Проблемы внедрения европейских стандартов в Российской Федерации
Проблемы внедрения европейских стандартов в Российской Федерации
28 Содержание Введение…………………………………………………………………….……..2 Глава I. Основные функции Европейского комитета по стандартизации (СЕН)………………………………………………………………………………8 Глава II. Внедрение европейских стандартов в России………………….........25 2.1 Преимущества сертификации продукции……………………………….....30 2.2 Этапы оценки системы качества………………………………......………..43 Заключение……………………………………………………………………….51 Список использованной литературы…………………………………………...53 Приложение №1………………………………………………………….………55 Введение В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности 25 стран -- членов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации. Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран -- членов Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК. В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов -- «из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Единые стандарты должны были лишить страны -- члены ЕС возможности отказа от иностранных продуктов из государств Сообщества. Огромное внимание предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции, устанавливаемым едиными стандартами. В этой части предполагалось брать за образец стандарты ФРГ -- ДИНы, дающие гарантию высокого технического уровня стандартизируемой продукции. Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетнего поиска единых стандартов оказались незначительными, а работы по созданию единых стандартов продвигались «черепашьими темпами». Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимо для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС к разработке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенте. Основное в «Зеленой книге» -- евростандарты должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы -- содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды. Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале 1990-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача удвоить число директив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч. Фонд нормативных документов СЕН превысил в 2004 14 тыс. Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство. Рассмотрим его подробнее, так как стоит задача создать в России систему стандартизации, эквивалентную ЕС. Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стандартами. Постановления Совета имеют прямое действие для стран -- членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство). Директива Совета вводится через законодательные акты государств -- членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках. В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие -- директива) существуют старый и новый подходы. В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. Например, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содержится 15 статей и восемь приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов (приложение 2 директивы), перечни красящих веществ, разрешенных и не разрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 г.). Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру -- две масти, одна из которых правовая, другая -- техническая в виде 4--6 приложений. Основные принципы нового подхода сводятся к следующим: -- в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения общие (существенные) требования безопасности; -- задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты; -- продукция, выпущенная в соответствии с гармонизированными с директивой ЕС) европейскими стандартами, рассматривается как соответствующая общим (существенным) требованиям директивы (принцип презумпции соответствия); - если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным стандартом, то он должен доказать соответствие продукции общим (существенным) требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны. Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование МС в отраслях народного хозяйства. Применение МС в отечественных стандартах проявляется в деятельности, называемой гармонизацией стандартов. Результатом этой деятельности является разработка гармонизированных стандартов. Гармонизированные стандарты -- стандарты, которые приняты занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и (или) взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами (9). Как отмечалось выше, Соглашением по техническим барьерам и торговле предусмотрено полное или частичное использование международных стандартов в качестве основы при разработке технических регламентов и национальных стандартов. Система стандартизации и России регламентирует различные способы использования международных стандартов в отечественных стандартах. Существуют два основных варианта применения в Российской Федерации 1.Принятие идентичных стандартов -- гармонизированных стандартов, которые идентичны по содержанию и форме представления. При применении идентичных стандартов на разных языках, как правило, используют аутентичные переводы. Обозначение идентичного стандарта формируют из индекса «ГОСТ», соответствующего международного (регионального) стандарта (без указания года его принятия) и отделенного от него тире года: ГОСТ ИСО 9001 -- 2001. 2. Принятие модифицированных стандартов -- гармонизированных стандартов, которые имеют технические отклонения и (или) различия по форме представления при условии их идентификации. Модификацию стандарта по отношению к международному осуществляют путем применения одного (или любой комбинации) из следующих способов: дополнением основных положений МС новым положением; исключением дополнительных элементов. Цель данной работы: Раскрыть проблемы внедрения Европейских стандартов в Российской Федерации. Задачи работы: Изучить основные стандарты, принятые в ЕЭС. Рассмотреть основные функции СЕН. Раскрыть взаимоотношение России и ЕЭС. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрывается деятельность Европейского комитета по стандартизации (СЕН), его основные функции и деятельность на общемировом уровне. Во второй главе будет подробно рассмотрена тема принятия в России европейских стандартов. Необходимость скорейшего присоединения России к ВТО, продвижения отечественных товаров на мировой рынок требуют ускорения темпов гармонизации положений отечественных стандартов с международными. За последние пять лет уровень использования международных стандартов вырос с 15 до 35%. Средний уровень гармонизации отечественных стандартов составляет 37%, по отдельным секторам промышленности он колеблется: от более чем 90% по автомобильной промышленности до 20% по пищевой промышленности. В Германии и Великобритании средний уровень гармонизации соответственно равен 50 и 70%. Глава I. Основные функции Европейского комитета по стандартизации Европейская комиссия по праву считает стандартизацию краеугольным камнем европейской политики. Свободное перемещение товаров, услуг, капиталов в странах европейского сообщества стало реальностью. Применение общих европейских стандартов позволяет сегодня преодолевать барьеры в торговле. Например, подчиняясь одному стандарту, действующему в 29 европейских странах, удается расширить рамки распространения продукции на рынке. Европейский стандарт основан на консенсусе, который отражает социальные и экономические интересы 29 стран-членов Европейского комитета по стандартизации (CEН). СЕН, образованный в 1961 г., объединяет государства ЕС Европейский Союз (ЕС) объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951 1957 гг. Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС ESSC); 1957 1967 гг. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967 1992 гг. Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 г. Европейский Союз. Название Европейское сообщество часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС. и ЕАСТ ЕАСТ Европейская ассоциация свободной торговли., занимается разработкой единых стандартов в рамках ЕС. CEН вносит значительный вклад в решение задач, стоящих перед ЕС и европейским экономическим пространством, разрабатывая стандарты, которые способствуют свободной торговле, безопасности работников и потребителей, защите окружающей среды, использованию научных достижений и исследовательских программ (президент CEН М. Келли (Michael Kelly), Великобритания, генеральный секретарь Герман В. Альс (Hermann W. Ahls) Г-н Альс исполняет обязанности генерального секретаря с апреля 2005 г., считает себя убежденным стандартизатором, ставит своей задачей повышение эффективности деятельности организации, планирует пересмотреть Стратегию CEН-2010, построить ее с максимальным учетом современной экономической ситуации и политической обстановки. Большое внимание планирует уделить проблеме экспорта европейских стандартов за пределы Европы и развитию новой формы взаимоотношений с организациями по стандартизации партнерами CEН (PSB)., Германия). Следуя своим стратегическим целям, CEН стремится проецировать европейскую стандартизацию на международное пространство, вносить вклад в расширение ЕС, поддерживать оценку соответствия и сертификацию в Европе. CEН строит свою работу, руководствуясь следующими принципами: 1. открытость и прозрачность, т.е. все заинтересованные стороны могут принять участие в работе, обратившись в свои национальные органы по стандартизации; 2. консенсус, когда стандарты разрабатываются на основе добровольных соглашений сторон; 3. обязательство национальных членов и техническая согласованность; 4. европейский стандарт утверждается национальными членами в соответствии с процедурой долевого голосования, национальные члены обязаны применять на национальном уровне европейский стандарт и отменить все противоречащие стандарты. Полноправными членами CEН являются национальные организации по стандартизации 28 европейских государств Австрия (ON), Бельгия (IBN/BIN), Великобритания (BSI), Венгрия (MZSH), Германия (DIN), Греция (ELOT), Дания (DS), Ирландия (NSAI), Исландия (STRI), Испания (AENOR), Италия (UNI), Кипр (CYS), Латвия (LVS), Литва (LST), Люксембург (SEE), Мальта (MSA), Нидерланды (NNI), Норвегия (NSF), Польша (PKN), Португалия (IPQ), Словакия (UNMS), Словения (SMIS), Финляндия (SFS), Франция (AFNOR), Чехия (CNI), Швейцария (SNV), Швеция (SIS), Эстония (EVS).. За последние два года число членов CEН увеличилось на треть, в него вошли Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Эстония. Прежде чем эти страны были приняты в CEН, проводился независимый аудит, который подтвердил, что они соответствуют требованиям, предъявляемым к членам этой организации. Кроме полноправных членов, в CEН существуют ассоциированные члены, аффинированные члены, а также организации по стандартизации-партнеры (PSB) новый вид членства, учрежденный в 2003 г. CEН работает в тесном сотрудничестве с Европейской комиссией и секретариатом ЕАСТ, которые выполняют консультативную функцию, их представители участвуют в работе Генеральной Ассамблеи и принятии решений, касающихся политического курса СЕН. Ассоциированные члены это европейские организации, представляющие отдельные сектора промышленности, потребители, заинтересованные лица, деятельность которых связана с проблемами окружающей среды, малые и средние предприятия. Они участвуют в работе Генеральной Ассамблеи (без права голосования), Административного и Технического бюро, получают всю соответствующую документацию, включая проекты стандартов. Статус ассоциированных членов CEН имеют: Европейская ассоциация по координации участия потребителей в стандартизации (ANEC), Европейский совет химической промышленности (CEFIC), Европейская конфедерация ассоциаций по производству медицинских приборов (EUCOMED), Европейская федерация предприятий строительной промышленности (FIEC), Европейский центр по стандартизации в интересах ремесел, торговли, малых и средних предприятий (NORMAPME), Техническое бюро по здравоохранению и безопасности европейских профсоюзов (TUTB). Аффилированные члены.Этот статус предполагает участие стран в качестве наблюдателей, без права голосования. Аффилированными членами являются национальные организации по стандартизации стран Центральной и Восточной Европы, которые потенциально могли бы стать членами ЕС или EAСТ, а следовательно, и полноправными членами CEН при условии их соответствия определенным критериям. Основным условием остается принятие европейских стандартов в качестве национальных и отмена стандартов, которые находятся с ними в противоречии. Аффилированными членами CEН являются Албания (DPS), Болгария (BDS), Турция (TSE), Хорватия (HZN), Македония (ISRM). Организации по стандартизации-партнеры CEН (PSB). Этот статус предусмотрен для национальных организаций по стандартизации стран-членов ИСО, которые не могут стать членами CEН по политическим или географическим соображениям. Чтобы получить этот статус, национальный орган по стандартизации страны должен отвечать определенным критериям. Самое важное требование взять на себя обязанность применять в качестве национального стандарта стандарт, разработанный в техническом комитете CEН, членом которого партнер является, и аннулировать национальные стандарты, противоречащие стандартам СЕН. Партнеры имеют право участвовать в работе CEН, они могут присутствовать на Генеральной Ассамблее, участвовать в заседаниях ТК. Партнеры получают проекты EN (европейский стандарт), представленные на голосование, а также утвержденные EN, каталог CEН и другие документы. Партнерами CEН являются Египет, Россия, Сербия и Черногория, Украина, Тунис. Этот статус позволяет странам, не входящим в ЕС, по их выбору принять участие в качестве наблюдателя в работе отдельных комитетов CEН. В отчете за 2004 г. отмечается, что в намерения CEН входит дальнейшее расширение партнерских связей и распространение их на азиатский регион. В 2005 г. опробована новая форма отношений с торговыми партнерами: учреждение консульства стандартизации в Китае, что является стремлением CEН распространить принципы европейской стандартизации на глобальном рынке. Генеральная Ассамблея высший руководящий орган CEН, в котором представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран-членов, ЕС и ЕАСТ. В работе Ассамблеи могут принимать участие ассоциированные организации, аффилированные члены и партнеры (без права голоса). Генеральная Ассамблея рассматривает вопросы бюджета, членства, назначения официальных лиц. Ассамблея уполномочила руководить деятельностью CEН. Административный совет, при котором существуют два консультативных комитета по внешней политике и финансам. Техническое бюро контролирует ведение программы стандартизации, координирует деятельность технических комитетов и осуществляет надзор за их работой. Технические комитеты занимаются разработкой стандартов и выполняют техническую работу по стандартизации. В настоящее время в CEН работает 282 ТК, включая технический комитет CEН/CEНЭЛЕК и более 20 ТК Европейского комитета по стандартизации в области чугуна и стали (ECISS). Деятельность CEН/ТК охватывает практически все области промышленности, такие как: химия, строительство, гражданское строительство, домашнее хозяйство, спорт и развлечения, окружающая среда, пищевая промышленность, общие вопросы стандартизации, здравоохранение и безопасность, информационные технологии, материалы, машиностроение, измерения, услуги, транспорт, энергетика. Европейский стандарт (EN) разрабатывается в рамках CEН на основе консенсуса, является продуктом деятельности одного из CEН/ТК. Издается каждой страной-членом CEН в качестве идентичного национального стандарта, при условии, что все национальные стандарты, находящиеся в противоречии с данным EN, будут аннулированы. В основе европейских стандартов часто лежат международные стандарты ИСО и национальные стандарты, например, Германии (DIN), Франции (AFNOR). Фонд европейских стандартов на начало 2005 г. составил 10842, в стадии разработки находится более 5 тыс. стандартов. В деятельность по разработке стандартов вовлечено более 60 тыс. экспертов. CEN/TS Технические условия (CEN/TS) заменяют предварительный европейский стандарт (ENV)., Технические условия (Technical Specification). Документ разрабатывается в том случае, когда не удается в короткие сроки достигнуть консенсуса или когда уровень развития технологии недостаточно устойчив. При необходимости CEN/TS могут получить статус стандарта (EN), для этого может быть использована одноступенчатая процедура принятия. CEN/TR, Технический отчет (Technical Report) не содержит каких-либо нормативных требований, издается для ознакомления и обмена информацией. CWA, Соглашение экспертов CEН (Workshop Agreement) не является нормативным документом. В его подготовке могут принять участие все заинтересованные стороны, не только представители Европы, для этого не требуется быть членом национальной делегации. CEН стремится идти в ногу с техническим прогрессом, а это означает, что необходимо не только разрабатывать новые стандарты, но и поддерживать на должном уровне существующие. Пересмотр стандартов проводится каждые пять лет. Европейские стандарты, которые перестали отвечать потребностям рынка, устарели или не соответствуют техническому развитию, аннулируются. Так, в 2004 г. было аннулировано 225 EN. Время, предусмотренное в CEН на разработку стандарта, как правило, составляет три года. Для ряда направлений, например информационных технологий, это слишком большой срок, поэтому CEН решает этот вопрос, принимая Соглашения экспертов CEН, разрабатываемые в более короткий срок. При необходимости увеличения сроков работы над проектом комитеты имеют возможность заявить о своем решении применить продленную процедуру, которая составляет 4,5 года. Разработка европейского стандарта начинается с предложения новой темы представителями промышленности, национальными организациями по стандартизации, европейскими и международными организациями, Европейской комиссией Стандарты, разработанные по поручению Европейской комиссии (по официальному запросу), на которые делается ссылка в соответствующей директиве ЕС, являются гармонизированными и приобретают статус обязательных для выполнения в странах-членах CEН.. Предложение представляется на рассмотрение в соответствующий технический комитет. Если предложение принято, рабочая группа технического комитета приступает к разработке проекта стандарта, который затем рассылается для замечаний и голосования. Окончательное голосование по принятию стандарта проводится среди стран-членов CEН в лице национальных организаций по стандартизации. Новая система голосования была введена в СЕН с января 2004 г. Теперь страны-члены СЕН имеют разный вес голоса. Максимальное число голосов имеют Франция, Германия, Италия, Великобритания, Польша и Нидерланды. Минимальное Кипр, Эстония, Латвия, Словения, Люксембург, Исландия и Мальта. Такая система голосования применяется только на стадии окончательного голосования. Утвержденный стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран-членов, в том числе и голосовавших против. Использование стандартов промышленностью или социальными и экономическими партнерами дело добровольное. Но если в директивах ЕС, которые устанавливают законодательные положения и требования к конкретным видам продукции, имеется ссылка на EN, то указанный стандарт становится обязательным для выполнения производителем. Предприятия должны подтверждать соответствие своей продукции общим требованиям директив. Поэтому, если предприятие не соблюдает требования EN и не ссылается на соответствие своей продукции их требованиям, оно должно доказывать, что его изделие соответствует требованиям директив через сертификацию. CEН тесно сотрудничает с международными организациями, в том числе с ИСО. Главные цели этих организаций на международном и региональном уровнях совпадают: они направлены на облегчение международного обмена товарами и услугами. Между ИСО и CEН заключено соглашение о взаимном техническом сотрудничестве Венское соглашение Заключено в 1991 г. в Вене (Венское соглашение) и заменяет ранее заключенное соглашение об обмене технической информацией между ИСО и СЕН, заключенное в 1989 г. в Лиссабоне (Лиссабонское соглашение)., которое предусматривает обмен информацией, а также совместную разработку стандартов. Существует процедура проведения совместной разработки стандарта и параллельное голосование по его принятию. Стандарт впоследствии становится одновременно стандартом ИСО и CEН (ISO/EN), а следовательно, в соответствии с правилами CEН утверждается на национальном уровне всеми странами-членами CEН. Единый европейский рынок заинтересован в интеграции в глобальный рынок, совместная разработка стандартов позволяет учесть мнения и замечания неевропейских стран. В настоящее время около 30% европейских стандартов являются идентичными международным стандартам. Кроме того, достаточно большое число стандартов EN, разработано на основе стандартов ИСО. Практически все страны-члены CEН являются одновременно членами ИСО. Технические комитеты CEН имеют зеркальные комитеты ИСО. Например, стандартизацией в области черной металлургии в CEН занимается ECISS, который присоединился к CEН в 1986 г., ранее находился под руководством ECSC. Разработанные ECISS проекты стандартов затем представляют на рассмотрение для официального утверждения национальным членам CEН. В ECISS работает 21 комитет, основные направления деятельности которых совпадают с деятельностью ИСО/ТК 17 и включают следующие направления: терминологию; конструкционные стали; термообрабатываемые и легированные стали; электротехнические стали; стали для конструкций, работающих под давлением; стали для упрочнения (армирования) бетона; листовой прокат холоднокатаный; листовой прокат с покрытием; стальные по- ковки; стальные трубы; стальная проволока; литая сталь; методы химического анализа черных металлов; физико-химические и неразрушающие методы испытания; механические испытания; технические условия поставки и контроль качества. Существует множество примеров, когда в основу европейских стандартов положены стандарты ИСО или когда проходит параллельная разработка стандартов ИСО/EN. Но существует практика, когда, наоборот, ИСО берет за основу стандарты EN. Примером может служить ИСО/ТК 156, который занимается разработкой стандартов в области защиты металлов и сплавов от коррозии, в том числе использованием метода катодной защиты. В ИСО/ТК 156 существует РГ 10 Катодная защита подводных и подземных сооружений, которая занимается решением таких задач, как коррозионная защита нефте- и газопроводов, нефтяных платформ и вышек в открытом море, судов, различных строительных конструкций. ИСО/ТК 156/РГ 10 сотрудничает с аналогичным CEН/ТК 219 Катодная защита. И на сегодняшний день СЕН не является единственной организацией подобного рода. В действительности в Европе существует целая система организаций, ответственных за стандартизацию, в частности, Европейский комитет электротехнической стандартизации и Европейский институт телекоммуникационных стандартов. Европейские стандарты имеют долгую традицию и известны во всем мире своей эффективностью. Они позволяют европейской промышленности пользоваться преимуществами свободной торговли и устраняют технические препятствия ее развитию. Выгода для производителей заключается в возможности пользоваться широким спектром зарубежных материалов, в повышении гарантии качества и в росте производительности. Европейские стандарты обеспечивают европейской экономике надежную позицию на мировом рынке. Другие страны используют европейские стандарты и тем самым позволяют производителям проводить более эффективную внешнюю торговлю, например, с такими государствами, как Китай и Индия. Европейская интеграция была бы невозможна без международного сотрудничества, осуществленного такими организациями, как Международная организация по стандартизации, Международная электротехническая комиссия и Международный союз электросвязи, оказания внимания важности рынка и удовлетворения потребностей промышленности. Также мы соблюдаем свод правил, установленный Всемирной торговой организацией. Стандартизация является эффективным инструментом снижения излишнего числа регулирующих актов. Для того чтобы понять отношения между стандартизацией и законодательством, в первую очередь необходимо понять различие между ними. На вершине иерархии находится самый эффективный инструмент - закон. Эффективность многих стандартов, таких как Европейский товарный код, обеспечивается тем, что они являются непосредственными и поддерживаются законодательством. Они основаны на всеобщем соглашении и применяются во всех европейских странах. Сейчас необходимо дать краткое представление о трех официально признанных европейских организациях, занимающихся вопросами стандартизации: Европейском комитете по стандартизации, Европейском комитете электротехнической стандартизации и Европейском институте телекоммуникационных стандартов. Европейский комитет по стандартизации является крупнейшей из этих трех организаций и состоит из различных секторов. Европейский комитет по стандартизации способствовал созданию единых стандартов в различных секторах экономики, таких как аэрокосмическая, химическая, машиностроительная, пищевая промышленность, обслуживание, транспорт и многие другие. В настоящее время в Европейском комитете по стандартизации имеется более 280 различных технических комитетов, разрабатывающих европейские стандарты. Они функционируют при поддержке подкомитетов, Европейских федераций и более 60 000 экспертов. Альтернативой европейским стандартам являются так называемые производственные соглашения (workshop agreements). Они представляют собой более гибкие и быстрые в применении альтернативы традиционным европейским стандартам. Широкий спектр нашей продукции позволяет нам эффективно удовлетворять различные потребности рынка европейской промышленности. Европейские стандарты представляют собой результат сотрудничества различных экспертов всех стран-членов комитета и устанавливаются путем достижения всеобщего согласия. Вследствие этого они являются очень мощным инструментом, поскольку они утверждены европейским законодательством и применяются в 28 странах Европы. Они способствуют созданию единого рынка. Европейским стандартам предшествуют предварительные стандарты и технические спецификации. Наша работа сопровождается публикацией технических отчетов и руководств Европейского комитета по стандартизации, которые служат тем, кто пользуется стандартами, и тем, кто их разрабатывает, справочной документацией и источником информации о некоторых аспектах работы Европейского комитета по стандартизации. И наконец, самым новым нашим продуктом являются производственные соглашения, впервые появившиеся для удовлетворения потребностей промышленности телекоммуникационных и информационных технологий. Необходимо рассказать о другой европейской организации, занимающейся вопросами стандартизации - Европейском комитете электротехнической стандартизации. Европейский комитет электротехнической стандартизации был создан в 1973 г. Это некоммерческая организация, занимающаяся вопросами электротехнической стандартизации. Как и Европейский комитет по стандартизации, Европейский комитет электротехнической стандартизации состоит из 28 членов и также расположен в Брюсселе. Европейский комитет электротехнической стандартизации состоит из 78 технических комитетов. Он разработал более 4000 европейских стандартов. Европейский комитет электротехнической стандартизации включает в себя такие сектора, как электрическая изоляция, безопасность бытовых электроприборов и возобновляемые источники энергии. Также хотелось бы немного рассказать о Европейском институте телекоммуникационных стандартов. Эта организация по стандартизации также является некоммерческой. В ее задачи входит разработка телекоммуникационных стандартов. Европейский институт телекоммуникационных стандартов состоит из более чем 490 полноправных членов, делегированных производителями. Он поддерживает открытую сеть операторов, пользователей, поставщиков услуг связи и администраторов. Работа проводится в 26 технических отделах и более чем 125 секциях. Уникальность европейской системы стандартизации заключается не только в следовании основным принципам, но и в тесном сотрудничестве с европейскими законодательными органами. В связи с этим мне хотелось бы привлечь Ваше внимание к некоторым отличительным чертам европейской системы стандартов. Уникальность европейского подхода заключается в совместной работе законодательной власти и организаций, устанавливающих стандарты. Этот подход объясняет тесное сотрудничество Европейского комитета по стандартизации, Европейского комитета электротехнической стандартизации и Европейского института телекоммуникационных стандартов с Европейской комиссией. Три фундаментальных принципа, используемых Европейским комитетом по стандартизации, формируют новый подход к определению стратегии. Стандарты включают в себя только основные требования, определяющие необходимый результат; методы достижения этого результата на практике не регламентируются. В качестве примера можно привести принятый Европейской комиссией закон о безопасности машинного оборудования, в котором не указываются технические подробности, описывающие, как именно необходимо достигать соответствия оборудования требованиям этой директивы. Закон включает только общие рекомендации и требования по безопасности, которые должны быть соблюдены. Во-вторых, новый подход ссылается на стандарты. Новая директива, например, закон о безопасности машинного оборудования, ссылается на один или несколько других европейских стандартов, разработанных экспертами тех же технических комитетов. И хотя европейское законодательство ссылается на стандарты, они остаются рекомендательными. Для соблюдения директив производители не обязаны следовать гармонизированным стандартам. Они вправе самостоятельно искать технические решения, которые позволят достичь соответствия основным техническим требованиям. Однако если они следуют гармонизированным стандартам, они пользуются презумпцией соответствия требованиям директивы. Кроме того, производители обязаны указывать на соответствие директиве посредством маркировки "CE". Одной из основных задач европейских организаций по стандартизации является устранение технических несоответствий европейской продукции. Для обеспечения этого процесса Европейский союз принял так называемую директиву 98/34, наделяющую Европейский комитет по стандартизации, Европейский комитет электротехнической стандартизации и Европейский институт телекоммуникационных стандартов полномочиями по осуществлению контроля за стандартизацией в Европе. Также она позволила Европейской комиссии наделять эти три организации правом разработки европейских стандартов в поддержку законодательства. Когда в 1990 г. Европе был установлен Единый рынок, были введены четыре основные свободы: свобода передвижения товаров, свобода передвижения людей, свобода передвижения капитала и свобода установления и передвижения услуг. Однако по-прежнему существуют препятствия, мешающие свободной торговле: традиционные, такие как тарифы и квоты, и более важные для нас технические препятствия, такие как различия в стандартах и оценки соответствия директивам. Наши стандарты при поддержке директив покрывают важнейшие отрасли промышленности в Европе, такие как машиностроение и строительство. Преимущество нового подхода заключается в том, что законодательной власти намного проще прийти к соглашению об основных принципах, чем о конкретных технических подробностях. Нет необходимости в регулярном обновлении директив для соответствия развивающимся технологиям, а производители не ограничены единственным техническим решением, указанным в директиве. На настоящее время Европейский комитет по стандартизации разработал и ввел более 1500 стандартов, основанных на новом подходе, то есть гармонизированных стандартов. Несколько слов о наших программах международного партнерства и сотрудничества. В каждой европейской стране существует своя национальная организация по стандартизации, имеющая богатый опыт разработки технических спецификаций. Это является важным фактором в повышении безопасности продукции и обеспечении функциональной совместимости различной продукции. Например, обеспечение совместимости размеров конверта и листа бумаги. Обычно в наших комитетах работают эксперты из различных национальных комитетов. Эксперты являются представителями промышленности или других заинтересованных организаций, таких как экологические и потребительские ассоциации. На европейском уровне Европейский комитет по стандартизации, Европейский комитет электротехнической стандартизации и Европейский институт телекоммуникационных стандартов тесно сотрудничают с другими организациями Европейского союза. Интересы общественности и секторов промышленности представлены в Европейском комитете по стандартизации ассоциированными членами. Также в Европейском комитете по стандартизации представлены организации, являющиеся партнерами и компаньонами. Европейский комитет по стандартизации, равно как и Европейский комитет электротехнической стандартизации, заключили партнерские соглашения с Международной организацией по стандартизации и Международной электротехнической комиссией, что позволяет обеспечить наилучшую степень сотрудничества между европейским и международным уровнями. Экономике выгодна поддержка разработки международных стандартов. Деятельность по европейской и международной стандартизации хорошо скоординированы благодаря официальным соглашениям между Международной организацией по стандартизации и Европейским комитетом по стандартизации, а также между Международной электротехнической комиссией и Европейским комитетом электротехнической стандартизации. Во всех возможных случаях международные стандарты принимаются в качестве европейских, а следовательно, и в качестве национальных стандартов. Европейские стандарты, противоречащие международным, аннулируются, вследствие чего принимаемые международные стандарты удовлетворяют потребностям промышленности в обеспечении выхода на иностранные и мировые рынки. Конечной целью европейских организаций по стандартизации является устранение внутренних и внешних препятствий международной торговле. В 1991 г. было подписано соглашение с Международной организацией по стандартизации, которое стало очень эффективным инструментом разработки как европейских, так и международных стандартов. В действительности 27 европейских стандартов, принятых Европейским комитетом по стандартизации, идентичны международным стандартам, и гораздо большее число европейских стандартов во многом совпадает с международными. Это соглашение позволило использовать международные технические решения в качестве национальных и европейских стандартов. Еще одним видом сотрудничества является недавно созданный статус партнерской организации по стандартизации. Этот статус был учрежден в 2004 г., чтобы позволить странам, чье вступление в Европейский союз или Европейскую ассоциацию свободной торговли маловероятно, участвовать в работе Европейского комитета по стандартизации. Партнерские организации по стандартизации имеют право на участие в работе технических комитетов Европейского комитета по стандартизации и в решении вопросов, касающихся стандартов на национальном уровне. В то же время, равно как и полноправные члены Европейского комитета по стандартизации, они обязаны применять соответствующие европейские стандарты в качестве национальных и аннулировать все существующие национальные стандарты, противоречащие европейским. В мировой экономике необходимо устранять технические препятствия. Традиционно Европа ведет активную торговлю с соседними странами. Поэтому как для европейской промышленности, так и для промышленности основных торговых партнеров Европы необходимо добиться соответствия экспорта и импорта единым техническим спецификациям. После учреждения этого нового статуса пять стран присоединилось к Европейскому комитету по стандартизации: Россия, Египет, Сербия и Черногория, Индонезия и Украина. Российская организация по стандартизации одной из первых приобрела статус партнерской организации по стандартизации Европейского комитета по стандартизации и участвует в работе пяти технических комитетов. Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет электротехнической стандартизации участвуют в осуществлении различных программ по технической поддержке, таких как политическая программа действий в Средиземноморском бассейне Euromate. В числе прочих наших соглашений по международному сотрудничеству можно назвать статус компаньона для стран, которые с большой долей вероятности станут членами Евросоюза или Европейской ассоциации свободной торговли. Уже подписано несколько меморандумов. Также у нас имеются программы поддержки малого и среднего бизнеса, и недавно Европейский комитет по стандартизации, Европейский комитет электротехнической стандартизации, Европейский институт телекоммуникационных стандартов и Европейская комиссия решили командировать специалиста по стандартизации в Китай для помощи в разработке регламентов. Глава II. Внедрение европейских стандартов в России Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны - устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее. Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую. Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая - изготовитель, вторая - потребитель). В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области. Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе - соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным потребителем требованиям. Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить сертификацию своей продукции независимой третьей стороной и по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие и т. д. Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны. В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной: 1. Испытания образца продукции. 2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке. 3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами. 4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода. 5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка. 6. Только оценка заводского управления качеством. 7. Проверка партий изделий. 8. 100%-ный контроль. В процессе деятельности по сертификации продукции, поставщик может столкнуться с двумя субъектами этого процесса (рис. 5.1). Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия. Рис. 1. Взаимоотношения субъектов сертификации В зависимости от выбранной схемы, взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган iо сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции, и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия. Сертификация - важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия. На уровне европейских стран, взаимоотношения субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов EN 45000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходят аккредитацию, т. е. получают официальное признание того, что они могут проводить определенные виды деятельности. В частности, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами EN 45002 или EN 45010, проверяет выполнение испытательной лабораторией или органом по сертификации стандартов EN 45001 или EN 45011, соответственно. Для испытательной лаборатории результатом аккредитации является признание ее технической компетенции с проведении определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом: 1. повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации; 2. признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках; 3. обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках. Однако, многие испытательные лаборатории и органы по сертификации не проводят у себя аккредитацию, не без основания считая, что доверит и признания компетенции можно достичь с меньшими затратами и что смысл в аккредитации может быть только тогда, когда у организации имеется слишком много свободных средств. В действительности международные акты, в том числе европейские стандарты, не требуют проведения аккредитации для выполнения работ с целью сертификации. Исключение составляют некоторые законодательные акты, принятые на уровне отдельных стран и ужесточающие процедуру проведения сертификации. В частности, в Германии регламентируется необходимость аккредитации всех организаций, проводящих сертификацию в области электромагнитной совместимости; в России должны быть аккредитованы все органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие деятельность в целях сертификации. Еще одним способом подтверждения соответствия продукции является декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта EN 45014, поставщик может разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации, запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной. 2.1 Преимущества сертификации продукции Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества: 1. обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции; 2. облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям; 3. обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции; 4. способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции; 5. уменьшает импорт в страну аналогичною продукции; 6. предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества; 7. стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований; 8. способствует повышению организационно-технического уровня производства; 9. стимулирует ускорение НТП. Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями. Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам. Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам. |
Признак классификации | Система сертификации продукции | | Заинтересованность сторон | Национальная Региональная Международная | | Правовой статус | Обязательная Добровольная Самостоятельная | | Участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации | Третьей стороной | | |
Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создано АО "Сертификация биржевых товаров". Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации. Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией. Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить. Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции. Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД. Система сертификации продукции третьей стороной создается стороннею организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды). Последовательная реализация основ отечественного законодательства в области сертификации продукции и услуг, активизация деятельности правительственных и неправительственных организаций в этом направлении предопределили формирование в стране организационно-технического механизма проведения сертификации в законодательно-обязательной и добровольной сферах, позволили приступить к осуществлению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обязательной сертификации с целью реализации государственной политики. Основополагающим межотраслевым документом федерального уровня в области сертификации сегодня являются "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации". Данные правила применяются при организации работ по обязательной и добровольной сертификации, служат основой для создания систем (правил) сертификации, однородной продукции. Положения данного документа разрабатывались с учетом действующих в международной и европейской практике сертификации и аккредитации нормативных документов, таких как руководства ИСО и МЭК, международные стандарты серий 9000 и 10000, европейские стандарты 45000 и 29000 и другие документы международных и региональных организаций, осуществляющих работы но сертификации. Это позволяет обеспечить признание сертификатов и знаков соответствия за рубежом. Такое признание в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация. Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ "О сертификации продукции и услуг", вводится законодательными актами РФ для определенной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Первым законодательным актом, вводящим обязательную сертификацию в стране, является Закон РФ "О защите прав потребителей", согласно которому обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. На этой основе сформулирована обязательная система сертификации - Система сертификации ГОСТ РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Привязанная к классификаторам ОКП и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), данная номенклатура однозначно устанавливает необходимые для проведения сертификации государственные стандарты (в том числе принятые в РФ межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ содержат обязательные требования к продукции. В настоящее время номенклатура постоянно пополняется и периодически пересматривается по мере введения обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Среди них законы: об оружии; об информации, информатизации и защите информации; об охране труда; о космической технике; о связи; о пожарной безопасности; о безопасности дорожного движения; о ветеринарии; о санитарно-эпидемиологическом благополучии; о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции; о железнодорожном транспорте; об энергоресурсосбережении; о государственном регулировании в области добычи и использовании угля; о государственном регулировании в области генноинженерной деятельности; о погребении и похоронном деле. В настоящее время предусмотрено, что в целях осуществление государственного регулирования сертификации в стране общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договорных отношений между заявителями и органами по сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации. Основными целями сертификации являются: 1. обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды; 2. создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); 3. подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем. Как обязательная, так и добровольная сертификация применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и внешнем рынках. Национальным органом РФ по сертификации является Госстандарт России, который координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области обязательной сертификации с целью реализации государственной политики, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению работ по сертификации с учетом международной практики, устанавливает общие требования к экспертам по сертификации и порядок их подготовки и аттестации, ведет Государственный реестр систем сертификации и знаков соответствия, опубликовывает официальную информацию по всем аспектам сертификации, готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации и заключает соглашения о взаимном признании результатов сертификации, взаимодействует с национальными органами по сертификации СНГ и других зарубежных государств. Основным функциональным образованием систем сертификации являются органы по сертификации, которые сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия. Они же осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов, формируют и актуализуют фонд нормативных документов для сертификации, представляют заявителю по его требованию необходимую информацию. Свою деятельность орган по сертификации строит на основе материалов испытательной лаборатории, которая осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Формирование систем сертификации однородной продукции осуществляется с учетом следующих основных факторов: 1. наличие аналогичной международной системы; 2. общность технических принципов устройств (способов функционирования) продукции; 3. общность назначения продукции и (или) требований к ней; 4. общность методов испытаний; 5. общность области распространения, нормативных документов. Как принято и в зарубежной практике, сертификация - это деятельность независимой от товаропроизводителя и потребителя (третьей) стороны по подтверждению соответствия продукции требованиям, которые установлены законодательными актами, стандартами и другими нормативно-техническими документами. Общепринятые схемы сертификации в РФ приведены в приложении, которые отличаются объемом и способами проводимых органом сертификации работ, а также устанавливаемого инспекционного контроля. Причем, от этих параметров схем сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности органа по сертификации в надежности выданных сертификатов. Схемы 1-8 классифицированы ИСО и общеприняты в зарубежной и международной практике. Схемы 9-10 основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как общепринятой в ЕЭС практике элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. При наличии нескольких органов по сертификации заявитель вправе направить заявку в любой из них. Если заявитель не располагает информацией о таких органах и порядке сертификации интересующей его продукции, то эту информацию он может получить в территориальном органе Госстандарта России. Наличие заявки и содержащаяся в ней информация являются формой доказательства уверенности руководства предприятия-заявителя о выпуске (поставке) продукции, соответствующей по обязательным требованиям действующим стандартам и нормативным документам. Заявитель может дополнительно представить в орган по сертификации документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные соответствующими органами государственного управления в пределах своей компетенции, а также протоколы испытаний, проведенных при разработке продукции и постановке ее на производство. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение, и котором содержатся все основные условия сертификации, схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень испытательных лабораторий, проводивших испытания продукции, и перечень органов, которые могут провести сертификацию производств и систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Заявитель вправе выбрать конкретную испытательную лабораторию и орган по сертификации систем качества (производств). |
1. Подача заявки на сертификацию | З | | 2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы | ОС | | 3. Отбор, идентификация образцов и их испытания | ОС ИЛ | | 4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации) | ОС | | 5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия | ОС | | 6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия | ОС | | 7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией | ОС | | 8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия | З | | 9. Информация о результатах сертификации | ОС | | |
З - заявитель; ОС - орган по сертификации; ИЛ - испытательная лаборатория. Рис. 2. Последовательность процедур сертификации продукции: Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения определяются правилами системы сертификации однородной продукции с учетом нормативных документов, устанавливающих требования и методы испытаний данного вида продукции. Как правило, отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации, или по его поручению - испытательная лаборатория, или другая компетентная организация. В целях обеспечения доказательности результатов проведенной сертификации образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Типовой порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции, определен ГОСТ Р 40.002-96. На основе анализа протоколов испытаний, результатов оценки производств, сертификации систем качества или производств, анализа документов о соответствии других компетентных органов государственного управления орган по сертификации осуществляет оценку соответствия .продукции установленным требованиям, оформляет и регистрирует сертификат. Форма сертификата соответствия в Системе сертификации ГОСТ ?Ф приведена в приложении. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, в пределах которого сертифицированы производство или система качества. В любом случае срок действия сертификата не превышает трех лет. Если изделие имеет срок службы (срок годности), то действие сертификата распространяется на партию продукции или каждое изделие. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства заявитель заранее должен известить орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции. Сведения о сертифицированной продукции предприятие-заявитель приводит в сопроводительной технической документации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Право маркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой органом по сертификации. Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия определены ГОСТ Р 40.003-96. Маркирование серийно выпускаемой продукции осуществляет изготовитель, и он несет ответственность за соответствие продукции нормативным документам и сертифицированным (испытанным) образцам. Как правило, знак соответствия наносится на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции и на каждую упаковочную единицу этой продукции рядом с товарным знаком изготовителя, Маркирование изделия осуществляется общеизвестными способами - гравирование, травление, литье, печатание и др. При невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ) его наносят на тару или упаковку. Возможно также использование специальных технических средств, таких как ярлыки, ленты, выполненные в виде встроенной части продукции (для канатов, кабелей и т. п.). В любом случае правила нанесения знаков соответствия на конкретную продукцию устанавливаются правилами сертификации в системах сертификации однородной продукции. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией организует орган по сертификации в течение всего срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль осуществляется в виде периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля служат степень потенциальной опасности продукции, стабильность ее производства, объем выпуска, наличие системы качества и т. д. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля в зависимости от схем сертификации устанавливаются правилами систем сертификации однородной продукции. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия. Это происходит в тех случаях, когда установлено несоответствие продукции требованиям нормативных документов, внесены изменения в нормативный документ на продукцию или метод испытаний, в конструкцию (состав), в комплектность продукции или технологию ее производства. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на право применения знака соответствия принимают в случаях, если заявитель в состоянии устранить обнаруженные причины несоответствия путем согласованных с органом корректирующих мероприятий и обеспечить (подтвердить) соответствие продукции без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории. В противном случае действие сертификата отменяется, а лицензия на право применения знака соответствия аннулируется. Сертификация импортируемой продукции осуществляется по тем же правилам. Во исполнение Законов РФ "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" определен порядок ввоза на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации. Данный документ устанавливает, что ввозу на таможенную территорию России подлежат товары при условии их соответствия требованиям обязательной сертификации, которые установлены в РФ Перечни таких товаров формируются в соответствии с требованиями ТН ВЭД Госстандартом России и Государственным таможенным комитетом РФ. Необходимость наличия сертификата и знака соответствия на импортируемую продукцию должна быть предусмотрена в условиях контракта (договора), заключаемого на поставку товаров в Россию. На территорию России по представлении сертификатов в таможенные органы могут быть допущены товары, которые должны пройти обязательную сертификацию и такие таможенные режимы, как выпуск для свободного обращения, реимпорт, переработка под таможенным контролем (в случае выпуска продуктов переработки в свободное обращение), переработка вне таможенной территории (в части, касающейся ввоза продуктов переработки). Без наличия сертификата могут быть выпущены товары, предназначенные для официального пользования представительствами иностранных государств и международных межправительственных организаций, а также товары, ввозимые физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности. Условно могут выпускаться без представления сертификатов при помещении под упомянутые таможенные режимы товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами, их ввозящими. При этом необходимо иметь соответствующие обязательства, представляемые в таможенные органы. 3. Этапы проведения сертификации системы качества В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить два этапа: 1. предварительная проверка и оценка системы качества; 2. окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества предприятия соответствующего стандарта. Каждый из указанных этапов содержит определенный состав работ (приложение №1). Предприятиям, претендующим на сертификацию системы качества, и орган но сертификации вместе с заявкой и сопроводительным письмом следует направлять: анкету-вопросник для проведения предварительной проверки системы качества; общее руководство по качеству (или основной СТП системы качества), информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака, результатах ранее проведенной на предприятии сертификации, испытаниях продукции и т.п.); декларацию о соответствии системы качества; счет оплаты за проведение первого этапа проверки системы качества. По просьбе органа по сертификации могут быть представлены также другие сведения и данные о предприятии и системе качества. 2.2 Этапы оценки системы качества По результатам первого этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу - окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается тремя годами). Развитие деятельности по сертификации в промышленной сфере отечественной экономики создало предпосылки и обусловлю необходимость создания свода правил по аккредитации различных объектов (органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий). В этих целях был сформирован комплекс требований, применяемых в РФ к системам аккредитации объектов, осуществляющих оценку соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию в обязательной (законодательно регулируемой) и добровольной сферах. В настоящее время Российская система аккредитации (РОСА) регламентирована комплексом государственных стандартов. В этих стандартах реализованы положения законов РФ "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений" в части аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов по сертификации, а также руководств ИСО/МЭК 55, ИСО/МЭК 38, ИСО/МЭК 40, европейских стандартов Е серии 45000 и работ Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Объектами аккредитации в рамках этой системы определены(ГОСТ 51000.1-95): 1. лаборатории, осуществляющие испытания, измерения, калибровку; 2. органы по сертификации продукции, услуг, производств и систем качества; метрологические службы юридических лиц, осуществляющие поверку средств измерений; 3. организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов в этих областях деятельности. Аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в обязательной сфере, организуют и проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти (в случаях, определенных законодательством). Организация работ по аккредитации объектов приведена на рис. Вполне естественно, что организации-заявители аккредитуются в определенной области. Их аккредитация осуществляется применительно, к конкретным видам продукции, услуг, работ. При этом однозначно устанавливаются проверяемые параметры и методы исследований (контроля, проверок), соответствующие им стандарты и другие нормативные документы. Работа по аккредитации включает следующие шесть основных этапов: 1. Представление заявки на аккредитацию и ее предварительное рассмотрение. 2. Экспертизу документов по аккредитации; 3. Аттестацию заявителя; 4. Анализ всех материалов по результатам экспертизы и аккредитации; 5. Принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации, и, соответственно, оформление, регистрацию и выдачу аттестата аккредитации. 6. Последующего инспекционного контроля аккредитованной организации. Общие требования проведения к испытательным лабораториям определены ГОСТ Р 51000.3-96, который гармонизирован с ЕН 45001. Стандарт определяет требования к юридическому статусу лаборатории в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия ее беспристрастности, независимости и неприкосновенности. Требования по технической компетенции дифференцированы по таким элементам, как требования к управлению организацией, персоналу, помещениям и оборудованию, помещениям и окружающей среде, рабочим процедурам методам испытаний, систем качества систем регистрации результатов, обращению с образцами, конфиденциальности и безопасности, субподрядным работам, а также требования по взаимодействию с заказчиком и аккредитующим органом. Рис.3. Организация работ по аккредитации объектов Порядок аккредитации испытательных лабораторий, включая проверочные и калибровочные, определен ГОСТ Р 51000-96, который гармонизирован с EN 45002. Аккредитация лаборатории производится по критериям ГОСТ Р 51000.3-96. Этаны аккредитации соответствуют общепринятым этапам по ГОСТ Р 51000.1-95. Каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего. Аналогичным образом взаимосвязаны стандарты ГОСТ Р 51000.5-96 и ГОСТ Р 51000.6-96. Первый устанавливает требования (критерии) к органам по сертификации продукции и услуг, а второй - к порядку их аккредитации по критериям первого. ГОСТ Р 51000.5-96 гармонизирован с ЕН 45011.Основные формы и содержание документов, представляемых на аккредитацию органа по сертификации, приведены в приложении. В 1979 г. создан технический комитет по международной торговле из-за требований национальной сертификации, обусловили активную деятельность 4. Международная практика сертификации Технические барьеры, возникающие многих международных организаций, направленную на создание международных организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции дли обеспечения беспрепятственного ее появления на своих рынках. Крупнейшей международной организацией является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение содержит специальные рекомендации для его участников (около 100 стран) в области стандартизации и сертификации. Страны-участницы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСВ) в своих заключительных актах по итогам встреч в Хельсинки (1975 г.) и Вене (1989 г.) отмечали необходимость сотрудничества в области сертификации и использования ее как средства, способствующего сближению и расширению торговых связей стран. Ведущее место в области организационно-методического обеспечения сертификации принадлежит ИСО, которая имеет Комитет по сертификации (СЕГТИКО). В 1985 г. в связи с дальнейшим развитием работ в области переименовании его в Комитет по оценке соответствия (КАСКО), комитет ИСО 176. Издана Система сертификации, Системы обеспечения сертификации, аккредитации лабораторий и оценки систем обеспечения качества принято решение о расширении деятельности СЕРТИКО и качества. Обобщив национальный опыт многих стран, ТК ИСО 176 подготовил известные стандарты ИСО серии 9000, опубликованные в 1987 г. Совместно с ИСО над проблемами сертификации работает МЭК. Все руководства выпускаются от имени этих двух организаций (ИСО/МЭК). МЭК организовал также две международные системы сертификации. В 1980 г. была проведена экспертиза изделий электронной техники на соответствие стандартам МЭК (резисторы, конденсаторы, транзисторы, электронно-лучевые трубки и др.). Опубликованная в 1985 г. “Белая книга ЕЭС”, содержащая график мероприятий, необходимых для обеспечения свободного движения продукции, капиталов, услуг и людских ресурсов. С 1984 г. под эгидой МЭК действует система сертификации электротехнических изделий (МЭКСЭ), ранее функционировавшая в рамках СЕЧ (Международной комиссии по сертификации). Эта система направлена на подтверждение безопасности бытовых электроприборов, медицинской техники, кабелей и некоторой другой продукции - на соответствии стандартам МЭК. Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий ИЛЛК ежегодно проводит конференции для обмена информацией и опытом по вопросам взаимного признания результатов испытаний, аккредитации лабораторий, оценки качества результатов испытаний; ИЛАК занимается издательской деятельностью по вопросам сертификации и тесно сотрудничает с КАСКО, ИСО, ЕЭС, ЕЭК, ООН, ГАТТ. В целях обеспечения взаимного признания результатов испытаний в 1986 г. был создан орган по аккредитации лабораторий стран Северной Европы (НОРДА). В 1991 г. Генеральная ассамблея Европейского комитета стандартов (СЕН) - Международной организации по стандартизации стран-членов Общего рынка - утвердила “Правила внедрения и использования систем СЕН СЕР” и общие положения систем сертификации и взаимного признания странами ЕЭС результатов испытания резервов в странах ЕЭС к 1992 г., предусмотрела выполнение программы по устранению различий между национальными стандартами и техническими регламентами через разработку директив ЕЭС и европейских стандартов. При этом исходили из того, что любая продукция, изготовленная и проданная на законном основании в одной стране, являющейся членом ЕЭС, должна быть допущена на рынке других стран сообщества. В отличие от ранее действовавшего порядка европейские стандарты принимаются решением большинства стран-членов ЕЭС - и после принятия обретают законную силу во всех странах сообщества. |
Наименование этапа | Содержание этапа | Исполнитель | Окончание этапа | | 1. Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции | Анализ декларации-заявки | Организация (заявитель) | Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов | | 2. Экспертиза исходных материалов | Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации производства | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Составление заключения о целесообразности проведения сертификации производства, заключение договора на проведение сертификации производства | | 3. Формирование комиссии по проверке производства | Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Оформление приказа о составе комиссии | | 4. Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы) | Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Принятие программы проверки производства | | 5. Проверка производства | Формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Составление акта о результатах проверки производства | | 6. Принятие решения о рекомендации производства к сертификации и оформление документов по результатам проверки производства | Оформление проекта сертификата | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Направление акта о результатах проверки производства, проекта сертификата в Технический центр Регистра | | 7. Принятие решения о сертификации производства | Принятие решения о регистрации сертификата в Реестре Регистра | Технический центр Регистра | Направление сертификата заявителю | | 8. Инспекционный контроль за сертифицированным производством | Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с программой проверки | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) Технический центр Регистра | Оформление актов проверок | | |
Объединенным институтом СЕН/СЕНЭЛЕК для стран-членов ЕЭС и стран-членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) разработаны европейские стандарты EN серии 45000. Это организационно-методические документы, касающиеся деятельности испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества и аттестации персонала, а также определяющие действия изготовителя, решившего заявить о соответствии своей продукции требованиям стандартов. В 1990 г. для реализации правил сертификации, рассмотрения деклараций о соответствии, установления критериев взаимного признания был создан специальный орган - Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС - рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытания, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации. В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕЭС и ЕАСТ сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и. практически во всех зарубежных странах. Заключение Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов - неплохая предпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Хотя международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств, однако соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок. Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. В результате исследований, проведенных в ряде стран (страны-члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС), выявлено, что эффективное применение технического нетарифного регулирования позволяет увеличить долю прибыли в среднем на 0,26% от ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает 0,14%. Таким образом, государство напрямую должно быть заинтересовано в эффективном применении стандартизации в качестве рычага технического регулирования. При разработке технических регламентов необходимо использовать опыт стран Европейского Союза, который практически перестал включать конкретные технические требования в директивы ЕС, а использует принцип нового подхода, предполагающего указание в директиве только существенных требований. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве. Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций - технических комитетов по стандартизации. Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений. Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне. Международная стандартизация позволяет сэкономить время и средства необходимые для разработки национальных стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли. Список использованной литературы 1. Безруков А.И., Зубенко Л.А. «Европейское Сообщество на пути к единому рынку: роль транснационального капитала». - М., 1990 г. 2. Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - М., 1994 г. 3. Бжезинский З. «Великая шахматная доска» - М. «Международные отношения» 1999 г. 4. Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - М., 1994 г. 5. Воронов К. «Четвертое расширение ЕС» МЭиМО, №7-9, 1996 г. 6. Глухарев Л.И. «Европейские Сообщества: в поисках новой стратегии». - М., 1990 г. 7. Жебран Б. “Общий рынок. Итоги 10 лет”, ж. “МЭиМО”, 1968г., №7 8. Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия» МЭиМО №9 М. 1998 г. 9. Иванов И. «Старт «зоны евро». МНИМО №1 1999 г. 10. Койчуев Т. «Экономика переходного периода». Бишкек. 1995 г. 11. Куранов А. «Новички спешат в Евросоюз» Новое время. Приложение -Политэкономия №10. 26 мая 1998 г. 12. Крылова И.С. «Европейский парламент» - М., 1987 г. 13. Лифиц И.М. «Стандартизация, метрология и сертификация». Учебник. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. 14. Максимова М.М. “Основные проблемы империалистической интеграции”, М., 1971г. 15. Потапов В. М. “Внутренняя эволюция ЕЭС в 70-х - первой половине 80-х г.г.”, М-1987г. 16. Топорин Б.Н. «Европейские Сообщества: право и институты»- М., 1992г. 17. Чернышев С. В. “Экономическая политика ЕЭС в отношении развивающихся стран”, М.,1986г. 18. Поздняков Э. Ганжа С. «Новые страны на пороге Европейского союза» МНИМО М. №3, 1999 г. 19. www.cfin.ru - Материалы Международной конференции Российского союза промышленников и предпринимателей. Приложение №1 |
Состав работ | Исполнитель | | 1. Этап предварительной проверки и оценки системы качества | | 1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации | Предприятие | | 1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества | Предприятие | | 1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества | Орган по сертификации | | 1.4. Заключение договора на проведение сертификации системы качества | Предприятие, орган по сертификации | | 2. Этап окончательной проверки и оценки системы качества | | 2.1. Подготовки системы качества к окончательной проверке | Предприятие | | 2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества | Орган по сертификации | | 2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества | Предприятие, орган по сертификации | | 2.4. Проведение проверки системы качества | Орган по сертификации, предприятие | | 2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания | Орган по сертификации | | 2.6. Проведение заключительного совещания | Орган по сертификации, предприятие | | 2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества | Орган по сертификации | | 2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества | Орган по сертификации | | |
|