Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Уголовная ответственность за участие в преступных сообществах по законодательству Франции

Уголовная ответственность за участие в преступных сообществах по законодательству Франции

2

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧАСТИЕ В ПРЕСТУПНЫХ

СООБЩЕСТВАХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ФРАНЦИИ

Изменяющиеся условия современной жизни, усложняющиеся социально-экономические отношения не могут не отражаться на способах совершения преступлений. Если в первой половине XX в. преступления совершали в основном одиночки, то в настоящее время наблюдается рост числа преступлений, в которых принимают участие группы или целые организации. В первую очередь это экономические преступления, преступления в сфере наркобизнеса, а также террористические акты, в совершении которых задействовано, как правило, несколько лиц. Объясняется это тем, что осуществление достаточно сложного преступления требует участия, помимо непосредственных исполнителей, также и других лиц с целью его подготовки, сокрытия следов, реализации предметов преступления и т.п. В этих условиях законодатель стремится закрепить такие уголовно-правовые нормы, которые обеспечивали бы репрессию не только в отношении непосредственных исполнителей, но и всех тех лиц, чья деятельность способствует совершению преступлений.

Опасения из-за угрозы возрастания потенциала и числа организованных преступных группировок все более и более усиливаются из-за пробелов в национальных законодательствах разных стран, которые могут привести в некоторых государствах к возникновению законодательной инфляции.

В связи с этим под давлением международного сообщества некоторые государства, в том числе и Франция, обеспечивают себя дополнительным законодательным арсеналом, направленным на сдерживание роста организованной преступности.

Примером тому может служить включенный в Уголовный кодекс Франции 1992 г. раздел пятый "Об участии в объединении преступников", состоящий из четырех статей 450-1 - 450-4. Кроме того, в 1996 г. был принят Закон N 96-647 от 22 июля 1996 г., в результате чего в УК была включена ст. 421-2-1, определяющая, какие признаки образует преступление, имеющее характер террористического акта, а также участие в сформированной группе для проведения экологического теракта либо попытки его подготовки. Введенные в УК ст. 421-4 и 421-5 определяют наказания за указанные виды террористических актов.

Преступное объединение лиц, согласно ст. 450-1, образует любая сформированная группа или сговор нескольких лиц с целью подготовки одного или нескольких преступлений, одного или/и нескольких проступков (contraventions).

Из данного положения можно сделать вывод, что ответственность за участие в преступном сообществе следует расценивать как одну из форм ответственности за соучастие в общеуголовных преступлениях, но караемую более строго в случае соучастия в террористических актах.

Французское законодательство также содержит нормы о преступном сообществе, которое можно охарактеризовать как организованную преступную группировку. Эти положения могут быть использованы против лиц, совершивших преступления в качестве исполнителя или соучастника в составе банды, террористической организации или ассоциации. Данные положения Закона применяются также в борьбе с наркобизнесом. К ним можно отнести ст. 312-1 - 312-9, 312-13, 312-15 УК; ст. Л. 627, Л. 628 Кодекса здравоохранения, а также положения Законов N 86-1020 о борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность (далее - Закон 1986 г. о борьбе с терроризмом) и N 86-1019 о борьбе с преступной деятельностью, принятых 9 сентября 1986 г.

Серьезную озабоченность у французского правительства вызывает рост террористических преступлений в стране в последние годы. По этой причине за сравнительно короткий промежуток времени был разработан целый комплекс нормативных актов, которые непосредственно или опосредованно направлены на борьбу с терроризмом, являющимся, как правило, проявлением организованной преступности.

Среди них можно выделить уже упоминавшийся Закон 1986 г. о борьбе с терроризмом. Как отмечалось выше, одним из направлений в борьбе с ростом числа преступных сообществ является принятие особых процессуальных норм. Названный Закон, кроме того, что он вводит в УПК Франции новую главу, которая полностью посвящена вопросам ведения следственных действий по делам о терроризме (гл. 15), определяет еще и круг лиц и органов, в компетенцию которых входит расследование и рассмотрение такого рода дел в суде. К ним, в частности, относятся прокурор и следственный судья Парижа, исправительный суд и суд присяжных Парижа.

Суд присяжных Парижа является специальным судом и расценивается французскими юристами как "специальное репрессивное средство" против терроризма. В этом суде рассматриваются только дела о террористических преступлениях, совершенных во Франции или на ее заморских территориях.

Специальной компетенцией по расследованию дел о терроризме наделяется прокурор и следственный судья Парижа. Если, например, в ходе следствия выясняется, что собранные факты содержат признаки общеуголовного преступления, а не террористического, следственный судья Парижа объявляет, что он некомпетентен расследовать данное преступление, и дело передается тому следственному судье, в круг полномочий которого входит расследование общеуголовных преступлений.

Закон 1986 г. о борьбе с терроризмом предусматривает некоторые особенности предварительного следствия. В частности, срок задержания подозреваемого в террористическом акте может быть увеличен с 48 до 96 часов. Разрешение на продление срока дает председатель вышестоящего суда.

Кроме того, при расследовании террористических преступлений из положений ст. 76 УПК (требующей обязательного присутствия лица во время обыска его дома под угрозой признания недействительным соответствующего следственного действия) Закон 1986 г. в целях успешного расследования делает исключение: по ходатайству прокурора председатель суда высшей инстанции или судья, уполномоченный этим председателем, может дать разрешение на обыск дома без присутствия и согласия проживающего в нем лица. В этом случае обнаруженные в доме вещественные доказательства не теряют своей доказательственной силы.

В начале 1987 г. к Закону 1986 г. о борьбе с терроризмом была принята поправка, в силу которой действие его распространялось и на преступления, совершенные до принятия Закона, то есть он приобретал обратную силу, что свидетельствует о чрезвычайно серьезном отношении законодателя к опасности, грозящей французскому обществу со стороны террористов.

Уголовный кодекс 1992 г. Франции состоит из четырех книг, которые, в свою очередь, поделены на разделы, главы, части и подчасти.

Книга первая (ст. 111-1 - 133-17) содержит общие положения, составляющие Общую часть Кодекса. Книга вторая (ст. 211-1 - 227-30) посвящена ответственности за преступления и уголовные деликты, совершенные в отношении физических лиц. Книга третья (ст. 311-1 - 323-7) предусматривает ответственность за преступления и уголовные деликты, совершенные в отношении имущества как физических, так и юридических лиц. Книга четвертая (ст. 410-1 - 450-4) содержит ответственность за преступления и уголовные деликты, совершенные против нации, государства и общественного порядка.

Именно в последней, Книге четвертой УК - ответственности за террористические преступления и за участие в объединении преступников - организованной преступной группировке - посвящены, соответственно, разделы II и IV. Раздел II состоит из двух глав: глава 1 - "О террористических актах" (ст. 421-1 - 421-4), глава 2 - "Особые положения" (ст. 422-1 - 422-5). В главе 1 дается понятие терроризма и содержатся нормы, предусматривающие наказание за него. Глава 2 предусматривает возможность освобождения виновных лиц от наказания за террористические преступления, а также устанавливает дополнительные наказания за эти преступления и регулирует ответственность юридических лиц, участвующих в террористических актах или способствующих их совершению.

В УК 1992 г. условия, при наличии которых преступление признается террористическим, остались прежними - как они были в свое время сформулированы в Законе 1986 г. о борьбе с терроризмом.

Под террористическими актами, согласно ст. 421-1 УК, понимаются совершенные отдельным лицом или преступным сообществом, созданным с целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, умышленные посягательства на жизнь, неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении, угон летательного аппарата, судна или любого другого транспортного средства, хищения, вымогательства. Кроме того, к террористическим отнесены и преступные деяния в области информатики (незаконный доступ ко всей или к части системы автоматизированной обработки данных, действия, направленные на воспрепятствование работе или нарушение нормальной работы системы автоматизированной обработки данных; ввод обманным способом информации в систему автоматизированной обработки данных; уничтожение или изменение обманным способом содержащихся в указанной системе данных; участие в группе, созданной с целью подготовки - путем совершения одного или нескольких конкретных действий - какого-либо из перечисленных деяний).

Помимо этих действий к террористическим актам УК относит:

- изготовление или хранение смертоносных или взрывчатых средств и устройств;

- производство, продажу, импорт или экспорт взрывчатых веществ;

- приобретение, хранение, транспортировку или незаконное ношение взрывчатых веществ или устройств, изготовленных с использованием этих веществ;

- хранение, ношение и транспортировку оружия и боеприпасов первой и четвертой категории, предусмотренных в ст. 1 Декрета-закона от 18 апреля 1939 г. (к первой категории относятся огнестрельное оружие и боеприпасы, предназначенные для ведения военных действий на земле, море и в воздушном пространстве; к четвертой категории - огнестрельное оружие оборонительного характера и боеприпасы к нему);

- разработку, изготовление, хранение, складирование, приобретение и передачу микробиологических и биологических веществ, представляющих опасность как для окружающей среды, так и для здоровья или жизни людей (ст. 1 Закона N 72-467 от 9 июня 1972 г. о запрещении разработки, изготовления, хранения, складирования, приобретения и передачи биологического оружия или оружия, в основе которого лежат токсины) .

Этот перечень в последнее время несколько расширен. 17 июня 1998 г. был принят Закон N 98-467 о запрещении изготовления, складирования и использования химического оружия и об его уничтожении.

С его принятием ст. 421-1 УК Франции была дополнена пунктом 4, согласно которому террористическими также признаются действия лица, заключающиеся:

- в использовании химического оружия и запрещенных химических продуктов;

- в производстве химического оружия и боеприпасов;

- в руководстве и организации групп, имеющих целью использование, производство, складирование, владение, хранение, приобретение, передачу, ввоз, вывоз, транзит, торговлю или посредничество в операциях как с новым, так и со старым химическим оружием, а также с запрещенными химическими продуктами. Привлекается к уголовной ответственности за терроризм и лицо, которое провоцирует, поддерживает или подстрекает кого-либо на совершение названных действий.

В настоящее время, когда возросла обеспокоенность всего человечества по поводу состояния окружающей среды, нельзя забывать о том, что экологический кризис можно и спровоцировать. Подобную угрозу террористы могут использовать как еще один из способов шантажа какого-либо правительства для достижения своих целей. Учитывая такую возможность, французский законодатель впервые за всю историю существования во Франции Уголовного кодекса вводит в УК 1992 г. статью, предусматривающую уголовную ответственность за экологический терроризм.

Экологическим терроризмом, согласно ст. 421-2, признаются действия, преднамеренно осуществляемые лицом или организованной группой, имеющей целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, с намерением введения в атмосферу, в почву, подпочву или в воды (включая территориальные морские воды) вещества, способного создать угрозу здоровью людей или животных или природной среде.

Насколько опасным для общества считают законодатели экологический терроризм, можно судить по санкциям, предусмотренным ст. 421-4 УК: "Лица, виновные в совершении экологического терроризма, наказываются лишением свободы на срок до 15 лет и штрафом до полутора миллионов франков (в настоящее время штрафы взимаются в евро. Один евро приблизительно равен шести франкам. - Примеч. авт.). Лишение свободы увеличивается до пожизненного заключения, а штраф до пяти миллионов франков, если деяние повлекло за собой смерть одного или нескольких человек".

К террористам, согласно положениям нового Уголовного кодекса, могут применяться как основные, так и дополнительные наказания.

К основным наказаниям французский законодатель относит лишение свободы и штраф (ст. 421-3 и 421-4). Согласно ст. 421-3, наказание, связанное с лишением свободы и применяемое за преступления, предусмотренные ст. 421-1, если они образуют террористические акты, должно быть более строгим по сравнению с наказанием за совершение аналогичных общеуголовных преступлений.

Увеличение наказания виновному в террористическом акте происходит следующим образом:

- назначается пожизненное лишение свободы, если за общеуголовное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 30 лет;

- назначается тюремное заключение до 30 лет, если за общеуголовное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет;

- назначается тюремное заключение до 20 лет, если за аналогичное общеуголовное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 15 лет;

- назначается тюремное заключение на срок до 15 лет, если за аналогичное общеуголовное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет;

- назначается лишение свободы на срок до 10 лет, если за аналогичное общеуголовное преступление предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы;

- наказание удваивается, если за аналогичное общеуголовное преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет.

Кроме того, в ст. 421-3 и 421-4 УК Франции предусматривается "период безопасности" (в течение которого к осужденному за терроризм не может быть применена отсрочка исполнения наказания или дробление наказания, то есть исполнение наказания по частям в течение периода, превышающего установленный судом срок наказания по серьезным обстоятельствам медицинского, семейного, профессионального или социального свойства). В течение "периода безопасности" осужденный не может быть размещен за пределами тюрьмы, ему не разрешен выход за пределы тюрьмы, полусвободный режим отбывания наказания или условное освобождение, если за совершение террористического акта предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Наряду с основными наказаниями, как отмечалось выше, УК 1992 г. предусмотрены и дополнительные, которые могут быть применены ко всем террористам или исключительно к иностранцам, независимо от их национальной принадлежности. В качестве дополнительного наказания может быть применено лишение политических прав (права голосовать, права избирать, права осуществлять функции правосудия и т.п.), гражданских и семейных прав. Продолжительность лишения этих прав составляет, согласно ст. 131-26 УК, до 15 лет - в случае совершения террористического преступления и до 10 лет - при совершении террористического деликта.

Виновному в террористическом преступлении лицу может быть запрещено осуществлять общественные обязанности или заниматься профессиональной или социальной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой им было совершено преступление. В этом случае такой запрет может быть окончательным или временным. В случае совершения общеуголовного преступления срок такого запрета (ст. 131-27 УК) составляет до 5 лет, но если речь идет о террористическом преступлении, этот срок увеличивается до 10 лет.

Наконец, осужденному за терроризм может быть запрещено проживать в каком-либо месте на срок до 15 лет, если за аналогичное общеуголовное преступление (ст. 131-31 УК) предусмотрен десятилетний срок, а если за общеуголовный деликт предусмотрено 5 лет запрета, то за террористическое преступление запрет длится до 10 лет (ст. 422-3 УК).

К иностранному террористу, кроме уже названных дополнительных наказаний, применяется запрет на пребывание на французской территории (ст. 422-4 УК). Запрещение иностранцу пребывать на французской территории может быть бессрочным или на срок до 10 лет. Осужденное лицо выдворяется из страны после отбытия основного наказания.

Эта мера, применяемая к лицам, осужденным за терроризм, предусмотрена ст. 131-30 УК. Ее особенность заключается, с одной стороны, в продолжительности запрета - до 15 лет вместо 10 за общеуголовное преступление, с другой стороны - в невозможности учесть исключения, предусмотренные этой же статьей, измененной и дополненной Законом N 93-1027 от 24 августа 1993 г. об иммиграции и условиях въезда, приема и пребывания иностранцев во Франции . Согласно ст. 131-30 УК, осужденный может и не выдворяться из страны, если докажет, что он проживает во Франции с момента достижения десятилетнего возраста, и проживает не менее 15 лет. Осужденный не лишается полностью родительских прав и вправе оказывать реальную помощь своему ребенку, проживающему во Франции. Но для этого он должен состоять в браке не менее шести месяцев, причем совместная жизнь не прекращалась и другой супруг сохранил французское гражданство.

В прежнем Уголовном кодексе, действовавшем во Франции до 1992 г., существовала норма, которой специально предусматривалась ответственность за участие в "ассоциации злоумышленников". Особенностью этой нормы являлось то, что сам факт создания такой "ассоциации злоумышленников", которые объединились для совершения каких-либо преступных действий, в том числе и террористических, уже являлся преступлением. С принятием в 1992 г. нового Уголовного кодекса французский законодатель не отказался от норм, предусматривающих ответственность за участие в "ассоциации злоумышленников", включив в Книгу четвертую специальный раздел "Об участии в объединении преступников" (ст. 450-1 - 450-4).

Положениями этого раздела регулируется общая ответственность за участие в объединении преступников, независимо от того, создано ли оно для совершения общеуголовных преступлений или террористических актов. Наказание за участие в таких объединениях - лишение свободы на срок до 10 лет и штраф до одного миллиона франков.

Статьей 450-3, кроме основного наказания, к участнику преступного объединения применяются и дополнительные:

- временное лишение политических, гражданских и семейных прав . Они могут назначаться на срок до 10 лет в случае осуждения за преступление и на срок до 5 лет в случае осуждения за проступок;

- запрещение состоять на государственной службе или заниматься профессиональной или общественной деятельностью, при осуществлении которой было совершено данное деяние . Это запрещение не распространяется на избирательный мандат или выполнение профсоюзных обязанностей. Оно также неприменимо по делам о проступках, связанных с прессой;

- запрещение проживания . Срок запрещения проживания не может превышать 10 лет в случае осуждения за преступление и 5 лет в случае осуждения за проступок.

Уголовный кодекс 1992 г. сделал возможным применение уголовной ответственности за террористические преступления и к юридическим лицам. Об уголовной ответственности юридических лиц за участие в преступном объединении будет сказано ниже в связи с их участием в террористических актах.

Очевидно, что французский законодатель в данном случае, не выделяя террористическое из числа общеуголовных объединений, признал тем самым, что и то, и другое объединение в равной мере опасно для общества. Ситуация существенным образом изменилась, когда в июле 1996 г. французский законодатель ввел в главу 1 "О террористических актах" раздела II Книги четвертой УК Франции нормы, предусматривающие уголовную ответственность за участие в преступных формированиях. Тем самым в очередной раз было подтверждено, что терроризм в любом своем проявлении является особым, более опасным видом преступления.

Законом N 96-647 от 22 июля 1996 г. об ужесточении наказания за терроризм и покушения на лиц, наделенных государственной властью или осуществляющих общественную службу, а также о положениях, относящихся к судебной полиции , в УК Франции был внесен ряд существенных изменений и дополнений в плане расширения и углубления борьбы с терроризмом.

Наиболее важными из них являются две статьи: 421-2-1 и 421-5. Первая вводит новый состав, который образует террористический акт. Согласно этой статье, к террористическому акту отнесено участие в сформированной группе или объединении, созданных с целью подготовки террористических актов, упомянутых в ст. 421-1 и 421-2. Подготовка может выражаться в одном или нескольких совершенных или совершаемых действиях. Статья 421-5 за подобные действия предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет и штраф до полутора миллионов франков. К виновному в этом преступлении может быть применен период безопасности, предусмотренный в ст. 132-23 УК, продолжительность которого составляет половину срока наказания или, если речь идет о пожизненном заключении, 18 лет.

Таким образом, этими дополнениями законодатель выделил террористическое объединение из числа уголовных объединений и вывел его за рамки раздела V, предусматривающего ответственность за участие в объединении преступников, включив его в состав раздела II "О терроризме".

Уголовный кодекс 1992 г. впервые, как и в случае с экологическим терроризмом, установил уголовную ответственность юридических лиц за совершение ими как общеуголовных преступлений, так и террористических. Положение ст. 121-2 УК предусматривает, что юридические лица, за исключением государства, несут уголовную ответственность за исполнение преступления (ст. 121-4), покушение на преступление (ст. 121-5), за соучастие в преступлении (ст. 121-6 и 121-7), а также в случаях, предусмотренных законом или регламентом, и за преступления, совершенные в пользу юридических лиц их органами или представителями.

Другими словами, к уголовной ответственности может привлекаться юридическое лицо, являющееся официальной структурой (коммерческим обществом, ассоциацией, политическим объединением и т.п.), созданное для совершения террористической деятельности, хотя внешне оно может заниматься какой-либо коммерческой деятельностью. Террористическая деятельность может также совершаться под прикрытием юридического лица каким-нибудь его служащим. Такая же ответственность для юридических лиц предусмотрена и в случае участия служащего в преступных объединениях, не созданных для совершения террористических актов.

Из анализа положений Уголовного кодекса Франции, касающихся ответственности юридических лиц, можно сделать следующий вывод. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно того, чтобы преступление было совершено его руководящими органами или представителями. Это означает, что преступное деяние должно быть совершено либо одним, либо несколькими лицами, которые официально и законно представляют юридическое лицо либо являются уполномоченными законом или уставом лицами (законными представителями). То есть наказывается то юридическое лицо, отношениями с которым по поводу совершенного преступления связан террорист, или юридическое лицо, в котором он официально числится и в интересах которого он действует.

Уголовная ответственность юридического лица возникает также, когда террористы используют в террористических целях помощь, предоставленную им юридическим лицом. Помощь в этом случае может быть самой разнообразной: предоставление своего названия, офиса, использование деловой репутации, помещения, предоставление товаров, материалов, документов, денежных средств и т.д. Юридическое лицо и его органы могут быть наказаны вместе с физическими лицами - с исполнителями и соучастниками.

К виновному в названных преступления юридическому лицу применяются такие же наказания, что и за совершение им общеуголовного преступления. Это может быть штраф, размер которого, однако, увеличивается в пять раз по сравнению с тем, который предусмотрен за совершение аналогичного преступления физическим лицом (например, если за экологический терроризм, повлекший смерть, для физического лица предусмотрен штраф в размере пяти миллионов франков, то для юридического лица он составит двадцать пять миллионов).

Кроме того, помимо штрафа к нему может быть применено одно или несколько наказаний, предусмотренных ст. 131-39 УК. Во-первых, юридическое лицо может быть ликвидировано. Если же ликвидация предприятия будет признана нецелесообразной, то ему может быть запрещено осуществлять те профессиональные функции, при исполнении или в связи с исполнением которых было совершено преступление. Не исключен в этом случае и судебный контроль за деятельностью юридического лица. Могут быть закрыты окончательно или временно все или одно из отделений предприятия, использовавшихся для совершения инкриминируемых действий. Возможно исключение его из участия в частноправовой сделке, заключаемой с государственными организациями. В число наказаний, предусмотренных ст. 131-39 УК, входит запрет на привлечение сбережений населения, на выдачу чеков или использование аккредитивов. Предмет, который послужил или был предназначен для совершения преступления, или предмет, который явился результатом преступления, конфискуется. И наконец, принятое судебное решение по этому делу может быть опубликовано в средствах массовой информации.

Самым строгим наказанием из всех перечисленных является ликвидация юридического лица, поскольку она рассматривается как эквивалент смертной казни для физического лица. Поэтому ликвидация, как правило, применяется только в исключительных случаях: "когда юридическое лицо было создано или отклонилось от своей деятельности с тем, чтобы совершить инкриминируемый ему террористический акт". Столь суровое для юридического лица наказание необходимо, так как немыслимо существование юридического лица, деятельность которого направлена на совершение террористических актов.

Французский законодатель, принимая эти нормы, учитывал, что заинтересованные лица могут попытаться восстановить ликвидированное предприятие. В этом случае для лиц, предпринявших такую попытку, ст. 434-43 - 434-47 предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение наказаний, вынесенных в отношении юридического лица. Виновные в этом преступлении физические лица могут понести наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет и штрафа до 200 000 франков, а юридическое лицо - перечисленные выше наказания, за исключением его ликвидации.

Угрожающий характер в последние годы принимают и преступления, связанные с наркотиками. Сегодня наркобизнес - это одно из основных направлений деятельности организованной преступности в мире. Ужесточаются меры по борьбе с этим социальным злом, а также с лицами и преступными сообществами, совершающими такие преступления. Кроме того, государством поощряются действия виновных, направленные на отказ от совершения преступления, а также содействующие успешному ходу следствия. В этом плане заслуживают внимания положения Кодекса здравоохранения Франции и Закона о борьбе с незаконной продажей наркотиков, принятого 31 декабря 1987 г. и внесшего ряд изменений и дополнений в этот Кодекс.

Так, согласно его ст. Л. 627, к уголовной ответственности (лишение свободы на срок от 10 до 20 лет) привлекаются лица, виновные в незаконном ввозе, вывозе и производстве наркотиков.

Предусматривается тюремное заключение на срок от 2 до 10 лет и штраф от 5000 до 50000000 франков для тех, кто облегчает приобретение, потребление наркотиков, а также выписывает или использует фальшивый рецепт для их приобретения. Как законченное преступление наказывается покушение на него.

В случае, если названные действия облегчают возможность употребления наркотиков несовершеннолетними, виновный наказывается тюремным заключением на срок от 5 до 10 лет.

Как уже отмечалось, государство поощряет действия виновных, направленные на добровольный отказ от совершения преступления и содействующие успешному ходу следствия. Этим вопросам посвящается ст. Л. 627-5 Кодекса здравоохранения (в редакции Закона N 87-1157 от 31 декабря 1987 г.).

Согласно этой статье, любое лицо, которое, будучи признанным участником ассоциации или сговора, образованных с целью совершения одного из преступлений, перечисленных в ст. Л. 627 Кодекса здравоохранения, помогает административным или судебным властям в разоблачении участников этой ассоциации или сговора, в предупреждении совершения преступления и опознании других лиц, участвовавших в ассоциации или сговоре, освобождается от наказания.

Кроме того, в случаях, о которых речь идет выше (когда связанное с наркотиками преступление уже совершено и, следовательно, предотвратить его нельзя), максимальный срок предусматриваемого законом наказания сокращается в два раза для любого участника такого преступления при условии, если он до привлечения его к ответственности будет содействовать опознанию других виновных лиц или, будучи привлеченным к ответственности, станет содействовать аресту последних.

Давность уголовного преследования за связанные с наркотиками преступления, предусмотренные в ст. Л. 627 Кодекса здравоохранения, - 10 лет с момента совершения деяния. Наказание, назначенное за такое деяние, не может быть приведено в исполнение по истечении 20 лет с момента вступления приговора в законную силу. Данный срок больше аналогичных сроков, предусмотренных в УПК Франции, и объясняется это не только опасностью такого рода преступлений, но и трудностями поимки преступника, и частыми побегами заключенных из тюрем, осуществляемыми по каналам организованной преступности.

Следует отметить, что УПК, в случае расследования преступлений о наркотиках, делает определенные отступления от общих норм, предусмотренных для иных общеуголовных преступлений.

Французское уголовно-процессуальное законодательство до 2001 г. не содержало положений, которые предусматривали бы исключения или особый порядок при проведении обыска помещений, в которых бы могли находиться наркотические вещества. Исключение из общей процедуры проникновения в помещения и проведения в них обыска составляли случаи при проведении расследования террористических преступлений, хотя некоторые французские правоведы считали положения ст. 706-24 УПК нарушением конституционных прав граждан. Согласно данной статье по ходатайству прокурора председатель суда высшей инстанции или судья, уполномоченный им, может дать разрешение на проникновение в жилище, обыск помещения и изъятие вещественных доказательств в отсутствие и без согласия проживающего в нем лица, подозреваемого в причастности к террористическому преступлению. Обнаруженные в ходе таких действий вещественные доказательства не теряют своей силы в суде. В то же время ст. 59 УПК признает такие действия незаконными, а полученные доказательства недействительными, если они были проведены в отношении общеуголовного преступления.

Как представляется, такие отступления от общих правил, применяемых при расследовании общеуголовных преступлений, оправданны, исходя из того, что террористические преступления признаются наиболее опасным видом преступлений для общества, поскольку затрагивают интересы не только отдельных лиц, но и государства.

По этой причине французский законодатель вынужден принимать специальные меры, диктуемые особой опасностью террористических преступлений, а также прогрессирующим ростом преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Подтверждением может служить тот факт, что в последнее время во Франции принимаются законы, направленные на борьбу с терроризмом. Одним из них является Закон N 96-1235 о предварительном заключении и ночном обыске помещений по террористическим делам. В частности, его ст. 16 вводит в УПК Франции новую статью 706-24-1, которая также предусматривает исключение из положений ст. 59 УПК, если речь идет о террористических преступлениях. Согласно ст. 59 УПК, действия правоохранительных органов могут быть признаны незаконными, а полученные доказательства - недействительными, если посещение, проникновение в жилище и обыск производились в период с 23 до 6 часов. Эти же действия, проведенные с целью поиска и констатации террористических актов, законны.

Принятый 15 ноября 2001 г. Закон N 2001-1062 о повседневной безопасности позволил применять вышеназванные положения УПК в случае проведения процессуальных действий и в нежилых помещениях, если есть предположение о возможном незаконном хранении в них как оружия, так и наркотических веществ (ст. 24 Закона N 2001-1062).

Эти положения аналогичны применяемым при процессуальных действиях в случае совершения террористических преступлений.

Французское законодательство не содержит специальных норм, направленных на борьбу с рэкетом. Но ответственность за вымогательство, по форме и схожести объектов, на которые оно направлено, близкое к рэкету (вымогательство с применением силы, насилия либо угрозы), предусмотрена в Уголовном кодексе 1992 г. в ст. 312-1 - 312-9 раздела I главы 2 "О вымогательстве" Книги третьей "О преступлениях и проступках против собственности".

Согласно ст. 312-1 вымогательство образуют действия, направленные на то, чтобы путем насилия, угрозы применения насилия или принуждения добиться подписи, обязательства или отказа от чего-либо, разглашения тайны, передачи денежных средств, ценностей или любого другого имущества. За вымогательство предусматривается наказание в виде лишения свободы до 7 лет и штрафа до 700 тысяч франков. Срок лишения свободы будет увеличен до 10 лет, а штраф до 1 млн. франков, если вымогательству предшествуют, его сопровождают или за ним следуют насильственные действия, повлекшие полную потерю трудоспособности в течение не более одной недели, а также если оно совершено в ущерб лицу, особая беспомощность которого (обусловленная его возрастом, болезнью, физическим или психическим дефектом, беременностью) очевидна или известна исполнителю. Если результатом применения насильственных действий в ходе вымогательства явилась полная потеря трудоспособности потерпевшего на время свыше одной недели, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 15 лет и штрафом до 1 млн. франков. Если же насильственные действия повлекли хроническое заболевание или увечье, то срок лишения свободы увеличивается до 20 лет, штраф остается прежним. Такому же наказанию подвергаются за вымогательство участники организованной банды, но лишение свободы увеличивается до 30 лет, если преступлению предшествовали, его сопровождали или за ним последовали насильственные действия, повлекшие хроническое заболевание или увечье. Участники организованной банды, виновные в вымогательстве, наказываются пожизненным лишением свободы, если оно совершено с применением или с угрозой применения оружия либо лицом, носящим оружие, на которое требуется разрешение или ношение которого запрещено.

Вымогательство наказывается пожизненным лишением свободы и штрафом до 1 млн. франков, если ему предшествовали, его сопровождали пытки или акты жестокости или насильственные действия, повлекшие смерть. Кроме того, Уголовным кодексом Франции вымогательством признаются вышеописанные действия, целью совершения которых является облегчение бегства или обеспечение безнаказанности исполнителя и соучастника (ст. 312-8). Покушение на вымогательство карается такими же наказаниями.

Необходимо отметить, что виновными в совершении вымогательства Уголовным кодексом Франции признаются помимо физических и юридические лица. К ним применяются наказания, которые были приведены выше при изложении ответственности юридических лиц за их участие в террористических актах.

Кроме основных наказаний, к виновным в вымогательстве физическим лицам применяются и дополнительные:

- временное лишение политических, гражданских и семейных прав;

- запрещение состоять на государственной службе или заниматься профессиональной или общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой было совершено вымогательство;

- запрещение на срок не более 5 лет хранения или ношения оружия, на которое требуется разрешение;

- конфискация предмета, который использовался или предназначался для совершения вымогательства, или предмета, являющегося его результатом, за исключением предметов, которые могут быть возвращены;

- запрещение находиться на французской территории может быть объявлено в качестве окончательного либо на срок не более десяти лет, в отношении любого иностранца, виновного в одном из преступлений, предусмотренных ст. 312-2 - 312-9 УК. Столь значительные санкции позволяют суду выносить надлежащие решения относительно всех видов вымогательства, в том числе и таких опасных, как рэкет.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что ужесточение наказания за участие в преступных объединениях как террористического, так и общеуголовного характера, а также многочисленные системы вменения в вину лишний раз подтверждают опасность этого феномена .

Необходимо также отметить развитие исключительных процессуальных норм, направленных на облегчение раскрытия подобных преступлений. К ним относятся продление срока нахождения под стражей, осуществление полицейских провокаций (то есть провоцирование преступников внедренными в преступную группировку агентами полиции на совершение преступлений). Во Франции такая провокация возможна только в отношении торговли наркотиками. Эти положения выпадают из общего ряда принятых уголовно-процессуальным законодательством норм, применяемых в отношении общеуголовных преступлений, но имеют своей целью наиболее эффективную борьбу с организованной преступностью .

Литература

1. Decret-loi du 18 avril 1939, fixant le regime des guerre, armes et munitions. Code penal. P.: Dallos, 2004 - 86. P. 411.

2. Loi N 72-467 du 9 juin 1972, interdisant la mise au point, la fabrication, la detention, le stockage, l'acguisition et la cession d'armes biologiques ou a base de toxines. Code penal. P.: Dallos, 2005 - 86. P. 437.

3. Revue de science criminelle et de droit penal compare. 1995. N 2. P. 239.

4. RecueiI Dalloz Sirey. 1996, 29 aout. N 29. P. 347.

5. Girault C. Le droit penal a l'epreuve de lorganisation criminelle. Revue de science criminelle et de droit penal compare. 2003. N 4. P. 715.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011