Республика Беларусь и ООН
Республика Беларусь и ООН
36 Реферат на тему: "Республика Беларусь и ООН" Брест 2009 Организация Объединенных Наций Организация Объединенных Наций (ООН), международная организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру… Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов… для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Окончание «холодной войны» и символическое падение Берлинской стены не изменило основополагающие ценности мандата ООН, однако эта историческая веха трансформировала - как на международном, так и на национальном уровнях - модели социальной организации и социальных структур, приведя их в соответствие с динамикой развития международной обстановки. В итоге обострились противоречия, с которыми и прежде сталкивалась ООН (между принципом суверенитета и правом народов на самоопределение, между правами человека и демократией). Утверждение, что основными целями ООН являются мир, прогресс и демократия, предполагает взаимозависимость этих ценностей, из чего вытекает следующий вывод: мир является предпосылкой, а демократия - важнейшим условием устойчивого развития. Спустя полвека после создания ООН и коллапса двуполярного мира глобализация становится фактической реальностью, что требует фундаментального пересмотра концепции государственности, так как ныне суверенитет неотделим от глобального сотрудничества. Действительно, в течение последнего десятилетия в ходе распада полиэтнических государств неоднократно вспыхивали межэтнические конфликты. Их предотвращение стало куда более трудной задачей, так как они все чаще возникают внутри государств, а не между ними. Все труднее для ООН поддерживать должное соотношение между уважением суверенитета государств и правом на вмешательство в их дела - касается ли это гражданских войн либо межплеменных столкновений. Вместе с тем в процессе укрепления глобальной взаимозависимости усиливается тенденция к демократизации и уважению прав человека, так как глобальный либерализм делает прозрачным неравенство рыночного потенциала наций-партнеров. Именно поэтому государственный суверенитет как основополагающее понятие идеологии правления все в большей мере соотносится с понятием законности. Происхождение, цели, членство и языки Международные организации, создававшиеся в течение 19 в., в основном решали отдельные задачи, такие, в частности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения. Реальные корни Организации Объединенных Наций обнаруживаются в 19 в. в таком дипломатическом образовании, как «Европейский концерт» - первой попытке объединения государств с установкой на достижение политических целей прежде всего дипломатическими, а не военными средствами. «Европейский концерт» внес весомый вклад в формирование концепции международного права, включая правила ведения военных действий, международный арбитраж и вопрос о разоружении. Но лишь после Первой мировой войны была создана многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества - Лига наций. Несмотря на заявленные великие идеалы, Лига наций, подобно предшествующим межгосударственным союзам, явилась плодом европейской политической мысли и была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колониальных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы необъятных земель и нищего населения стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых все еще находилось под колониальным гнетом. В конечном счете Лига наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 формально прекратила свое существование (см. также ЛИГА НАЦИЙ). В годы войны главные союзные державы - США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай - предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на платформе их противостояния державам «оси» - Германии, Италии и Японии. Принятая 12 июня 1941, в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному международному сотрудничеству. Атлантическая хартия, подписанная 14 августа 1941 президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем, явилась первым признаком намерений Великобритании и США создать сразу после восстановления мира новую международную организацию. Термин «объединенные нации» впервые появился 1 января 1942 в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 представителями государств в Вашингтоне. Московская и Тегеранская конференции в октябре и декабре 1943 заложили фундамент этой новой организации, а конференция в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс (21 августа - 7 октября 1944) явилась первой встречей, специально организованной для обсуждения ее структуры. В Думбартон-Оксе были подготовлены предложения по созданию международной организации, которые одобрили США, Китай, Великобритания и СССР. На Ялтинской конференции в феврале 1945 «Большая пятерка» держав - СССР, Великобритания, США, Франция и Китай - выработала формулу для разрешения споров. ООН официально учреждена на Конференции по международной организации, состоявшейся 25 апреля - 26 июня 1945 в Сан-Франциско. 26 июня представители 50 стран единогласно приняли Устав Организации Объединенных Наций. Устав вступил в силу 24 октября, после того как большинство представителей подписавших его стран подтвердили свои полномочия ратифицировать данный документ; с тех пор эта дата ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м членом первоначального состава ООН. Создание ООН, как и многие другие дипломатические начинания, явилось отражением взаимопересекающихся, а порой и полярных интересов. Крупные державы при создании новой организации рассчитывали, что смогут сохранить после Второй мировой войны глобальную власть, которую они утвердили с опорой на свою военную мощь как победители. Однако начавшаяся вскоре «холодная война» начала ставить границы полномочиям новой организации. Устав ООН предполагал превратить эту организацию в «центр для согласования действий наций» на пути достижения международного мира. Ее члены обязались поддерживать ООН в любой предпринимаемой ею акции и воздерживаться от применения силы против других наций, за исключением случаев самозащиты. Новые члены принимаются в ООН по рекомендации Совета Безопасности, причем не менее двух третей участников Генеральной Ассамблеи должны проголосовать за их вступление. Большинство из 51 государства, первоначально подписавших Устав, составляли западные нации. В 1955 в ООН было принято 16 новых членов, включая несколько «незападных» государств, а в 1960 - еще 17 африканских стран. В результате процессов постепенной деколонизации представительство стран в ООН становилось все более широким и разнообразным. К 1993 в ООН вошло около двух десятков новых государств, появившихся в результате распада Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы, и число государств-членов достигло 182. Членство в ООН стало практически всеохватывающим. В настоящее время число государств-членов - 192. В 1970-1980-е годы официальные лица США, включая президента Р. Рейгана, стали демонстрировать пренебрежение к ООН. Членские взносы США поступали с большими задержками, а позиции этой страны, особенно учитывая рост численности незападных государств, характеризовались растущей изоляцией. США вышли из ЮНЕСКО, выражая недовольство «политизацией» этой образовательной организации ООН. Однако в 1988 американским президентом был избран бывший представитель США в ООН Дж. Буш, который со временем восстановил статус страны как главного участника организации и погасил часть долгов по взносам. Новая вовлеченность в дела ООН позволила США в 1990 достичь консенсуса между великими державами по резолюции Совета Безопасности, санкционирующей военные действия для восстановления государственности Кувейта, оккупированного Ираком. 16 января 1991 коалиция во главе с США предприняла военные действия против Ирака под эгидой ООН. Хотя делопроизводство ведется на шести разных языках (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский), только английский и французский являются официальными языками ООН. Структура Организации Объединенных Наций В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал, что с согласия Генеральной Ассамблеи могут учреждаться другие самоуправляющиеся организации, выступающих как специализированные агентства ООН; именно этот пункт дал возможность Совету Безопасности создать миротворческие силы. Пан Ги Мун. Министр иностранных дел и торговли Республики Корея с января 2004. 13 октября 2006 назначен на пост Генерального Секретаря ООН (на срок с 1 января 2007 по 31 декабря 2011). Работал в южнокорейском посольстве в Индии, а также в постоянной миссии Южной Кореи при ООН в Нью-Йорке, занимал пост главы этой миссии. Находился на дипломатических постах в посольстве Южной Кореи в США, возглавлял американский отдел МИД Южной Кореи. В середине 1990-х был заместителем министра иностранных дел по вопросам политического планирования и связям с международными организациями, а также советником президента Южной Кореи по вопросам национальной безопасности. Будучи послом в Австрии, в 1999 был назначен главой комиссии по подготовке Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. В 2001 во время председательства Южной Кореи на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Пан Ги Мун возглавил канцелярию председателя ГА ООН. В 2004, являясь советником президента Южной Кореи по вопросам внешней политики, был назначен министром иностранных дел своей страны. Неоднократно вел переговоры с Северной Кореей по проблеме северокорейских ядерных вооружений. В 1992 он был заместителем председателя совместной комиссии Северной и Южной Кореи по ядерному контролю, с помощью которой была принята совместная декларация по превращению Корейского полуострова в безъядерную зону. Беларусь в ООН Подписав 50 лет назад Устав Организации Объединенных Наций, Беларусь стала одним из пятидесяти государств - учредителей ООН, первой в истории человечества универсальной организации, призванной на основе широкого и многогранного взаимодействия суверенных наций поддерживать международный мир и безопасность, содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов, развивать уважение прав человека и основных свобод. В отличие от Лиги Наций, созданной на Парижской мирной конференции в 1919 году в сущности для поддержания версальской системы международных отношений, ООН превратилась в крупнейшую международную организацию, объединяющую практически все независимые государства мира, в центре внимания которой находятся насущные проблемы человечества. Как это начиналось Большой и сложный путь прошла наша республика, чтобы стать полноправным членом, государством - учредителем ООН. Юридические основы международной правосубъектности Беларуси были созданы в феврале 1944 года после принятия Верховным Советом СССР закона о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский. Союзные республики получили право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Для осуществления внешнеполитических функций в Беларуси был образован союзно-республиканский Наркомат иностранных дел. На Крымской конференции глав союзных держав в феврале 1944 года, где было принято историческое решение об учреждении всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, было также решено пригласить на учредительную конференцию в Сан-Франциско в качестве первоначальных членов Беларусь и Украину. Представители Беларуси и Украины получили право участвовать в конференции после длительных переговоров в результате признания вклада этих республик в победу во второй мировой войне и принесенных ими жертв. Правительство БССР 26 апреля 1945 года обратилось к участникам конференции в Сан-Франциско с заявлением, в котором подчеркивались право и долг республики «участвовать во всеобщей организации безопасности» и стремление «обеспечить искреннее и эффективное участие белорусского народа в любой международной деятельности Объединенных Наций, направленной к достижению возвышенных целей - мира и безопасности». Решение о включении Беларуси в число первоначальных членов ООН было принято 30 апреля 1945 года на пленарном заседании конференции в Сан-Франциско. За него проголосовали все 47 государств, участвовавших на тот момент в работе конференции, а уже 6 мая 1945 года правительственная делегация БССР под руководством наркома иностранных дел К.В. Киселева прибыла в Сан-Франциско и включилась в работу конференции Объединенных Наций, принимала непосредственное участие в подготовке Устава ООН. Вступление Беларуси в ООН означало фактическое признание нашей страны в качестве субъекта международного права. На протяжении многих лет ее участие в деятельности ООН было, пожалуй, единственным «окном в мир», ценным источником общемирового опыта в различных областях жизни. Белорусские представители принимали активное участие в деятельности различных органов и учреждений ООН. В 1974-1975 гг. Беларусь была непостоянным членом Совета Безопасности - главного органа ООН, отвечающего за поддержание международного мира и безопасности, и единственного органа ООН, решения которого носят обязательный характер. Она неоднократно переизбиралась в состав Экономического и Социального Совета. По инициативе Беларуси в ООН были поставлены и получили дальнейшее развитие такие вопросы, как выдача и наказание военных преступников, неприменение срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятие принципов международного сотрудничества в сборе и обмене информацией в отношении выявления, ареста, выдачи и наказания военных преступников, международная поддержка научных исследований в области борьбы с раковыми заболеваниями, использование научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества и многие другие. В центре внимания делегаций Беларуси на сессиях Генассамблеи ООН неизменно находились вопросы международной безопасности и разоружения. БССР выступала в поддержку запрещения испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (соответствующий договор был заключен в 1963 г.), добивалась разработки Договора о нераспространении ядерного оружия, который был открыт для подписания в 1968 г., поддерживала другие конкретные меры, направленные на ограничение и предотвращение гонки вооружений. В 1984 году по ее инициативе была принята резолюция о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия. Новый характер международных отношений В начале 90-х годов характер международных отношений претерпел качественные изменения. Завершилась эпоха «холодной войны». Кстати, официальной датой завершения «холодной войны» можно считать заседание Совета Безопасности, которое состоялось 31 января 1992 года на уровне глав государств и правительств. Мир перестал быть биполярным. Сохраняющиеся традиционные полюсы силы вынуждены были пересматривать точки приложения своих усилий, менять приоритеты. Зарождаются новые центры влияния на региональном и глобальном уровнях. Одновременно возникают новые очаги конфликтов, наблюдается всплеск национальной и религиозной нетерпимости, новая волна международного терроризма и преступности. В своем докладе «Дополнение к повестке дня для мира» Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали так охарактеризовал нынешнее состояние мира: «Окончание «холодной войны» явилось мощным смещением тектонических плит, и последующие толчки ощущаются и поныне. Тем не менее даже при том, что земля под нашими ногами еще не перестала дрожать, мы живем уже в новую эпоху, в которой открываются большие потенциальные возможности как для мира, так и для развития». В этих изменившихся обстоятельствах значительно возросли ожидания мирового сообщества, связанные с организующей ролью Организации Объединенных Наций, возможности которой в течение долгого времени были ограничены в силу причин, порожденных блоковым противостоянием. Мир заговорил о ренессансе этой универсальной организации, призванной быть форумом для обсуждения и решения наиболее острых проблем современности, органом сотрудничества и принятия решений, инструментом стимулирования многосторонних действий. Романтическое отношение к новому этапу функционирования ООН вскоре уступило место осознанию сложности стоящих перед ней проблем, необходимости новых подходов к их решению. Новые условия жизнедеятельности ООН совпали с новым качеством участия Беларуси в Организации. После оформления распада СССР в 1991 году юридический статус Беларуси в ООН не изменился. Республика продолжала свое членство в этой организации как государство-основатель. Принципиально изменились, наполнились новым содержанием задачи, которые Беларусь должна решать в ООН, появились новые направления международной деятельности республики, известные области приложения дипломатических усилий заметно расширились, обнаружив новые измерения. Некоторые глобальные проблемы стали внутренними проблемами нашего государства. Республика столкнулась с обилием нерешенных вопросов, которые ранее казались принадлежностью другого мира, отсутствием готовых рецептов для их решения, необходимостью ориентироваться в хитросплетениях международных механизмов и насущной потребностью определения приоритетов в своей внешнеполитической деятельности. Скрываемые в СССР экологические проблемы стали едва ли не самыми насущными для нормального функционирования государства. Вопросы разоружения из абстрактно-теоретических и политизированных стали, пожалуй, наиболее сложными и капиталоемкими. Непросто участвовать в международных поисках алгоритма конверсии, и, вероятно, самое сложное - использование возможностей ООН для решения экономических проблем. Тем не менее, в общих чертах приоритеты Республики Беларусь в ООН определились и деятельность в этом направлении приносит свои результаты. Международная безопасность и разоружение. Вклад Беларуси в дело поддержания международного мира и безопасности высоко оценен ООН и мировым сообществом. В частности, это касается вывода ядерных вооружений с территории республики. В 1991 году после распада СССР перед Беларусью со всей остротой встали вопросы как правопреемства, так и предотвращения распространения ядерного оружия. Наше государство довольно быстро определило свою позицию по данному вопросу. Оно заявило о своей безъядерности, что было отражено в Декларации о суверенитете, а затем и в Конституции республики. Все последующие решения и практические действия соответствовали принятому подходу. Беларусь досрочно, в конце апреля 1992 года, вывела со своей территории тактическое ядерное оружие, определила график вывода стратегических ядерных вооружений, опережающий установленный Договором о СНВ семилетний период. Таким образом, Республика Беларусь стала лидером движения к безъядерности среди бывших советских республик. 14 апреля 1995 года она подписала Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, которое является важным инструментом укрепления режима нераспространения ядерного оружия. На Конференции по рассмотрению действия и продлению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), состоявшейся в апреле - мае текущего года в Нью-Йорке, Беларусь добилась бессрочного продления ДНЯО. Как известно, Конференция такое решение приняла. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали, посетивший Минск в апреле 1994 года, в своем послании Председателю Верховного Совета Беларуси с удовлетворением отметил, что «Республика Беларусь служит примером для других государств - членов Организации Объединенных Наций в своем дальновидном решении по ядерному разоружению, которое является позитивным шагом в движении к нашим общим целям глобального нераспространения ядерного оружия». В развитие своей позиции по нераспространению ядерного оружия Беларусь выступает за заключение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, разработку конвенции и запрещение производства расщепляющихся материалов для целей оружия, создание зон, свободных от ядерного оружия. Еще в 1990 году с трибуны ООН Беларусь предложила создать такую зону в центре Европы и первой сделала шаг в этом направлении. Поддержание мира. Коренные изменения политической ситуации в мире после окончания «холодной войны», возникновение новых очагов напряженности обусловили необходимость активизации усилий всего мирового сообщества в области мирного урегулирования конфликтов, превентивной дипломатии и создания системы глобальной безопасности. Одним из приоритетных направлений деятельности ООН а области поддержания международного мира и безопасности на современном этапе являются операции ООН по поддержанию мира (ОПМ), которые представляют собой основную форму миротворчества. Об активизации деятельности ООН на этом направлении свидетельствует тот факт, что в период с 1948 по 1990 г. было проведено 18 операций по поддержанию мира - ровно столько же, сколько ООН их проводит в настоящее время. Вопрос об участии или неучастии в операциях ООН по поддержанию мира является исключительной прерогативой государства и должен решаться после тщательного анализа всех «за» и «против» при наличии необходимого национального консенсуса. Как известно, Республика Беларусь в ОПМ не участвует. Тем не менее, вопрос о таком участии заслуживает серьезного рассмотрения. Усилия Организации Объединенных Наций в области миротворческой деятельности нуждаются в поощрении и поддержке. Б ряде случаев они увенчивались успехом, как, например, в Камбодже, где благодаря ООН в мае 1993 года состоялись выборы, приведшие к возрожде-нию независимости и суверенитета этого государства, или в Намибии, где ООН содействовала становлению государства. К сожалению, существуют примеры, когда операции по поддержанию мира не достигали поставленных целей, когда подвергалась риску жизнь «голубых касок», как это было в Сомали. В связи с этим Беларусь выступает за разработку свода правил проведения ОПМ, строгое выполнение задач, закрепленных в мандате миротворческой операции, тщательное планирование всех аспектов операции, в том числе финансовых и временных, до начала ее осуществления. Международное социально-экономическое сотрудничество и развитие. С учетом нынешней экономической ситуации в республике это направление является одним из важнейших во внешней политике Беларуси. В 1993 году на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН белорусская делегация поставила вопрос об оказании действенной помощи странам, недавно освободившимся от тоталитарного прошлого, и о ликвидации искусственных барьеров, мешающих развитию торговых связей между Востоком и Западом. Тогда же Беларусь стала соавтором ряда резолюций по экономическим вопросам, среди которых «Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство» и «Предпринимательство и приватизация в интересах экономического роста и устойчивого развития». Обе эти резолюции создают политические условия для расширения международного экономического и научно-технического сотрудничества Беларуси и других государств с переходной экономикой, их полной интеграции в мировую экономику на основе более широкого доступа этих стран к мировым рынкам сбыта. На 49-й сессии Генассамблеи премьер-министр Беларуси М.Н. Чигирь внес предложение о проведении в 1996 году международной конференции по проблемам стран с переходной экономикой. В настоящее время проводится активная дипломатическая работа по продвижению данного предложения. В качестве примера того, каким образом Организация Ооъединенных Наций ставит и решает глобальные проблемы и как в этом участвует наша республика, можно привести Конференцию по народонаселению, состоявшуюся в сентябре 1994 года в Каире. Решение о ее проведении было принято на сессии ЭКОСОС в 1989 году. Были определены основные цели и задачи конференции: поиск решений проблем перенаселения, устойчивого человеческого развития, экологии и здравоохранения. В рамках подготовки к конференции в Беларуси был создан Национальный координационный комитет, правительством разработан и принят план мероприятий, направленных на определение наиболее актуальных проблем в этой области и наиболее эффективных путей их разрешения. Эта работа проводилась в тесном контакте с Фондом ООН по народонаселению и Всемирной организацией здравоохранения. Перед белорусской делегацией на этой конференции была поставлена задача привлечь внимание международного сообщества к проблемам республики. Конференция приняла глобальный план действий в области народонаселения, где нашли свое отражение потребности стран с переходной экономикой в международной технической помощи, определены каналы ее выделения. Для реализации решений конференции был создан Национальный комитет по народонаселению, который приступил к разработке концепции демографической политики Беларуси и определению приоритетных направлений, которые потребуют международного сотрудничества. Продолжением серии форумов ООН в области человеческого измерения стала встреча на высшем уровне в интересах социального развития, которая состоялась в марте 1995 года в Копенгагене. На встрече обсуждались такие жизненно важные вопросы, как ликвидация нищеты, обеспечение продуктивной занятости населения планеты, социальная интеграция маргинализирозанных слоев общества. По итогам встречи были приняты политическая декларация и Всемирная программа действий в области социального развития. С трибуны этого форума Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко выдвинул концепцию глобальной программы содействия в рамках системы ООН странам с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь. Она включает в себя такие элементы, как создание и совершенствование системы социальной защиты населения в рыночных условиях; формирование современной системы охраны окружающей и производственной среды, безопасности труда, здоровья рабочих; подготовка и переподготовка кадров по методам работы в условиях рыночной экономики; преодоление массовой бедности. В немалой степени благодаря настойчивости нашей делегации в основные документы саммита вошло положение о необходимости оказания поддержки со стороны мирового сообщества группе стран с переходной экономикой. Следует отметить, что этому стремятся препятствовать многие развивающиеся страны, так как оказание помощи новым независимым государствам может означать отвлечение помощи, которая традиционно оказывалась этим странам. Одним из наиболее крупных источников оказания многосторонней технической и экономической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой является Программа развития ООН (ПРООН), которая функционирует под руководством Экономического и Социального Совета. Деятельность ПРООН главным образом направлена на оказание технического содействия в следующих формах: направление экспертов, поставка оборудования для проектов развития и предоставление стипендий для обучения граждан стран - получателей помощи. В феврале 1992 года в результате настойчивой и последовательной работы белорусских дипломатов Совет управляющих ПРООН предоставил Республике Беларусь статус государства - получателя технической помощи. 15 мая 1992 г. в Женеве было подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Организацией Объединенных Наций об открытии в Минске Отделения ООН. Одновременно был подписан Меморандум о взаимопонимании с Программой развития ООН. 24 сентября 1992 г. в Нью-Йорке было подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и ПРООН об основах сотрудничества. В настоящее время Беларуси со стороны ПРООН и спецучреждений ООН (МОТ, ВОЗ, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ЕЭК и др.), а также МАГАТЭ оказывается значительная финансовая, методическая и консультативная помощь. В январе 1995 г. Совет управляющих ПРООН утвердил программу для Беларуси, в которой отражены основные направления оказания технической помощи. Среди наиболее крупных проектов, которые осуществляются в нашей республике по линии ООН, можно выделить проекты по реструктуризации промышленного сектора и конверсии военных предприятий, конверсии жилых военных городков в зоны занятости, предпринимательства и энергосбережения, ряд проектов, направленных на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Чернобыльская проблема. С 1989 года, после снятия запрета на информацию о чернобыльской катастрофе, была проделана значительная работа по привлечению внимания мирового сообщества к проблемам, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС, и налаживанию международного сотрудничества в этой области. На 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году была принята резолюция «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на ЧАЭС», получившая название резолюции милосердия и солидарности. Этой резолюцией были заложены организационные основы усилий международного сообщества по чернобыльской проблематике. В связи с необходимостью продолжения усилий по смягчению последствий катастрофы на 46-й сессии Генассамблеи ООН была принята вторая «чернобыльская» резолюция, в соответствии с которой был создан специальный Секретариат ООН по Чернобылю с целью координации и инициирования усилий международного сообщества по оказанию помощи пострадавшим республикам. Несмотря на попытки ряда государств перевести чернобыльскую проблематику на региональный уровень, а также вывести аспекты чернобыльской проблемы за рамки экономической и финансовой деятельности ООН, проделанная белорусскими представителями работа позволила сохранить чернобыльскую тему в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи ООН. В резолюции «Укрепление международного сотрудничества и координация действий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы», принятой на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, отражено признание мировым сообществом, на основании заключений Всемирной организации здравоохранения, крайне негативной тенденции роста различных заболеваний, обусловленных радиационным воздействием. К 47-й сессии Генассамблеи на основании приоритетов, выделенных правительствами потерпевших республик, был подготовлен Сводный план ООН, содержащий 131 чернобыльский проект. В резолюции, принятой по «чернобыльской» проблеме на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подтверждаются действующие мандаты ООН в области координации международного сотрудничества в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, роль ее в качестве катализатора этого сотрудничества. ООН предоставлены полномочия содействовать регулярному обмену информацией, сотрудничеству, координации и взаимодополняемости многосторонних и двусторонних усилий в осуществлении программ и конкретных чернобыльских проектов. При этом были продлены на следующие два года мандаты, содержащиеся в предыдущих резолюциях ООН по данному вопросу, поскольку доклад Генерального секретаря ООН о выполнении принятой в 1993 году «чернобыльской» резолюции будет рассматриваться в качестве отдельного пункта повестки дня юбилейной 50-й Генеральной Ассамблеи ООН в 1995 году. Адаптация к реалиям изменившегося мира На сегодняшний день Беларусь является членом 14 специализированных учреждений ООН, таких, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и др. Она участвует в деятельности ряда выборных органов ООН - Комитета по информации ООН, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), в том числе в работе девяти комитетов и комиссий ЭКОСОС (Комиссии по населенным пунктам, Комиссии по социальному развитию, Комиссии по положению женщин, Комиссии по науке и технике в целях развития, Комиссии по устойчивому развитию, Комиссии по транснациональным корпорациям, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Комиссии по правам человека, Комитета по программе и координации и т.д.). Несомненно, членство в ООН налагает на Беларусь ряд серьезных обязательств, в том числе финансового характера. Благодаря настойчивым усилиям представителей Беларуси удалось добиться постепенного снижения ставки взноса в регулярный бюджет ООН для Беларуси с 0,48 процента в 1994 году до 0,28 процента в 1997 году. Аналогичная работа ведется в отношении взноса нашей страны на операции по поддержанию мира. Тем не менее, членство Беларуси в ООН, ее спецучреждениях, других международных организациях - наш весомый политический капитал которого, кроме Беларуси и Украины, до недавнего времени не имело ни одно государство СНГ. Участие в деятельности ООН - гарантия сохранения суверенитета и территориальной целостности республики, поддержания ее национальной безопасности. Существование и процветание небольшого государства в современном мире определяется не столько его потенциалом в военной области, сколько стремлением и умением тесно сотрудничать с другими странами, находить себе друзей и партнеров в международном сообществе. Наиболее надежной основой безопасности государства является его устойчивое социально-экономическое развитие, залогом которого служит полнокровное участие государства в системе международных отношений. Сегодня перед ООН стоит задача адаптации к реалиям изменившегося мира, что требует реформирования всей ооновской системы. Возрастает значение практических подходов к проблемам мира и безопасности, экономическому сотрудничеству, экологии, правам человека. Практически отпала необходимость политизации обсуждаемых в ООН насущных проблем человечества. Идет поиск, не всегда удачный, оптимальных структур и механизмов деятельности ООН, которые позволили бы избежать параллелизма в работе, снизить затраты и повысить ответственность международного персонала. Беларусь, как полноправный член международного сообщества, активно участвует в обсуждении всех проблем жизнедеятельности ООН, отстаивает свои интересы, поддерживает усилия по укреплению международного мира и безопасности. В то же время республика сегодня сама должна пересматривать свои подходы к ООН, степень, формы и методы своего участия в этой универсальной организации. При этом необходимо бережно хранить неоценимый опыт полувекового участия республики в ООН, поддерживать сложившееся представление о Беларуси как об ответственном и авторитетном члене мирового сообщества и осваивать новые направления международной деятельности, исходя прежде всего из необходимости решения острейших социально-экономических проблем государства. Именно эффективное участие в деятельности международных организаций помогает формировать благоприятные внешние условия для внутреннего развития, осваивать существующие нормы и стандарты взаимоотношений государств, формировать пространство наибольшего благоприятствования для решения главной задачи - улучшения жизни человека. Инициативы Беларуси в ООН Являясь одним из учредителей ООН, Беларусь с 1945 года активно участвует в коллективных действиях по решению всего спектра мировых проблем. Наша первая крупная инициатива была выдвинута уже на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году. По предложению делегации БССР была принята резолюция «О выдаче и наказании военных преступников». Резолюция требовала от стран-членов ООН принятия самых энергичных мер по поиску военных преступников, их аресту и выдаче тем странам, на территории которых они совершили преступления, для суда и наказания в соответствии с законами этих стран. Резолюция призывала принять такие же меры и страны, которые не являлись членами ООН. Эта же проблематика была нами продолжена в 1968 году, когда на 23-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по белорусской инициативе была принята резолюция о неприменении срока давности к военным преступлениям и военным преступникам. На 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 году по инициативе БССР была принята резолюция об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и социального прогресса, на основании которой впоследствии были приняты соответствующие декларация и резолюции ООН, касающиеся запрещения разработки и производства новых видов оружия массового поражения. В этом же году БССР была избрана на место непостоянного члена Совета Безопасности ООН и успешно выполняла свою функцию в этом главном органе ООН в период 1974-1975 годов. С обретением независимости Республика Беларусь существенно расширила как возможности своего участия в международном многостороннем сотрудничестве в рамках ООН, так и свой вклад в решение мировых проблем. Беларусь стала участником всех основных соглашений в области нераспространения, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО), Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия. Республика Беларусь также проводит ответственную политику в области экспортного контроля. Принятие нашего государства в Группу ядерных поставщиков в 2000 году является доказательством полного соответствия Беларуси признанным на международном уровне нормам экспортного контроля. Беларусь была одним из активных сторонников разработки и принятия Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким оружием и стрелковыми вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней. Программа была одобрена на Конференции ООН по незаконной торговле ЛСО во всех ее аспектах, которая проходила в июле 2001 года в Нью-Йорке. В рамках ООН Беларусь активно участвует в деятельности Комитета Генеральной Ассамблеи по вопросам международной безопасности и разоружения (Первого комитета), являясь автором и соавтором ряда резолюций, посвященных наиболее насущным проблемам сферы поддержания международной безопасности. Начиная с 1978 года делегация Беларуси выступает в роли инициатора проектов резолюций ГА ООН «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия». На 63-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 2008 г. принята новая резолюция 63/36 по этой теме. В ходе голосования ее поддержали 175 государств. В рамках Конференции по разоружению Беларусь принимает участие в переговорном процессе по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения. Белорусская делегация является постоянным участником заседаний Комиссии ООН по разоружению. Беларусь занимает активную позицию в рамках Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Конвенция о «негуманном» оружии/КНО). Беларусь является участницей КНО и четырех прилагаемых к ней Протоколов. С 1993 года Беларусь на регулярной основе добровольно представляет информацию об экспорте и импорте обычных вооружений и военной техники в Регистр ООН по обычным вооружениям и таким образом вносит свой вклад в транспарентность в сфере трансферта вооружений. В 2001 году Беларусь ратифицировала Договор по открытому небу и депонировала инструменты ратификации, тем самым подчеркнув свою важную роль в создании новой архитектуры безопасности от Ванкувера до Владивостока. Беларусь является активным участником международного сотрудничества в области применения, экспорта и уничтожения противопехотных мин. С 1995 года в Беларуси введен и неукоснительно соблюдается мораторий на экспорт всех видов противопехотных мин. 3 сентября 2003 года Генеральному секретарю ООН были переданы ратификационные грамоты о присоединении Беларуси к Оттавской конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. Данный шаг свидетельствует об ответственной позиции Беларуси в деле укрепления международной безопасности, доверия и взаимопонимания на международном и региональном уровнях. В 2000 году руководством страны была одобрена концепция постепенного расширения участия белорусских граждан в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ). В рамках реализации этой концепции 1 октября 2001 года в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ООН в отношении участия нашей страны в системе резервных соглашений ООН. В ноябре 2003 г. принят Закон «О порядке направления военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, а также гражданского персонала за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности». Закон предусматривает возможность участия представителей Республики Беларусь в операциях по поддержанию мира, предпринимаемых по решению Совета Безопасности ООН в соответствии с уставом ООН, а также проводимых под эгидой ОБСЕ. Участие представителей Республики Беларусь в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности будет осуществляться в невоенном компоненте миротворческих миссий ООН. На данном этапе используются возможности, предоставляемые Секретариатом ООН, для направления представителей Беларуси (гражданских лиц и офицерского состава) для прохождения учёбы на специализированных курсах ООН. В рамках работы по расширению участия белорусских специалистов в ОПМ предпринимаются шаги по созданию резерва квалифицированных специалистов в различных областях. С 2001 года Беларусь проводит конструктивное взаимодействие с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, осуществляющим контроль за выполнением государствами-членами ООН обязательств по резолюции 1373 (2001) и другим резолюциям Совета Безопасности ООН о мерах по борьбе с терроризмом. Беларусь является участником всех 12 существующих конвенций и протоколов по вопросам борьбы с терроризмом, принятых под эгидой ООН. Президент Республики Беларусь в ходе участия во Всемирном саммите ООН 2005 года в Нью-Йорке подписал соответствующий документ о присоединении Беларуси к последней из них - Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и объявил о принятом решении подписать Дополнительный протокол к Соглашению между Республикой Беларусь и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия. Важным вкладом в обеспечение международного мира и безопасности на планете является инициатива Президента Республики Беларусь о признании ценности многообразия путей прогрессивного развития наций, выдвинутая им с трибуны ООН в ходе Саммита 2005 года. Призыв Главы белорусского государства к признанию разнообразия путей развития государств гармонично дополняет усилия большинства стран планеты по построению многополярного мира, укреплению системы международного права, противодействию попыткам вмешательства в дела суверенных государств. С момента обретения независимости наша страна также вносила существенный вклад в решение проблем мирового развития, хотя наша первая инициатива в этой области была реализована еще в 1959 году. В ходе 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению БССР была принята резолюция о международном поощрении научных исследований в области раковых заболеваний. Республика Беларусь принимала активное участие в разработке итоговых программных документов Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 года, Конференции ООН по населенным пунктам 1996 года, 19-й специальный сессии Генеральной Ассамблеи ООН для проведения всеобъемлющего анализа хода реализации Повестки дня на XXI век 1997 года, Международной конференции по финансированию развития 2001 года, Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 года, Международной конференции по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса 2008 года, других крупных международных форумов, проводившихся под эгидой ООН. В 1997 году по инициативе Президента Беларуси А. Лукашенко в столице нашей страны г. Минске состоялась Международная конференция по устойчивому развитию стран с переходной экономикой. Учитывая позитивную оценку этой инициативы в резолюции Генеральной Ассамблеи и соответствующем докладе Генерального секретаря ООН на 51-й сессии ГА ООН (1996 год), в организации конференции приняли участие Секретариат ООН, Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Впервые на международном уровне был принят итоговый документ, определяющий перспективы устойчивого развития стран с переходной экономикой. На протяжении более десяти лет в ходе регулярных сессий Генеральной Ассамблеи ООН Беларусь традиционно активно участвовала в разработке и продвижении проектов резолюций об интеграции государств с переходной экономикой в мировое хозяйство. Эти документы создали необходимую основу для оказания органами оперативной деятельности, функциональными комитетами и комиссиями, специализированными учреждениями, фондами и программами ООН всеобъемлющего содействия Беларуси и другим странам региона в трансформации их экономик, постепенной их адаптации к условиям функционирования в мировой рыночной экономике. В 2008 году Беларусь приняла активное участие в формировании в ООН новой категории стран ? стран со средним уровнем дохода. При активном непосредственном участии Беларуси разработан принципиально новый для Генеральной Ассамблеи проект резолюции «Сотрудничество в целях развития со странами со средним уровнем дохода», который одобрен на 63-й сессии ГА ООН. В нем предусматривается проведение всеобъемлющего обзора существующего международного сотрудничества с государствами со средним уровнем дохода в целях развития с тем чтобы вывести его на принципиально более высокий уровень. Существенный вклад Республика Беларусь внесла в укрепление и повышение эффективности деятельности Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), занимающегося вопросами координации деятельности организаций системы ООН в экономической, социальной и природоохранной областях. В 1998 и 1999 годах Беларусь избиралась на пост заместителя председателя ЭКОСОС. Под председательством Беларуси в эти годы был разработан ряд шагов по включению гуманитарного направления в повестку дня ЭКОСОС. В настоящее время гуманитарный сегмент основных сессий ЭКОСОС, по мнению большинства стран-членов ООН, является одним из наиболее эффективных, и в этом есть доля заслуг Беларуси. В 2006 году Беларусь также внесла значительный вклад в выработку комплексных предложений по реформе этого органа, в частности, в укрепление сегмента высокого уровня основных ежегодных сессий ЭКОСОС. В четвертый раз наша страна была избрана в состав ЭКОСОС в 2006 году на период 2007-2009 годов. Постоянный представитель Беларуси при ООН избран заместителем председателя ЭКОСОС на 2008 год. Под его руководством на основной сессии ЭКОСОС 2008 года проведен всеобъемлющий обзор прогресса в выполнении резолюции 62/208 Генеральной Ассамблеи ООН о совершенствовании оперативной деятельности в рамках системы ООН в целях развития. В ходе Всемирного саммита ООН в сентябре 2005 г. (60-я сессия ГА ООН) Президент Республики Беларусь А. Лукашенко выступил с инициативой об активизации международных усилий по противодействию торговле людьми. 19 октября 2006 г. 61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН единогласно приняла внесенный Республикой Беларусь проект резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми». На 63-й сессии в 2008 году Генеральная Ассамблея также единогласно одобрила разработанный белорусской стороной обновленный проект резолюции по координации усилий в области борьбы с торговлей людьми. В нем закреплена идея Беларуси о разработке глобального плана действий по предотвращению торговли людьми. Сотрудничество с ООН по чернобыльской проблематике имеет важное значение для Беларуси, т. к. мировое сообщество является универсальным механизмом для выработки согласованных решений и важнейшим источником многостороннего консультативного и технического содействия районам Беларуси, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. Беларусь стремится максимально эффективно использовать широкие возможности, предоставляемые этой универсальной организацией, для продвижения своих подходов и отстаивания национальных приоритетов в чернобыльской сфере и для укрепления своего международного имиджа как государства с уникальным опытом и широкими научно-практическим знаниями по вопросам преодоления медицинских, экологических и социально-экономических последствий крупнейшей техногенной аварии XX века. Беларусь рассматривает принятые Генеральной Ассамблей в 1990-2007 годах резолюции ООН по Чернобылю как важное подтверждение солидарности международного сообщества с усилиями пострадавших стран и готовности продолжать уделять чернобыльской проблематике необходимое важное внимание. Беларусь принимает активное участие в работе Межучрежденческой целевой группы ООН по Чернобылю и Четырехстороннего комитета ООН по вопросам координации многостороннего чернобыльского сотрудничества. Беларусь считает также важной деятельность Международной исследовательской и информационной сети ООН по Чернобылю, задача которой - свести воедино и консолидировать научные исследования по данной тематике и обеспечить эффективную координацию дальнейшей научной работы в этой области. Беларусь активно использует деятельность Научного комитета ООН по действию атомной радиации - основного органа системы ООН по изучению воздействия излучения на людей и окружающую среду, для продвижения своих интересов и расширения сотрудничества с ведущими мировыми научными центрами по снижению радиационного воздействия на жителей» «чернобыльских» районов. В апреле 2006 г. в г. Минске была проведена Международная конференция «Чернобыль 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого развития пострадавших регионов», которая обозначила направления дальнейших усилий учреждений системы ООН в этой области. Генеральная Ассамблея ООН в принятой в 2006 году резолюции 62/9 по Чернобылю поддержала инициативу Беларуси о провозглашении третьего десятилетия после Чернобыльской катастрофы (2006-2016) десятилетием возрождения и устойчивого развития регионов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. При участии белорусской стороны разработан План действий ООН по реализации целей и задач Десятилетия. Активно развивается сотрудничество Беларуси с ООН в области экологии. Программные документы Беларуси - Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и Национальная стратегия устойчивого социального и экономического развития - выделяют международное сотрудничество в рамках ООН как один из путей эффективного решения природоохранных проблем. Укрепились связи Беларуси с Европейской экономической комиссией. Беларусь является активным участником общеевропейских процессов под эгидой ООН: «Окружающая среда для Европы», «Окружающая среда и здоровье», «Транспорт, здоровье и окружающая среда», а также ряда природоохранных Конвенций ЕЭК ООН. Важнейшим мероприятием в рамках развития сотрудничества Республики Беларусь с ЕЭК ООН в 2008 году стал организованный МИД визит заместителя Генерального секретаря ООН - Исполнительного секретаря ЕЭК ООН М. Бельки в Республику Беларусь в мае 2008 г. М. Белька принял участие в заседании Совета глав правительств государств - участников СНГ. Достигнута договоренность об участии ЕЭК ООН в разработке Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. По итогам участия в мероприятии Секретариатом ЕЭК ООН разработаны предложения ЕЭК ООН в проект Стратегии. Одним из наиболее ярких и значимых событий в области международного сотрудничества явилось присоединение Беларуси к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Участие в этом международном документе позволит Беларуси внести существенный вклад в глобальный процесс борьбы с изменением климата. Необходимо отметить высокий уровень сотрудничества Беларуси с секретариатами Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и Киотского протокола. Одной из последних и важнейших инициатив Беларуси в рамках ООН стал призыв Министра иностранных дел нашей страны Мартынова С.Н. с трибуны 62-й сессии Генеральной Ассамблеи в 2007 году создать под эгидой ООН международный механизм обеспечения доступности для всех государств современных передовых технологий использования новых и возобновляемых источников энергии. Это вклад Беларуси и в построение глобальной энергетической безопасности, и в дело борьбы с изменениями климата. Для реализации этой инициативы к декабрю 2008 г. Беларусью сформирована инициативная группа стран, которая обратится к председателю Генеральной Ассамблеи ООН с предложением о проведении в 2009 году тематических слушаний Генеральной Ассамблеи по актуальным вопросам международного сотрудничества в энергетической области. Беларусь принимает активное участие в работе Комитета Организации Объединенных Наций по информации, а также в обсуждении информационных вопросов, рассматриваемых в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Беларусь традиционно выступает за укрепление информационно-коммуникационной составляющей деятельности ООН и расширение информационных потоков между Организацией и ее государствами-членами. Позиция Беларуси заключается в том, что по каналам ООН должна распространяться только объективная и непредвзятая информация. Безусловной необходимостью также является равнозначное использование в работе Организации всех шести ее официальных языков. Беларусь отстаивает стратегическую важность особого внимания со стороны информационных структур ООН к интересам государств с переходной экономикой и государств со средним уровнем дохода, к числу которых относится и Республика Беларусь. Международные инициативы этих государств в ООН должны своевременно и объективно отражаться названными структурами ООН. Беларусь также регулярно подчеркивает необходимость более широкого и качественного информирования международной общественности об усилиях ООН и ее отдельных государств-членов в сфере борьбы с торговлей людьми, конкретных проектах ООН, направленных на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также информационного сопровождения деятельности главных органов ООН. Успешно развивается сотрудничество Беларуси с русской службой Радио ООН, с которой Белтелерадиокомпанией было заключено соглашение о ретрансляции передач на территории Беларуси. Беларусь в ООН в 2009 году С обострением в 2008 году глобальных энергетического, продовольственного и финансового кризисов, а также нарастанием проблемы климатических изменений роль ООН как универсального международного форума для глубокого анализа существующих глобальных проблем и объединения усилий государств для их разрешения существенно возросла. В данной связи повысилось и значение эффективного участия нашей страны в деятельности этой Организации в качестве инструмента реализации ее внешней политики. В течение года были предприняты решительные меры по доведению до международного сообщества через трибуну ООН конструктивных подходов Беларуси к совершенствованию современного мироустройства, решению актуальных региональных и глобальных проблем, недопущению использования в интересах узкой группы стран механизмов системы ООН для оказания политического давления на суверенные государства. В результате этих действий отмечается повышение международного авторитета Республики Беларусь. Она все больше воспринимается государствами-членами ООН в качестве значимого участника основных общемировых процессов, донора международной безопасности и стабильности. Значительную роль в укреплении позиций Беларуси в рамках ООН сыграли ее своевременные диктуемые требованием времени инициативы. В 2008 году дальнейшее продвижение получила инициатива Беларуси об укреплении координации международных усилий в деле противодействия торговле людьми. Последовательная позиция Беларуси в пользу разработки глобального плана действий по предотвращению торговли людьми, высказанная на Венском форуме по борьбе с торговлей людьми в феврале 2008 г. и в ходе неофициальных тематических слушаний в рамках Генеральной Ассамблеи в июне 2008 г., позволила закрепить идею разработки глобального плана действий в резолюции Экономического и Социального Совета 2008/33 от 25 июля 2008 г. и в обновленной резолюции 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по координации усилий в области борьбы с торговлей людьми. В резолюции Генеральной Ассамблеи также приветствуется деятельность Межучрежденческой координационной группы по борьбе с торговлей людьми, созданной по предложению Беларуси. В 2008 году предпринят ряд практических шагов по осуществлению высказанной Министром иностранных дел Республики Беларусь Мартыновым С.Н. в 2007 году с трибуны 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициативы о создании под эгидой ООН механизма обеспечения доступности для всех государств современных передовых технологий использования новых и возобновляемых источников энергии. К декабрю 2008 г. усилиями Беларуси сформирована инициативная группа стран, которые обратятся к председателю Генеральной Ассамблеи ООН с совместным письмом о проведении до окончания 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (до сентября 2009 г.) тематических слушаний в рамках Генеральной Ассамблеи по актуальным вопросам международного сотрудничества в области повышения энергоэффективности, энергосбережения и использования новых и возобновляемых источников энергии. На 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2 декабря 2008 г. по инициативе Беларуси принята резолюция 63/36 «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия: доклад Конференции по разоружению». В ходе голосования за принятие этой резолюции выступили 175 государств, что характеризует уровень поддержки усилий Беларуси в области поддержания международной безопасности. В рамках рассмотрения на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН пункта повестки дня «Культура мира» делегация Беларуси вновь привлекла внимание международного сообщества к инициативе Президента Республики Беларусь о признании ценности многообразия путей прогрессивного развития государств. На 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН усилиями делегации нашей страны удалось существенно продвинуться в решении вопроса о расширении членского состава Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР) и включении в него Республики Беларусь. В принятой по этому вопросу резолюции Генеральной Ассамблеи предусматривается увеличить в двухгодичном бюджетном цикле ООН 2010 ? 2011 годов финансирование НКДАР, с тем чтобы решить вопрос о полноправном членстве в Комитете Беларуси и других пяти государств не позднее сентября 2010 г. В рамках реализации положений принятой в 2007 году резолюции 62/9 Генеральной Ассамблеи ООН о провозглашении третьего десятилетия после катастрофы на Чернобыльской АЭС десятилетием восстановления и устойчивого развития пострадавших от нее территорий в ноябре 2008 г. на координационном совещании в Вене с участием организаций и учреждений системы ООН и правительств Беларуси, России и Украины фактически завершена работа над Планом действий ООН в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы на период до 2016 года. Делегации Республики Беларусь на министерском уровне приняли участие в основной сессии Экономического и Социального Совета (Нью-Йорк, июль 2008 г.) и Международной конференции по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса (Доха, ноябрь ? декабрь 2008 г.). Участие на высоком уровне в этих крупных международных форумах было использовано для внедрения в деятельность организаций и учреждений системы ООН на экономическом направлении подходов Беларуси в области совершенствования многосторонней торговой и международной финансовой систем, организации оперативной деятельности системы ООН по поддержке процесса развития в мире, реагирования международного сообщества на мировой финансовый кризис. Постоянный представитель Республики Беларусь при ООН выступил на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от имени ряда государств ? участников СНГ по проблемам борьбы с терроризмом, коррупцией, нелегальной миграцией, торговлей людьми, транснациональной организованной преступностью и незаконным производством, передачей и обращением стрелкового оружия и легких вооружений. Совместно с другими государствами ? участниками Евразийского экономического сообщества Беларусь приняла участие в разработке и обеспечила принятие Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 2008 г. резолюции 63/15 «Сотрудничество между ООН и ЕврАзЭС». В 2008 году Беларусь стала еще более заметным участником процесса реформирования ООН. По предложению Беларуси усилилось информирование международного сообщества о деятельности Генеральной Ассамблеи, о работе ее председателя. Наша страна остается в числе тех государств, которые добиваются максимально широкого согласия по аспектам реформирования деятельности Совета Безопасности ООН. Результатом комплекса проведенных мероприятий стало избрание кандидатуры Министра иностранных дел Республики Беларусь Мартынова С.Н. в состав Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам на 2009-2012 годы. В ходе выборов в рамках организационной сессии ЭКОСОС, прошедшей в апреле 2008 г., кандидатура Беларуси также была избрана в Комитет ООН по положению женщин на 2009 ? 2012 годы, Комиссию ООН по народонаселению и развитию на 2009 ? 2013 годы и Комитет ООН по программе и координации на 2009-2011 годы. Представители Беларуси избраны на посты заместителя председателя Экономического и Социального Совета и заместителя председателя Второго комитета Генеральной Ассамблеи ООН.
|