Современные внешнеэкономические связи Украины
Современные внешнеэкономические связи Украины
3 Министерство Образования Азербайджанской Республики Бакинский Славянский Университет Факультет международных отношений и регионоведения Кафедра международных отношений Выпускная работа на тему: "Современные внешнеэкономические связи Украины" Баку 2009 Содержание Введение 1. Экономико-теоретический анализ развития Украины 2. Место Украины в мировом торговом пространстве 3. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины Заключение Литература Введение Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ века является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических связей между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Мировое хозяйство начала ХХI века - глобально по своим масштабам. Оно основывается всецело на принципах рыночной экономики, объективных закономерностях международного разделения труда, интернационализации производства и капитала. С переходом всего постсоветского пространства, в том числе и Украинской Республики, к свободным рыночным отношениям, вызвал острую необходимость рассмотрения внешнеэкономической политики страны в современных условиях, что и определило актуальность избранной темы. Есть объективная необходимость в концепции формирования такой системы внешнеэкономических связей, которая позволила бы эффективно использовать производственный потенциал страны и обеспечила бы включение страны в международное разделение труда, стабильное развитие экономики и решение социальных задач. Цель исследования заключается в раскрытии объективных основ и предпосылок развития торгово-экономических связей Украины, определение основных проблем и перспектив развития этих отношений в рыночных условиях. Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи: 1. Проанализировать состояние производственного потенциала, отраслевой и территориальной структуры хозяйства Украины с точки зрения внешнеэкономических связей. 2. Определить особенности перехода Украины к экономике открытого типа с учетом формирования рыночного хозяйства и разработать элементы современной экономической стратегии Украины, как побуждающего фактора торгово-экономических связей. Предметом исследования является организационно-экономические отношения в системе внешнеэкономических связей Украины. Объектом исследования является макроэкономика со своей отраслевой и территориальной структурой, внешнеэкономическая политика и деятельность правительства и рыночных структур Украины в условиях формирования открытой экономики. Научная новизна заключается в оценке экономического потенциала Украины с точки зрения внешнеэкономических отношений, в разработке положений по формированию и развитию стратегии внешнеэкономических связей и выработки комплекса мероприятий, направленных на рост и улучшение структуры экспорта и импорта. Немаловажное значение имеет выявление стимулов развития связей, уточнение задач и целей формирования стратегии развития внешнеэкономических связей. 1. Экономико-теоретический анализ развития Украины Украина занимает территорию, обладающую благоприятными условиями для развития хозяйства и жизни населения. У страны выгодное экономико-географическое положение. Она имеет выход к двум морям, где практически осуществляется круглогодичная навигация, соседствует с развитыми дружественными ей странами, с которыми исторически связано ее хозяйство. Располагаясь на перекрестке путей из Западной и Центральной Европы в Азию и из Северной Европы в Южную, Украина выполняет важную функцию в международном разделении труда. Через ее территорию проходят транзитные транспортные коммуникации, в том числе магистральные газо- и нефтепроводы и линии электропередачи, имеющие большое международное значение. Территория Украины покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог, что не только обеспечивает внутреннюю целостность и единство ее народно хозяйственного комплекса, но и способствует развитию стабильных связей с соседними государствами. Развитое портовое хозяйство на черноморско-азовском побережье обеспечивает возможность развития тесных связей с портами России, Румынии, Турции, Болгарии, Грузии, а также выход в Атлантику и контакты с самыми удаленными частями света. Во времена существования Советского Союза Украина обладала мощным промышленным потенциалом, основу которого составляли хорошо развитые машиностроение, металлургия и металлообработка, а также ряд других отраслей. В период с 1992-1999 в украинской экономике наблюдалось падение производства во всех отраслях, а реальный ВВП страны сократился на 55.4%. И только в конце 1999 года был отмечен положительный рост экономики и с этого момента экономика Украины демонстрирует устойчивый рост. В 2000 году ВВП возрос на 5.9%, в 2001 году - на 9.2%, в 2002 году - на 5.2%. По мнению руководства Минэкономики Украины, динамика основных макроэкономических показателей в 2002 году замедлилась почти вдвое по сравнению с предшествующим годом. Это обусловлено в первую очередь неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой рынка и низкими темпами модернизации экономики. В Украине были проведены экономические реформы либерального характера, но они не дали ожидавшихся позитивных результатов. Либерализация, приватизация, финансовая стабилизация в части монетарных и бюджетных ограничений не привели к повышению украинской экономики, к появлению новых факторов эффективного роста. Прирост промышленного производства в 2002 году составил около 7.0% (в 2001 году - 14.2%). При этом около 60% общего роста промышленности обеспечили отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Так, наибольший рост наблюдается на предприятиях по производству кокса и продуктов нефтепереработки, что обусловлено стабильной работой нефтезаводов после продажи пакетов акций инвесторов, в частности российским. Далее следует деревообрабатывающая промышленность и машиностроение. На последнем месте металлургическая и легкая промышленность. Начиная со второго полугодия 2002 года улучшилась ситуация на внешних рынках. Украинские экспортеры получили конкурентные преимущества на мировых рынках ввиду девальвации гривны в условиях дефляции в Украине при значительном росте цен в странах - торговых партнерах. Кроме того, продолжался процесс диверсификации внешней торговли Украины и переориентации рынков сбыта. В частности, доля США и России в украинском экспорте сократилась, в то время как страны Азии, Африки и ЕС увеличили свою часть в структуре экспорта. Прирост экспорта товаров составил 7.9%, данное увеличение осуществлялось за счет улучшения внешних условий на рынках металлов и увеличения экспорта зерновых. В 2002 году практически не поднимались тарифы на электроэнергию, газ и коммунальные услуги, что стало одной из причин дефляции, которая составила 0.6%, несмотря на то, что в 2001 году инфляция составила 6.1%. Одной из основных причин дефляции Минэкономики Украины считали снижение цен на продовольственные товары на 2.3%, что было вызвано административным влиянием в начале года на местные органы для контроля за динамикой цен и ростом цен на сельскохозяйственную продукцию на 10%. Президентские выборы, состоявшиеся в октябре - декабре 2004 года в Украине, несмотря на наличие многочисленных кандидатов, в принципе стали политической битвой между действующим (на момент выборов) премьер-министром Виктором Януковичем и бывшим премьер-министром и лидером оппозиции Виктором Ющенко. Выборы проходили в крайне тяжелой обстановке, характеризовавшейся массовыми нарушениями избирательного законодательства, обвинениями в подлогах и фальсификациях, запугиванием избирателей, крайней предвзятостью СМИ и даже попыткой отравления одного из основных кандидатов - Виктора Ющенко. Согласно официальным данным второго тура, объявленным 23 ноября, выборы выиграл Янукович, однако Ющенко и его сторонники, как и многие западные наблюдатели, заявили о фальсификации результатов. Это привело к серьёзному политическому кризису и массовым акциям гражданского неповиновения, получившим название «Оранжевая революция». В результате Верховный суд Украины аннулировал результаты выборов и постановил провести повторно второй тур выборов в котором победил Виктор Ющенко. Янукович, занимавший пост премьер-министра Украины с 2002, пользовался поддержкой действующего президента Леонида Кучмы, а также Российской Федерации и её Президента Владимира Путина. Ющенко же считали прозападным кандидатом, которого поддерживали Евросоюз и США. Осень-зиму 2004 года связывают с политическим кризисом в Украине, в который были вовлечены не только ведущие политические и общественные деятели, политические партии и все ветви законодательной, исполнительной и судебной власти, но и также практически все население страны. Также в это время была проведена политическая реформа: внесение изменений в конституцию, которые ограничивали полномочия президента и передавали их парламенту с 1 января 2006 года. На протяжении всего 2005 года Украина испытала ряд шоков: помимо политического также имели место бензиновый, мясной, сахарный, реприватизационный. Вследствие этого в 2005 году отмечался спад в промышленности Украины, замедление темпов роста экономики, ухудшилась ситуация почти во всех отраслях промышленности. ВВП составил только 2.6%, а промышленный рост только 3%. Ухудшилась ситуация с экспортом металлургической промышленности. Усилилась переориентация импорта с инвестиционных товаров на товары потребительского назначения. Но, несмотря на это, в 2006 году тенденции стали обратными. Усилился внешний спрос на мировых рынках, ускорился приток иностранных инвестиций. ВВП составил 7%, а промышленный рост 6%. Важно отметить, что с 1 февраля 2006 года, по решению США, Украина является страной с рыночной экономикой, что благоприятно повлияет на ее внешнеэкономические связи с другими странами. Черная металлургия - одна из стратегических отраслей для Украины, обеспечивающая наполнение торгового баланса. В последние годы черная металлургия демонстрирует рост, за последние 5 лет выручка в среднем на металлургических предприятиях увеличилась на 158%. На это в первую очередь повлиял рост цен на мировом рынке. Необходимо заметить, что в СНГ цены не всегда следуют за мировыми. Динамика цен в Украине не показательна и часто реагирует не на экономические, а на политические события в стране. В металлургическом секторе работают 14 металлургических комбинатов и заводов. Несмотря на огромное значение для страны, черная металлургия еще не раскрыла свой потенциал. В итоге в 2005 году металлургические предприятия заработали около 1 млрд. $ и эта цифра растет с каждым годом. Интересно также отметить, что Украина имеет огромный потенциал практически всех видов возобновляемых источников энергии. При желании в ближайшие 10 лет можно решить вопросы электроэнергии и теплоснабжения за счет энергии солнца, ветра, гидроэнергетических ресурсов и т.д. В 2007 году за период с января по март реальный ВВП составил 8%, а номинальный ВВП - около 132252 млн. грн. ВВП на душу населения на конец 2006 года составил 6810 $ США. Наибольший прирост валовой добавленной стоимости наблюдался в перерабатывающей промышленности - на 14.4%, строительстве - на 14.2%, торговле - на 14.1%. В первом квартале 2007 года прирост производства в промышленности составил 12.5%. [22] Объем экспорта внешней торговли за январь-март составил 6618.2 млн. $ США. Среди главных торговых партнеров экспортные поставки больше всего выросли к Российской Федерации, Венгрии, Турции, Беларуси, Италии, Польше и Германии. Основу товарной структуры внешней торговли Украины составляют недрагоценные металлы и изделия из них, минеральные продукты, продукция химической отрасли, механическое и электрическое оборудование, транспортные средства и путевое оборудование. Объем импорта за январь-март 2007 года составил 7998.2 млн. $ США. К странам СНГ был экспортирован 34% всех товаров, к другим странам 66%, в том числе к странам ЕС - свыше 31%. Из стран СНГ импортирован 49% всех товаров, из других стран - 51%, в том числе из стран ЕС - почти треть. Российская Федерация остается наибольшим торговым партнером Украины. На 21 мая 2007 года курс официальный гривны к доллару США составляет 505.00 гривен за 100 долларов, к евро - 680.5885 гривен за 100 евро, к российскому рублю - 1.9536 гривен за 10 рублей. Существующая экономическая модель обеспечивала в течение последних 5 лет динамичный экономический рост, однако во многом была сориентирована на использование имеющихся резервов, прежде всего свободных производственных мощностей, ценовой конкурентоспособности, особенно на протяжении 2004 года, и мировой экономической конъюнктуры. Однако эти резервы в настоящее время уже в основном исчерпаны. На пути дальнейшей трансформации Украине необходимо преодолеть долговой характер экономики, как во внутренних, так и во внешних экономических отношениях. В особенности неблагоприятным фактором является большая долговая зависимость Украины от внешних кредиторов (по состоянию на 31 декабря 2006 года общий объем государственного долга составил 66,897 миллиарда гривен), проведение таких политических реформ, которые позволят достичь стабильных темпов экономического роста в среднесрочной перспективе. Основной стратегической задачей на 2006-2010 года является восстановление основных показателей человеческого развития путем повышения занятости, оплаты труда, увеличения затрат на образование, здравоохранение. Также на период 2010-2020 года общество должно обеспечить выравнивание показателей социально-экономического развития Украины и стран Европейского Союза, а по некоторым показателям, в том числе показателям научно-технического развития, вполне возможно и опережение, поскольку сегодня по некоторым из них Украина отстает почти незначительно. Основными целями внешнеэкономической политики Украины являются вступление в ближайшее время в ВТО, а затем и в ЕС. В 1990-е годы Россия, по существу, оказалась в зависимости от Украины с точки зрения своего энергоэкспорта, поскольку именно через украинскую территорию пролегал единственный газопровод из России в Западную Европу. Компания «Нафтогаз Украины», осуществлявшая транзит российского газа через украинскую территорию, накопила гигантскую задолженность перед «Газпромом» и занималась несанкционированным отбором российского газа. Для того, чтобы избавиться от транзитной зависимости от Украины, был осуществлён проект строительства газопровода Ямал - Европа в обход Украины - через Белоруссию и Польшу. В конце 1999 он был открыт. Российско-Украинские отношения осложнились тем фактом, что В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, - до 230 долларов. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006. Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой. Был согласован план действий межгосударственной комиссии Путин-Ющенко на 2007-2008 года, где стратегической задачей в отношениях дух стран было и остается обновление так называемого Большого Договора о сотрудничестве Украины и России, подписанный десять лет тому назад, в 1997 году. За истекший период накопились некоторые проблемы. В рамках комиссии Путин-Ющенко существует Экономический комитет, который, собственно, и должен заниматься подобными проблемами. Также было обращено внимание на то, что российско-украинский товарооборот смотрится достаточно скромно на фоне общих для каждой страны показателей: 5,95% в 2005 году и 5,5% в 2006-м. Это связано с проблемой продажи мясомолочной продукции Украины в Россию, но несмотря на это Россия все равно остается главным торговым партнером Украины. Эффективная интеграция Украины в мировое экономическое пространство является неотложной задачей развития её государственности и экономики. Но для того, чтобы этот процесс действительно принёс ожидаемые результаты, необходимо осознать и реализовать несколько важных исходных положений. Существует ряд необходимых преобразований для интеграции Украины в мировое хозяйство и развития ее внешнеэкономических отношений: 1. Выработка механизма внешнеэкономических связей: - на макроуровне - общегосударственном; - на микроуровне - предприятий; - на глобальном и региональном уровнях путем участия в специализированных и многоцелевых экономических международных организациях. 2. Энергетическое самообеспечение является одним из главных условий независимости. Достичь его Украина может, если возьмет курс на модернизацию наличных и сооружение новых экологически чистых угольных и газотурбинных электростанций, на развитие собственного энергетического машино- и котлостроения, эффективное использования энергоресурсов, применение энергосберегающих технологий, воспользовавшись отечественными научными и производственными достижениями развитых стран. 3. Так как Украина имеет как природные, исторические, так и технико-экономические ресурсы, она является носителем огромного экономического потенциала. Но территория Украины слабо изучена в геологическом и гидрогеологическом аспектах. Дальнейшее исследование поможет более продуктивно использовать данные ресурсные возможности. 4. Уровень развития производительных сил является одним из тех технико-экономических факторов, которые в наибольшей мере способствуют интеграции Украины. Развивая мощность производительных сил, Украина может быть достойным партнером в мировых экономических связях. 5. Одними из важнейших критериев реализации экономических интересов страны являются обеспечение более высокой экономической эффективности отраслей ее национальной экономики, минимизация затрат общественного труда. Успех интеграции Украины в мировое хозяйство зависит от чёткой, взвешенной внешнеэкономической политики, которая подразумевает под собой весь комплекс проблем, связанных с внешней торговлей, инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством, обеспечением экономической безопасности. [14] Главная цель государственной внешнеэкономической политики заключается в создании таких условий как: Национальное экономическое процветание, которое основывается на высоком уровне производительности труда; В отраслях конкурируют фирмы, а не страны; Динамичное обновление ведёт к устойчивым конкурентным преимуществам, а не к краткосрочному выигрышу на уровне снижения затрат; Конкурентные преимущества в отраслях промышленности создаются на протяжении десятилетий или более продолжительного срока; Страны добиваются преимуществ благодаря своим расхождениям, а несходству. Важным стратегическим шагом касательно создания механизма внешнеэкономических связей Украины является заключение договоров и соглашений как с молодыми независимыми государствами, которые образовались на территории бывшего СССР, так и с многими странами Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки. Также для активного включения в интеграционные процессы Украине необходимо развивать региональное сотрудничество, которое базируется не только на прибрежной и приграничной торговле, совместном предпринимательстве, но и на налаживании производственно-кооперационных и научно-технических связей. Таким образом, интеграционная деятельность в Украине находится только на начальном этапе своего развития. Этому процессу способствовало принятие независимости Украины, выхода ее из состава СССР, где ее внешнеэкономические связи были блокированы границами Советского Союза. В дальнейшем интеграция Украины в мировую экономику требует радикальных рыночных преобразований во всей внутренней хозяйственной системе, которые способствовали бы реализации основных направлений эффективной интеграционной деятельности нашей страны. Интеграция Украины должна проходить по наиболее эффективным направлениям, которые давали бы возможность стране обеспечить достаточный уровень стабильности экономики и благополучия населения. По мнению различных ученных, существуют следующие пути эффективной интеграции Украины в мировое хозяйство: 1. Определение специфических сфер сотрудничества со странами других континентов. Данное сотрудничество должно осуществляться на отраслевой основе, а особенно в научно-технической, энергетической, продовольственной и экологической сферах. Чрезвычайно важным шагом навстречу Европе должны стать такие акции, как присоединение Украины к соответствующим научно-техническим (например, аэрокосмической, конструирования новых материалов), информационным и другим программам. 2. Участие в общеевропейском экономическом пространстве, которое начинает формироваться. При этом необходим переход к рынку и определение отраслей производства, которые будут составлять профиль международной специализации экономики Украины. Стимулирование этих отраслей и производства методами рыночной экономики покажут приоритеты изменения в народном хозяйстве. Решение указанных задач в подобном контексте возможно на принципе общности интересов европейских стран в обеспечении политической стабильности, создании условий для эффективного функционирования общеевропейского экономического пространства, а также решении стоящих перед всеми государствами континента экологических проблем. [19] 3. Максимально тесное взаимодействие с организацией ЕС, ее отдельными специализированными образованиями, которая все больше и больше будет стимулировать процесс включения экономики Украины в континентальные хозяйственные структуры и взаимосвязи. Нельзя не отметить и тот факт, что за последние годы именно со странами ЕС Украина установила наиболее тесные контакты по международному кооперированию производства на уровне основного хозяйственного звена в виде совместных предприятий, других форм экономического взаимодействия. 4. Либерализация внешней торговли, которая способствовала формированию основных инструментов рыночного механизма, установлению связей между внутренними и внешними ценами, включению отечественных товаропроизводителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства. 5. Выработка четкой позиции участия в Международном валютном фонде, Мировом банке реконструкции и развитии, Генеральном соглашении по торговле и тарифах, Международной организации труда, Всемирной организации торговли, так как данные организации являются ключевыми в международной финансовой, торговой и социальной регуляции. 6. Привлечение иностранного капитала в уже функционирующие хозяйственные объекты и создание иностранными инвесторами фирм и предприятий на территории нашей страны. Подобные формы экономических отношений содействовали бы вводу в производство современных технологий, предоставили бы импульс прогрессивным сдвигом в хозяйственной структуре Украины, обеспечили бы выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией. 7. Качественное углубление сотрудничества в Черноморском регионе. Для этого необходимо установление режима свободного передвижения товаров, капиталов и рабочей силы, создание транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Украина располагает благоприятными геоэкономическим положением: занимает обширную территорию на востоке Европы, имеет выход к Азовскому и Черному морям, находится на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, имеет сухопутную и морскую границу с большинством стран, заинтересованных в развитии зоны причерноморской интеграции. Следовательно, вопрос о том, как и с кем будет интегрировать Украина остаются открытым. Эта тема обсуждалась во время круглого стола «Международная интеграция Украины и проект единого экономического пространства». Владимир Дубровский, заместитель директора Центра CASE-UKRAIN, предложил: «открыть рынок для европейских товаров и поставить отечественные компании в условия жесткой конкуренции». Именно это, по его мнению, лучше всего поможет стать конкурентоспособными тем компаниям, которые сегодня таковыми не являются. Для того чтобы этот удар не оказался смертельным, Ярослав Жалило, заведующий отделом Национального института стратегических исследований, предложил: «считать рынки стран СНГ тем полигоном, где можно отточить методики и технологии конкуренции, с которыми мы можем выйти на мировой рынок». Таким образом, выбор направления интеграции Украины будет в основном зависеть от стратегических целей, которые будет преследовать на пути присоединения к мировому экономическому пространству. Но независимо от того, какое из предложенных направлений займет лидирующее место в интеграционной политике Украины, открытым остается вопрос преодоления основных проблем, которые могут в значительной мере негативно повлиять на эффективную интеграцию страны в мировое хозяйство. Государство только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит, прежде всего, возможность дальнейшего экономического и социального развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое пространство для Украины будут характерны следующие основные проблемы: Украина ещё не определилась в полной мере с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики с учётом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностей и направлений интегрирования в неё Украины; Очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с позиции активного конкурентного противостояния на мировом рынке; Существуют некоторые противоречия регионального характера, устранение которых возможно только на долгосрочных договорных началах; Попытки активного общения и диалога с международными экономическими и финансовыми институтами - как гарантами вхождения Украины в мировой рынок и обновления экономики - пока ведут за собой неадекватную реакцию широких кругов украинской общественности. Для преодоления основных проблем на пути интеграции Украины необходимо: Выработать четкую социальную и экономическую политику прихода к рынку, которая основывалась бы на целях и перспективах развития государства; Создать в Украине структуры, которые бы обеспечивали и координировали функционирование внешнеэкономического комплекса, а также всей инфраструктуры внешнеэкономических связей (страхового и информационного обслуживания, судебных и арбитражных органов); Активно включаться в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их сбалансированности с другими, существующими в мировом экономическом пространстве; Следует чётко определить ориентиры нашего государства в развитии его внутренней экономики, и в поисках его будущего места в мировом хозяйстве. Таким образом, для решения основных проблем на пути интеграции Украины в мировое хозяйство требуются глубокие рыночные изменения во всей внутренней экономической и социальной системе страны. 2. Место Украины в мировом торговом пространстве Все программы подъема экономики, выхода из кризиса, осуществления рыночных реформ изначально были обречены, ибо в них игнорировались проблемы непосредственного производителя продукции. Поэтому новая программа делает ставку на отечественного производителя, на его государственную поддержку, определяет отраслевые приоритеты: машиностроение, металлургия, химическая и легкая промышленность, сельское хозяйство. Ориентация на поддержку отечественного товаро-производителя позволяет более эффективно решать вопросы использования внешнеэкономического потенциала. Внешняя торговля должна быть одним из важнейших источников роста производства НД и ВВП. А пока же отечественный производитель на внешних рынках чувствует себя неуютно, сковано, в постоянном страхе за падение производства, снижение качества товаров, пассивное сальдо торговли. В 1995 году торгово-экономические связи осуществлялись со 156 странами в разных регионах земного шара, с неодинаковыми масштабами и эффективностью. В 1995 году как и в предыдущем году, балансирование внешней торговли осуществлялось за счет товарооборота со странами Азии, Африки и Америки. Торговля со странами СНГ и Европы принесла убытки. В значительной степени торговля с этими странами осуществлялась на бартерной основе. При увеличении экспорта на 11,9% размер пассивного сальдо Украины уменьшился на 30,6%. Однако несбалансированность торговли осталась значимой. Из всей суммы пассивного сальдо в $2950 млн. на обмен с Россией приходилось $2713 млн., или почти 92%. До последнего времени не найдено путей коренного улучшения структуры торговли с Россией, увеличения экспорта товаров в противовес импорту энергоносителей. Украина как независимая страна находится в геополитическом торговом пространстве 10 приграничных государств: России, Польши, Белоруссии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Турции, Грузии. Это огромный потенциальный рынок сбыта украинской продукции. С этими странами Украина имеет общую границу, а с Турцией и Грузией - морскую в акватории Черного моря. В 1995 году 83% украинского товарооборота приходилось на все остальные 9 стран, в том числе по экспорту 78,5% и 21,5%, а по импорту - 74,5% и 25,5%. Между тем в 9 странах проживает 167,2 млн. человек населения, что на 11,5% больше, чем в России. Украина явно недооценила потенциальные возможности этих стран в расширении торгово-экономических отношений, в укреплении своей экономики. Восстановление ранее существовавших в рамках СЭВ экономических связей и их значительное расширение стран является для Украины объективной необходимостью. Через пространство этого рынка Украина может продвигать свои товары на другие рынки. Продвижение товаров Украины на рынки ЕС и ЕАСТ проходит с большим трудом в связи с наличием тарифных барьеров, экспортных ограничений, антидемпингового регулирования. В 1995 году по сравнению с 1994 годом Украина увеличила свой экспорт в страны ЕС на 41,1%, а импорт - на 96,6%, что явилось главной причиной роста пассивного сальдо в 5,2 раза. В торговле с этими странами выявилась полная бесперспективность ориентации на экспорт сырья и изделий первичной степени переработки. Структура экспорта Украины будет зависеть от реализации новой экономической программы правительства, ориентированной на развитие современного машиностроения, металлургической, химической промышлен-ности. На рынке ЕС следует взять курс на максимально быстрое адаптирование отечественного производства к экономическим реалиям современного рынка. На вооружение следует взять опыт Японии, Южной Кореи, Тайваня по энергосбережению и умению производить продукцию с минимальными затратами, конкурентно способную на этом региональном рынке. Без этого Украина не сможет успешно интегрироваться в ЕС и мировую хозяйственную систему. В торговле Украины со странами ЕС видна ее несбалансированность. Если в 1994 году пассивное сальдо по экспортно - импортным операциям наблюдалось только с 4 странами (ФРГ, Франция, Нидерланды, Дания), то в 1995 году к этим странам присоединилось еще 4 государства: Великобритания, Люксембург, Ирландия, Греция, или 2/3 состава стран ЕС. За два года (1994-1995) торговли со странами ЕС Украина потеряла в виде пассивного сальдо $483,4 млн. В 1995 г. по сравнению с 1994 г. показатели торговли Украины со странами ЕАСТ ухудшились: объем товарооборота сократился на 20,4%, а импорт увеличился на 14,5%, что привило к пассивному сальдо в $40,6 млн. Как известно, страны ЕАСТ с 1 января 1993 года получили от ЕС режим наибольшего благоприятствования в торговле, что создало условия для свободного передвижения между ЕС и ЕАСТ капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. Украина должна учитывать интеграционные процессы в странах Азии, АТР. Там набирает силу такое объединение государств в общий рынок, как АРЕС (Аsia and Pasifics Economics Corporation) в составе 15 государств, созданное в 1989 году. В эту группировку входят страны АСЕАН, НИС и такие развитые страны как Япония, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия, а также Китай. Этот региональный рынок самый крупный, с огромными природными богатствами, где проживает около 40% населения земного шара, производится более 50% ВНП мира. Украина на этом рынке делает только первые шаги. В 1995 году товарооборот Украины со странами этого рынка составил $21543,8 млн., в том числе со странами АСЕАН - $318,8 млн., с Китаем - $428,4 млн., с НИС - $210,5 млн. и развитыми индустриальными странами - $1136,8 млн. Импорт Украины составил $580,7 млн. при положительном внешнеторговом сальдо в $993,1 млн. Чтобы утвердится на этом рынке, Украина должна постоянно стимулировать торговлю со странами АТР. На этом рынке находит сбыт продукция химической промышленности и прежде всего, удобрения, прокат черных металлов, электрооборудование, сварочные аппараты, газовые турбины, транспортные средства, определенные виды продукции АПК. Перспективными товарами на рынке АРЕС могут быть высококачественная продукция машиностроения, судостроения, электроника. Украина осуществляла торговлю и со странами такого большого рынка как НАФТА, куда входят США, Канада, Мексика. Это рынок высоких технологий. Общий товарооборот Украины со странами НАФТА в 1994-1995 гг. составил $1441,8 млн., в том числе 86,1% приходится на США, 13,6% - на Канаду и только 0,3% на Мексику. Торгово - экономические отношения Украины со странами НАФТА резко отличаются, а с Мексикой находятся в зачаточном состоянии. Украина способна производить товары, которые могли бы находить сбыт в Мексике. Мексика имеет спрос на энергетическое оборудование, продукцию химической промышленности, машиностроения, судостроения. Сотрудничество со странами среднеазиатского региона является перспективным для Украины и обещает принести большую выгоду. Сегодня Украина реинтегрирует свою экономику с южными республиками бывшего СССР. Это даст ей новые промышленные и строительные контракты, новые рынки сбыта, альтернативные источники сырья и энергоресурсов. Азербайджан является одним из самых важных торговых партнёров Украины, что в значительной мере связано с разработками этой страной больших залежей нефти в шельфе Каспийского моря. Согласно достигнутым договоренностям с этой страной, а также в соответствии с интересами обеих стран закупка нефти может быть «погашена» Украиной обратным потоком продукции отечественных промышленности и сельского хозяйства. [13] В течение первого десятилетия торговли Украины и Азербайджана как независимых государств основу отечественного экспорта составляло продовольствие - сахар, а также, несколько в меньшей мере, этиловый спирт, крупы и другие товары. Неплохие перспективы открываются и для поставок труб и других видов проката. Из химических товаров традиционное место занимают лекарственные средства, фармацевтика, а также шины. В значительных объёмах поставляются гидротурбины, узлы для локомотивов. Кроме энергоносителей и нефтепродуктов, из Азербайджана импортируются краны, другая машиностроительная продукция, изделия лёгкой промышленности (льняное волокно, пряжа), а также пластмассы и пластмассовые изделия, табачное сырьё. [1] Торговля Украины с Казахстаном в значительной мере определяется статусом обеих стран по энергообеспеченности. Казахстан, в отличие от Украины, является экспортёром энергоносителей, причем именно торговля ими составляет основную часть торговли и обеспечивает Казахстану общее положительное сальдо в торговле с Украиной. Украина экспортирует в Казахстан ядерные реакторы, электрические машины, железнодорожные локомотивы и другие виды продукции машиностроения, ферросплавы, трубы, прокат, продукцию из чёрных металлов, лекарственные средства, искусственный графит, шины и др. Безусловным главным видом импорта из Казахстана является сырая нефть. Украина покупает также некоторые нефтепродукты, товары химической промышленности. Сотрудничество между Украиной и Туркменистаном соответствует традиционным представлениям о торговле между индустриальной, а точнее - индустриально-аграрным государством и страной с моноэкспортной специализацией. В первое десятилетие независимости Украина импортировала продовольственные товары, прежде всего муку, сахар и говядину. Вместе с тем всё большее значение приобретает экспорт продукции машиностроения - жидкостные насосы, механические устройства, электрические машины и промышленное оборудование. Традиционный сегмент украинского экспорта - продукция металлургии - представлена, в основном, трубами разного диаметра. Увеличиваются объёмы экспорта продукции химической промышленности, лекарственных средств, шин и др. Туркменистан является вторым по величине поставщиком нефти в Украину, после России, а по поставкам газа в 1997 году даже опередил Россию. Объем поставок газа составил 14 млрд. куб. м. Особенно важно то, что цена туркменского газа на границе Украины составляет $74 за 1000 куб. м., что на $6 ниже российского. В 1997 году предприятия Украины получили возможность сами заключать договора с туркменскими компаниями на поставку газа. В результате этого сумма таких контрактов в 1997 году превысила $187 млн. Предприятия Украины также заключили с Туркменскими предприятиями ряд договоров в области нефтегазового и энергетического строительства, а также в других отраслях. Итак, основной вид импорта из Туркменистана - природный газ. Его перспективная диверсификация частично связана с развитием национальной промышленности Туркменистана при использовании отечественных средств производства, со строительством на территории этой среднеазиатской страны украинскими хозяйственными структурами и при участии наших специалистов и объектов промышленности. [18] Узбекистан в течение последнего десятилетия стал играть для Украины важную роль альтернативного газпромовского вектора энергопоставок, прежде всего газа. Обратный поток из Украины в Узбекистан является, как правило, не меньшим, что в значительной мере обуславливается наличием тех средств, которые эта среднеазиатская страна зарабатывает при вывозе природного газа. Украина имеет большие перспективы на узбекском рынке. Предметами отечественного экспорта в Узбекистан является продукция металлургической промышленности, прежде всего изделия из чёрных металлов, трубы. Поставляется из Украины и продукция машиностроения, прежде всего электрические машины и ядерные реакторы, продукция химической промышленности - каучук и изделия из него, пластмассы, фармацевтика, лекарственные средства, а также продовольствие, прежде всего сахар, масло растительное, мука и крупы. С Узбекистаном подписаны следующие документы: протокол об изъятиях из режима свободной торговли к двустороннему Соглашению от 29.12.94 г.; соглашение об организации расчетов между правительством Украины, НБУ и правительством Узбекистана, узбекским Центробанком; соглашение об импорте газа на 1997-1998 годы, об обеспечении транзита туркменского газа в Украину через Узбекистан и о подготовке долгосрочного 10-летнего соглашения о ежегодных поставках 10 млрд. куб. м. газа; о сотрудничестве в области ремонта военной техники и ряд других соглашений. Среди прочего, достигнута договоренность об увеличении объема услуг ПО «Дарницкий ремонтный завод» по ремонту узбекских танков украинского производства. Пока в Таджикистане идет военное противостояние, и, находясь в непосредственной близости от зоны боевых действий, Узбекистан уделяет большое внимание защите своих границ, поэтому в ближайшее время возможны и контракты на поставку украинских танков. Однако речь идёт только о ремонте узбекской техники (сумма контракта - $15 млн.). В то время как танкоремонтный контракт продвигался в основном узбекской стороной, Украина добилась контракта в другой отрасли - ремонт самолетов управлений дальней и транспортной авиации украинских ВВС в Узбекистане на ТАПО им. Чкалова. Был также подписан протокол о сотрудничестве Украины и Узбекистана в производстве военно-транспортного самолета АН_70. Кроме того, создана совместная украинско-узбекская комиссия, которая будет заниматься созданием группы совместных предприятий в нефтегазовой отрасли. Так, АО «Укрнефть» будет привлечена к доразведке и реабилитации ряда узбекских нефтегазовых месторождений. Особо перспективным проектом обещает стать создание совместного предприятия Бекабадского трубопрокатного завода и ПКФ «Трубтранс» для производства труб. Импорт из Узбекистана - это энергоносители (75 - 80% общего импорта), прежде всего газ, продукция металлургической и легкой промышленности и продовольствие. С Киргизстаном - маленькой среднеазиатской страной Украина имеет минимальные торговые контакты. Украина продаёт Киргизстану в основном этиловый спирт в небольших объёмах, лекарственные, фармацевтические препараты, механическое оборудование, а покупает табачное сырьё, некоторые продовольственные товары, льняное волокно. Киргизстан входит в некоторые блоковые объединения России, и перспективы улучшения торговых отношений с Украиной связаны с состоянием проблемы общей оптимизации условий экспортно-импортной деятельности в СНГ, тенденциями развития Таможенного союза. С Киргизстаном Украина подписала ряд соглашений: о сотрудничестве в области телерадиовещания; о сотрудничестве в области энергетики (речь идет о участии Украины в освоении гигантского потенциала гидроэнергетики Кыргызстана); о сотрудничестве в инженерно-технической области. Перспективы развития этого соглашения подразумевают кооперацию ряда предприятий ВПК двух стран; о сотрудничестве в области создания ПФГ. Соглашение ориентированно на создание украинской ПФГ «Укрредмет» (в которую вошли АО «Донецкий химико-металлургический завод и «Запорожский титаномагниевый комбинат») и включение в ее состав крупнейшего в СНГ месторождения редкоземельных металлов Кыргызского ГОКа. Создание ПФГ, по мнению специалистов, позволит взять под контроль 10% мирового рынка поликристаллического кремния и возобновить производство ряда других более дорогих металлов. Также, существует договоренность о участии предприятий «Укргеология» и АО «Укрзолото» в реабилитации и доразведке некоторых горнорудных месторождений, в частности: крупнейших на континенте производителей ртутного концентрата - Чаувайского и Хайдаркентского ГОКов (украинское АО Никитовский ртутный комбинат является вторым в СНГ производителем этого сырья для электротехнической и полупроводниковой промышленности); Кадамжайского сурьмяного комбината; Сохской группы оловянных месторождений. Основной потребитель олова - Россия отказалась от закупок и поэтому помощь Украины при освоении некоторых месторождений позволит Кыргызстану предложить свое дешевое сырье не только на мировом рынке, но и предприятиям Украины. Так, рассмотрен вопрос расширения производства сплавов олова украинским концерном «АЗОМ» (Артемовск), имеющим мощность производства в год более 100 тыс. т. Незначительные объёмы торговли Украины с Таджикистаном объясняются не только географической отдалённостью и слабым уровнем развития этой страны, но и военными действиями, межэтническими конфликтами на её территории. Основу экспорта Украины в Таджикистан составляет продукция химической промышленности, прежде всего корунд. Экспортируется также продовольствие (сахар, этиловый спирт), продукция машиностроения, в меньшей мере энергоносители (кокс) и черные металлы. Импорт из Таджикистана - это некоторые виды местной металлургической, лёгкой промышленности, продовольствия. Когда в самые черные времена так называемого военного положения в Польшу прибывали делегации из Швеции для реализации на Висле своих экологических проектов, польские хозяева были этим несколько смущены. Дескать, какой смысл платить за очищение рек «вражеского» государства? Только через несколько лет поляки поняли, что скандинавские соседи не бросают деньги на ветер. Ведь экологическая катастрофа, углублявшаяся в коммунистической Польше в 80-е годы прошлого века, привела к появлению первых признаков «вымирания» Балтики. Причем проявления экологического бедствия можно было видеть уже и возле шведских берегов. А скандинавы уже тогда лидировали в рейтингах как самые экологически развитые народы мира. Поэтому не могли не реагировать на то, что огромные объемы загрязнений попадали в Балтийское море с водами Вислы, Даугавы и Невы, распространяясь в район Ботнического залива и вызывая необратимые изменения в окружающих экосистемах. Так что скандинавское финансирование экологических программ в коммунистической Польше не было преждевременным, хотя коммунисты далеко не все средства использовали по назначению. И когда в 1989 году страна над Вислой стала демократической, по обе стороны Балтики уже был создан фундамент для системного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. [2] Шведы увеличили финансирование до очень серьезных объемов, но вместе с тем стали и больше требовать. Таким образом, сами поляки научились дисциплинированно и системно подходить к охране природной среды. Программы правительств Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии принесли Польше и республикам Балтии много пользы еще до того, как появилось системное финансирование из Брюсселя в рамках подготовки к членству в Европейском Союзе. Причем эти усилия ничего бы не дали, если бы названные страны не создали правовую базу для подобного сотрудничества. Речь идет прежде всего о Хельсинкской конвенции относительно Балтики и других международных соглашениях, регулирующих вопросы сотрудничества стран Балтийского региона. Когда в 1991 году Польша, Литва, Латвия и Эстония имели уже отлаженные системы сотрудничества с фондами правительств Скандинавских стран, во Львове предпринимались лишь первые попытки наладить такое сотрудничество. И они завершились успехом, хотя эту тему и не освещали в СМИ. С первых лет независимости в Украине активно действует программа Балтийского университета, учрежденная деканом факультета международных отношений Университета им. Ивана Франко профессором Маркияном Мальским. Шведский центр Балтийского университета в городе Упсала приветствовал обретение Украиной и Беларусью независимости и еще тогда рассматривал эти два государства как интегральные элементы большого Балтийского региона. Их весомость заключается в том, что по территориям Украины и Беларуси проходит граница Балтийской Европы с несколькими другими геополитическими регионами, очень важными для Балтии. Как считают ученые упсальского центра Балтийского университета, невозможно обеспечить стабильность, экологическую безопасность и полезное сотрудничество Балтии со странами Черноморья без балтийской интеграции и постоянного развития Украины и Беларуси. «Львов уже сегодня является городом Балтийского региона, так же, как Краков или Вильнюс», - утверждают руководители программы Балтийского университета при ЛНУ им. Ивана Франко. Для этого есть все основания: экологические (принадлежность к бассейну Балтики), географические (до побережья Балтийского моря вдвое ближе, чем до побережья Черного), а также исторические, культурные, экономические. Львовщина и Волынь всегда находились под влиянием стран Балтии (вспомните период существования Великого Княжества Литовского или Речи Посполитой) и поставляли свои товары по Висле на Балтику, в то же время имея немного общего с черноморской Турцией или Грузией. Другое дело - Центральная Украина. И хотя реки этого региона впадают в Черное море, это не мешает шведам активно следить за состоянием природной среды Киевщины или Полтавщины. Нельзя забывать и о том, что в результате аварии на Чернобыльской АЭС радионуклидами были загрязнены отдаленные уголки Скандинавии и даже Арктики. Это лишний раз подтверждает правильность подхода скандинавов, который заключается в большой важности интегрирования всей Украины в политико-экономическое и научное пространство Балтийского региона, с его прогрессивным системным подходом к управлению экологическим качеством производства и экологической безопасностью. Так что инициатива создания в Эльблонге «Балтийского порта для Украины», а также связанные с этим действия участников кампании «Балтийская Украина», - это совсем не революционная идея. Это лишь одно из конкретных последствий тенденций, уже имевших место в прошлом, и нынешней последовательной деятельности малоизвестных в Украине сторонников балтийской интеграции Украины. Причем это только начало. «Сейчас очень благоприятный момент, чтобы начать кампанию балтийской интеграции, поскольку этому способствует ситуация, сложившаяся в Швеции, странах ЕС, Польше и самой Украине. В последние месяцы правительства Швеции и Польши демонстрируют большое желание наладить более тесное сотрудничество с Украиной. Очевидно, это одно из последствий помаранчевой революции. Также наконец появляется продолжительный и видимый эффект этой серьезной работы, которую мы вместе с украинскими партнерами провели в течение последних нескольких лет», - отмечает Мария Винклер, сотрудница секретариата Балтийского университета из Упсалы. «С другой стороны, именно сейчас ЕС стал больше внимания уделять морскому сотрудничеству, а Балтику Брюссель воспринимает как ключевой морской узел, выделяя ему больше средств, чем даже Средиземноморью», - добавляет г-жа Винклер. И это еще не все признаки благоприятной геополитической ситуации, сложившейся сегодня. Развитие ситуации на Балтике и соответствующие тенденции на десяток лет опережают черноморские. Так что, если Украина действительно хочет стать черноморским лидером, налаживание полезного обмена опытом с Балтией не будет лишним. Такую возможность, собственно, и дает балтийская интеграция, в частности, создание в Эльблонге украинского портово-коммерческо-научного комплекса, участие в роботе Хельсинкского комитета (в случае принятия Хельсинкской конвенции), Еврорегиона «Балтика» и других формах балтийского сотрудничества. Недаром к инициативе «Балтийская Украина» недавно присоединились Управление морского порта Рени (обмен опытом с Эльблонгом) и ведущий англоязычный журнал балтийского транспорта Baltic Transport Journal, который интересуется как черноморскими делами, так и вопросами балто-черноморского сотрудничества и конкуренции. Украина также может много выиграть, учитывая растущее разочарование скандинавов нынешней агрессивной политикой России. Балтийское сотрудничество с Россией в сфере развития демократии и охраны окружающей среды не оправдало себя. Правда, это не касается талантливых и преданных делу российских экспертов, добросовестно работающих в рамках Хельсинкской комиссии, Балтийского университета и других организаций и положительно воспринимающих идею распространения балтийского сотрудничества на Украину. У большинства этих экспертов нет имперских амбиций, многие из них против строительства Северо-Европейского газопровода, считая, что это может повлечь за собой экологическое бедствие. [3] Но проблема в другом. Ведь в такой авторитарной стране, как Россия, все зависит от центральной власти. Однако высокое руководство, а также мэрии Калининграда и Санкт-Петербурга не только не имеют ни малейшего желания исполнять взятые Россией обязательства по охране природной среды в портах, территориальных водах и на суше, но и проталкивают экспансивную, враждебную окружающей среде программу «завоевания» Балтики. Строительство газопровода, а также концепция перевода поставок нефти с нефтепровода «Дружба» на танкеры не имеет ничего общего с экологической безопасностью. Ее хотят осуществить любой ценой, рискуя вызвать экологическую катастрофу и пренебрегая мнением своих же экспертов. Поскольку никто из российских ученых не рискнет публично заявить, что из выполненных ими исследований следует экологическая нецелесообразность стратегических инвестиций, предлагаемых инвестором. И если при таком развитии событий в Скандинавских странах появляется возможность теснее сотрудничать с более надежным партнером - из Украины, который действительно построит (в основном за скандинавские деньги, но частично и за свои) фильтрационные поля во Львове и введет раздельный сбор мусора в Луцке, то отказываться от такой перспективы не стоит. Для качества природной среды Балтики все равно, построят ли фильтрационные поля в Калининграде или во Львове. И коль россияне не хотят этого делать даже при условии, что шведы готовы это полностью финансировать («ЗН» об этом писало в №24 за 23 июня 2007 г.), то почему бы не начать тесное сотрудничество со Львовщиной и Волынью? По мнению скандинавских экспертов, инициатива «Балтийская Украина», принятие Украиной Хельсинкской конвенции и тщательное выполнение ее положений вместе с финансированием экологических проектов из балтийских фондов - это единственный способ реально повлиять на Россию, чтобы заставить ее заботиться об окружающей среде. Это давало бы надежду не только на чистое море и европейскую интеграцию Украины, но и на блокирование, при необходимости, энергетико-транспортных проектов россиян, которые реально могут привести к уничтожению экосистем Балтики. Авария российского танкера в Керченском проливе - для скандинавов достаточное предостережение, чтобы не допустить четырехкратного увеличения движения этих судов в Балтийском море, решение о котором должно приниматься на уровне HELCOM. Итак, благоприятный момент уже наступил, желание интегрироваться со странами Балтии есть, в частности среди региональных политиков Львовщины и Волыни. Наступило время определиться и правительственным кругам. Потому что сегодня мало написать несколько красивых слов о евроинтеграционных перспективах и больших выгодах, которые открывает балтийское сотрудничество Украины, и утешиться перспективой блокирования строительства Североевропейского газопровода и улучшения состояния экологии западных областей. Теперь все в руках правительства, а именно: внешнеполитического и природоохранного ведомств, да и, собственно, премьера. Посольства Скандинавских стран, в первую очередь координатора Хельсинской конвенции Финляндии, находятся в центре Киева. И именно там можно проконсультироваться по вопросам балтийской интеграции, в первую очередь по принятию Хельсинкской конвенции. Свой шанс попасть в «балтийский клуб» имеет также один из западноукраинских городов Львов или Луцк. Как объяснили «ЗН» люди, приближенные к секретариату Еврорегиона «Балтика» в городе Эльблонг, если один из этих городов официально выступит с предложением наладить сотрудничество с Еврорегионом на основе ассоциированного членства, то, вероятнее всего, такое предложение одобрят. Это будет означать начало нового этапа балтийской интеграции Украины. С одним только предостережением - в любом случае инициатива должна исходить от украинской стороны, поскольку никто Украину силой в Европу не потащит. [22] Министры иностранных дел стран Балтии и Скандинавии договорились сотрудничать с целью открытия европейской перспективы для Украины, Молдовы и Грузии. [17] После встречи глав дипломатических ведомств восьми стран в Эстонии в среду стало известно, что они также будут добиваться предоставления Плана действий по приобретению членства в НАТО для Украины и Грузии на саммите альянса в декабре. Они объяснили это среди прочего стремлениям не допустить повторения в восточноевропейских странах-соседях ситуации в Грузии. Министры североевропейских стран также считают, что Россия скомпрометировала себя как миротворец на Кавказе и должна вывести свои войска из всех грузинских территорий, сообщает Немецкая волна. 3. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины На сегодня эффективная интеграция Украины в мировое экономическое пространство является обязательным заданием построением ее государственности и экономики. Но для того чтобы этот процесс действительно, принес ожидаемые результаты, нужно понять и реализовать несколько важных положений. Они должны основываться на: – знании и прогнозировании тенденций в изменениях внешнеэкономической среды (системы мирового хозяйства), в котором должно функционировать национальное хозяйство Украины, а также принятие его внутреннего экономического «регламента»; – четкое понятие необходимых - сбалансированных с национальными интересами - трансформацией национального хозяйства, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие с мировым хозяйством на основе высокого уровня конкурентоспособной экономики. Украина только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит не только и не столько динамика внешней торговли, а прежде всего - возможность дальнейшего социального и экономического развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое хозяйство Украина будет встречаться с огромными сложностями. Это обуславливается рядом причин. Во-первых, Украина еще не определилась в полной степени с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностей направлений интегрирования в нее Украины. Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с позиций активного конкурентного противостояния в мировом рынке. В-третьих, существуют явные противоречия регионального характера, решение которых возможно только с помощью долгосрочных договорных принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой с другими, которые существуют в мировом экономическом хозяйстве. Украина переходит к динамической стратегии реформирования экономики, все больше активизируя свою деятельность на мировой арене. В связи с этим особенно важной становится разработка не только стратегических направлений интеграции в мировое хозяйство (внешнеэкономических ориентиров и доктрины), но и стратегических приемов интегрирования, которые бы позволили наравне взаимодействовать с международными экономическими организациями, иностранными партнерами и конкурентами, тем самым, внося помощь в создание внутренних экономических преобразований. В современной мирохозяйственной сфере внешнеэкономические связи национальных экономик охватывают более широкий, чем раньше спектр взаимодействий: торговый обмен перерос в научно-технологическое и инвестиционное сотрудничество. Сложилась новая модель таких связей - производственно-инвестиционная. Производственно-инвестиционное сотрудничество в результате интернационализации производства и капитала, не подрывает товарное производство, а модифицирует, делает более эффективным. Производство основывается на базе технологического сотрудничества, которое вышло за пределы национальных границ; на новых разделения труда на современнейших формах производится обмен товарами; субъекты рынка выступают в транснациональной форме. Но для Украины является свойственным «поставочно-сбытовой» и «посредническо-торговый» менталитет выхода в мировой рынок. С точки зрения на это, чтобы побороть отсталость нашего производства, его системную несовместимость с мировым, необходимо перейти к новой модели взаимоотношения национального хозяйства с мировым. Именно поэтому следует ориентироваться на производственно-инвестиционную модель, где в поле зрения является не только сфера обмена (внешняя торговля), но и сотрудничество по всем направлениям производственно-технического процесса, с вынесением части из них за национальные рамки. Главная цель государственной внешнеэкономической политики состоит в создании условий для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ у отечественных товаропроизводителей. [15] Такая постановка проблемы не нова. Она четко сформулирована М. Портером, и подходы к ее развязке широко используются разными странами. Напомним ряд исходных моментов на которых такая политика базируется: – национальное экономическое процветание основывается на высоком уровне производительности труда; – в отраслях конкурируют фирмы, а не страны; – национальное конкурентное преимущество имеет относительный характер; – динамическое обновление приводит к определенным конкурентным преимуществам, а не к краткосрочному выигрышу на уровне снижения затрат; – конкурентные преимущества в отраслях промышленности создаются на протяжении десятилетий или большего срока; – страны добиваются преимуществ, благодаря своим различиям, а не схожестью. Экспортная ориентация экономики и либерализации внешнеэкономических связей как основное задание внешнеэкономической политики Украины - требует определения существующих и потенциальных конкурентных преимуществ украинских товаропроизводителей, а также причин, которые их формируют, и механизма реализации этих преимуществ. Причем этот вопрос следует рассмотреть в двух плоскостях: 1) с позиции уравненных преимуществ на основе факторов производства; 2) с позиций, полученных (то есть таких, что создаются обществом) конкурентных преимуществ. Ключом к пониманию наших позиций на внешних рынках является интегрированный критерий конкурентоспособности - уровень эффективности использования ресурсов. Украина имеет значительные природные преимущества: достаточное число рабочей силы, выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы и т.д. Но это только возможные потенциальные преимущества, которые еще требуется развивать и реализовывать. Дебаты, что часто встречаются на страницах массовых изданий, а также, к сожалению, в научных обозрениях, о мощном экспортном потенциале Украины не имеют под собой достаточных оснований. Таким образом, если присмотреться, то конкурентные преимущества не являются законченными, они имеют коньюктурный характер по ограниченной группе товаров и на рынках, которые не определяют действительный уровень мировой конкуренции. А то, что, так сказать, припрятано в ВПК и лабораториях, то с его конкурентоспособностью еще нужно определиться. Таким образом, без рынка такого не сделать, а страна этих товаров и услуг, по сути, еще не продавала. Также необходимо определиться, что следует понимать под экономическим (и в том числе экспортным) потенциалом. Потенциал социально-экономической системы - понятие относительное, и его измерение выполняется в региональном срезе (для стран) по многомерному динамическому критерию, который интегрирует природно-ресурсные, экономические, социальные, политические и другие условия. Потенциал системы - это ее способность достичь поставленной цели при наличных ресурсах и условиях их использования, то есть это уровень эффективности использования ограниченных ресурсов. С такой позиции и следует рассматривать экспортный потенциал, который можно определить как сумму благ, которые национальная экономика может произвести и реализовать за свои границы, без убытков для себя, но во всех случаях при определенных внешних и внутренних ограничениях, пытаясь максимизировать собственную прибыль. Экспортный потенциал страны - это также способность национальной экономики воспроизводить свои конкурентные преимущества на мировой арене. Способна ли социально-экономическая система в стране воспроизводить в значительных масштабах законченные конкурентные преимущества в кратко- или среднесрочном периоде? Этот вопрос потребует тщательного анализа и заставит дать взвешенный ответ. Определенные надежды возлагает некто из политиков, экономистов и чиновников на иностранные кредиты и получение иностранных инвестиций. Но следует обратить внимание на обстоятельства, которые сопровождают такую политику. В высокоразвитых странах необходимость поддержки значительной конкурентоспособности привела к рождению нового типа хозяйственного развития, при котором относительное равновесие отраслевых и технологических структур изменилось на постоянные, динамически последовательные реформы структуры хозяйствования. Следует заметить существенное сокращение жизненного цикла продуктов и технологий. Иногда это делается развитыми странами сознательно: едва устаревшую технологию передают в другие страны, а у себя развивают новую. Тем самым обеспечивается лидерство. При таких условиях напрасно надеяться, что с помощью иностранного капитала Украина займет достойное место на мировом рынке. [10] Конкурентоспособность национальной экономики это решающий критерий, на который необходимо обращать внимание при решении проблем либерализации внешнеэкономических связей и уровня открытости экономики, что является первым камнем в фундаменте внешней политики. Сегодня экономика Украины с точки зрения на ее безнадежно тяжелое положение и низкую конкурентоспособность - является очень открытой. Как известно, главным каналом открытости является внешняя торговля. Ее доля в ВНП колеблется от 8-10% в больших странах до 70-80% в некоторых маленьких странах (Голландия, Бельгия и другие). По оценкам специалистов, уровень открытости экономики Украины, рассчитанный как доля экспортной квоты в ВВП, в 1994 году составлял больше одной трети. Такая ситуация причиняет серьезное беспокойство для отечественной экономики, поскольку высокий уровень ее открытости является следствием не значительной конкурентоспособности, а бессистемной торговли на фоне глубокого кризиса. Какое-нибудь нежелательное колебание коньюктуры мировых товарных рынков может привести украинских производителей к банкротству из-за отсутствия запаса прочности. Сначала рассмотрим, какие конкурентные преимущества свойственны украинской экономике, для того, чтобы, используя их, можно было бы занять достойное место в мировых экономических отношениях. Как правило, ставят на дешевую рабочую силу, развитую промышленность, возможности АПК и ВПК, наличие высоких технологий и развитую науку. Рассмотрим эти показатели критически, так как преувеличенный оптимизм является намного худшим, чем взвешенность и осторожность в оценке своих реальных возможностей. 1. Дешевая рабочая сила. Как правило, этот постулат принимается на веру, потому что стоимость рабочей силы идентифицируется с низкой заработной платой, без учета производительности труда. Приведем пример: в Украине реальная заработная плата занятого в материальном производстве составляет примерно 13% от соответствующего показателя по США, а производительность труда примерно 20%. Таким образом, если сравнить эти показатели, то в Украине цена труда, затраченного на производство единицы нацдохода (НД), не так уж сильно она будет всего на 35% меньше чем в США. Но эта разница поглощается низким качеством труда и, соответственно, товаров, а также большими затратами на производство (30-40%). 2. Относительно развитая промышленность, которая может занять достойное место на рынках стран, которые развиваются. Причем главными причинами реализации такого направления признаются долгое «присутствие» бывшего СССР в этих державах, нетребовательность их рынков к качеству продукции, необходимость поддерживать производственные процессы «советского» происхождения, возможные низкие цены на украинские товары, а также причины политического характера. Но следует учитывать определенные обстоятельства, которые делают эти «конкурентные» преимущества достаточно спорными. Современный мировой характеризуется применением лидерами международной конкуренции глобальных стратегий, в которых неразрывно связывается торговля и экспорт капитала. Рынки стран, которые развиваются, требуют значительных кредитов. Ведь на этом строилась торговая политика СССР. Именно в приливе иностранных инвестиций заинтересовано большинство стран, которые развиваются. Но в ближайшие 15-20 лет Украина вряд ли сможет реализовать такую политику в масштабах, достаточных для завоевания позиции лидера. 3. Значительный технологический потенциал ВПК, а также в среде научно-исследовательских работ и науки. Рассмотрим одну из его сторон, может быть самую важную, эффективность производства. Следует подчеркнуть, что основная масса конкурентных технологий сконцентрирована в ВПК, где они разрабатывались и применялись, как правило, для выпуска малых серий и единичных экземпляров, при слабом контроле за материальными затратами. С ВПК связываются значительные надежды по выходу на мировой рынок с высокими технологиями. Но следует заметить, что этот оптимизм слишком преувеличенный. На сегодня сфера высоких технологий (имеются в виду как сами технологии, так и их функционировании) фактически свернута. Стагнация является наследием паралича предприятий, которые имеют эти высокие технологии. У них сузился внутренний рынок, а конверсировать предприятия-гиганты очень тяжело и с экономической точки зрения неэффективно. Первыми шагами в решении этой проблемы стали разгосударствление, демонополизация, реструктуризация, основание системы малых и средних предприятий, которые имеют высокие технологии и могут их использовать в соответствии с запросами рынка. Например, АО «Арсенал» может объединить через холдинг или другую форму много разных предприятий, которые работают в сфере высокоточной (и не только) оптики. Они объединяются, кооперируются, раздробляются, конкурируют и всем этим вносят жизнь в эту сферу, которая может стать конкурентоспособной на мировом рынке. Каждое из них найдет свою рыночную нишу и будет отстаивать ее, что возможно только с помощью НТП. Кроме того небольшие предприятия значительно легче приспосабливаются к рынку - это один из путей конверсии. Особенное внимание следует уделять науке, поскольку для выхода на внешние рынки необходим постоянный научный поиск по созданию новых товаров и услуг, но и сам научный продукт имеет огромное значение как товар. Украинская наука достигла больших высот, в ее «портфеле» есть вереница готовых к реализации уникальных технологий. Но этого мало. Сегодня необходимо иметь также высокоразвитую инфраструктуру, а именно - подготовку высококлассных научно-инженерных кадров, развитую информационную науку и ее интегрирование в мировой информационный простор, создание ограниченного круга государственных научных органов, которые бы достаточно финансировались государством (другие должны иметь частный характер) и были национальными центрами фундаментальных исследований и т.д. В конце концов, нужно выработать государственную стратегию развития науки. Освоение новых технологий требует не только высокоорганизованной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, но и значительных вложений в развитие так называемых «вспомогательных» производств (и в том числе - разных услуг, от которых зависит эффективность использования современной техники), а также производственной, рыночной и информационной инфраструктур. [6] Развитие науки - это реальный для Украины путь в мировое сообщество через повышение уровня конкурентоспособности ее экономики. В контексте разработки долгосрочной внешнеэкономической политики, необходимо оптимально сбалансировать коротко-, средне- и долгосрочные интересы государства, связав их с динамикой экономических реформ и структурных преобразований в народнохозяйственном комплексе. Для Украины этот механизм условно должен состоять из трех взаимосвязанных уровней, на каждом из которых реализуется конкурентные преимущества разных уровней. I уровень: стабилизация и наращивание производства в определенных направлениях, в соответствии с стратегическими целями, традиционными товарными связями, со смещением акцента на готовую продукцию. Необходимо сберечь экспортный потенциал металлургического комплекса и некоторых химических производств, постепенно преобразуя их на новые технологические процессы. II уровень: реализация определенных временных преимуществ, которые обеспечиваются относительно невысокий стоимостью рабочей силы, наличием развитых производственных фондов и технологических знаний, а также материальных ресурсов. Эта модель интеграции в мирохозяйственную систему является традиционной для стран, которые развиваются. III уровень: реализация конкурентных преимуществ, воплощенных в высоких технологиях как существующих, так и будущих. Украина имеет такие разработки, и при определенных условиях они могут исполнять роль экспортного тарана. Упомянутые три уровня (модели, стратегии) интеграции в мировой экономический простор не могут рассматриваться изолированно. Эффективное включение в мировое разделение труда предполагает прорыв по всем трем направлениям. Но стратегическим приоритетом является использование конкурентных преимуществ высшего порядка, воплощенных в уникальные технологические и научные разработки. Безусловно, реализация механизма интеграции в мировую экономику невозможна без динамических рыночных преобразований в государстве. Заключение Вопрос о значении внешнеэкономических связей новых государств постсоветского пространства, является одним из первостепенных на современном этапе. Место и роль любой страны в мировом хозяйстве и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основным из них являются следующие: уровень и динамика движения экономики, степень ее открытости и вовлеченности в международное разделение труда (МРТ), прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей, умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении. Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие выводы: 1. С целью активизации внешнеэкономических связей необходимо обеспечить динамичное развитие и эффективную организацию торгово-экономического сотрудничества, плодотворной деятельности участников внешнеэкономических связей и хозяйственных субъектов, совершенствование экспортно-импортных операций, разработать механизмы по ВЭС. 2. С целью эффективной организации метода внешних связей необходимо совершенствовать либерализацию ВЭС, углублять проводимые экономические реформы, специализацию импорта и экспорта, развивать такие прогрессивные методы ВЭС, как создание совместных предприятий, научно-технического сотрудничества и т.д. 3. С целью усиления роли внешнеэкономической концепции в развитии торгово-экономических связей, необходимо учитывать перестройку основных структур национальной экономики, повышение экспортного потенциала. 4. Важное место занимает повышение конкурентоспособности продукции национальных производителей, обеспечение экономической безопасности и национальных интересов страны. 5. Необходима разработка долговременной, хорошо обоснованной концепции и опирающейся на нее стратегии внешнеэкономических отношений Украины с развитыми и развивающимися странами. 6. В долгосрочном внешнеэкономическом прогнозировании Украины все больше, видимо, следует исходить из представления о возрастающей общности интересов отдельных регионов (Западная Европа, АТР) и даже континентов. Правительственная Программа страны должна определять главные направления, по которым будет развиваться экономическое взаимодействие. 7. В целом, возникшая система внешнеэкономических связей, участницей которых является и Украина, диктуется глобализацией мировой экономики. Список использованной литературы 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения 2. Алексей Вебер Страны Балтии и Скандинавии поддержат Украину на пути к НАТО // Немецкая волна. - 11 сентября 2008 г. 3. Алексей Рутнер Швеция: страна электронных викингов. Самое большое государство Скандинавии удерживает лидерство в развитии технологий // МЭ и МО. - №4, 2007. 4. Борко Ю. Договоры об учреждении Европейского Сообщества. М., 2004 5. Внешние связи ЕС. Учебник. Киев., 2004 6. Дергачев В. «Особенности мирохозяйственной интеграции Украины на основе свободных экономических зон» Экономика Украины №12 1994 7. Дугин А. Основы геополитики. М., 2004 8. Журнал «Экономика Украины». 9. Иванов Н. Глобализация и проблема оптимальной стратегии развития. М., 2003 10. Кочетов Э. «Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России» Мировая экономика и международные отношения №11, 1994 11. Либiдi К., Дiлiпенко А. Мiжнароднi економiчнi вiдносини. Киев, 2001 12. Международная экономическая деятельность Украины. Учебное пособие. - Киев: Центр, 2004. 13. Новицкий В.Е. Мировая экономическая деятельность - К.: Либра 14. Овчинников Г.П. Международная экономика: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2002. 15. Онищенко В. « «Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины» Экономика Украины №2, 1996 г. 16. Портер М. «Международная конкуренция» Москва, «Международные отношения», 1993 17. Сборник докладов XVI конференции по изучению Скандинавских стран и Финляндии // Институт Всеобщей истории Российской Академии наук Министерства образования и науки РФ. - Март, 2008. 18. Статистический сборник Госкомитета статистики Украины (1995-2005) 19. Храмов В.О. Внешнеэкономическая политика: Учебное пособие. - Киев: МАУП, 2002 20. Якуб Логинов Вперед - в Балтику // Зеркало недели. - №4, 2008. 21.СНГ в цифрах и фактах / Украина http://catalog.fmb.ru/ukraine5.shtml 22.www.cisstat.com. Сайт комитета статистики СНГ. 23.www.wikipedia.com. Википедия - Свободная энциклопедия.
|