Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями

Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями

Введение

Интеграционный процесс сегодня идет практически во всех странах и континентах. В этот процесс включаются различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение. Страны современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Известно, что имеется потребность в оформлении единого таможенного пространства. В соответствии с соглашением Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан создают необходимые организационные и правовые предпосылки для осуществления взаимодействия правовых систем сторон и сотрудничества государственных органов законодательной и исполнительной власти сторон.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ / В кн. "Таможенный кодекс". - М., 2004. - С. 3.

Цель работы - охарактеризовать основные направления взаимодействия и сотрудничества России в области таможенного дела.

Для выполнения поставленной цели мною были решены следующие задачи: описать нормативно-правовые акты, регламентирующие сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ, охарактеризовать основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ и с мировыми экономическими организациями, описать проблемы вхождения России в ВТО.

1. Нормативно-правовое регулирование сотрудничества таможенных органов РФ и стран СНГ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

1). Таможенного Кодекса таможенного союза;

2). Международных договоров государств-участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3). Решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Кодексом и международными договорами государств-участников таможенного союза.

При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического перемещения товаров через таможенную границу2 Таможенный кодекс таможенного союза: Электронный ресурс http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?ID=1455037 .

Если день фактического перемещения товаров через таможенную границу не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день обнаружения нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Законодательством государств-участников таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств-участников таможенного союза.

Таможенные органы государств-участников таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза отнесено к компетенции таможенных органов.

Таможенные органы государств-участников таможенного союза осуществляют оперативно - розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно - розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств-участников таможенного союза в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы государств-участников таможенного союза осуществляют производство (ведут административный процесс) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза.

Правовую основу такого сотрудничества составляет прежде всего утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, который среди прочих намерений в деятельности Союза закрепил и намерение государств создать общий рынок товаров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов.

Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган -- Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.

В процессе осуществления своей деятельности в целях практического взаимодействия в сфере таможенного дела Советом были подготовлены и утверждены 10 февраля 1995 г. основы таможенных законодательств государств-участников СНГ. Данный документ, структура которого состоит из XIII разделов, 43 глав и 234 статей, определяет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в государствах-участниках СНГ.

В соответствии с основами к сфере таможенного дела отнесены таможенная политика, порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, производство таможенного оформления и осуществление таможенного контроля (ошибка все та же -- выделение таможенной политики наряду с мерами по ее реализации в качестве элемента таможенного дела).

Помимо основ, являющихся базовым документов в сфере унификации таможенного регулирования стран-участников СНГ, существует еще целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие сотрудничества этих стран в таможенно-правовой сфере. В частности, например, заключенное 8 июля 1995 г. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенных территорий государств-участников СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, целью которого явилось создание необходимых технических и прочих условий для практической реализации режима свободной торговли между этими государствами. А режим свободной торговли, предусмотренный соответствующим Соглашением о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, в свою очередь, предполагал освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и устранение всякого рода количественных ограничений.

Помимо общей унификации таможенных процедур в рамках стран СНГ, с некоторыми из этих стран Россия установила более тесные взаимоотношения в таможенно-правовой сфере. Так, с республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия у России образован Таможенный союз. Первоначально соглашение о Таможенном союзе было подписано между Россией и Республикой Беларусь (6 января 1995 г.), а чуть позже к нему присоединились и остальные республики -- его участники.

Формирование Таможенного союза осуществлялось в два этапа. В задачу первого этапа входило устранение имевшихся на тот период ограничений в торговле между его участниками, выработка единых таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении взаимоотношений с третьими странами. Этот этап формирования союза практически полностью был завершен к концу 1995 -- началу 1996 г. Была разработана единая и введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли в странах-участниках Союза, созданы представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Республики Беларусь, в Казахстане и Киргизии, а также аналогичные их представительства в нашей стране. Кроме этого, проводилась также и активная работа по присоединению других стран СНГ к Таможенному союзу и создания единого таможенного пространства на территории СНГ, чего, к сожалению, так и не удалось пока сделать.

В соответствии с Положением о Совете руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, утвержденным решением Совета глав правительств СНГ 23 декабря 1993 г., основными направлениями деятельности Совета являются содействие сближению и гармонизации таможенных законодательств государств - участников СНГ, координация их взаимодействия по основным аспектам таможенной политики, а также установление эффективного противодействия таможенным правонарушениям и контрабанде товаров.

Вторым этапом планировалось объединение таможенных территорий государств-участников Таможенного союза в единую таможенную территорию, что позволило бы не только свободно перемещаться населению некогда братских народов по территории Союза без каких-либо ограничений со стороны таможни, но и посредством упразднения таможенных постов на границах этих стран уде­лить больше внимания и финансовых средств на обустройство таможен и организацию таможенного контроля на внешних рубежах стран-участников.

На практике же упразднить таможенный контроль на границе, отменить таможенный контроль за товарами, происходящими с таможенной территории договорившихся государств, а также создать действенный механизм, позволяющий производить таможенное оформление товаров третьих стран в одном из государств без необходимости его дальнейшего оформления в другом государстве (куда товар, собственно, и предназначен) удалось только во взаимоотношениях между Россией и Беларусью. В отношениях с другими государствами СНГ -- участниками Таможенного союза достичь таких результатов не удалось.

Во взаимоотношениях России и Республики Беларусь унифицировались не только технологии таможенного оформления и контроля, методика определения таможенной стоимости товаров, но также идет и работа по унификации валютного законодательства, а также законодательства, регламентирующего юрисдикционную деятельность таможенных органов с целью снижения уровня правонарушаемости в таможенной сфере и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов обоих государств.

Во взаимоотношениях с остальными государствами-участниками Таможенного союза действует упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих из этих государств. Упрощенный порядок заключается в отказе от обязательного представления в таможенные органы грузовой таможенной декларации и в отмене взимания таможенных сборов за таможенное оформление таких товаров, а в остальном -- порядок таможенного оформления и контроля остается единым.

2. Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ

Современная практика осуществления таможенного сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:

1). Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в довольно схожих по своему характеру направлениях;

2). Международно-правовое сотрудничество со странами -- членами Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой -- предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (что означает -- предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).

В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:

1). Создание зон свободной торговли, в рамках которой государства -- их участники ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле;

2). Создание таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и всевозможных количественных ограничений во взаимной торговле стран -- их участников, установление единого таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам;

3). Создание общего рынка, при котором убираются не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и барьеры для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан;

4). Создание экономических союзов, для которых характерно образование единого рынка без границ и в дополнение ко всему вышеперечисленному также проведение государствами -- его участниками скоординированной макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах таковых союзов.

Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.

Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья.

Результаты экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ во многом зависят в том числе и от практического использования этими государствами уже накопленного международного опыта.

Сегодня таможенное сотрудничество ФТС России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года.

В соответствии с Планом основных мероприятий разрабатывается Стратегия экономического развития СНГ, в рамках которой таможенное сотрудничество предполагается развивать по целому ряду направлений.

Одно из этих направлений - инвентаризация международной правовой базы СНГ в таможенной сфере. Основной целью инвентаризации является анализ эффективности действующих соглашений, выявление пробелов в правовом регулировании, а также устранение существующих коллизий.

Важным для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет оставаться комплекс вопросов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Практически на каждом заседании Совета рассматриваются вопросы внесения изменений в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности СНГ, а также практика ее применения. На основании разработанных таможенными службами документов Экономическим советом СНГ внесены изменения в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается произведенным в стране, в которой они имели место. Четкие критерии определения страны происхождения товара помогают таможенным службам пресекать случаи представления фальсифицированных документов.

Одним из важнейших направлений деятельности таможенных органов государств - участников СНГ является упрощение процедур таможенного оформления, где центральное место занимают использование современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли. В рамках решения данной проблемы на 48-м заседании СРТС СНГ 21 ноября 2008 года в городе Санкт-Петербурге был подписан Протокол об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, который служит основой для развития "информационного" направления сотрудничества.

К настоящему времени создана договорно-правовая база в отношении обмена предварительной информацией. В частности, Российской Федерацией подписаны двусторонние протоколы с Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Молдова, с таможенными службами которых разработаны и подписаны необходимые технические условия обмена предварительной информацией. Соответствующая работа проводится и с таможенными службами государств - участников СНГ, включая Армению, Таджикистан и другими. В то же время российская делегация отметила, что в связи с созданием Таможенного союза информационный обмен предварительной информацией между Беларусью, Казахстаном и Россией будет осуществляться в рамках статьи 42 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, подписанного главами правительств Таможенного союза 21 мая 2010 года.

Следует отметить, что положительной динамике таможенного сотрудничества способствуют инициативы таможенных служб по расширению взаимодействия с другими структурами СНГ, в частности в правоохранительной сфере. В 2004 году подписано Соглашение об информационном взаимодействии между Советом руководителей таможенных служб государств - участников СНГ и Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ. С учетом рекомендаций Экономического совета СНГ заключены рамочные меморандумы и протоколы об информационном обмене с координационными правоохранительными органами СНГ, такими как Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, Антитеррористический центр стран СНГ, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками стран СНГ.

С целью углубления таможенного сотрудничества в правоохранительной сфере при поддержке Экономического совета и Совета глав правительств СНГ при Совете руководителей таможенных служб в 2008 году создан Комитет глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, призванный коллегиально заниматься выработкой тактики борьбы с правонарушениями на всем пространстве Содружества.

В сентябре 2010 г. в Москве на базе ФТС России состоялась рабочая встреча руководителей правоохранительных подразделений таможенных служб государств-членов Таможенного союза. В совещании приняли участие заместители руководителей таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

По итогам совещания одобрен план основных организационных и практических мероприятий таможенных служб государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2010-2011 годы, разработан порядок взаимодействия правоохранительных подразделений таможенных служб, намечены конкретные практические мероприятия на границах Таможенного союза по выявлению, предупреждению и пресечению каналов контрабанды. Участники встречи были едины во мнении, что выработанные в ходе заседания меры и принятые решения придадут импульс развитию правоохранительного сотрудничества и создадут дополнительные возможности для интенсификации межведомственных контактов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями на пространстве Таможенного союза.

Лидирующая роль Российской Таможенной службы сохраняется в профильной подготовке кадров для таможенных служб на пространстве СНГ на базе Российской таможенной академии, которая осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации таможенных работников от 23 ноября 1994 года. Российская таможенная академия (РТА) является региональным базовым центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ. В РТА в 2010 году было зачислено на очное обучение 72 студента из стран СНГ, на заочное обучение - 69. Однако цифры отражают только количество. Подготовка квалифицированных кадров - это будущее таможенной системы СНГ и поэтому вырабатываются новые подходы к процессу обучения специалистов для таможенных органов. В июне 2010 года Советом руководителей таможенных служб государств-участников СНГ был утвержден Развернутый план реализации положений Концепции профильной подготовки кадров, для таможенных служб государств - участников СНГ на базе Российской таможенной академии на период до 2011 года. В настоящее время ведется работа по подготовке новой редакции Концепции на период до 2015 года.

Кроме многостороннего формата сотрудничество между таможенными службами государств - участников СНГ строится на двусторонней основе в рамках 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Наиболее активно двусторонние связи развиваются с таможенными службами Белоруссии, Казахстана, Украины. В свете благоприятных тенденций, проявившихся в последнее время в отношениях между Россией и Туркменистаном, ФТС России предпринимает активные шаги по развитию сотрудничества с Государственной таможенной службой Туркменистана, с которой не было контактов с 2003 года, а представители службы фактически не принимали участие в работе Совета и других форматах встреч таможенных служб государств - участников СНГ.

Интеграционные процессы на пространстве СНГ имеют разноскоростной и разноуровневый характер.

Локомотивом интеграции является Евразийское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), в рамках которого формируется Таможенный союз государств - членов ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана.

Обеспечение консолидации таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства является одной из задач международного таможенного сотрудничества ФТС России.

Взаимодействие таможенных служб, необходимое для практической реализации таможенной составляющей интеграционных процессов, осуществляется в рамках созданного в 1996 году Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС (СРТС при ИК ЕврАзЭС).

На заседаниях СРТС при ИК ЕврАзЭС, которые проводятся ежеквартально, рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой, принятием и реализацией нормативных документов, направленных на решение обширного комплекса задач по формированию единой таможенной территории.

Приоритеты определены с учетом реализации стратегических задач, поставленных перед таможенными органами главами государств - членов ЕврАзЭС, в частности Коноваленко С. Федеральная таможенная служба на пространстве СНГ // Международная жизнь. - 2008. - № 8 - 9. - С. 20.:

- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования, в рамках которой действуют унифицированные правила таможенного оформления и таможенного контроля, применяются единые таможенные режимы;

- обеспечение экономической безопасности на внешних границах государств - членов ЕврАзЭС, борьба с контрабандой и другими видами таможенных правонарушений;

- укрепление и обустройство внешних границ ЕврАзЭС.

Одна из важнейших задач таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС - обеспечение свободного перемещения товаров по их территориям. В целях облегчения и ускорения процедур, связанных с перемещением товаров, таможенными службами было разработано Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества, которое было принято главами правительств государств - членов ЕврАзЭС 19 мая 2006 года.

Для информационного обеспечения перемещения товаров готовится целевая межгосударственная программа по созданию единой автоматизированной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС. В настоящее время принята ее концепция.

Другой важной задачей СРТС при ИК ЕврАзЭС является координация деятельности при подготовке национальных проектов модернизации информационно-технического оснащения таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС. Для реализации указанной задачи была создана постоянно действующая рабочая группа и как результат ее работы - подготовка типовых требований по информационно-техническому оснащению пунктов пропуска таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС. Следующими шагами в этом направлении явились одобренные предложения по разработке Межгосударственной целевой программы по оснащению границ государств - членов ЕврАзЭС инспекционно-досмотровыми комплексами для таможенного контроля крупногабаритных автомобилей и контейнеров.

Как и Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, СРТС при ИК ЕврАзЭС на регулярной основе проводит инвентаризацию заключенных договоров и соглашений на предмет их переработки или отмены. Одновременно с этим разрабатывается проект Таможенного кодекса таможенного союза и проект Основ таможенного законодательства государств - членов ЕврАзЭС.

Оценивая результаты таможенного сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС, можно признать, что благодаря совместным усилиям экспертов и руководителей таможенных служб этих государств при координирующей роли ФТС России, бессменно возглавляющей СРТС при ИК ЕврАзЭС, за прошедшие годы проведена значительная работа по унификации таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕврАзЭС и созданию договорно-правовой базы таможенного союза.

Новым этапом в развитии сотрудничества ФТС России в рамках ЕврАзЭС послужило присоединение в 2006 году к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества Республики Узбекистан. Возникла необходимость оказания всемерного содействия таможенной службе Узбекистана в скорейшей интеграции в существующую систему таможенных правоотношений государств - членов ЕврАзЭС, что потребовало разработки, согласования и проведения внутригосударственных процедур по целому ряду международных правовых актов. С 2007 года таможенная служба Республики Узбекистан является членом СРТС при ИК ЕврАзЭС.

Перспективным направлением практической деятельности ФТС России в Евразийском регионе является содействие в развитии Евразийских транспортных коридоров, в первую очередь в рамках пилотного проекта ЕврАзЭС по ускоренному пропуску контейнерных поездов по маршрутам Урумчи - Брест и Урумчи - Москва на основе современных информационных технологий.

В силу политических, экономических и географических причин приоритетным направлением таможенного сотрудничества на пространстве СНГ остается сотрудничество в формате Союзного государства России и Белоруссии.

Совместным органом, вырабатывающим политику и принимающим решения, направленные на углубление интеграционных процессов в таможенной сфере, является коллегия Таможенного комитета Союзного государства. ФТС России выполняет функции Секретариата Таможенного комитета Коноваленко С. Федеральная таможенная служба на пространстве СНГ // Международная жизнь. - 2008. - № 8 - 9. - С. 21..

Основными направлениями деятельности Таможенного комитета Союзного государства является унификация таможенного законодательства в условиях отсутствия таможенного контроля на российско-белорусской границе в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, обеспечение эффективного таможенного контроля в отношении товаров из третьих стран.

Таможенными службами Союзного государства ведется совместная работа по обеспечению свободного перемещения товаров и транспортных средств через территорию государств - участников Договора о создании Союзного государства при соблюдении их таможенных законодательств.

Следует отметить тесное взаимодействие таможенных служб двух государств при разработке и реализации союзных программ по первоочередному развитию таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь и по созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.

Хотелось бы отметить, что в условиях быстро развивающейся мировой торговли возрастает роль международного сотрудничества в таможенной сфере на пространстве СНГ. Оно должно быть прежде всего направлено на ускорение товарооборота во внешней торговле в интересах экономического развития государств - участников СНГ и одновременно обеспечивать взаимодействие таможенных служб в решении вопросов, связанных с предотвращением и пресечением таможенных правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через границы.

На этой платформе ФТС России предстоит и в дальнейшем развивать международное таможенное сотрудничество со странами СНГ, внося свою лепту в решение стратегических задач, которые поставлены руководством государства во внешнеэкономической сфере и по вопросам экономической безопасности России.

3. Сотрудничество России с мировыми экономическими организациями

Огромную роль в международных таможенных правоотношениях играют международные экономические организации, создаваемые государствами и иными субъектами международных отношений. Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе.

Среди таких специализированных таможенных межгосударственных объединений можно выделить международные универсальные таможенные организации, ареной деятельности которых является весь мир, и международные региональные таможенные организации, распространяющие свое действие на определенный локальный регион земного шара.

К универсальным международным таможенным организациям можно отнести Совет таможенного сотрудничества или Всемирную таможенную организацию. Среди региональных таможенных организаций можно назвать Европейский Союз, Содружество Независимых Государств (объединяющее страны Центральной и Южной Африки), Организацию стран Магриба (объединяющую государства Северной и Северо-Западной Африки), Всемирную торговую организацию, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), некоторые другие организации. Основной международной организацией в области таможенного дела является Всемирная таможенная организация (ВТАО), от англ. World Customs Organization (WCO). ВТАО основана 15 декабря 1950 г. в Брюсселе, где были подписаны три конвенции:

1). Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества;

2). Конвенция об оценке таможенных пошлин;

3). Конвенция о таможенной номенклатуре.

Конвенции вступили в силу, соответственно, 4 ноября 1952 г., 28 июля 1953 г. и 11 сентября 1959 г.

Учредительная сессия Совета таможенного сотрудничества, в которой приняли участие таможенные службы 17 стран Европы, состоялась 26 января 1953 г. В настоящее время ВТАО объединяет 171 государство. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТАО с 1992 г.

Главными задачами организации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества. ВТАО поддерживает тесные контакты с Интерполом, комитетом ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совета безопасности ООН.

После распада СССР ставшая его правоприемницей Российская Федерация подтвердила свои намерения об участии в более чем 300 международных торговых и таможенных организациях. Российская Федерация, осуществляя преобразования во внешнеэкономической сфере, направленные на переход к открытой экономике, предпринимает большие усилия для интеграции в мирохозяйственные связи.

Растущее значение приобретают связи с Европейским Союзом: на долю стран Западной Европы приходится около 50% внешнеторгового оборота России. 24 июня 1994 года на острове Корфу (Греция) было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС. Оно содействует углублению и расширению ранее принятых обеими сторонами соглашений - между СССР и ЕЭС (1988 г.) и СССР и Европейским сообществом по атомной энергии - о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве (1989 г.).

Россия и ЕС договорились о сотрудничестве во всех сферах экономических отношений. После 1998 г. предусматривается создание с ЕС зоны свободной торговли товарами, охватывающей также свободу учреждения компаний, свободу трансграничной торговли услугами и движения капиталов. Целью партнерства является также обеспечение основы экономического и других видов сотрудничества на базе взаимной выгоды, взаимной ответственности и поддержки.

В июне 1995 г. было подписано и с февраля 1996 г. вступило в силу Временное соглашение о торговле между ЕС и Российской Федерацией, включающее статьи СПС, которые не требуют ратификации и не ведут к изменению законодательства стран - участников Соглашения. Временное соглашение охватывает режим торговли товарами, ряд областей таможенного дела, стандартизации, конкуренции, обеспечения прав интеллектуальной собственности.

В то же время ЕС отказывается признать рыночный характер российской экономики и считает, что необходимые политические, экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели. Это позволяет ЕС применять антидемпинговые процедуры. При этом не учитываются внутренние российские цены при определении факта и уровня демпинга, а также форм антидемпинговых мер, что на деле означает нежелание принимать во внимание показатели коммерческой деятельности отдельных компаний.

В течение 2008 года деятельность ФТС России была направлена на усиление партнерства и интенсификацию сотрудничества с Евросоюзом.

ФТС России поступательно выстраивает отношения таможенного сотрудничества с европейскими таможенными администрациями, сообществами и организациями, учитывая важность участия в формировании общих пространств в экономической и таможенной сферах. На данном направлении не менее важным остается развитие таможенного сотрудничества в области гармонизации и упрощения таможенных процедур, совместимости транзитных систем России и Европейского Сообщества, организации информационного обмена, развития таможенной инфраструктуры, консалтинга и обучения кадров.

19 июня 2008 года в Москве состоялось 8 заседание Подкомитета Россия - ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству.

Согласованы три приоритетных направления взаимодействия по преодолению существующей проблемы на совместной границе. К их числу относятся:

- содействие взаимной торговле путем выработки и принятия законодательных, административных и практических мер по урегулированию ситуации на границе России - ЕС;

- реализация пилотного проекта по обмену таможенной информацией;

- развитие пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры на границе между РФ и ЕС.

Обсуждены вопросы, относящиеся к транзиту. Так вводится в эксплуатацию российская национальная транзитная система «Транзит - 2», совместимая с Новой компьютеризированной транзитной системой ЕС (НКТС).

Особое внимание уделено вопросу подготовки пилотного проекта по обмену таможенной информацией между Россией и ЕС, практическая реализация которого началась с 1 января 2009 года. Согласно проекту, основой обмена информацией должны стать данные, содержащиеся в книжке МДП.

Помимо широты охвата (проект охватит около 70 процентов всех грузоперевозок из Европейского союза в Россию автомобильным транспортом), к числу преимуществ проекта можно отнести высокую степень защищенности данных и взаимную стыковку транзитных систем.

Вместе с ФТС России и Комиссией европейских сообществ (КЕС) в проекте на добровольной основе участвуют 12 государств-членов Евросоюза (Австрия, Бельгия, Чехия, Эстония, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Польша и Швеция). Пилотный проект остается открытым для других стран ЕС, которые могут присоединиться к нему в любой момент. Основные документы для обмена информацией в рамках Пилотного проекта (пользовательские требования и технические спецификации) разработаны и одобрены Рабочей группой. Тестирование программного продукта проекта начато с 01 октября 2008 года.

В 2008 году ФТС России исходя из задачи построения Общего европейского экономического пространства и учитывая лидирующее положение Европейского союза во внешнеторговом обороте России провела работу с Комиссией Европейских сообществ в плане сближения основных таможенных документов (российской ГТД и ЕАД стран ЕС) и процедур таможенного транзита.

Одним из важнейших направлений сотрудничества России и Европейского союза в таможенном деле является развитие российской таможенной инфраструктуры на северо-западном направлении. Так, в частности, на средства Евросоюза обустроены пункта пропуска: в мае 2008 года введён в эксплуатацию на российско-литовской границе МАПП «Чернышевское», ведётся строительство на российско-польской границе МАПП «Мамоново-Гжехотки», открытие которого планируется к началу 2011 г.

В настоящее время между ФТС России и КЕС ведётся согласование текста Меморандума между Правительством Российской Федерации и Комиссией Европейских сообществ (КЕС) о взаимопонимании по вопросу финансирования в рамках Программы ТАСИС проектирования и строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска Советск на российско-литовской границе.

В рамках совершенствования законодательной базы сотрудничества ФТС России и ЕС в таможенной сфере подготовлены предложения для включения в проект нового Соглашения о стратегическом партнерстве Россия-ЕС, который придет на смену действующему, а также прорабатывается необходимость заключения с ЕС отдельного отраслевого соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере.

ФТС России и КЕС продолжают тесное взаимодействие в области развития таможенной инфраструктуры на общей границе.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС сотрудничество ФТС России с Комиссией Европейских сообществ в таможенной сфере имеет своей целью, достижение совместимости таможенных систем Сторон.

На протяжении 2008 года ФТС России осуществляла председательство в Рабочей группе Совета Баренцева/Евроарктического региона по устранению торговых барьеров. В рамках председательства ФТС России активно осуществляла продвижение российских инициатив в области обмена предварительной информацией о перемещаемых в регионе СБЕР товарах, направленных на усиление правоохранительной составляющей сотрудничества и установление более тесного диалога по вектору «таможня-бизнес».

В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества. Эта линия определяет и приоритеты таможенного сотрудничества ФТС России в данном регионе, как на двусторонней основе, так и через региональные интеграционные структуры Азиатско-Тихоокеанского региона: форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В 2008 году ФТС России осуществляла работу в Подкомитете по таможенным процедурам Комитета по торговле и инвестициям АТЭС, а также активно взаимодействовала с Секретариатом АТЭС по конкретным направлениям деятельности. В 2009 году ФТС России планируется обновление разделов Индивидуального Плана действия Российской Федерации в АТЭС.

В 2008 году ФТС России развивало взаимодействие и участие с Организацией Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).

5-6 февраля 2008 года в штаб-квартире Организации Черноморского экономического сотрудничества состоялось очередное заседание Экспертной рабочей группы ЧЭС по таможенному сотрудничеству, посвященное подготовке заседания Совета руководителей таможенных служб ЧЭС (СРТС ЧЭС), которое было проведено в период 17-18 марта 2008 года в городе Киеве. В повестку заседания были включены вопросы налаживания взаимодействия таможенных служб черноморского региона в решении резолюций Совета министров иностранных дел ЧЭС, обсуждение возможности налаживания системы взаимного предварительного информирования, подготовки проекта резолюции СРТС ЧЭС, иные вопросы, представляющие интерес для укрепления таможенного сотрудничества в рамках ЧЭС.

В ходе подготовки к заседанию специальной рабочей группы, а также к совещанию руководителей таможенных служб государств-членов ЧЭС, предусмотренному программой Украинского председательства, ФТС России была проведена работа по согласованию проекта Меморандума об обмене данными о товарах и транспортных средствах, пересекающих границы государств - членов ЧЭС. 18 марта 2008 года на заседании в Киеве главы таможенных служб стран-участниц ЧЭС обсуждали возможность установления механизма обмена предварительной информацией основанного на Меморандуме. По результатам заседания было подписано заявление глав таможенных служб стран-участниц ЧЭС, в котором нашли отражение и инициативы таможенной службы России.

2-3 октября 2008 года в городе Ялта (Украина) состоялось заседание рабочей группы ЧЭС по таможенным вопросам. В ходе заседания был доработан и одобрен проект плана действий стран ЧЭС на период с 2008 по 2010 годы, представленный украинской стороной (страна-координатор рабочей группы). На сегодняшний день основным открытым вопросом на 2009 год остается создание и реализация механизмов обмена предварительной информацией между таможенными службами стран-участниц ЧЭС.

В 2008 году ФТС России проведены два заседания Рабочей группы Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) по таможенному сотрудничеству. Продолжено традиционное сотрудничество ФТС России в региональных международных организациях: Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР).

ФТС России возглавляет рабочую группу по таможенному сотрудничеству в рамках российского председательства в Совете Баренцева-Евроарктического региона. 5 июня 2008 года в ФТС России прошло первое заседание рабочей группы Совета Баренцева-Евроарктического региона, по вопросам преодоления торговых барьеров, в котором приняли участие, в том числе, высшие должностные лица СБЕР. Руководством СБЕР данная Рабочая группа признана одной из лучших, занимающая место в первом ряду партнерства в Баренцевом регионе.

Среди международных экономических организаций, сотрудничество с которыми является важным для внешнеэкономических связей государств, видное место занимает Всемирная таможенная организация, до октября 1994 г. - Совет таможенного сотрудничества (СТС). Совет - международная межправительственная организация - начал свою деятельность в ноябре 1952 г. в составе 17 стран-членов. Высшим органом СТС/ВТО является Сессия, созываемая, как правило, один раз в год. Делегации стран-членов обычно бывают представлены главами национальных таможенных служб. Постоянно действующим исполнительным органом ВТО является Секретариат. Штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия). Бюджет формируется из ежегодных взносов стран-членов. Его размер определяется четвертым по величине.

Совет таможенного сотрудничества был создан с целью обеспечения согласованности и единообразия таможенных систем, совершенствования таможенных процедур и таможенного законодательства. Необходимо было решить задачу унификации номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах. Эта задача решалась в 50-80 гг. XX в. путем создания Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), Номенклатуры СТС, Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

В настоящее время Всемирная таможенная организация проводит большую методическую и консультативную работу по модернизации национальных таможенных служб с целью их подготовки к условиям работы в XXI столетии. Российская таможенная служба поддерживает с ВТО тесные связи и опирается на ее поддержку.

В 2008 году на 111 сессии Совета ВТО таможенная служба России была признана лучшей таможенной службой в мире по показателям в области борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности.

В 2008 году Федеральная таможенная служба обеспечила присоединение Российской Федерации к Рекомендациям ВТО:

- «О необходимости развития и укрепления роли таможенных администраций в сфере борьбы с отмыванием денег и легализацией доходов, полученных преступным путём»;

- «О противодействии трансграничным правонарушениям в сфере экологии».

В 2011 году международная деятельность Службы будет направлена на дальнейшее укрепление таможенного сотрудничества ФТС России с ВТО, обеспечение участия ее представителей в работе Всемирной таможенной организации.

4. Проблема вхождения России в ВТО

Взаимодействие России с Всемирной торговой организацией играет важную роль в международных таможенных отношениях. В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону «риска» в правоохранительном плане.

В соответствии с Уругвайским раундом, проходившим с 1986 г. по 1993 г., Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ) с 1 января 1995 г. была переименована во Всемирную торговую организацию (ВТО). Деятельность организации базируется на трех соглашениях: о торговле и тарифах, о торговле услугами, о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Главной целью ВТО является дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Первостепенной задачей в области регулирования инвестиций является разработка многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле. При этом единственным средством защиты отечественного производителя признается таможенно-тарифная политика. Только в ситуации отрицательного сальдо торгового баланса страна может вводить количественные ограничения на импорт, то есть устанавливать, сколько тех или иных товаров можно ввезти из-за границы Шумилов М. М. Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья" - М., 2001..

Важнейшими принципами формирования торговой системы в XXI в. также являются:

- недопущение дискриминации в межгосударственных торговых отношениях (принцип наибольшего благоприятствования);

- дальнейшее внедрение правил свободной торговли;

- открытость национальных рынков и их либерализация;

- снятие законодательных ограничений по использованию импортных продуктов и материалов, кроме сфер, связанных с выполнением государственных заказов;

- ограничение права национальных властей в части льготирования местных производителей и необоснованных обвинений иностранных фирм в демпинге;

- равное отношение к услугам и их производителям вне зависимости от страны происхождения;

- свободный доступ на внешний рынок товаров и услуг из наименее развитых стран;

- равенство налогов, налагаемых на импортные и отечественные товары;

- возможность присоединения к ВТО России, Китая и других стран (принцип универсальности);

- обеспечение условий, препятствующих центробежным тенденциям и разрушению многосторонней системы торговли (при том, что ВТО не запрещает создавать региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли);

- ограничение прав национальной таможни определять таможенную стоимость перемещаемых товаров (по правилам ВТО, цену товара определяет производитель) и др.

Сегодня в ВТО входит 153 государств; еще 2 страны, включая Белоруссию и Россию, ведут переговоры о присоединении. Россия стремится к вступлению в ВТО. В июне 1993 г. на имя Генерального директора ГАТТ было направлено официальное заявление России с просьбой о принятии ее в эту международную организацию.

По словам помощника президента РФ Аркадия Дворковича Россия рассчитывает завершить процесс вступления во Всемирную торговую организацию, продолжающийся уже более 15 лет, в 2011 году. Вступление России в ВТО на правах его члена позволит ей без заключения двусторонних и многосторонних договоров и соглашений участвовать в торговле в рамках многостороннего Соглашения, преодолевать дискриминационные ограничения, сохраняющиеся в мировой торговле, прежде всего в экспорте товаров, пользоваться льготами, а также получать доступ к регулярной информации о внешнеэкономической политике.

Основные выгоды, которые Россия может получить от присоединения к ВТО, заключаются в следующем:

1). Россия станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет отстаивать приемлемые для себя позиции на мировом рынке товаров и услуг. В противном случае нам предстоит подстраивать своё законодательство под решения ВТО, не имея рычагов давления на эти решения;

2). Присоединение к ВТО станет для России мощным фактором стабилизации законодательства, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды;

3). Благодаря вступлению в ВТО российские экспортёры быстро освоят общепринятые правила рыночного поведения, что будет способствовать развитию цивилизованных форм участия во внешнеэкономической деятельности и, в конечном счете, уменьшит утечку капитала, а также позволит государственным органам лучше реагировать на запросы отечественных производителей и потребителей;

4). Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности. Иностранная конкуренция, в конечном счете, будет способствовать структурной перестройке российской экономики и повышению её конкурентоспособности;

5). Вступление России в ВТО приведёт к увеличению экспортных доходов и уменьшению потерь в результате снижения таможенных пошлин, прекращения или сокращения антидемпинговых процедур, уменьшения других препятствий для российского экспорта;

6). Внедрение иностранных банков в банковскую сферу России может способствовать более активной мобилизации средств потенциальных вкладчиков, которые держат деньги «в чулках», не доверяя отечественным банкам. Если мобилизованные банками средства будут вкладываться в российский реальный сектор, это будет иметь несомненное позитивное значение. Кроме того, следует учитывать огромную массу свободных денег иностранных банков, предложение которых позволит снизить среднюю банковскую ставку, а, следовательно, повлияет на рост промышленного производства в стране;

7). Правила ВТО содержат ряд положений, следование которым чрезвычайно выгодно для государства, в том числе положение о защите иностранных инвесторов и защите авторских прав в России, что способствует развитию внутреннего рынка программного обеспечения и новых технологий. Открытость экономики способствует развитию международных отношений России с мировым сообществом, торговля и взаимные инвестиции делают экономики различных стран зависимыми друг от друга и тем самым ограничивают враждебность внешней политики. Вместо абстрактных враждебных нам стран начинают появляться конкретные партнёры по бизнесу, покупатели и поставщики товаров и услуг.

Однако существуют и отрицательные моменты, которые связаны с предполагаемым вступлением России в ВТО:

1). Из-за усилившейся иностранной конкуренции в проигрыше окажутся большая часть машиностроения, пищевая, легкая промышленность, сельское хозяйство, авиастроение, производство потребительских товаров длительного пользования, стройматериалов, бытовая химия, большая часть сферы услуг. Прогнозируется падение конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем рынке, а значит, грядут спад промышленного производства и ещё большое усиление сырьевой специализации отечественной индустрии;

2). Возможно ограничение свободы проведения самостоятельной внешнеэкономической политики;

3). Неизбежное радикальное сокращение прямого и косвенного субсидирования товаропроизводителей из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации может плачевным образом отразится на промышленности и сельскохозяйственном комплексе;

4). Действующий в ВТО механизм разрешения споров вовсе не гарантирует от принятия в отношении России ограничительных процедур. Даже после вступления Киргизии в ВТО в соответствии с Торговым актом США 1974 г. страна подпадает под действие принципа «условного предоставления» режима наибольшего благоприятствования, равно как и другие бывшие социалистические страны. Это означает, что США могут и не предоставить режим наибольшего благоприятствования другим членам ВТО, нарушая тем самым правила этой организации;

5). В связи со снижением ввозного таможенного тарифа и расширением возможностей выхода на российский рынок иностранной готовой продукции предполагается ослабление стимулов иностранных инвестиций;

6). Минимизация масштабов прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители, сближение таковых с мировыми ценами явно повлечет за собой рост затрат в производстве, особенно в энергоёмких отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции;

7). Крутое изменение всей системы взаимных преференций стран может серьёзным препятствием для функционирования существующего таможенного союза;

8). Резкое снижение импортных пошлин приведёт к сокращению доходной базы государственного бюджета страны, третья часть которой формируется за счёт таможенных платежей.

Задачи модернизации и подъёма промышленного производства, а также перепрофилирования международной специализации страны в системе мирохозяйственных связей требует внесения кардинальных корректив во внешнеэкономическую политику государства. Стратегической задачей России при вхождении в мировое хозяйство является либерализация внешнеэкономического режима. Однако возрастающая открытость к внешнему миру не должна входить в противоречие с интересами национальной безопасности. При этом, как отмечает один из ведущих политологов К. Гаджиев, «главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства» http://www.tgrt.ru/analitika/5507114980.

В этой связи при решении одной из стратегических задач дальнейшего интегрирования в мировое хозяйство - вопроса о присоединении России к ВТО необходимо исходить не только из целесообразности вступления в эту организацию, не вызывающей сомнений в стратегическом плане. Крайне важно оценить последствия вступления с точки зрения экономической безопасности, учитывая современное социально-экономическое положение страны.

Учитывая, что при вступлении в ВТО Россия должна будет сделать серьёзные уступки, выполнить жесткие требования по дальнейшему открытию своего рынка для иностранных товаров и услуг, который и сейчас характеризуется высокой степенью открытости, следует задуматься о дальнейших планах по либерализации внутреннего рынка. По некоторым товарам в России уже преодолён порог экономической безопасности, поэтому при вступлении в ВТО необходимо добиваться таких условий, которые реально обеспечили бы защиту стратегически важных для страны отраслей и сфер национальной экономики. Для этого страна должна получить возможность в течение определённого переходного периода постепенно осуществлять меры по дальнейшей либерализации внешнеэкономического режима и упорядочению законодательства с целью приведения его в соответствии с нормами ВТО. Этот период во времени должен быть достаточным для того, чтобы экономика России могла адаптироваться к новым условиям и обрела способность противостоять иностранной конкуренции. Причём переходный период должен распространятся как на отрасли производственной сферы, так и на сектор услуг. Если в результате переговоров Россия не получит приемлемых для неё условий, то вступление в ВТО на других условиях принесёт российской экономике непоправимый ущерб: она не сможет осуществить структурные преобразования и выйти на траекторию устойчивого роста.

Заключение

Специфика внутригосударственного таможенного регулирования проявляется среди прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным правом. В сферу международно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки находящихся под таможенным контролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др.

Закрепленный нормами российского таможенного права принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению России к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Россия и страны СНГ - участники Таможенного союза и СНГ в целом на пути их интеграции в единый, прочный и сбалансированный элемент мировой экономической системы уже прошли ряд организационных этапов. Дальнейшее развитие механизма его становления можно будет проследить в динамике по мере углубления уже начатых интеграционных процессов.

Сотрудничество России и стран-участниц СНГ в сфере таможенного дела по своему характеру весьма разнообразно и многофункционально. Его главными задачами являются правовое обеспечение единого таможенно-тарифного регулирования с учетом общепризнанных международно-правовых норм, формирование оптимальных правовых условий для интеграции национальной экономики той или иной страны в мировое хозяйство и проведение целенаправленной политики на укрепление стабильности внешнеторговых отношений.

Список использованных источников

1. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ / В кн. "Таможенный кодекс". - М., 2004. - С. 3.

3. Коноваленко С. Федеральная таможенная служба на пространстве СНГ // Международная жизнь. - 2008. - № 8 - 9. - С. 19 - 21.

4. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. Учебное пособие. СПб.. 2000. С. 87 - 102.

5. Шумилов М. М. Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья" - М., 2001.

6. Соломеин А. Ю. История таможенного дела и таможенной политики России. Краткий курс лекций. - СПб: РИО СПб филиала РТА, 2007. - 148 с.

7. Н. М. Блинов. Таможенная политика России X-XX веков //. - М.: РУСИНА, 1997. - 271 с.

8. История таможни государства Российского: 907-1995/Кисловский Ю.Г.; Ред. А.С.Круглов и др.-М.: Автор, 1995.

9. Российское таможенное право: Учебник для вузов / Рук. авт. кол-ва и отв. ред. Б.Н. Габричидзе. -- М.: Изд. группа ИНФРА-М -- НОРМА, 2003.

10. Бакаева О. Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации /Бакаева О.Ю. //Правовая политика и правовая жизнь, 2001.-№ 1. - С. 114-119.

11. Таможенное регулирование в рамках СНГ // Таможенная служба. - 2007. - № 4. - С. 5.

12. Молодой международник. Альманах. Вып.4. /Николаев А.М., Черникова Л.П., Обухова О.В., Синякин С.В.,и др.; Ред. Печерица В.Ф.; ДВГУ.-Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2003.

13. Таможенный кодекс таможенного союза [Электронный ресурс] // http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?ID=1455037

14. Портрал профессиональных участников потребительского рынка [Электронный ресурс] // http://www.tgrt.ru/analitika/5507114980

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011