|
Внешние связи Калининградской области
Внешние связи Калининградской области
27 КУРСОВАЯ РАБОТА ВНЕШНИЕ СВЯЗИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ: - ВВЕДЕНИЕ 3
- ГЛАВА 1. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 6
- 1.1.Краткая характеристика региона в системе геополитических координат 6
- 1.2. Статус Калининградской области в политике России и стран Балтии 8
- ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ 13
- 2.1. Вопросы обеспечения условий развития внешних связей 13
- 2.2.Общая характеристика внешних связей региона 15
- ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕС - КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 17
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
- Приложение 1 28
ВВЕДЕНИЕСвоеобразие Калининградской области определяется особым геополитическим положением региона. Калининградская область является регионом особой, стратегической политической и экономической важности. Для российских властей приоритетным является обеспечение стратегических интересов России на территории Калининградской области, имея в виду сложный комплекс экономических, военных, внешнеполитических и социальных проблем.С распадом Советского Союза позиции России в прибалтийском регионе значительно ослабли во всех отношениях. Единственными балтийскими портами России оказались Санкт-Петербург и Калининград, при том, что наиболее современные морские суда отошли в собственность стран Балтии. На территориях новых суверенных государств осталась морская транспортная инфраструктура. В силу этих причин Калининградская область представляет проблему для России сразу в нескольких контекстах: внутренней политики, отношений с Европейским Союзом, отношений с сопредельными странами. Отношение к области является производной философии управления, которую Россия выработала после распада СССР. Правительство Российской Федерации официально реализовывает внешнюю политику, направленную на сотрудничество России с Европой. Но внешняя политика подчинена внутренним целям государства, то есть демократическому развитию России, созданию рынка, который отвечает на вызовы современных экономических отношений, а также повышению жизненных стандартов россиян. Отсюда прозападный и проевропейский поворот в политике России, в том числе признание и поддержка процесса расширения Евросоюза. В то же время российские власти руководствуются императивом сохранения территориального единства Федерации.В сложившихся условиях развитие внешних связей региона превратилось в очень актуальную задачу, поскольку от их направления и динамики зависит прежде всего дальнейшее «встраивание» Калининградской области в общую концепцию взаимоотношений России с ЕС.В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) перед нашей страной встают новые требования ко всем сферам социально-экономических отношений. Для Калининградской области в этом свете особую важность представляет развитие транспортной инфраструктуры на новом трансконтинентальном пути Америка - Европа - Россия - Азия. Она может сыграть важную роль во взаимодействии европейской и российской экономических групп с выходом на азиатско-тихоокеанское экономическое пространство в роли «пилотного» региона сотрудничества России и ЕС, выполняя функции транзитного экономического моста и активного участника процессов экономической интеграции.Цель данной работы состоит в анализе внешних связей Калининградской области в контексте расширения ЕС и вступления России во Всемирную Торговую Организацию, то есть новых политических и экономических реалий ХХI века.В задачи работы входит:1) изучить геополитическое и внешнеэкономическое положение Калининградской области;2) показать роль и значение региона во внешней и внутренней политике России;3) охарактеризовать деятельность федеральных и региональных властей по развитию внешних связей Калининградской области;3) проанализировать основные направления сотрудничества региона со странами ЕС и дальнейшие перспективы развития Калининградской области.Существующие источники по рассматриваемому вопросу можно условно подразделить на шесть групп. Первая, наиболее многочисленная, группа - это чисто эмпирические исследования, посвященные, как правило, изучению международной (главным образом, внешнеэкономической) деятельности того или иного региона. Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. / Под ред. Вардомского Л.Б. и В.А. Миронова. Москва: Эпикон, 1999; Кузнецов И.И. «Балтийский коридор» и экономика России. М.: МГИМО МИД РФ, 1998; «Kaliningrad Region SEZ: Pros and Contras», East-West Institute, 1999 и др. Ко второй группе принадлежат авторы, рассматривающие внешнеполитическую активность регионов как фактор дальнейшей децентрализации РФ. Melvin N. Regional Foreign Policies in the Russian Federation. London: RIIA, 1995; Russia's Future: Consolidation or Disintegration? / Ed. By D. Blum. Boulder, Co.: Westview, 1994. Третью группу составляют работы, в которых рассматривается, как приграничное и трансграничное сотрудничество содействует включению России в целом и ее отдельных частей в общемировые процессы регионализации и глобализации. Kaliningrad: The European Amber Region./ P. Joenniemi, J. Prawitz. Aldershot: Ashgate, 1998; Joenniemi P. Kaliningrad as a Discursive Battle-field. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 15, 1999); Joenniemi P. Bridging the Iron Curtain? Cooperation Around the Baltic Rim. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 22, 1999); Fairlie L. D. Will the EU Use Northern Dimension to Solve Its Kaliningrad Dilemma? Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 21, 1999). Четвертую группу составляют публикации, где анализируются те или иные аспекты внешних связей региона в рамках межгосударственных проектов и программ Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.104 -109; Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //http://www.isp.ogr.pl; Пай-Горский В. Калининград и Европейская интеграция. // Морская индустрия. - 1998. - № 3; Партнерство России и ЕС по Калининградской области / MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002 // //http://www.netherlands.mid.ru/netherlands/eu.html; Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003 и др., еще одна группа - это законодательные и нормативные акты Российской Федерации и администрации Калининградской области работы, в том числе договоры о разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами, регламентирующие международную деятельность региона. Шестая группа - это материалы с официальных сайтов, программы и проекты.ГЛАВА 1. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ1.1.Краткая характеристика региона в системе геополитических координатКалининградская область Российской Федерации, как известно, появилась на политической карте мира в результате Второй мировой войны. Вопрос о передаче Советскому Союзу города Кёнигсберга и прилегающего к нему района был решен на Потсдамской конференции СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сб. документов / Министерство иностранных дел СССР. Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). М.: Политиздат, 1984. С. 457. Граница между отошедшей к СССР частью Восточной Пруссии и Польшей была установлена соглашением, подписанным председателем Совета министров Польской Республики Э. Осубка-Моравским и заместителем председателя СНК, наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым в Москве 16 августа 1945 г. Работы по уточнению линии границы на местности продолжались вплоть до 1958 г.Калининградская (первоначально Кёнигсбергская) область - самый западный регион Российской Федерации. Территория области - 5,1 тыс. км2, население - 948,7 тыс. человек, из них около 80 процентов - городское. См. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.) (Приложение 1)Специфика нынешнего положения Калининградской области заключается в том, что она расположена между экономическим пространством ЕС с одной стороны, и близким и доступным экономическим пространством России и Азии с другой. Соседство с развитыми и быстроразвивающимися странами дает региону определенные преимущества и одновременно создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, трансграничной миграцией, предотвращением контрабанды, защитой природных ресурсов и др.Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, которые определяются следующим:- близостью к рынкам Западной и Восточной Европы; - близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям; - климатическими условиями, благоприятными для развития туризма; - наличием на территории области незамерзающего портового комплекса. Область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90% его мировых запасов, имеются перспективные запасы высококачественной низкосернистой нефти, бурого угля, торфа, каменной соли, строительных материалов, минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр. Столица региона - Калининград располагает развитым портовым комплексом, хорошо оснащенным для переработки наливных, навалочных и обычных генеральных грузов. Все сооружения и оборудование в рабочем состоянии. Подход к порту и причалам осуществляется по морскому каналу с гарантированной глубиной 9 м. Порт имеет значительные резервные мощности. В «Плане действий для портового сектора», разработанном в проекте TACIS 1997 г., мощности порта оцениваются в 18,2 млн. т. Порты Калининграда (Морской торговый порт, Морской рыбный порт и Речной порт) соединяет с Балтийским морем Калининградский морской канал, общая длина которого составляет 42 км. Из материалов исследовательского отчета, подготовленного в рамках проекта ТАСИС // Морская индустрия. - 2002. - № 3. В течение 1990-х и начала 2000-х годов Калининградская область выработала определенную торговую специализацию. Большая часть экспорта Калининградской области представляет собой сырье и продукцию с низкой степенью переработки: нефть, древесина, целлюлоза, мороженая рыба. В составе импорта преобладающее место занимают промышленные товары и продовольствие. Значительная часть импорта предназначена не для внутреннего потребления, а для переработки и последующей продажи в России. Вследствие этого Калининград занимает позицию типичной развивающейся страны по отношению к более развитым европейским экономикам. Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003. С.16. Сложившаяся ситуация отражает неадекватность социально-экономической политики федеральных и региональных властей относительно развития области.1.2. Статус Калининградской области в политике России и стран БалтииПозиция России в отношении статуса Калининградской области сегодня находит поддержку у международного сообщества, это неоднократно подчеркивали как зарубежные, так и отечественные эксперты. На межгосударственном уровне существует понимание того, что Калининградская область является неотъемлемой частью РФ, что ее статус кво в контексте расширения ЕС должен сохраниться. Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.104 -109.Но такое положение существовало не всегда. Например, с 1991 г. во многих руководящих кабинетах Литвы (да и не только там) появились отпечатанные в республике географические карты. На них область была в границах Литвы, а названия городов соответствовали Тильзитскому акту от 1 декабря 1918 г., присоединившему Малую (Прусскую) Литву с городом Караляучюсом к Литовскому государству. См.: Нам тоже праздновать? // Янтарный край. 1993. 3 декабря. Лидер «Саюдиса» В. Ландсбергис считал, что Россия не имеет достаточных оснований управлять Калининградской областью. См.: Костомаров В. Очередная атака против калининградцев // Янтарный край. 1993. 25 декабря. Позднее В. Ландсбергис утверждал, что в интересах Литвы было бы преобразование Калининградской области, как минимум, в отдельное государство. См.: Хихля А. Интернационализм, да не тот... // Калининградская правда. 1994. 11 ноября.Однако бывший помощник президента США по национальной безопасности, известный политолог З. Бжезинский, человек, которого вряд ли можно заподозрить в особых симпатиях к России, заявил на международной конференции в Вильнюсе, что «нельзя вести себя с великим соседом как с постоянным врагом, пока он не ведет себя как враг». Он особо подчеркнул, что Калининградская область в политическом смысле является частью России и предложил переименовать Калининград в Князьград: «Для России Калининград может стать тем, чем для Китая будет Гонконг» Лашкевич Н. Бжезинский учит литовцев уважать Россию // Известия. 1995. 4 мая. No. 81.. Позиция З. Бжезинский, как мы полагаем, позволила снять напряжение вокруг Калининградского вопроса. Но он трансформировался в другую проблемы - транзита, которую Россия не решила полностью до настоящего времени.Зарубежные эксперты полагают, что в России существуют две стратегии по решению проблем Калининградской области. Одной из них являются децентрализация и некая автономизация отношений между Центром и областью, имеющая целью в перспективе какую-то форму объединения с ЕС. Вторая стратегия - это реунификация, т.е. восстановление в области прямой власти центра. Москва идет по второму пути Иванов В., Свобода слова в Калининградской области на примере местных средств массовой информации. //Калининградская область - Обзор фактов, событий, мнений. 2002. №5, Центр научных исследований им. В. Кентшиньского, Ольштын 2002, С. 9-17.. Есть также мнение, что «в политике России по Калининградскому вопросу заложено принципиальное противоречие, которое вытекает, с одной стороны, из опасения о территориальном единстве государства, а с другой - из общей специфики политической традиции России, которая неохотно допускает действительную автономию регионов. Период правления президента Путина характеризуется, скорее, возвращением к централизации государства, выражающимся в формальном и неформальном ограничении значения демократических органов власти, равно как различий между субъектами Федерации. Показательным примером этому вскоре после прихода Путина к власти была президентская инициатива по созданию так называемых федеральных округов, возглавляемых назначенными президентом чиновниками. Именно процесс рецентрализации влечет за собой наибольшие противоречия в калининградском вопросе» Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //http://www.isp.ogr.pl. Особый подход российских властей к региону был впервые обозначен 14 июля 1990 г., когда Верховный совет РСФСР объявил Калининградскую область зоной свободного предпринимательства. Незадолго до этого, в июне 1990 г., горсовет Калининграда провозгласил город открытым для иностранных граждан. Эта инициатива нашла подтверждение в правительственном решении в конце 1990 г. 3 июня 1991 г. Председателем Верховного совета РСФСР Б.Н. Ельциным было издано распоряжение «О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области». В его развитие постановлением Совета министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. утверждается «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области» (СЭЗ «Янтарь»). Есть сведения, что к лету 1991 г. в Совмине и Верховном совете РСФСР скопилось более 150 заявок на создание СЭЗ, более 350 проектов и предложений поступило в Госплан СССР. См.: Свободные зоны: иллюзии и реальность // Экономика и жизнь. 1991. Январь. No. 2; Хочу в зону! // Московские новости. 1991. 16 июня. No. 24.в Указе Президента Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 1625 «Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области» говорилось об освобождении от обложения таможенной пошлиной товаров, произведенных в Калининградской области и экспортируемых из нее, а также товаров, импортируемых в эту область для внутреннего потребления.В 1996 году принят Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038., направленный на выравнивание экономических условий развития области с остальными регионами Российской Федерации.В результате действия этого Закона и порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области, утвержденного распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации и администрации Калининградской области от 31 декабря 1998 г., существенно повысилась роль в функционировании экономики области внешнеэкономической деятельности. Применение указанного Закона, с одной стороны, позволило расширить ассортимент произведенной в Особой экономической зоне в Калининградской области продукции, дополнительно создать рабочие места, привлечь иностранные инвестиции. Но с другой - ввоз товаров без уплаты таможенных платежей увеличил темп спада промышленного и сельскохозяйственного производства (рост промышленного производства начался только после кризиса 1998 года и идет он в русле общероссийских тенденций). Объем как иностранных, так и отечественных инвестиций в области остается на низком уровне, причем объем иностранных инвестиций на протяжении второй половины 1990-х годов постоянно сокращался.Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. - N 2. - Ст. 231. установил общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Кроме того, он содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.В настоящее время федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации, на развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве. Эти положения нашли отражение в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.).Очевидно, что разногласия России и балтийских стран по Калининградскому вопросу нельзя считать исчерпанными, особенно после вступления последних в ЕС. Невысокий уровень социально-экономического развития региона, состояние экологических проблем области - благоприятная почва для высказывания как территориальных претензий, так и обвинений России (нередко обоснованных) в несостоятельности по управлению анклавом.ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ2.1. Вопросы обеспечения условий развития внешних связейКак следует из информации, размещенной на сайте Администрации Калининградской области (http://gov.kaliningrad.ru/), в целях создания благоприятных внешних условий для обеспечения жизнедеятельности и устойчивого развития региона в сфере международной деятельности Администрации области основные усилия сосредотачиваются на следующих направлениях.1. Урегулирование проблем, обусловленных расширением ЕС. В первую очередь, это касается транспортного сообщения между областью и основной территорией России.Что касается транзита людей, то сейчас на первый план выступает задача отлаживания созданного механизма транзита и организации системы мониторинга, которая обеспечивала бы сбор, анализ и обобщение информации, касающейся выполнения договоренностей между Россией, ЕС и Литвой.Вопрос грузового транзита следует поднимать на политический уровень в контактах с руководством КЕС, а также с лидерами ключевых стран-членов ЕС и проводить полномасштабные консультации с европейцами, которые можно построить, используя схему, апробированную при решении проблемы транзитного перемещения людей.2. Надежные транспортные коммуникации, как с Россией, так и европейскими странами во многом зависят от пропускной способности границ, особенно в восточном направлении.Сотрудничество властей региона с соседними государствами активизировалось в конце 90-х гг. ХХ века. Так, 8-9 сентября 1998 года в России прошла международная конференция «Калининград и Европейская интеграция». Она была проведена по инициативе Фонда «Янтарь» (Калининград) и пражского филиала Института Исследований «Восток-Запад» (Нью-Йорк, США) при содействии администрации области и областной Думы.В конференции приняли участие представители МИД РФ, законодательной и исполнительной властей, деловых кругов региона, а также ученые, дипломаты и гости из семи стран - Белоруссии, Германии, Польши, Литвы, США, Швеции, Чехии. Пай-Горский В. Калининград и Европейская интеграция. // Морская индустрия. - 1998. - № 3. Стремления местных властей вписаться в европейскую схему приграничного и межрегионального сотрудничества находили и находят свое понимание не только у федерального центра, но и у западных партнеров.Как показала тематика проходящих в последние годы многочисленных конференций и встреч на международном и межрегиональном уровне по вопросам внешнеэкономического сотрудничества региона, роль международных и внешнеэкономических связей области в реализации внешнеполитического курса России весьма значительна. Она вплетена в ткань российской внешней политики, особенно, на балтийском направлении. Совместными и скоординированными действиями здесь претворяют в жизнь стратегическую цель России в Балтийском регионе, заключающуюся во всемерной реализации потенциала добрососедства между нашей страной и государствами Балтии, создании конструктивной модели отношений на принципах поощрения региональной экономической интеграции, двустороннего экономического сотрудничества, неделимости безопасности государств, уважения прав человека и национальных меньшинств.Но также очевидно, что экономическая ситуация в регионе должна быть более предсказуемой, более стабильной. Необходимо предпринять шаги для внедрения более эффективной системы защиты интересов инвесторов и собственности. Как и везде по России, здесь требуется обеспечить стабильную и надежную правовую и институциональную базу, должный уровень корпоративного управления, справедливую и эффективную систему применения законодательства (например, гарантировать защиту прав акционеров и инвесторов, надлежащие процедуры банкротства, аудита и бухгалтерского учета), реструктуризацию предприятий и дальнейшее развитие МСП. Необходимо укрепить рыночные институты, например, в финансовом секторе и налоговой системе.2.2.Общая характеристика внешних связей регионаНесмотря на ряд разногласий в 90-е годы наиболее динамично осуществлялось сотрудничество области с зарубежными партнерами из Литвы и Польши. Так, на Польшу в 1995 г. приходилось 9,8% внешнеторгового оборота предприятий и организаций Калининградской области, 3,5 - экспорта и 18,3% импорта. По доле во внешнеторговом обороте региона она уступала только Литве См.: Янтарный остров России. Калининград: Калининградский областной комитет государственной статистики, 1996.. ЕС является главным внешнеторговым партнером области. На долю стран-членов ЕС приходится 40% внешнеторгового оборота Калининградской области (данные 2001 года), а если включить страны, недавно вступившие в ЕС, то данный показатель увеличивается до 72% Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003. С.28.. Для реализации имеющихся российско-литовских и российско-польских договоренностей на калининградском направлении созданы соответствующие механизмы: Российско-польский Совет по сотрудничеству между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами Польши, Российско-литовская рабочая группа по вопросам сотрудничества между Калининградской областью и регионами Литвы в составе Российско-литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, культурному и гуманитарному сотрудничеству. Возможности этих механизмов задействованы в интересах жизнеобеспечения и развития Калининградской области.Динамично развиваются внешние связи области с регионами Германии, Белоруссии, Швеции, Дании. Хотя, по мнению немецких экспертов, Калининград имеет небольшое значение для немецкой экономики как рынок, но представляет определенный интерес в силу своего выгодного географического положения. См.: Bingen D. Das Gebiet Kaliningrad (Koenigsberg): Bestandsaufnahme und Perspektiven. Deutche Ansichten / Summary in English. 2 Bd. Koeln: BIOst, 1993. P. 46. Существует мнение, что инвестиции в региональную инфраструктуру предпочтительно осуществлять через фонды развития ЕС и совместные проекты с польским, например, участием. Bingen D. Ibid. Bd. 1. Summary in English. P. 48.Устойчивые связи поддерживаются и в области рыбного хозяйства. Через Калининградский порт осуществляется паромное сообщение с Данией. Следует отметить давнее и плодотворное сотрудничество наших учебных заведений, научных центров и общественных организаций.Почетное Консульство Королевств Дании и Швеции открыто в Калининграде для оформления деловых и частных виз, поиска партнеров и установления контактов в различных видах деятельности: производстве, торговле, обучении и туризме.Что же касается многосторонней формы сотрудничества Калининградской области, то она претворяется в жизнь в рамках созданного в феврале 1998 г. Еврорегиона «Балтика» и ряда проектов ЕС (см. главу 3). Калининградская область стала первым субъектом РФ, вышедшим на уровень еврорегионального сотрудничества с зарубежными партнерами.Вместе с тем, возможности этого сотрудничества в целях создания и укрепления атмосферы безопасности и конструктивного торгово-экономического партнерства в Балтийском регионе пока используются недостаточно. Реализация соответствующих согласованных проектов в отношении Калининградской области имеет важное значение в деле жизнеобеспечения и развития этого субъекта Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства важно наладить интенсивный поиск разумных и допускающих нестандартный подход вариантов взаимодействия России и ЕС на данном участке.ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕС - КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬСтратегическое партнерство между Россией и Европейским Союзом в отношении Калининградской области является актуальной проблемой в дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны Термин стратегическое партнерство появляется после вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией (до этого употреблялось понятие существенного партнерства), однако как устойчивое понятие оно появляется только после принятия сторонами взаимных стратегий. (см: Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. - 2000. - # 1. - С. 41-49 или программную статью министра иностранных дел России Игоря Иванова: Иванов И. Россия и Европа на рубеже столетий // Там же. - 2000. - # 2. - С. 25-29. . Еще в октябре 1993 г. на заседании Комитета по международным делам и безопасности Европарламента Калининградская область была названа приоритетным регионом в оказании технической помощи. Уже принято решение о финансировании по программе ТАСИС (TACIS) шести проектов. Сегодня сотрудничество России и ЕС определяется «Стратегией развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)». А со стороны ЕС - «Общей стратегией ЕС в отношении России» «Common Strategy of the European Union on Russia». .Европейский Союз придает огромное значение Калининградской области, как в геополитическом плане, так и в экономическом, и экологическом аспектах. Европейская комиссия в январе 2001 года опубликовала Доклад «ЕС и Калининградская область». В этом Докладе Комиссия обрисовала различные элементы и варианты сотрудничества с Россией и сопредельными государствами по вопросам регионального развития Калининграда. В этом документе было зафиксировано, что, хотя основная ответственность за развитие Калининграда, безусловно, остается за Россией, ЕС готов оказать содействие экономическому и социальному развитию области в рамках укрепления отношений с Россией - все более важным партнером Европейского союза. В качестве материала для активизировавшихся дискуссий Европейская комиссия подготовила второй документ, содержащий ее анализ основных проблем и конкретные предложения для дальнейшей работы с российскими властями. Этот документ - «Сотрудничество между Россией и ЕС по Калининграду: 2002 год» нацелен на дальнейшее укрепление сотрудничества между Россией и ЕС по Калининграду. Партнерство России и ЕС по Калининградской области / MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002 // //http://www.netherlands.mid.ru/netherlands/eu.html. Работа ЕС в данном направлении продолжается.Дискуссия между ЕС и России в 2002-2003 году разворачивалась главным образом, вокруг проездных документов российских граждан, проезжающих по территории государств-членов ЕС и наличия соответствующей визы. В результате непростых переговоров 11 ноября 2002 года удалось согласовать Совместное заявление России и Евросоюза о так называемом Калининградском транзите. В нем была зафиксирована договоренность о введении с 1 июля 2003 года механизма Упрощенного транзитного документа (УТД) и Упрощенного проездного документа на железной дороге (УПД ЖД).В целях имплементации этой договоренности на практике между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики были заключены соглашения о взаимных поездках граждан (30 декабря 2002 г.) и о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (20 июня 2003 г.). Европейский Союз в свою очередь в апреле 2003 г. принял регламенты, учреждающие УТД и УПД ЖД.В связи с географическим положением Калининградской области особое значение имеют приграничное сотрудничество и содействие торговле и транзиту. Однако оценки некоторых экспертов относительно перспектив экономического сотрудничества ЕС и России не очень оптимистичны. Ю.А.Борко, например, не ожидает «никаких блестящих прорывов» в российско-европейских связях, предвидит, что они будут развиваться медленно, сталкиваясь с большими трудностями, сопровождаясь время от времени паузами и острыми разногласиями. Еще более суров в своих оценках Х.Тиммерман: соглашения с ЕС не в состоянии существенно стимулировать торговые отношения, они не конституируют самого партнерства как такового Цит. по: Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским союзом // Автореферат дисс.. кандидата экономических наук.- М., 1998..Тем не менее, в настоящее время страны ЕС реализуют совместно с Калининградской областью целый ряд проектов, направленных на расширение межрегионального сотрудничества. Так, в конце 2003 г. в рамках программы Interreg IIIB дан старт международному проекту «Ворота Балтики» (Baltic Gateway), который объединяет 38 партнеров семи стран (Германии, Швеции, Дании, Польши, Латвии, Литвы и России). От российской стороны в состав управляющего комитета проекта вошли заместитель главы администрации Калининградской области Игорь Краснянский и заместитель главы Балтийского городского округа по делам пространственного планирования и внешним связям Виктор Кошелев. Трехгодичный проект исходит из сложившийся ситуации, связанной с расширением Европейского Союза и восстановлением интенсивных экономических связей в регионе Балтийского моря. Текущие и будущие инвестиции в развитие дорожной и железнодорожной инфраструктуры в Южной части Балтийского моря - один из главных приоритетов.Предполагается, что развитие международных транспортных путей в Калининградской области сформирует некие зоны развития с высокой долей сервисных услуг, ориентированных на удовлетворение требований грузоперевозчиков и туристов, на развитие новых производств, расширение сферы малого и среднего бизнеса, а следовательно - увеличение поступлений в бюджет. На объединенном заседании транспортного совета Еврокомиссии и министров транспорта ассоциированных государств было рекомендовано сделать анализ потребностей транспортной инфраструктуры стран-кандидатов в ЕС для включения в единую общеевропейскую систему. Оценка потребностей транспортной инфраструктуры уже проводилась в ходе реализации проектов SEBTrans, BALTICOM, TransLogis, финансировавшихся по программе INTERREG IIC. Кошелев В.Н. Ворота Балтики открывают путь к возрождению Ганзейских традиций. // Морская индустрия. - 2004. - № 1.В частности, проект SEBTrans, главной целью которого был анализ потенциала в использовании транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток и модернизация инфраструктуры и технологий, стал основой проекта SEBTrans-Link - одного из крупнейших международных проектов, направленных на изучение рыночных потребностей, социальных предпосылок и условий устойчивого развития транспортной сети в юго-восточной Балтике.В Белом Документе по Европейской транспортной политике до 2010 г. Европейская Комиссия обозначила ряд мер по смягчению ограничения развития в транспортном секторе. Среди них четыре имеют фундаментальное значение для будущего Южной части Балтийского моря:- пересмотр и расширение TEN (трансъевропейской транспортной сети), - увеличение интенсивности транспортировки груза по железной дороге,- создание подлинно действенных морских магистралей,- новое измерение для морской безопасности.Процветание Южной Балтики как морских ворот региона полностью зависит от следующих требований:1) Развитие сети мультимодальных транспортных коридоров (земля-море), обеспечивающих в качестве приоритета движение грузового транспорта;2) Развитие сети вторичных транспортных связей с целью улучшения доступа от коридоров на местные и региональные рынки;3) Обеспечение высокого уровня взаимодействия между видами транспорта с акцентом на железные дороги и короткие морские перевозки;4) Развитие инновационных решений в транспортной (грузовой) логистике, особенно в отношении портовых операций. Там же.Судя по существующим концепциям развития транспорта и пространственного развития, проект определит общий стратегический подход к уникальным возможностям экономического роста Южной Балтики, связанных с его особыми социально-экономическими факторами и географическим расположением.ЕС направил значительную часть своей помощи и на развитие в Калининградской области частного сектора. Поддержка, в частности, оказывается по следующим приоритетным направлениям Партнерство России и ЕС по Калининградской области //MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002 //http://www.netherlands.mid.ru/netherlands/eu.html.: Региональное экономическое развитие. Более 10 млн. евро выделено на развитие свободной экономической зоны/специальной экономической зоны; укрепление позиций Областного агентства развития, выработку стратегии экономического развития области; развитие торговли и инвестиций; транспорт. Реструктуризация предприятий. Около 3 млн. евро выделено на создание Центра поддержки предприятий и укрепление местного Агентства развития МСП. Особое внимание уделено рыбной промышленности. Развитие людских ресурсов в частном секторе. Учреждение кафедры менеджмента на экономическом факультете Калининградского государственного университета (1,3 млн. евро). Развитие инновационных МСП. Содействие местному центру поддержки МСП в Калининграде в установлении связей с остальными центрами Балтийского региона, в подготовке местного персонала в области управления инновационными процессами и развитии финансовых схем для поддержки коммерциализации инноваций. Этот содействие составляет часть проекта с бюджетом в 1,8 млн. евро для северо-запада России. Энергетика. Более 3 млн. евро выделено на содействие областным и местным производителям тепла и электроэнергии с целью помочь им приспособиться к современным рыночным условиям за счет более эффективного распределения энергии, реструктуризации и адаптации тарифов, а также на ряд инициатив в области энергосбережения. Сельское хозяйство. Обучение студентов, изучающих сельское хозяйство, практическим аспектам производства, переработки и распределения продуктов питания, включая содействие экспериментальной ферме в дер. Славянское (1,5 млн. евро). За все время сотрудничества с Россией Европейский союз выделил по программам ТАСИС для Калининградской области более 40 млн. евро. http://saint-petersburg.ru/show/20848/.Результаты этой финансовой помощи, направленной на различные значимые проекты, позволяют надеяться, что и новые проекты, которые будет финансировать Еврокомиссия, помогут особому российскому региону чувствовать себя в окружении стран-членов ЕС комфортно и уверенно.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог нашему анализу внешних связей Калининградской области, есть все основания утверждать, что влияние геополитической ситуации в Балтийском регионе будет и далее возрастать. В этой связи Калининград превращается в один из региональных центров внешней политики России на Балтике и, в значительной степени, проводником российских интересов в Европе, особенно в условиях расширения НАТО и ЕС.Законодательная и нормативная база для ведения международной и внешнеполитической деятельности субъектов Российской Федерации определена Конституцией РФ (ст. 72), Законами РФ и Указами Президента РФ, Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 года, Законами Калининградской области, Договором о разграничениями предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области, международными договорами и соглашениями, определяющими рамки межрегионального сотрудничества российских регионов с зарубежными партнерами.Учитывая то обстоятельство, что Калининградская область является фактически «форпостом» России в ЕС, «фасадом» российской экономики на Западе, полагаем, что для российской стороны крайне важно сохранить и развивать потенциал межрегионального и приграничного сотрудничества области с зарубежными партнерами и не допускать негативных последствий для ее жизнеобеспечения в связи с расширением ЕС до ее границ. Представляется также, что Калининградская область сможет существовать далее только в условиях оптимального взаимодействия интересов региона, России в целом и зарубежных партнеров, оптимального сочетания самостоятельности области с сохранением ее в политическом и экономическом пространстве РФ, разумного баланса между государственным регулированием регионального развития и свободной самоорганизацией общества.Несмотря на то, что Калининградская область сегодня стала непременным участником практически всех региональных процессов, представляя в них интересы России, общая социально-экономическая ситуация в регионе и динамика развития внешних связей остается на неудовлетворительном уровне.Важно сделать все возможное, чтобы сохранить и развить потенциал не только двусторонних межгосударственных отношений, но и еврорегионального процесса, а также исключить возможность того, чтобы блоковые интересы на Балтике привели к искусственному созданию ситуаций, ставящих под сомнение позитивный процесс межрегионального и приграничного сотрудничества.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Конституция РФ. - СПб., 2002.2. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.3. Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. - N 2. - Ст. 231.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)5. Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //http://www.isp.ogr.pl6. Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. / Под ред. Вардомского Л.Б. и В.А. Миронова. Москва: Эпикон, 1999.7. Иванов В., Свобода слова в Калининградской области на примере местных средств массовой информации. //Калининградская область - Обзор фактов, событий, мнений. 2002. №5, Центр научных исследований им. В. Кентшиньского, Ольштын 2002, С. 9-17.8. Костомаров В. Очередная атака против калининградцев // Янтарный край. 1993. 25 декабря.9. Кошелев В.Н. Ворота Балтики открывают путь к возрождению Ганзейских традиций. // Морская индустрия. - 2004. - № 1.10. Кузнецов И.И. «Балтийский коридор» и экономика России. М.: МГИМО МИД РФ, 1998.11. Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.104 -109.12. Лашкевич Н. Бжезинский учит литовцев уважать Россию // Известия. 1995. 4 мая. № 81.13. Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. - 2000. - № 1. - С. 41-49.14. Нам тоже праздновать? // Янтарный край. 1993. 3 декабря.15. Пай-Горский В. Калининград и Европейская интеграция. // Морская индустрия. - 1998. - № 3.16. Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским союзом // Автореферат дисс.. кандидата экономических наук.- М., 1998.17. Партнерство России и ЕС по Калининградской области / MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002 // //http://www.netherlands.mid.ru/netherlands/eu.html.18. Свободные зоны: иллюзии и реальность // Экономика и жизнь. 1991. Январь. № 2.19. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сб. документов / Министерство иностранных дел СССР. Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). М.: Политиздат, 1984.20. Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003.21. Хихля А. Интернационализм, да не тот... // Калининградская правда. 1994. 11 ноября.22. Хочу в зону! // Московские новости. 1991. 16 июня. № 24.23. Янтарный остров России. Калининград: Калининградский областной комитет государственной статистики, 1996.24. Bingen D. Das Gebiet Kaliningrad (Koenigsberg): Bestandsaufnahme und Perspektiven. Deutche Ansichten / Summary in English. 2 Bd. Koeln: BIOst, 1993.25. Fairlie L. D. Will the EU Use Northern Dimension to Solve Its Kaliningrad Dilemma? Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 21, 1999).26. Joenniemi P. Kaliningrad as a Discursive Battle-field. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 15, 1999).27. Joenniemi P. Bridging the Iron Curtain? Cooperation Around the Baltic Rim. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 22, 1999).28. Kaliningrad: The European Amber Region./ P. Joenniemi, J. Prawitz. Aldershot: Ashgate, 1998.29. «Kaliningrad Region SEZ: Pros and Contras», East-West Institute, 1999 и др.30. Melvin N. Regional Foreign Policies in the Russian Federation. London: RIIA, 1995. Russia's Future: Consolidation or Disintegration? / Ed. By D. Blum. Boulder, Co.: Westview, 1994.31. http://saint-petersburg.ru/show/20848/. Приложение 1КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
|
|
|