руководства по платежному балансу 3 Роль и значение Платежного баланса в экономике Республики Казахстан 3.1 Экономическое развитие Казахстана в 2008 году 3.2 Платежный баланс и внешний долг 3.3 Выводы об обеспечение финансовой стабильности в Казахстане на основе данных Платежного баланса РК за 2008 год Заключение Список использованной литературы Приложение А Общая структура платежного баланса Приложение Б Платежный баланс Республики Казахстан за 2007-2008 гг. Введение Актуальность. В соответствии с экономической теорией, платежный баланс страны - это соотношение денежных платежей, поступающих из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени. Однако мировой финансовый кризис сегодня перетряс платежные балансы всех стран мира. Экспертам и аналитикам важно понять, с кем сегодня можно иметь дело, а кого поостеречься, грозит ли той или иной экономике дефолт. Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появляются в Англии в конце XIV в. и связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золота, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций. В период капитализма свободной конкуренции интерес к проблеме учета международных экономических операций и их надлежащего отражения в платежном балансе был обусловлен главным образом стремлением отдельных государств предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов, а со стороны экономистов - стремлением объяснить причины нарушения и восстановления платежного равновесия в рамках общей экономической теории равновесия. Практически все видные представители буржуазной экономической науки, включая классиков буржуазной политической экономии - А. Смита и Д.Риккардо, - отдали дань проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов 8, с. 211. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов. Сегодня возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов. Возрастает роль государственных экономических учреждений - казначейства, бюджетных и других учреждений, деятельность которых включает сбор и анализ данных о международных расчетах. Сегодня все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических отношений существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом. Цель курсовой работы - определить роль и значение платежного баланса в формировании денежно-кредитной политики. Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть сущность, структуру платежного баланса, указать факторы, определяющие его роль и значение в денежно-кредитной политике государства; 2. Изучить правовые основы составления и функционирования платежного баланса в Республике Казахстан; 3. Анализировать роль и значение Платежного баланса Республики Казахстан за 2008 год в экономике государства. 1 Платежный баланс страны, его роль и назначение 1.1 Сущность и структура платежного баланса Взаимосвязь международного движения товаров, услуг, знаний, капиталов и рабочей силы с макроэкономическими параметрами развития отдельных стран находит свое отражение в их платежных балансах. Платежный баланс представляет собой статистический отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период времени. Он отражает соотношение между объемом товаров и услуг, полученных данной страной из-за границы и предоставленных ею загранице, а также изменения в ее финансовой позиции по отношению к загранице 11. Отметим, что платежный баланс имеет дело с потоками, а не с запасами, с изменениями в реальных и финансовых активах и пассивах, происходящими за базовый период, а не с общими суммами экономических активов и пассивов страны, которые существуют в некий конкретный момент времени. Платежный баланс составляется с целью выполнения как учетных, так и аналитических задач, которые тесно связаны между собой. Анализ платежного баланса позволяет сделать выводы о том, насколько динамика внешнеэкономических потоков факторов производства соответствует целям макроэкономической, кредитно-денежной, валютной и налоговой политики. Платежный баланс является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики. Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус» 11. Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений: – выручки от экспорта товаров и услуг, – доходов от действующих за границей предприятий, – процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны, – односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь), – займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами, – денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости, – выручки от реализации ценных бумаг за рубежом 6, с. 199. Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг. Платежный баланс - это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления. В последнее время в дополнение к платежному балансу, содержащему сведения о движении потоков ценностей между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости полученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций, других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики. У других стран велики и разнообразны и те, и другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных финансовых ресурсов. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны. С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное - если платежи превышают поступления. Платежный баланс имеет следующие разделы: – торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров, – баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций), – баланс движения капиталов и кредитов Торговый баланс [5, с. 9]. Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ и др.) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Западной Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и других стран) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в том числе в США. Баланс услуг. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают. С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства. Развитие международного производства, научно-техническая революция и другие факторы интернационализации хозяйственной жизни стимулировали торговлю лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера. По принятым в мировой статистике правилам в раздел «услуги» входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов и услуг. В платежном балансе выделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг. По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы. В их числе: – государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации; – частные операции - переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид операций имеет большое экономическое значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса. Перечисление операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок: услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала. Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. В результате этих инвестиций развивается международное производство, которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля. В 1992 г. накопленная стоимость прямых пограничных инвестиций всех стран, подсчитанная методом суммирования ежегодных вложений нарастающим итогом, составила около 2 трлн. долларов. Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третей стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром. Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности. Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами. По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита. Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60-70-е годы преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттонвудской валютной системы, то в 80-е годы основной поток краткосрочных денежных капиталов (ежегодно 100-150 млрд. долларов) направляется в США, привлекаемый сравнительно высокими процентными ставками и курсом доллара (в начале 90-х годов снизился до 70 млрд. долларов). Заключительные статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото - валютных резервов. 1.2 Факторы платежного баланса Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой - воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золото-валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной, политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве, масштабах, структуре и характере ее внешнеэкономических связей. В платежном балансе отражаются: – структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг; – изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики; – конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.). На состояние платежного баланса влияет ряд факторов. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели. Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрасли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени. Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств для покрытия его пассивного сальдо. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми странами (70% мировой торговли; cтран ЕС- 38%) при сокращении удельного веса развивающихся в их внешней торговле. Взаимная торговля промышленно развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС-58%),а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив: задерживают получение вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс. Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Cтранами c дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов. 1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры. 2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. 3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. 4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика. 5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры: – ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны, – прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов, – содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт», – расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д., – регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих, – регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска. При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность. К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи. В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. В современных условиях золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. 1.3 Роль и значение платежного баланса в формировании денежно-кредитной политики Современная жизнь любой страны немыслима без многообразных взаимосвязей с другими странами и международными организациями. Совокупность всех сделок, совершенных страной с остальным миром за определенный период времени, образует баланс внешнеэкономических, или международных, операций страны. Все операции, объединенные в указанный баланс, имеют, наряду с их международным характером, еще одно общее свойство - в результате их осуществления возникают денежные требования и обязательства страны по отношению к загранице. В платежном балансе учитываются такие операции, как экспорт и импорт товаров и услуг, доходы, трансферты, прямые инвестиции и участие в уставном капитале, займы и кредиты, резервные активы. При этом платежный баланс охватывает только те операции, которые совершаются между резидентами и нерезидентами страны. Платежный баланс Республики Казахстан, как и любой сводный статистический отчет, формируется на основе первичной государственной статистической отчетности предприятий, банков, министерств и ведомств. В 1999 году по рекомендации Международного Валютного Фонда функции по статистическому обследованию предприятий по операциям Платежного Баланса Республики Казахстан Национальный Банк принял на себя. Он несет полную ответственность за формирование платежного баланса страны. Ежеквартально Платежный баланс Национальным Банком представляется на рассмотрение Президенту и Правительству, а также международным финансовым организациям. Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан использует платежный баланс для оценки текущей экономической ситуации в стране и разработки мер экономической политики, в том числе в области денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политик, политики обменного курса национальной валюты. Международные экономические организации - для оценки суверенного кредитного рейтинга страны. Состояние платежного баланса служит одним из основных критериев, по которым иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в стране, ее платежеспособность и позицию в мировой экономике. Полнота, достоверность и качество платежного баланса напрямую зависят от полноты, достоверности и качества той информации, которую представляют в соответствии с законодательством в Национальный Банк респонденты. Статистическую отчетность по платежному балансу в Национальный Банк обязаны представлять предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции, в том числе совместные и иностранные предприятия; филиалы и представительства иностранных компаний, осуществляющие свою деятельность в Республике Казахстан, независимо от форм собственности. При наличии внешнеэкономических операций, предприятие вносится в территориальный регистр предприятий внешнеэкономической деятельности, на основании которого формируется перечень респондентов по формам отчетности. Итак, платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий. В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы; 2) возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля. Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. 2 Правовая основа платежного баланса Республики Казахстан 2.1 Основные правила предоставления информации в Платежном балансе Республики Казахстан Данные платежного баланса распространяются в миллионах долларов США, охватывают все трансакции в целом по экономике Казахстана и состоят из следующих данных: 1) текущий счет: – экспорт и импорт товаров и услуг (транспорт, поездки, и др.); – чистый доход; – чистые текущие трансферты. 2) счет операций с капиталом и финансовый счет: – чистые капитальные трансферты; – чистые прямые инвестиции; – чистые портфельные инвестиции; – другие инвестиции, – нетто; – и изменения в резервных активах. Основные источники данных: – таможенная статистика; – отчеты банков, других финансовых и нефинансовых организаций; – ежемесячный балансовый отчет Национального Банка РК; – данные, предоставляемые Министерством финансов РК, а также другими министерствами и ведомствами; – данные пограничных служб. Данные, публикуемые с 1995, составляются на основе 5-го издания «Руководства по Платежному Балансу» Международного Валютного Фонда (РПБ5). Периодичность отчетности ежеквартальная. Сроки представления: в течение одного квартала после завершения отчетного периода. Платежный баланс характеризуется доступностью для общественности. Предварительное распространение планов выпуска данных отмечено в календаре распространения данных, который информирует о точных датах публикации на предстоящие двенадцать месяцев, размещается на веб-сайте НБК (http://www.nationalbank.kz) и МВФ (http://www.dsbb.imf.org). Осуществляется также одновременный выпуск данных всем заинтересованным сторонам. Данные распространяются одновременно всем заинтересованным сторонам посредством размещения на веб-сайте НБК (http://www.nationalbank.kz). Детальные таблицы с данными в динамике публикуются в квартальном издании Национального Банка Казахстана «Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан». Распространяется информация об условиях и сроках подготовки официальной статистики, включая конфиденциальность индивидуальных данных респондентов. Сбор и распространение данных по платежному балансу регламентируются: – Законом РК от 30 марта 1995 г. №2155 «О Национальном Банке». Согласно Статье 8 Закона функции НБ РК включают формирование отчетного платежного баланса, международной инвестиционной позиции и оценки валового внешнего долга страны (доступен на веб-сайте НБ РК http://213.211.77.60/cont/publish584018_2646.pdf); – Постановлением Правительства РК от 29 января 1999 №71 «О разработке платежного баланса Республики Казахстан». Согласно данному постановлению НБК является официальным разработчиком платежного баланса страны, включая ответственность за формирование и публикацию платежного баланса, и наделяется правом собирать статистическую информацию по платежному балансу от всех респондентов; – Законом РК «О государственной статистике (Статья 13), согласно которой «юридическим и физическим лицам гарантируется конфиденциальность всей представленной в органы государственной статистики первичной статистической информации и доступ к списку статистических отчетов и плану статистических работ министерств и ведомств. Распространение первичной статистической информации может быть произведено только с согласия юридических и физических лиц, предоставивших информацию, или анонимно» (http://www.stat.kz). Ответственность за предоставление данных, содержащих коммерческую тайну, с 2001 года регламентируется Кодексом об административных правонарушениях. В соответствии со Статьей 383 Кодекса «продажа, передача кому бы то ни было или иное разглашение статистических данных, являющихся коммерческой тайной, должностным лицом без согласия их законного владельца, если последнему не причинен крупный ущерб», влечет наложение штрафа. Кроме того, на статистические отчеты банков, в той части, где это касается раскрытия информации, классифицируемой как банковская тайна, распространяется действие Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (Статьи 50 и 54). Работники Национального Банка несут ответственность за разглашение либо передачу третьим лицам сведений, полученных в ходе исполнения обязанностей (http://213.211.77.60/cont/ publish773942_2648.pdf). Пользователи вне НБК не имеют доступа к данным до их официальной публикации. В выпуске данных не содержится каких-либо комментариев со стороны министерств. Данные пересматриваются дважды в год: в октябре и апреле. Пересмотр данных охватывает два года, предшествующих отчетному году. Комментарии в отношении пересмотра данных вместе с обновленными данными публикуются в квартальном издании НБК Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан. Основные изменения в методологии сообщаются пользователям с момента введения таких изменений. Составление платежного баланса Республики Казахстан в целом согласуется с РПБ5. В то же время определение резидентства в соответствии с законодательством Казахстана отличается от концепции резидентства, изложенного в РПБ5 и международного стандарта Системы национальных счетов 1993. В соответствии с Законом РК «О валютном регулировании и валютном контроле» работающие в Казахстане филиалы иностранных компаний являются нерезидентами. Существующие расхождения в понятиях резидентства затрудняют классификацию операций, проводимых филиалами иностранных компаний, при пересмотре их статуса как резидентов для целей платежного баланса. В настоящее время, составители счетов внешнего сектора (платежный баланс, международная инвестиционная позиция, внешний долг) трактуют все филиалы иностранных компаний, за исключением филиалов, предоставляющих строительные и буровые услуги, как резидентов Республики Казахстан. Для достижения соответствия данных по потокам и запасам в счетах внешнего сектора банки, кроме отчетности, подготовленной в соответствии с законодательным определением, предоставляют в Национальный Банк Казахстана дополнительную отчетность по филиалам иностранных компаний. Подробная информация о методологии измерения прямых иностранных инвестиций имеется на следующей странице Международного Валютного Фонда в Интернете: http://www.imf.org/external/np/sta/di/mdb97.htm. Методологические комментарии размещены на веб-сайте НБК и публикуются в квартальном издании Национального Банка Казахстана «Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан». Данные также распространяются для обеспечения статистических перекрестных проверок и подтверждения обоснованности данных. На веб-сайте Национального Банка Республики Казахстан (http://www. nationalbank.kz) публикуются серии данных в долларах США. Начиная с 2000 года, квартальные и годовые данные публикуются по каждому стандартному компоненту, определенному в РПБ5. С 1995 по 1999 годы доступны квартальные данные в аналитическом представлении. Подробное стандартное представление выходит в квартальном издании НБК «Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан» (публикуется в апреле, июле, октябре и январе). Данное издание включает также детальную информацию об источниках данных, процедурах сбора и комментарии по методикам оценки данных. Ежемесячный «Статистический бюллетень» Национального Банка Казахстан публикует квартальные данные платежного баланса в аналитическом представлении, данные по валовому внешнему долгу и индикаторы внешнего долга. «Годовой отчет» Национального Банка Казахстан также включает данные платежного баланса и внешнего долга. Пресс-релизы Национального Банка Казахстан публикуются в «Вестнике НБК» на казахском и русском языках. Официальный дистрибьютор: ТОО «Типография Комплекс». Квартальный бюллетень: «Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан» публикуется на казахском и русском языках (выходит в январе, апреле, июле и октябре). Квартальные данные также публикуются в Статистическом бюллетене Национального Банка Казахстан (выходит ежемесячно) на казахском, русском и английском языках. Годовой отчет Национального Банка Республики Казахстан на казахском, русском и английском языках. На веб-сайте Национального Банка (www.nationalbank.kz) размещены данные по платежному балансу, а также по международной инвестиционной позиции и внешнему долгу. Статистическую отчетность по платежному балансу в Национальный Банк обязаны представлять предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции, в том числе совместные и иностранные предприятия; филиалы и представительства иностранных компаний, осуществляющие свою деятельность в Республике Казахстан, независимо от форм собственности. При наличии внешнеэкономических операций, предприятие вносится в территориальный регистр предприятий внешнеэкономической деятельности, на основании которого формируется перечень респондентов по формам отчетности. Все предприятия, внесенные в территориальный регистр, ежеквартально представляют государственную статистическую отчетность в филиал Национального Банка по формам, утвержденным Агентством Республики Казахстан по статистике: форма № 1ПБ «Отчет о финансовых требованиях к нерезидентам и обязательствах перед ними», форма № 10-ПБ «Отчет о международных операциях с нерезидентами» и другие отчеты по международным услугам. Представляемая в филиал Национального Банка в соответствии с Законом РК «О государственной статистике» информация является конфиденциальной и используется исключительно в целях составления платежного баланса Республики Казахстан, его анализа и прогнозирования. Очень важно, чтобы представляемая информация была полной, достоверной и своевременной. Одновременно обращается внимание руководителей и главных бухгалтеров предприятий и организаций, что согласно статье 381 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (с учетом дополнений и изменений от 27 июля 2007 года № 134) установлена административная ответственность: – за несвоевременное представление, представление недостоверной государственной статистической отчетности в соответствующие статистическое органы - предупреждение; – за непредставление государственной статистической отчетности в соответствующие статистическое органы, а также за действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - штраф: на физических лиц в размере пяти, на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства в размере сорока месячных расчетных показателей. 2.2 Соблюдение стандартов и кодексов при составлении Платежного баланса Применяемые в Казахстане практические механизмы распространения данных оценивались на соответствие требованиям ОСРД (общая система распространения данных). Казахстан был одной из первых стран, присоединившихся к ОСРД. Метаданные ОСРД были впервые размещены в Бюллетене стандартов на распространение данных (БСРД) 22 мая 2000 года. В августе 2001 года соответствующие ведомства представили уточненные данные, отражавшие изменения в практике составления и распространения статистики, а также обновленные планы совершенствования макроэкономической статистики. Макроэкономическая статистика Казахстана составляется и распространяется следующими тремя ведомствами: (i) Агентство РК по статистике (АРКС) отвечает за статистику национальных счетов и цен; (ii) Министерство финансов (Минфин) РК отвечает за статистику государственных финансов; и (iii) Национальный Банк РК (НБК) отвечает за денежно-кредитную статистику и статистику платежного баланса. Макроэкономические статистические данные публикуются как в виде официальных печатных изданий, так и в сети Интернет. По параметрам данных (охват, периодичность и своевременность) Казахстан перевыполняет рекомендации ОСРД по базовым комплексным структурам данных и рекомендованным к распространению показателям. Казахстан также выполняет все рекомендации ОСРД по представлению расширенных данных. ССРД МВФ представляет собой стандарт раскрытия данных на основе «оптимальной практики», который призван стимулировать предоставление пользователям информации, включая информацию, позволяющую пользователям оценить данные. Обзор практики распространения данных в Казахстане в сопоставлении с требованиями ССРД к параметрам данных и календарем выпуска статистических данных в плане доступности показывает, что Казахстан отвечает большинству этих требований. Качество макроэкономической статистики в Казахстане значительно улучшилось за последние несколько лет. Соответствующие ведомства хорошо себя проявляют в реализации рекомендаций предыдущих проверок, предоставлявших техническую помощь по вопросам статистики, и демонстрируют свою решимость выполнять дальнейшие планы и программы по совершенствованию своей статистики. Все три основные ведомства Казахстана, занимающиеся составлением статистических данных, располагают достаточными правовыми и институциональными предпосылками обеспечения высокого качества статистических данных и демонстрируют понимание важного значения качества данных как одного из основных принципов статистической деятельности. Но при этом еще не исчерпаны возможности более полного использования существующих координационных механизмов для решения оставшихся проблем, затрагивающих несколько сфер статистики. Имеющиеся ресурсы в основном удовлетворяют потребности статистических программ Казахстана, хотя необходимо провести дополнительную подготовку специалистов по составлению статистики национальных счетов и государственных финансов (СГФ). Приняты меры по стимулированию эффективного использования ресурсов: 1) беспристрастность: все три ведомства проявляют профессионализм, а их сотрудники руководствуются хорошо знакомым им кодексом этики государственных служащих. Прозрачность практики составления статистики можно повысить при помощи заблаговременного распространения информации о планируемых существенных изменениях в методологии, исходных данных и практических методах статистической деятельности; 2) чистота методологии: концепции, определения, охват, классификация, разбивка по секторам и основа учета во всех областях статистики в основном соответствуют международным общепринятым стандартам статистики. В отношении нерешенных вопросов рекомендуется расширить охват бюджетно-налоговых данных, с тем, чтобы они охватывали консолидированный сектор органов государственного управления, включая любое внебюджетное финансирование. В настоящее время соответствующие ведомства уточняют режим учета счетов Национального фонда Республики Казахстан в статистике государственных финансов и денежно-кредитной статистике. Также ведется работа по решению проблемы отражения в учете местных филиалов иностранных строительных и буровых в качестве нерезидентов, которая сказывается на ВВП и статистике платежного баланса; 3) точность и надежность: исходные данные в основном обеспечивают адекватную основу для составления статистики по всем наборам данных, рассмотренным членами миссии. Основные недостатки заключаются в следующем: используемое в настоящее время определение резидентства исходит из правовых, а не экономических критериев; следует усовершенствовать практические методы оценки и сверки исходных данных, используемых для составления национальных счетов и статистики платежного баланса; импорт и экспорт охвачены не полностью, что отчасти вызвано недооценкой регистрируемых торговых операций и контрабанды. Различия в данных по секторам указывают на необходимость дополнительной сверки данных;
|