Внешняя торговля РФ на современном этапе и направления её развития
Внешняя торговля РФ на современном этапе и направления её развития
Содержание Глава 1. Внешнеторговая деятельность России 1.1 Экспорт и импорт России. 1.2 Конкурентоспособность России в международной торговле Глава 2. Россия и международные экономические организации, интеграционные объединения мира 2.1 Россия и ВТО 2.2 Россия и ЕС 2.3 Россия и АСЕАН, АТЕС Глава 3. Направления развития внешней торговли России 3.1 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России 3.2 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики 3.3 Перспективы сотрудничества с ЭС, АСЕАН, АТЭС Глава 1. Внешнеторговая деятельность России 1.1 Экспорт и импорт России По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 400,5 млрд.долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ - 68,5 млрд.долларов США (снижение на 35,5%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд.долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд.долларов США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ - 25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.долларов США). Объем внешней торговли Российской Федерации в 2007-2009 г.г. (в млрд. долл. США) Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ - 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%). Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост. Основу российского экспорта в 2009 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2008 году - 72,6%) и по сравнению с 2008 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%. В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья среди товаров топливно-энергетического комплекса 50,0% стоимостного объема занимает нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2008 годом на 2,9%, а стоимостные снизились на 37,9%. Вместе с тем, начиная с апреля 2009 года наблюдается плавный рост средних контрактных цен на нефть сырую (рост цены в декабре 2009 года по отношению к цене января 2009 года составил 177,2%). Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 15,8%, нефтепродуктов - на 7,1%, в том числе: бензина автомобильного - на 8,0%, керосина, топлива реактивного - на 96,0%, дизельного топлива - на 9,7%, топлива жидкого - на 5,7%. Физические объемы экспорта российского газа природного и электроэнергии снизились на 23,9% и 1,8% соответственно. В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11,2% (в 2008 году - 11,4%). Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 6,6%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 9,4%, чугуна - на 12,2%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали - на 47,7%, меди - в 2,5 раза, алюминия - на 6,2%, никеля - снизились на 3,1%. В товарной структуре экспорта доля товаров химической промышленности в 2009 году составила 5,7% (в 2008 году - 6,0%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции сократился на 39,0%, физический объем - на 15,0%. Снижение стоимостных и физических объемов экспорта произошло практически по всем товарным группам продукции химической промышленности. Исключение составили: азотные удобрения, физический объем которых возрос на 15,6%, смешанных удобрений - на 19,3%, пластмасс и изделий из них - на 66,8%. Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составила 2,6% (в 2008 году - 2,3%). По сравнению с 2008 годом снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов - на 41,0%, целлюлозы - на 17,8%, при этом возросли физические объемы поставок в страны дальнего зарубежья пиломатериалов - на 4,7%, бумаги газетной - на 12,6%. Доля экспорта машин и оборудования в 2009 году составила 4,6% (в 2008 году - 2,8%). Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования - на 7,9%, механического оборудования - на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно. Доля экспорта продовольственных товаров в 2009 году составила 2,5% (в 2008 году - 1,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров возрос по сравнению с 2008 годом на 32,4%, а физический - на 70,8%, в основном, за счет экспорта пшеницы (рост на 47,6%), ячменя (рост в 2,4 раза), семян подсолнечника (рост в 2,9 раза), рыбы свежей и мороженой (рост в 5,7 раза). В структуре экспорта в страны СНГ в 2009 году доля топливно-энергетических товаров составила 42,2% от всего экспорта в эти страны (в 2008 году - 41,0%). Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился по сравнению с 2008 годом на 33,0%. Физические объемы поставок нефти снизились на 10,8%, бензина автомобильного - на 8,1%, дизельного топлива - на 48,4%, топлива жидкого - на 61,0%, угля каменного - на 39,8%. Значительно возросли стоимостные и физические объемы поставок газа природного - в 2,4 раза и на 90,1% соответственно. В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11,8% (в 2008 году - 13,0%). Стоимостной объем данной товарной группы снизился по сравнению с 2008 годом на 40,6%. Физический объем экспорта черных металлов и изделий из них снизился на 26,2%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 19,2%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 44,1%, продуктов прямого восстановления железной руды - на 69,7%, проката плоского из прочих легированных сталей - на 67,7%. Доля машин и оборудования в 2009 году составила - 15,9% (в 2008 году - 19,3%). Снижение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2009 году составил 9,2% (в 2008 году - 7,5%), продукции химической промышленности - 10,2% (10,3%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 5,1% (4,3%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 19,9%; 35,4% и 23,9%, соответственно. Физические объемы поставок в страны СНГ пшеницы возросли на 10,3%, масла подсолнечного - на 38,3%. Среди товаров химической промышленности возросли физические объемы экспорта азотных удобрений на 17,4%, пластмасс и изделий из них на 18,5%. Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ - 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%). Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2009 году приходилось 46,0% (в 2008 году - 55,9%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48,0% за счет снижения закупок механического оборудования на 40,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) - на 70,5%, электрооборудования - на 34,0%, инструментов и аппаратов оптических - на 39,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 74,3%, грузовых - на 83,1%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре составила 17,5%, что на 4,2 процентных пункта выше, чем в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров сократился на 14,3%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженного уменьшились на 19,4%, мяса птицы - на 20,8%, рыбы свежей и мороженой - на 10,1%, сыров и творога - на 7,8%, масла сливочного - на 27,1%, сахара-сырца - на 48,2%. Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,6% против 13,9% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 19,9%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 14,2%, фармацевтической продукции - на 5,8%, лаков и красок - на 29,4%, косметических средств - на 14,6%, мыла и моющих средств на - 14,1%, пластмасс и изделий из них - на 30,2%, каучука, резины и изделий из них - на 35,2%. Доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви составила 5,7% (в 2008 году - 4,3%). Стоимостной объем ввоза текстильной и обувной продукции по сравнению с прошлым годом снизился на 17,5%. Импорт хлопчатобумажных тканей и обуви из натуральной кожи (физические объемы) сократился, соответственно, на 39,3% и 36,0%. Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2009 году остался на уровне прошлого года и составил 5,2%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,5%. Физический объем ввоза черных металлов и изделий их них сократился на 42,2%, в том числе: труб - на 53,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 31,7%, металлоконструкций из черных металлов - на 50,3%. Удельный вес импорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составил 3,0% ( в 2008 году - 2,4%). Физические объемы ввоза данной товарной группы сократились на 33,8 %, стоимостные объемы - на 21,8%. В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году - 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52,5%, в том числе: механического оборудования - на 31,2%, железнодорожного транспорта и оборудования - на 75,6%, электрооборудования - на 39,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) - на 73,4%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 68,4 %, грузовых - на 76,9%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,7% (в 2008 году - 13,8%). Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2009 году по сравнению с прошлым годом сократился на 21,5%. Физические объемы ввоза сыров и творога сократились на 1,3%, продуктов, содержащих какао - на 0,8%, масла подсолнечного - на 61,3 %, пшеницы - на 46,7%. Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 18,1% (в 2008 году - 21,1%). Объемы импорта металлопродукции в 2009 году по отношению к 2008 году сократились в стоимостном выражении на 50,5%. Физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них сократились на 28,8%, в том числе проката плоского из железа и нелегированной стали - на 25,4%, труб - на 27,5%. Доля импорта топливно-энергетических товаров в 2009 году составила 10,7% (в 2008 году - 10,3%). Физические объемы поставок угля каменного снизились на 20,6%, нефтепродуктов - на 4,1%. Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта из стран СНГ составил 10,1% против 9,1% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 35,3%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 10,0, пластмасс и изделий из них - на 27,4%, лаков и красок - на 16,0%. Удельный вес текстиля, текстильных изделий и обуви в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 4,2% (в 2008 году - 3,1%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 4,0% (в 2008 году - 2,6%). Стоимостные объемы импорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 21,7% и 11,2% соответственно. В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50,3% российского товарооборота (в 2008 году - 52,1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2008 году - 14,5%), на страны ЕврАзЭС - 8,7% (8,2%), на страны АТЭС - 20,7% (20,3%). По данным таможенной статистики в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот России составил 132,7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 46,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 114,3 млрд.долларов США (рост на 47,2%), со странами СНГ - 18,4 млрд.долларов США (рост на 44,5%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 51,1 млрд.долларов США, что на 27,8 млрд. долларов США больше, чем в январе-марте 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 45,2 млрд.долларов США (рост на 26,5 млрд.долларов США), со странами СНГ - 5,9 млрд. долл. США (рост на 1,3 млрд.долларов США). 1.2 Конкурентоспособность России в международной торговле Синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В общем виде, его можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных его граждан. В то же время между всеми выше названными уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя зависимость и взаимозависимость. С одной стороны, конкурентоспособность страны базируется в первую очередь на ее жизнеспособности, то есть на прочности ее национальной производственной базы. С другой стороны, конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, как организована социально-экономическая среда, в которой ему приходится действовать. Его работу определяют не только собственные усилия, но, прежде всего, то, как в стране устроена система взаимоотношений между предпринимателями и властью, между самими предпринимателями, между предпринимателями и нанимаемыми ими работниками. Страновая и отраслевая конкурентоспособности, в конечном счете, зависят от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Конкурентоспособность можно также определить по имеющимся у страны ресурсам. По природным ресурсам Россия одна из самых богатых стран мира. Благодаря им страна имеет сегодня отличный торговый баланс и можем предложить на мировой рынок конкурентоспособные сырьевые товары и энергоносители. И это на длительную перспективу: высокая доля указанных товаров в экспорте будет характерная для России всегда. Но в таком положении есть свои минусы: зависимость от конъюнктуры неустойчивых мировых рынков и, главное, ослабление стимулов к развитию инновационной экономики, к структурным и институциональным изменениям, важным для поддержания высокой адаптивности страны и для развития граждан. Нефтяные месторождения России не относятся к числу наиболее благоприятных для эксплуатации. При цене менее 10 долл. за баррель добыча нефти на экспорт становится нерентабельной. Наконец, сырьевой экспорт, подчиненный динамике мирового рынка, сам по себе не позволит обеспечить высокие темпы экономического роста и преодолеть отставание страны по уровню душевого ВВП. По трудовым ресурсам и человеческому капиталу считается, что Россия находится в благоприятном положении: высокий уровень образования сочетается с непритязательностью работников в отношении оплаты и условий труда. Но одновременно обычно есть претензии к дисциплине и тщательности в исполнении работы. На деле рабочая сила неоднородна и в разных секторах ее качества различаются весьма существенно. Рынок труда сегментирован, прежде всего территориально, мобильность весьма низкая, что в значительной степени связано с привязанностью людей к жилью. Поэтому так важен доступный рынок жилья. Демографический кризис будет со временем увеличивать дефицит рабочей силы, потребуется привлекать мигрантов. При этом резервы рабочей силы на существующих предприятиях будут использоваться слабо. Есть избыток рабочих рук на селе, но практически его перемещение не имеет смысла. Важный вывод с точки зрения развития страны и повышения конкурентоспособности: свободной рабочей силы не будет, конкуренция на рынке труда должна обостряться. Это значит, что крупные инвестиционные проекты, ориентированные на увеличение производства, будут испытывать затруднения с комплектованием кадров или создадут их в других секторах. Россия обречена делать ставку на рост производительности и эффективности. Возможно замещение труда капиталом при капиталоемком техническом прогрессе, тогда спрос на рабочую силу будет снижен, но все равно ее прирост при крупных инвестициях необходим. Известны и обратные явления, когда недостаток капитала возмещался высоким качеством относительно дешевой рабочей силы (вновь Юго-Восточная Азия). Для России на предстоящий период эти варианты, очевидно, закрыты. Но тем более важную роль будут играть вложения в науку и образование, рост квалификации и мотивацию творческого труда и предпринимательства. В нынешней ситуации можно сказать, что существенных ограничений на привлечение инвестиций нет. В стране имеются свободные средства, ищущие выгодного приложения. Открыты и зарубежные источники, особенно в связи с неблагоприятными тенденциями на мировых финансовых рынках. В России сегодня относительно выше доходность, хотя и риски выше. Вопрос, однако, в областях приложения. Капиталы охотно идут в сектора, которые считают привлекательными -- нефть, газ, торговля, недвижимость, да и то при условии наличия подходящих заемщиков или реципиентов инвестиций, вызывающих доверие и склонных к сотрудничеству. Для диверсификации же необходимы вложения в иные сектора, сегодня неконкурентоспособные и рискованные, в которых зачастую приходится сталкиваться с некооперативным поведением, с людьми, не готовыми обменивать контроль на инвестиции. Рыночные механизмы перелива капиталов, которые и так в России практически отсутствуют, в подобных случаях работают неэффективно. Парадокс состоит в том, что страна нуждается в крупных инвестициях на модернизацию, но сегодня не в состоянии их принять и применить лучшим образом. В отличие от недавнего прошлого, когда имел место дефицит финансовых ресурсов, уже растут риски неэффективных и ненадежных вложений, подталкиваемых напором свободной ликвидности, в том числе от притока нефтедолларов. Таким образом, государственные инвестиции, по крайней мере в скромных масштабах, оказываются необходимы, во всяком случае для преодоления провалов рынка. Однако возросшая неопределенность технико-экономических сдвигов препятствует установлению приоритетов и финансированию конкретных крупных инвестиционных проектов. Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2009?2010 годы. В соответствии с докладом Global Competitiveness Report, Россия упала с 51?го на 63?е место, опустившись ниже таких стран, как Черногория, Турция, Мексика, Панама и Маврикий. Кроме того, Россия указана среди стран, которые глобальный финансовый кризис затронул наиболее сильно. «Россия упала в этом году на 12 позиций, скатившись до 63?го места и став единственным рынком из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай. -- Infox.ru), продемонстрировавшим падение», -- отмечается в докладе. Главными преимуществами России по-прежнему являются большой объем рынка и относительная макроэкономическая стабильность, хотя это частично стало результатом неожиданно возросших доходов от экспорта нефти, и поэтому в долгосрочной перспективе устойчивость может исчезнуть. Однако для повышения конкурентоспособности Россия должна побороть ряд структурных недостатков. Главной озабоченностью является недостаточная эффективность правительства -- по этому показателю Россия находится лишь на 110?м месте среди 133 стран. Среди других недостатков в докладе отмечаются малая независимость судебной системы (116?е место), отсутствие прав собственности (119?е место), а также «более общие озабоченности фаворитизмом властей в отношениях с частным сектором». Недостатки отмечаются и в частном секторе. Так, российские компании отмечены низким уровнем корпоративной этики -- по этому показателю Россия находится лишь на 110?м месте из 133?х. Кроме того, падением в рейтинге конкурентоспособности Россия обязана слабой эффективности товарного (108?е место) и финансовых (119?е место) рынков. Глава 2. Россия и международные экономические организации, интеграционные объединения мира 2.1 Россия и ВТО В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно -- это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое -- это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО. В целом присоединение к ВТО стратегически выгодно России. Это признается многими как внутри страны, так и за ее пределами. Другое дело -- тактика отношений с этой организацией. Определенная часть специалистов и представителей российского бизнеса считает, что РФ сейчас не готова к открытию своих рынков в соответствии с нормативами ВТО. Более того, существует мнение, что присоединение к этой организации может окончательно подорвать российскую промышленность, еще больше увеличить сырьевую составляющую экспорта, зависимость от внешних факторов. Предлагается присоединять Россию к ВТО только после перехода ее экономики в фазу устойчивого роста, когда национальный бизнес будет готов противостоять иностранной конкуренции. Ведущие страны-члены ВТО заинтересованы в принятии России в свой круг, поскольку это облегчит доступ их предприятиям на рынок РФ и к ее природным ресурсам. При этом они стремятся добиться от России максимальных уступок по открытию ее внутреннего рынка и возможно более полному устранению дискриминации действующих на нем иностранных компаний. Требования, предъявляемые к России, сводятся в основном к: * снижению или полной отмене пошлин на ряд товаров; * допуску иностранных компаний на рынок услуг, к конкурсам на проведение государственных закупок; * отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдению норм ВТО при дотировании аграрного комплекса; * сокращению субсидирования отдельных отраслей; * отказу от экспортных пошлин; * упрощению норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле. Что даст России участие в ВТО? Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: - получение лучших, в сравнении с существующими, и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; - доступ к международному механизму разрешения торговых споров; - создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; - расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО (в частности, в банковской сфере); - создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; - участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; - улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. Таким образом, присоединение России к ВТО имеет свои «плюсы» и «минусы». Плюсы: 1. Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения. 2. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику. 3. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для разрешения торговых споров. 4. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей. 5. Наличие ограниченного во времени переходного периода по отдельным отраслям заставит их активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности своей продукции. Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов. Основные тенденции и темпы развития экономики в целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и неприсоединения к ВТО будут определяться в целом одними и теми же факторами, которые преимущественно не связаны непосредственно с фактом присоединения к ВТО. Минусы: 1. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России; 2. Ухудшение торгового и платежного балансов, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга; 3. Серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг. 2.2 Россия и ЕС Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%. В.Н. Сумароков. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. - М. Научное издание, 2007. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров. Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа - Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь - воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа - Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море. Участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой. В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России. Сами страны ЕС не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС. При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния. Политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием, так называемого, англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России. В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия - Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне. Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС. Поэтому переговорный процесс Россия - ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам. Но в результате финансового кризиса, политика поменялась. В России есть деньги, потребность в западных технологиях, ресурсы, которые нужны ЕС для выхода из кризиса, поэтому экономические параметры сегодня определяют сближение. Поэтому среди основных достижений диалогов ЕС-России в 2009 году можно назвать следующие: * Переговоры по новому соглашению между ЕС и Россией (в 2009 году прошло 5 раундов переговоров); * Подписание финансовых соглашений по 5 программам приграничного сотрудничества (Коларктик, Карелия, Юго-Восточная Финляндия/Россия, Литва/Польша/Россия, Эстония/Латвия/Россия); * Возобновление работы неформального механизма предварительного оповещения о поставках товаров; * Завершение строительства и официальное открытие двух пунктов пропуска (Мамоново II и Чернышевское); * Подписание в ноябре 2009 года координаторами энергетического диалога меморандума о механизме раннего предупреждения; * Реализация соглашений по упрощении выдачи виз; * Продолжение визового диалога; * Начало обсуждения возможного участия России в 7-ой Рамочной программе ЕС по поддержке исследований и технологического развития. 2.3 Россия и АСЕАН, АТЕС Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить свободный режим торговли в рамках сообщества для развитых стран к 2010 году, а для остальных - к 2020. Участие России в функционировании такой гигантской зоны является крайне выгодным и сулит большие прибыли. Являясь региональным локомотивом экономического роста, регион АСЕАН формирует запросы и требования к своим контрагентам в мире, которые необходимо учитывать его партнерам. Устранение России от связей со странами АСЕАН может лишить ее внешних импульсов для экономического развития, которые генерируются в этом регионе. Эти импульсы могут выступать и в форме потребностей в определенных российских товарах, и в виде иностранных инвестиций, и в форме правил, обычаев и законодательного регулирования хозяйственной деятельности. В то время как объем внешней торговли АСЕАН составляет примерно 750 млрд. долл., доля России в этом объеме составляет менее половины процента. Повышение значимости АСЕАН в мировой экономике ставит вопрос о необходимости для России развивать торгово-экономические связи с входящими в эту организацию странами. России приходится экспортировать ограниченный круг промышленных товаров, в который входят черные и цветные металлы и металлопродукты, химические товары, включая удобрения, бумагу и целлюлозу, а также военные самолеты и некоторые другие виды вооружения по разовым контрактам. Вес машин и оборудования в отечественном экспорте в этот регион остается очень низким. Сотрудничество России со странами АСЕАН и АТЭС наиболее перспективно для России; оно возможно по трем направлениям: · экспорт в эти страны таких традиционных российских товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты; · налаживание в России путем создания совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования; · совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины. Страны АСЕАН являются регионом тропического земледелия, продукция которого представляет значительный интерес для многих российских фирм. Кроме того, некоторые виды минерального сырья, производимого в регионе, могут с выгодой импортироваться в Россию. В настоящее время российские фирмы осуществляют закупки в странах Юго-Восточной Азии порознь, зачастую конкурируя между собой. Создание объединений российских фирм, работающих в этом регионе, в том или ином виде для координации их деятельности в странах АСЕАН могло бы повысить эффективность внешнеторговых операций и облегчить кредитное обеспечение со стороны банков. Правительства стран АСЕАН демонстрируют стремление к укреплению двусторонних связей с Россией, о чем говорят частые визиты в нашу страну глав правительств и высокопоставленных правительственных и парламентских делегаций стран региона. В Москве в свою очередь, создан совместный комитет сотрудничества Россия - АСЕАН. Начиная с 1996 г., Россия имеет статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Кроме того, с этого же года она стала участницей Регионального форума АСЕАН (АРФ), который был образован в 1994 г. для консультаций по вопросам безопасности в АТР. В ноябре 1997 г. постановлением правительства России образована Комиссия РФ по делам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Это межведомственный орган, обеспечивающий взаимодействие и координацию сотрудничества федеральных органов исполнительной власти с АСЕАН и осуществляющий связь между Правительством Российской Федерации и АСЕАН. Деловой совет Россия - АСЕАН учрежден в 1998 г. Торгово-промышленной палатой России и Конфедерацией торгово-промышленных палат АСЕАН. Задачами Совета являются содействие торговли и сотрудничеству в сфере экономики, обмен информацией, проведение совместных мероприятий по содействию деловым контактам, организация участия в выставках и ярмарках в России и странах АСЕАН и др. Сформирован Постоянный комитет российской части Делового совета во главе с Президентом ТПП России. Экономические отношения России со странами АСЕАН в последнее время приобретают более прочную правовую базу. Так, 10 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре во время ежегодных мероприятий АСЕАН на высшем уровне состоялось совещание министров иностранных дел России и АСЕАН, в рамках которого министры подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития. Наиболее эффективно работающей негосударственной организацией является Фонд сотрудничества Россия - АСЕАН. Этот фонд создан по инициативе Министерства иностранных дел России и осуществляет свою деятельность под его патронажем, а также в тесной координации с Комиссией Российской Федерации по делам АСЕАН и Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам участия в форуме АТЭС. Фонд представляет собой структуру, в рамках которой государство активно взаимодействует с частным бизнесом. Направления деятельности Фонда закреплены в правительственной концепции развития сотрудничества РФ со странами АСЕАН и АТЭС. Такие страны АСЕАН, как Вьетнам, Малайзия, Таиланд и Индонезия, можно рассматривать в качестве перспективного рынка для российской машиностроительной продукции, в первую очередь в области энергетики, металлургии, нефте- и газодобычи, производства строительных материалов и минеральных удобрений. Важным условием в этом направлении является кредитное содействие российскому экспорту машин и оборудования. Важно подчеркнуть, что именно страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в АСЕАН порождает растущий спрос на отдельные виды российской продукции. Очевидно, что проблемы сотрудничества России и стран АСЕАН не могут быть решены силами одного бизнеса без поддержки государства. Россия, как участник АТЭС, вырабатывает свою собственную позицию по ключевым вопросам, обсуждаемым в рамках этого форума. Признавая, что острота дискуссии по ключевым вопросам достаточно высока, российская сторона подчеркивает, что интересы развития мировой торговой системы требуют от всех участников поиска компромиссов. Это дает возможность АТЭС внести вклад в процесс продвижения переговоров в рамках самой широкой международной структуры - ВТО - и достижение консенсуса. Глава 3. Направления развития внешней торговли России 3.1 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает: · специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг; · усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; · обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости; · достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков; · реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья; · усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка; · географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков; · создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации; · выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики; · укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки; · повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле. Основные целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице. Таблица Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года (млрд. долларов США) |
| 2010 прогноз | 2015 прогноз | 2020 прогноз | | Экспорт товаров, всего | 503 385 | 638 442 | 903 477 | | экспорт топливно-энергетических товаров | 313 230 | 375 247 | 484 232 | | экспорт машин и оборудования | 30 28 | 55 49 | 122 94 | | Импорт товаров, всего | 434 385 | 683 585 | 943 703 | | Экспорт транспортных услуг | 13,1 | 23,4 | 41 | | Прямые инвестиции российских компаний за рубежом | 46 | 93 | 216 | | Прямые иностранные инвестиции в Россию | 64 | 108 | 209 | | |
Здесь: числитель - в текущих ценах, знаменатель - в ценах 2006 года. Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации: · обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики; · перевод экономики на инновационный путь развития; · активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав; · открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции; · предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер; · специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний; · географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития; · активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию; · расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики. 3.2 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики Особенностью современной модели управления внешнеэкономической деятельностью в России является необходимость воздействия на международную коммерческую деятельность отечественных предприятий в целом и повышения роли субъектов Федерации и территорий. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы институтов, обеспечивающей реализацию национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски. Такая система институтов включает три следующих крупных блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки и поддержку управления во внешнеэкономической сфере. С целью поощрения экспорта товаров и услуг будет создана система снижения рисков соответствующих операций. Экспортное кредитование превратится в массовый продукт и будет осуществляться на условиях, обеспечивающих конкурентоспособность поставок. Будут законодательно закреплены условия предоставления экспортных кредитов Внешэкономбанком и другими российскими банками, создано специализированное агентство по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхованию инвестиций. Государственные институты развития будут оказывать кредитную и финансовую поддержку экспортно-ориентированным производствам по всему циклу, включая приобретение иностранных технологий и лицензий. Получит развитие целевая поддержка экспортно-ориентированных производств в особых экономических зонах, перспективных НИОКР, международной сертификации российской машиностроительной продукции. Будут созданы специальные инструменты для стимулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса. Получит развитие система выявления и устранения торговых барьеров в зарубежных странах. В качестве основного операционного инструмента будет создан реестр торговых и инвестиционных барьеров в отношении российских товаров, услуг и инвестиций. Деятельность торговых представительств будет рационально встроена в общую систему выявления и устранения таких барьеров. С целью формирования позитивного имиджа России, российских компаний и регионов за рубежом активизируется содействие продвижению российских брендов, будет расширена практика проведения ежегодных экономических форумов на основе частно-государственного партнерства. Тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Основными задачами таможенно-тарифной политики являются: 1. Содействие перевооружению и технологической модернизации российской экономики. Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции. 2. Стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»). Стимулирование развития производственно-технологической кооперации будет осуществляться, прежде всего, в высокотехнологических отраслях (автомобилестроение, атомная энергетика, авиа- и судостроение, легкая промышленность) и достигаться путем оптимизации структуры таможенного тарифа и расширения применения экономических таможенных режимов (переработка на таможенной территории и переработка для внутреннего потребления). Применение таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления позволит расширить производство за счет импортных компонентов и при этом предлагать продукцию на внешнем и внутреннем рынках по более конкурентоспособным ценам. Будет осуществлен постепенный переход от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров, к использованию, при необходимости, нетарифных мер ограничения экспорта. Будет продолжена работа по эскалации Таможенного тарифа (дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров и предназначения товаров). Будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров. 3. Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта. В рамках данной задачи будет обеспечена сбалансированность и рациональная защита внутренних рынков за счет гибкого реагирования на запросы производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованного завышения пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России. Будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами, в части уточнения принципов формирования списка стран - бенефициаров, перечня товаров и правил определения их происхождения. Будут сокращаться тарифные льготы, искажающие регулятивную функцию таможенного тарифа (товары, ввозимые в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал, оптимизация применения режима свободной таможенной зоны и т.д.). Модернизация таможенного администрирования будет включать создание новой системы организации таможенного контроля и таможенного оформления, предполагающей в частности, реализацию принципов «одного окна» и «одной остановки», создание единой межведомственной автоматизированной базы данных выданных разрешительных документов на ввоз и вывоз товаров, осуществление таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, что позволит сократить издержки экономических операторов на логистику и хранение товаров. Система регулирования иностранных инвестиций на территории России будет развиваться путем имплементации международных правил движения капитала. Будут созданы системы федеральных и региональных институтов привлечения инвестиций, функционирующих по принципу «одного окна», а также институт «омбудсмена» по иностранным инвестициям. Расширится участие предпринимательского сообщества в выработке решений в области внешнеэкономической политики. Под эгидой межправительственных комиссий (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству будет создана система Деловых советов, подключенных к выработке внешнеэкономических решений. Сформируется система консультационно-информационной, организационной и правовой поддержки бизнеса во внешнеэкономической сфере. Будет упорядочено оказание политической и дипломатической поддержки российским компаниям, модернизируется государственная информационная система содействию экспорту. Механизм принятия решений во внешнеэкономической сфере будет постоянно совершенствоваться. Улучшится координация между ветвями власти по выработке стратегических решений (включая вопросы совершенствования законодательства и повышения эффективности правоприменительной практики) и тактики их реализации, изменится роль российских частей межправительственных комиссий, будет создана система управления экономическими и политическими рисками на глобальных рынках. Меры в области укрепления кадрового потенциала будут включать, в частности, совершенствование образовательных программ, расширение изучения языков, подготовку и переподготовку госслужащих в сфере внешнеэкономической деятельности. Изменение модели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики потребует внедрения новых инструментов и документов оперативного управления этой сферой. Во-первых, будут разработаны краткосрочные (от одного до трех лет) программы продвижения экспорта, определяющие ключевые направления промышленного экспорта и набор инструментов для достижения намеченных целей с учетом приоритетности и специфики конкретных зарубежных рынков, потребностей отраслей и региональных особенностей производства и реализации экспортируемой продукции. Во-вторых, по ключевым странам - партнерам Российской Федерации будут подготовлены двусторонние планы торгово-экономического сотрудничества (на срок до 3 лет), определяющие основные целевые параметры взаимной торговли и инвестиций и конкретные мероприятия по их достижению. В-третьих, эти программы и планы будут дополнены ежегодными директивами торговым представительствам Российской Федерации в иностранных государствах, нацеленными на решение конкретных задач по совершенствованию взаимодействия со страной пребывания. В-четвертых, ежегодно будут утверждаться «Основные направления таможенно-тарифной политики», определяющие приоритеты деятельности Российской Федерации в этой сфере. В-пятых, будет совершенствоваться система подготовки (в т.ч. на условиях аутсорсинга) среднесрочных и долгосрочных конъюнктурных прогнозов по основным отраслям и географическим направлениям внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с целью идентификации открывающихся возможностей и потенциальных угроз, с последующим внесением необходимых корректив во внешнеэкономическую политику страны. 3.3 Перспективы сотрудничества с ЭС, АСЕАН, АТЭС Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны. Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы - выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес. В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ. Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским союзом являются следующие: · Доступ к европейским технологиям и компетенциям; · Сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования; · Стратегическое партнерство в сфере энергетики; · Развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров; · Устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки. Организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Россия рассматривает АТЭС прежде всего как уникальный механизм экономической интеграции стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и будет использовать членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Будет активизирована работа в структурах форума АТЭС и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии - полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.
|