Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Узбекистан против терроризма

Узбекистан против терроризма

Реферат

Тема: УЗБЕКИСТАН ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЗБЕКИСТАНА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

События в мире на рубеже веков указали на международный характер терроризма, потребовали переосмысления имеющихся представлений о нем как о глобальной угрозе. В настоящее время международное сотрудничество является стержнем стратегии противодействия международному терроризму.

С актами международного терроризма Узбекистан столкнулся в феврале 1999 года. В связи с этим Узбекистан принимает активное участие в процессе борьбы с ним. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своих выступлениях с трибун международных организаций - ООН, ОБСЕ, Организации шанхайского сотрудничества, СЕАП и др. неоднократно подчеркивал необходимость усиления сотрудничества в борьбе с этим явлением в мировом масштабе.

В ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ Президент И.А. Каримов выступил с предложением создать в структурах ООН Международный Центр по борьбе с терроризмом (МЦБТ). Данная инициатива была озвучена в стенах ООН в ходе Саммита тысячелетия, прошедшего 7-8 сентября 2000 г. в Нью-Йорке.

Только после трагических событий в США 11 сентября 2001 года, точнее - 28 сентября 2001 года резолюцией №1373 (2001) Совета Безопасности ООН в его рамках был создан Комитет по борьбе с терроризмом (КБТ), наделенный большими полномочиями и в сфере пресечения финансирования международного терроризма. В деятельности этого комитета отражена концепция МЦБТ.

Во исполнение вышеуказанной резолюции СБ ООН в декабре 2001 г. и августе 2002 г. Узбекистан представил в КБТ доклады по выполнению ее положений.

В октябре 2000 года на международной конференции в Ташкенте, организованной ООН, ОБСЕ и правительством Узбекистана на тему: "Укрепление безопасности и стабильности в Центральной Азии: интегрированный подход в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и терроризмом", эксперты из 70 стран и 40 международных организаций выработали предложения по общим подходам к стратегии противодействия международному терроризму. При рассмотрении мер противодействия эксперты указывали на необходимость особого учета внешних вызовов и угроз.

Характер развития событий показывает, что многостороннее сотрудничество может стать ведущей линией в стратегии борьбы, поскольку даже очень сильное государство не может в одиночку добиться успешного результата, особенно если проанализировать информацию о том, как готовились террористические акты 16 февраля 1999 года в Ташкенте, 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и 23 октября 2002 года в Москве. Из нее следует, что финансирование, разработка и планирование, подбор исполнителей - все это происходило в разных странах.

Предпринимаемая террористическими организациями тактика разбросанных и внешне несвязанных действий, создает большие трудности и требует консолидированной реакции.

В этом смысле большое значение имеют инструменты многостороннего сотрудничества на уровне международных организаций, при учете национального антитеррористического законодательства.

Узбекистан участвует в работе Комитета по борьбе с терроризмом при Совете безопасности ООН, в Антитеррористическом центре СНГ, проводит соответствующую работу в рамках Шанхайской организации сотрудничества, активно содействует усилиям Международной коалиции антитеррористических сил.

Для обеспечения национальной безопасности большое значение имеет принятый в декабре 2000 года Закон Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом". Следует отметить, что аналогичными документами располагают пока не все страны.

Еще в 70-е годы эксперты предсказывали, что "спор по поводу развернутого, всеобъемлющего определения терроризма будет продолжаться еще долго, и они не придут к консенсусу и не смогут внести значительный вклад в понимание терроризма". Существует около 200 определений. И ни одно из них не получило всеобщего признания. Необходимо отметить, что проблема эта предельно политизирована, а ведущийся в рамках ООН процесс выработки определения длится уже 29 лет. Отсутствие дефиниции, отражающей в полном объеме суть этого явления, кардинально повлияло на возможность выработки единого международного механизма по борьбе с терроризмом. На практике такое положение привело к различным трактовкам террористических актов. Это создало не только путаницу, но и своего рода политику двойных стандартов. Некоторые страны использовали данную ситуацию для уклонения от принятия международных обязательств по искоренению терроризма, для поиска лазеек из международных законодательных рамок.

Сегодня имеются 13 документов ООН, направленных на противодействие терроризму. Имеются в виду: 11 конвенций и два протокола. Разрабатываются проекты Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом.

В этой связи следует подчеркнуть, что Узбекистан является участником всех действующих конвенций и протоколов ООН по борьбе с терроризмом.

К сожалению, число государств-подписантов растет очень медленно. Совместное участие в реализации документов ООН может укрепить сотрудничество стран, восполнить последствия отсутствия достаточного числа двусторонних соглашений.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИСЛАМ КАРИМОВ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

"Как мы можем забыть те террористические акции - взрывы в Ташкенте в феврале 1999 года, которые принесли смерть, ранения и горе более сотне наших граждан.

Или вторжение на территорию суверенного Узбекистана в летний период 1999, 2000 и 2001 годов бандитских формирований, свивших себе гнездо и прошедших террористическую подготовку в Афганистане, в результате которого погибли десятки наших молодых солдат и офицеров, оставив в сердцах матерей и близких ничем неизгладимое горе.

Все те потери, которые мы понесли за эти годы, все эти испытания и страдания, которые мы пережили, никогда не должны забываться в нашей памяти, должны постоянно напоминать нам о тех опасностях, которые продолжают нам угрожать.

Самое главное - надо помнить и не забывать, какие политические силы, какие экстремистские центры, располагающие огромными финансовыми и военными ресурсами, а также хорошо оснащенными лагерями и полигонами, стоят за этими преступными бандами террористов.

Мы должны помнить и не забывать, что эти силы и центры все еще не могут отказаться от своих преступных далеко идущих планов - остановить историю, использовать наши богатые ресурсы и потенциал в собственных интересах." (Из доклада на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Август 2002 г.)

"Длительная, до победного конца борьба, объявленная сегодня против терроризма, не направлена против мусульманской религии, какого-либо народа, какой-либо нации или государства, а ведется против международного терроризма и его предводителей, организованных банд экстремистских центров, их гнезд, баз и полигонов".

"Опасность в том, что террористы, обагрившие кровью свои руки и потерявшие человеческий облик, а также их "предводители", используя простоту души, религиозные чувства мусульман, стремятся свои преступные происки прикрывать мусульманской религией.

Коварные проповедники таких сил обосновались не только в Афганистане, но и во многих других странах, и удары, наносимые ныне по центрам терроризма, они преподносят всем как войну против всех мусульман, направленную на полное искоренение исламской религии.

Именно поэтому и ныне мы должны твердо идти по пути защиты религии и веры, во весь голос заявлять: "Дорогие соотечественники, братья, давайте и дальше беречь нашу религию, веру". Если сегодня мы не сможем защитить религию, свою веру от тех, кто ее неправильно трактует - а такую опасность мы испытывали в недавней истории и в определенной степени испытываем сейчас - население, а особенно молодые люди, у которых еще мало жизненного опыта, не сформировано мышление и сознание, завтра могут попасть под пагубное влияние этих сил". (Из доклада на VII сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Декабрь 2001 г.)

ТАШКЕНТСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Главы государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, обсудив актуальные проблемы регионального развития и международной политики, опираясь на традиционные отношения дружбы и добрососедства, историческую и культурную общность народов Центральной Азии, исходя из сложившейся практики политического диалога и достигнутого уровня регионального сотрудничества, отмечая значимость взаимовыгодных отношений Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан для укрепления стабильности в регионе и международной безопасности, принимая во внимание динамично меняющуюся ситуацию в регионе и вокруг него, выражая озабоченность угрозами, исходящими от международного терроризма, политического и религиозного экстремизма, наркоагрессии, трансграничной организованной преступности для региональной и международной безопасности, признавая важность рационального и взаимовыгодного использования водно-энергетических ресурсов, транспортных коммуникаций и имеющегося экономического потенциала в регионе, придавая особое значение дальнейшему углублению сотрудничества между государствами региона, основанного на взаимопонимании и взаимной выгоде в политической, экономической, гуманитарной и других сферах, заявляют о следующем:

1. Главы государств подтвердили, что взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях, а также тесное взаимодействие на международной арене отвечает национальным интересам всех стран региона и играет важную роль в поддержании мира и стабильности на региональном и глобальном уровнях.

Главы государств отмечают, что осуществляемое в русле общемировых тенденций углубление многосторонних связей призвано содействовать повышению благосостояния их народов.

Главы государств подчеркивают, что основным приоритетом взаимодействия стран региона должно стать взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

2. Главы государств, отмечая необходимость дальнейшего развития всесторонних и взаимовыгодных экономических отношений, поручили своим правительствам активизировать взаимодействие на всех уровнях в целях:

практической реализации неиспользованного потенциала экономического сотрудничества, а также придания новых импульсов его развития;

выработки эффективных форм и механизмов реализации достигнутых договоренностей, а также двусторонних и многосторонних документов, подписанных в сфере торгово-экономического сотрудничества между государствами региона.

3. Главы государств убеждены в том, что скоординированные и согласованные действия в области рационального и взаимовыгодного использования водных объектов, водно-энергетических ресурсов и водохозяйственных сооружений в Центральной Азии на основе общепризнанных принципов и норм международного права послужат основой для эффективного использования имеющегося сельскохозяйственного и энергетического потенциала государств во благо народов региона.

Главы государств поручили своим правительствам ускорить работу по совершенствованию механизма межгосударственного использования трансграничных водных ресурсов.

4. Главы государств отметили, что взаимодействие по созданию общей инфраструктуры, в первую очередь, объединенных транспортной и энергетической систем в целях выхода на внешние рынки является одним из приоритетных направлений многостороннего сотрудничества.

Главы государств отметили необходимость неукоснительного исполнения ранее достигнутых соглашений и договоренностей в области международных автомобильных и железнодорожных перевозок, а также определили конкретные направления дальнейшего сотрудничества по повышению эффективности функционирования транспортно-коммуникационной системы "Европа-Кавказ-Азия".

Главы государств признали важность проведения согласованной тарифной политики на всех видах транспортных перевозок в рамках Транскавказской евроазиатской транспортной сети ТРАСЕКА.

5. Главы государств подчеркнули важность завершения процесса юридического оформления прохождения линии государственной границы между своими государствами на основе норм и принципов международного права.

Главы государств едины в том, что границы между странами региона были и останутся границами мира, дружбы и добрососедства.

6. Главы государств, позитивно оценивая начало процесса политического урегулирования афганской проблемы, высказались в поддержку временной администрации Афганистана во главе с Х.Карзаем, усилий ООН и мирового сообщества, направленных на решение задач послевоенного восстановления страны.

Принимая во внимание традиционные добрососедские отношения между народами Центральной Азии и народом Афганистана, их историческую и культурную общность, главы государств выражают готовность оказать гуманитарное и иное содействие афганскому народу в построении обновленного и демократического государства, живущего в мире и гармонии со своими соседями и интегрированного в международное сообщество.

7. Главы государств с озабоченностью отмечают рост напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном. Резко осуждая недавний террористический акт в парламенте Индии, повлекший человеческие жертвы, главы государств призывают руководителей Индии и Пакистана проявить государственную мудрость, воздержаться от чрезвычайных мер и урегулировать имеющиеся проблемы политическими средствами.

Главы государств выражают надежду на развитие и укрепление добрососедских отношений между Индией и Пакистаном на долгосрочной основе, что отвечало бы интересам обеспечения региональной безопасности и стабильности.

8. Главы государств, придавая приоритетное значение обеспечению безопасности и стабильности в регионе, предпримут в этих целях все необходимые совместные усилия как в рамках Договора о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности сторон от 21 апреля 2000 года, так и других договоренностей.

Главы государств приветствуют шаги мирового сообщества по созданию всеобъемлющей системы противодействия международному терроризму, экстремизму, наркоагрессии и другим формам организованной преступности.

9. Главы государств отмечают необходимость расширения и углубления взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере как важного фактора укрепления сотрудничества и добрососедства стран и народов Центральной Азии.

10. Главы государств в целях дальнейшего продвижения и диверсификации политического диалога, совершенствования форм и механизмов региональной экономической интеграции, углубления взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности, выработки совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе высказались за активизацию многопланового сотрудничества в области политических, торгово-экономических, научно-технических, культурно-гуманитарных отношений и решили преобразовать Центрально-Азиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС) в Организацию "Центрально-Азиатское Сотрудничество" (ЦАС).

11. Главы государств поручают своим правительствам рассмотреть все вопросы, связанные с преобразованием ЦАЭС в ЦАС, включая вопросы юридического статуса новой организации, уставных документов, инвентаризации договорно-правовой базы ЦАЭС на предмет преемственности обязательств сторон, вытекающих из действующих международно-правовых документов ЦАЭС и другие аспекты, и внести соответствующие предложения для рассмотрения главами государств.

12. Главы государств подчеркивают, что конструктивные переговоры, состоявшиеся в атмосфере открытости и взаимопонимания, внесли значительный вклад в дальнейшее развитие традиционно добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества государств Центральной Азии.

Главы государств согласились продолжить встречи в состоявшемся формате и выразили признательность за теплый, радушный прием, оказанный Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым на гостеприимной узбекской земле.

г.Ташкент, 28 декабря 2001 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

Конвенции и протоколы ООН по вопросам борьбы с терроризмом

1. Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах, совершённых на борту самолёта, подписана в Токио 14 сентября 1963 года.

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписана в Гааге 16 декабря 1970 года.

3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписана в Монреале 23 сентября 1971 года.

4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1973 года.

5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года.

6. Конвенция о физической защите ядерных материалов, принята в Вене 3 марта 1980 года.

7. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополнение к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписан в Монреале 24 февраля 1988 года.

8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписана в Риме 10 марта 1988 года.

9. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, подписан в Риме 10 марта 1988 года.

10. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, подписана в Монреале 1 марта 1991 года.

11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принята Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1997 года.

12. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999 года.

Основными приоритетами взаимодействия с ООН являются вопросы борьбы с современными угрозами и вызовами безопасности, нераспространения ОМП, реконструкции Афганистана, решения экологических проблем, в частности, смягчения последствий катастрофы бассейна Аральского моря, социально-экономического развития, защиты и поощрения прав человека. Узбекистан является участником всех 13 конвенций ООН по борьбе с терроризмом и выдвигал крупные инициативы по консолидации усилий мирового сообщества в этой области. Одним из значимых является предложение об учреждении Международного центра по борьбе с терроризмом (МЦБТ).В политическом смысле идея о МЦБТ была реализована в создании Контртеррористического комитета (КТК) в рамках Совбеза ООН в соотвествии с резолюцией 1373 (2001 год).

Законодательства по борьбе с терроризмом имеются и на национальном и на международном уровнях. После терактов 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что их законодательство или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня.

В Европейском союзе всего лишь несколько стран имеют законы, карающие за терроризм. По мнению специалистов, наилучший закон о борьбе с терроризмом имеет Великобритания, принятый в 2000 году. В этом законе терроризм определяется, как «угроза действием с целью повлиять на решение правительства, либо запугать людей по политическим, религиозным или идеологическим соображениям». В числе действий, попадающих под закон о терроризме,- « угроза жизни, серьезная угроза здоровью и безопасности населения, нанесение серьезного ущерба собственности».

Несмотря на то, что терроризм как международное явление сформировался сравнительно недавно, мировое сообщество уже накопило большой опыт в сфере законодательного обеспечения борьбы с ним.

Еще перед второй мировой войной под эгидой Лиги Наций была разработана Конвенция о создании Международного суда (1937 г.). По разным причинам договоренности не реализовывались, но были выработаны такие понятия, как «международный терроризм», «механизм преследования террористов за пределами национальных границ», «выдача террористов». В Конвенции о предотвращении терроризма и наказания за террористические действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом. Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма населения в целом.

В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти государств Америки о предупреждении и наказании террористических актов. В настоящее время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действует 11 Конвенций и протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море. В их числе Токийская 1963г., Гаагская 1970г. и Монреальская 1971г. Конвенции направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в международных аэропортах 1988 г. Конвенция о защите ядерных материалов и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. приняты в целях предупреждения террористических актов, совершаемых с использованием этих общественных средств. Римская конвенция 1982 г. направлена на защиту от незаконных акций, в том числе террористических, против морского судоходства.

На европейском уровне была подписана в 1977 г. и вступила в силу в 1978 г. региональная конвенция по борьбе с терроризмом. Традиционным проявлением терроризма мировое сообщество рассматривает захват заложников формой терроризма, осуждение его и предлагает международному сообществу принять меры по борьбе с ним, в том числе и посредством соответствующих законов. Международному сообществу принадлежит заслуга признания терроризма во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием. В Декларации о мерах по пересечению международного терроризма, принятой на 49 сессии Генеральной Ассамблее ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что «никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или любые другие соображения не могут быть использованы для оправдания преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения». Особенно активизировалась международная законотворческая деятельность после терактов 11 сентября 2001 г. Сразу же 12 сентября, Советом Безопасности ООН была принята резолюция 1368.28 сентября 2001 г. Совет Безопасности принимает резолюцию 1373, фрагменты которого приводятся ниже:

«Совет Безопасности, подтверждая свои резолюции 1269(1999) от 19 октября 1999 года и 1368(2001) от 12 сентября 2001года, подтверждая также свое безоговорочное осуждение террористических нападений, которые были совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ КОЛУМБИЯ) и Пенсильвании, и, заявляя о своей решимости предотвращать все подобные акты, подтверждая далее, что такие действия, как и любой акт международного терроризма и безопасности, подтверждая необходимость бороться всеми средствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, с угрозами для международного мира и безопасности, создаваемыми террористическими актами, действуя на основании главы 7 Устава Организации Объединенных Наций.» Что касается совместных действий в борьбе с международным терроризмом стран СНГ, то в соответствии с решением совета глав государств СНГ от 25.01.2000. «О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ» была разработана «Программа государств- участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года». Данная программа разработана в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения, выявления, пересечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах- участниках Содружества Независимых Государств. В Программе в частности говорится: Международный терроризм приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут массовые человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает государства - участников СНГ консолидировать свои усилия в создании международной системы совместных мер борьбы с международным терроризмом. Настоящая программа имеет цель координировать усилия государств- участников СНГ, направленные на противодействия на противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма. Она разработана в развитие Межгосударственной программы государств Содружества Независимых Государств 25 января 2000 года. При этом сотрудничество государств- участников СНГ предусматривается осуществлять с соблюдением их национальных интересов и в формате заинтересованных государств».

В качестве первоочередных мероприятий, согласно Программе, значатся: « присоединение государств - участников СНГ 2000 года к соответствующим международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом. Создать Антитеррористический центр СНГ ». Не остался в стороне от процессов законотворчества в области борьбы с терроризмом и Казахстан.

Подписано ряд международных договоров в сфере борьбы с терроризмом, например, «Договор между Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон» ( Ташкент, 21 апреля 2000 г. ).

Центральноазиатские государства в этом договоре наметили ряд мер, направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом: « Стороны будут принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму, экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе направленном на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом- « Шанхайской конвенции » от 15 июня 2001 года в статье определена сфера совместной деятельности сторон: «Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие ».

Таким образом, можно видеть, что мировое сообщество уделяет огромное внимание обеспечению законодательной базы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Так как терроризм приобрел международный характер, то и борьба должна с ним проводиться на международном уровне - только так можно устранить. На этом пути имеются трудности, связанные, прежде всего, со спецификой национальных норм - поэтому стоит задача определенной унификации этих норм. Можно с удовлетворением отметить, что подавляющее большинство стран понимают это и идут на сближение своих законодательств в этой сфере, что, в сочетании с иными формами борьбы с терроризмом, способно снизить уровень этой всеобщей угрозы.

ХРОНИКА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 марта 1993 год - Президент Республики Узбекистана И.А. Каримов на встрече с иностранными журналистами еще раз призвал мировую общественность мобилизовать свои усилия против терроризма.

18 июня 1993 год - Президент Республики Узбекистана И.А. Каримов на прошедшей в Швейцарии IV сессии "Форум фонда" объявил, что Узбекистан против всяких доктрин, разжигающих крайний фундаментализм в регионе.

28 сентября 1993 год - Президент Республики Узбекистана И.А. Каримов на 48- сессии Генеральной Ассамблеи ООН призвал к еще большему усилению роли международных организации к ликвидации локальных конфликтов.

1 октября 1996 год - на очередном заседании Совета национальной безопасности Республики Узбекистан была обсуждена обстановка в Афганистане и вокруг него.

28 августа 1998 год - была принято Заявление Олий Мажлиса Республики Узбекистан с связи событиями в Афганистане.

21 сентября 1998 год - министры иностранных дел стран-участниц группы "6+2" (Китая, Узбекистана, Пакистана, Ирана, Туркменистана, Таджикистана, США и России) обратились к движению "Талибан" с призывом прекратить боевые действия, кровопролитие в своей стране и начать мирный процесс в Афганистане. Группа "6+2" была создана по инициативе Президента Республики Узбекистана И.А. Каримова.

18 ноября 1999 год - Президент Республики Узбекистана И.А. Каримов на саммите ОБСЕ в Стамбуле призвал к созданию международного центра противодействию терроризму.

15 декабря 2000 год - был принят Закон Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом".

14 сентября 2001 года - опубликовано Заявление Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в связи с событиями 11 сентября 2001 года в США.

19 сентября 2001 года - в ходе телефонного разговора между Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым и Президентом США Дж. Бушем стороны подчеркнули важность активизации усилий мирового сообщества в противостоянии терроризму как глобальному явлению, в уничтожении его корней и источников финансирования. Была достигнута договоренность продолжить взаимодействие в этой сфере.

5 октября 2001 года - в заявлении Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова указывается, что "руководители США, Великобритании особо отмечают, что борьба не направлена против исламских государств, исламской религии, народа Афганистана или движения "Талибан", что ее истинная цель заключается в полном уничтожении разрушительной машины терроризма во всем мире".

7 октября 2001 года - между Правительством Узбекистана и США было подписано соглашение, которое создает прочную основу для двустороннего сотрудничества в борьбе против терроризма и оказания гуманитарной помощи народу Афганистана. Республика Узбекистан согласилась предоставить для использования в этих целях свое воздушное пространство и необходимую военную и гражданскую инфраструктуру одного из своих аэродромов, который будет использоваться в первую очередь в гуманитарных целях. 25 октября 2001 года - "Правительство Узбекистан полностью поддерживает мероприятия ООН по оказанию помощи афганским беженцам и решению афганской проблемы",- сказал министр иностранных дел Узбекистан А.Камилов на встрече с заместителем Генерального Секретаря ООН Кензо Ошима.

30 октября 2001 года - Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов принял в резиденции Оксарой Главнокомандующего Центральным командованием Вооруженных Сил США Томми Фрэнкса.

В ходе встречи были затронуты вопросы борьбы с международным терроризмом, обсуждена военно-политическая обстановка в регионе и, в частности, ситуация в Афганистане. Состоялся обмен мнениями о дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества между РУ и США.

4 ноября 2001 года - Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов принял в резиденции Оксарой министра обороны США Дональда Рамсфельда. На встрече обсуждалась военно-политическая ситуация в регионе, в частности, были затронуты вопросы о положении в Афганистане и проводимой там антитеррористической операции. Стороны обменялись мнениями по вопросам военно-технического сотрудничества между РУ и США. Около сорока процентов грузов гуманитарной помощи населению северных провинций Афганистана предполагается доставить через территорию Узбекистана. Министр по чрезвычайным ситуациям Узбекистана генерал-майор внутренней службы Р.Хайдаров проинформировал о готовности к этой работе речного транспорта порта Термез.

20 ноября 2001 года - "Достойно внимания то, что после трагедии 11 сентября в Сенате и в целом в Конгрессе межпартийная полемика отошла на второй план, и принято единогласное решение о поддержке Президента, активизации конгрессменами обеспечения законодательными документами работы по укреплению безопасности", - сказал Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов на встрече с членами делегации во главе с сенаторами США Карлом Левином и Джоном Уорнером.

30 ноября 2001 года - подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Узбекистан и США о дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества и поддержке экономических реформ в Узбекистане. Правительство Республики Узбекистан и правительство США, высоко оценили развивающиеся качественно новые долгосрочные отношения между двумя государствами, основанные на общности целей по борьбе с международным терроризмом, искоренению социальных, экономических и финансовых истоков экстремизма, поддержанию мира, стабильности и укрепления безопасности в Центральной Азии.

5 декабря 2001 года - в Заявлении Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова нашла свое отражение решительная и принципиальная позиция страны в отношении борьбы с международным терроризмом.

8 декабря 2001 года - в ходе встречи между Государственным Секретарем США и Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым глава государства отметил, что для активизации помощи населению Афганистана будет возобновлена работа пограничного моста через Аму-дарью в Хайратоне.

18 декабря 2001 года - подписан Протокол между правительством Республики Узбекистан и ООН о содействии поставкам гуманитарной помощи из Узбекистана в Афганистан, в котором регламентированы вопросы деятельности гуманитарного персонала, работы воздушного транспорта, развития инфраструктуры порта Термез, возобновления работы моста через реку Амударья, развития телекоммуникации.

1 января 2002 года - Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по организации транспортировки коммерческих грузов на территорию Афганистана".

5 марта 2002 года - публикуется сообщение о выделении Узбекистаном для переправки гуманитарного груза в Афганистан 18 транспортных средств.

15 июня 2002 года - в ходе прошедшей в Ташкенте международной конференции на тему: "Стабильность в Центральной Азии в постконфликтный период" особое внимание было уделено ситуации в Афганистане.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аль-Кайда Аль-Кайда, также известная как Каеда, "База", Исламская армия, Всемирный исламский фронт джихада против евреев и крестоносцев, Исламская армия за освобождение святых мест, Система Усамы бин Ладена, Организация Усамы бин Ладена, Фонд исламского спасения, Группа по защите святых мест.

Организация Абу Нидала (ОАН) Организация "Абу Нидал" (ОАН), также известная как "Черный сентябрь", Революционный совет Фатах, Арабский революционный совет, Арабские революционные бригады, Революционная организация социалистических мусульман

Группа Абу Сайафа (ГАС)

Группа "Абу Сайяф" (ГАС), также известная как "Аль харакат аль исламийя" Вооруженная исламская группа (ВИГ) Вооруженная исламская группа (ВИГ), также известная как "Групман исламик арм", АИГ, "Аль-джама а аль-исламия аль-мусалла"

Аум Синрике

"Аум синрике", также известная как "Высшая истина Аум", А.И.К. "Сого кенкюсе", А.И.К. "Институт всеобъемлющих исследований"

Организация басков за родину и свободу (ЭТА) "Отечество и свобода басков" (ЭТА), также известная как "Эускади та аскатасуна" Гама а эль-Исламийя (Исламская группа, ИГ) "Гама а аль-исламийя" ("Исламская группа", ИГ), также известная как "Аль-гама ат", "Исламик гама ат", "Египетская аль-гама ат аль исламийя", ГИ

ХАМАС (Движение исламского сопротивления) ХАМАС (Исламское движение сопротивления), также известное как "Харакат аль-мухавама аль-исламия", "Студенты Айяш", "Студенты инженерного профиля", подразделения "Яхья Айяш", бригады "Изз аль-дин аль-хассим", силы "Изз аль-дин аль-хассим", батальоны "Изз аль-дин аль-хассим", бригады "Изз аль-дин аль хассам", силы "Изз аль-дин аль хассам", батальоны "Изз аль-дин аль хассам"

Харакат эль-Моджахедин (ХЭМ) "Харакат уль-муджахидин" (ХУМ), также известный как "Харакат уль-ансар", ХУА, "Аль-хадид", "Аль-хадит", "Аль-фаран"

Хезболла (партия Всевышнего) "Хесболла" ("Партия Бога"). Другие названия: "Исламский джихад", "Организация исламского джихада", Организация революционного правосудия, "Организация угнетенных на Земле", "Исламский джихад за освобождение Палестины", "Организация правоверных против неверных", "Ансар аллах", "Последователи пророка Мухаммеда"

Японская Красная армия (ЯКА) "Японская Красная армия" (ЯКА). Другие названия: "Антиимпериалистическая интернациональная бригада" (АИИБ), "Ниппон секигун", "Нихон секигун", "Святая военная бригада", "Антивоенный демократический фронт"

Аль-Джихад "Аль-Джихад". Другие названия: "Египетский аль-Джихад", "Новый джихад", "Египетский исламский джихад", "Группа джихада"

Ках "Ках". Другие названия: "Подавление предателей", "Дикуй Богдим", "ДОВ", "Государство Иудея", "Комитет дорожной безопасности", "Меч Давидов", "Полиция Иудеи", "Передовой рубеж борьбы за идею", движение "Комемиют", "Ешива еврейской идеи" и "Кахане чаи" (другие названия: "Кахане жив", фонд "Кфар Тупуах", "Иудейский голос", "Иудейский легион", "Путь Торы", "Ешива еврейской идеи", "КОАЧ") Рабочая партия Курдистана (РПК) Курдская рабочая партия (КРП). Другое название: "Партия Каркеран Курдистан"

Тигры освобождения Тамиль Элама (ТОТЭ) "Тигры освобождения Тамил Илама" (ТОТИ). Другие названия: "Тамильские тигры", "Группа Эллалан". Действует под прикрытием таких организаций, как "Всемирная тамильская ассоциация" (ВТА), "Всемирное тамильское движение" (ВТД), "Федерация ассоциаций канадских тамилов" (ФАКТ), "Группа Сангиллан"

Организация Моджахедин-е Хальк (ОМЕ, ОМХ, НССИ и многие другие) "Организация Моджахедин-э Кхальк" (МЭК или МКО). Другие названия: "Моджахедин-э Кхальк", Национальная освободительная армия Ирана" (НОА, воинственное крыло МЭК), "Народная моджахедская организация Ирана" (НМОИ), "Национальный совет сопротивления" (НСС), "Организация народных священных воинов Ирана", "Саземан-э Моджахедин-э Кхальк-э Иран", "Общество мусульманских иранских учащихся" (организация-прикрытие, используемая для обеспечения финансовой поддержки) Национальная освободительная армия (НОА) "Национальная освободительная армия" (ЭЛН). Другое название: "Эхерсито либерасьон насиональ" Группа Шакаки Палестинского исламского джихада (ПИД) "Палестинский исламский джихад" -- группа "Шакаки". Другие названия: "ПИД" -- группировка "Шакаки", "Палестинский исламский джихад" (ПИД), "Исламский джихад Палестины", "Исламский джихад в Палестине", "Отряд абу-Гхунайма" в составе организации "Хесболла Байт аль-Макдис"

Группа "Фронт освобождения Палестины -- Абу Аббас" Группа "Фронт освобождения Палестины -- Абу Аббас". Другие названия: "Фронт освобождения Палестины" (ФОП), "ФОП-Абу Аббас"

"Исламское движение Узбекистана" ("ИДУ") Коалиция боевиков из центральноазиатских государств, выступающих против светского режима. Цель - создание в регионе исламского государства. Пропагандистские высказывания группировки также включают в себя выпады против Запада и Израиля. Есть предположения, что остатки "ИДУ" базируются в Афганистане. Район деятельности включает в себя Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Афганистан. "ИДУ" получает поддержку от других экстремистских группировок.

Народный фронт за освобождение Палестины (НФОП) Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), также известный как Красные орлы, Группа Красные орлы, Группа Красные орлы, Группа Халхул, Команда Халхул

Главное командование Народного фронта за освобождение Палестины (ГК-НФОП) Народный фронт освобождения Палестины -- Главное командование (НФОП -- ГК) Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК) Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК), также известная как Фуэрсас Армадас Революционариас де Коломбия Революционная организация 17 ноября (17 ноября) Революционная организация 17 ноября (17 ноября), известная также как Эпанастатики Органоси 17 ноември Революционная народно-освободительная армия/фронт (РНОА/Ф) Революционная народно-освободительная партия/фронт, также известная как Девримчи Сол (Революционные левые), Девримчи Халк Куртулус Партиси-Сефеси (ДХКП/С), Дев Сол Силахли Бирликлери, Дев Сол СДБ, Дев Сол вооруженные революционные группы Революционная народная борьба (ЭЛА) Революционная борьба народа (ЭЛА), также известная как Эпанастатикос Лайкос Агонас, Революционная народная борьба, Июнь 1978 г., Организация революционной международной солидарности, Революционное ядро, Революционные ячейки, Освободительная борьба Сияющий путь (Сендеро Люминосо, СП) "Сияющий путь" (Сендеро Люминосо), также известная как Партидо Комуниста дель Перу эн эль Сендеро Люминосо де Хосе Карлос Мариатеги (Коммунистическая партия Перу на сияющем пути Хосе Карлоса Мариатеги), Партидо Комуниста дель Перу (Коммунистическая партия Перу), ПКП, Сокорро Популар дель Перу (Народная помощь Перу), СПП, Эхерсито Герильеро Популар (Народная повстанческая армия), ЭГП, Эхерсито Популар де Либерасьон (Народно-освободительная армия), ЭПЛ

Революционное движение Тупак Амару (РДТА) Революционное движение Тупак Амару (МРТА), также известная как Мовимьенто Революцинарио Тупак Амару.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Узбекистан - Т: Ўзбекистон, 2003.

2. Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» от 15 декабря 2000 года № 167-II.

3. Азимов М.М. Хал?аро ?у?у?-тартибот талаблари ва терроризмга ?арши кураш // Давлат ва ?у?у?. - 2004. - № 3. - Б. 63-65.

4. www.gov.uz Правительственный портал Узбекистана.

5. www.mfa.uz Сайт министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011